Личные местоимения, возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения.


БЕКІТЕМІН:
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
«____» _______201___ г.
А.Т.Куандыков
Учитель: Кульсаринова Гульмира Еркиновна
Предмет: Русский язык
Класс: 6 класс
Дата проведения:___________
Урок __________.
Тема урока: Личные местоимения и возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения.
Цель (обучения): Правильно писать местоимения с предлогами; правильно употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме; употреблять в речи вопросительные местоимения с учетом особенностей их склонения; различать вопросительные и относительные местоимения в речи; находить относительные местоимения в сложных предложениях;
Цель (личностного развития): развитие речевых навыков учащихся через парную форму работы.
Ожидаемые результаты: Ученики умеют правильно употреблять местоимения в речи, определяют его разряд; умеют выделять главную информацию в тексте, анализировать, графически изображать, публично выступать, разрабатывать критерии оценивания, оценивать свою деятельность на уроке; составлять вопросы высокого порядка и давать развёрнутые ответы.
Время Время на этап Этапы
урока Задачи Деятельность учителя Деятельность ученика Организационные формы Оценивание Используемые модули
1-2 мин 1-2 мин Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок. Создание благоприят-ного психологи-ческого климата. Формативное
(похвала)
2-7 мин 4-5 мин Проверка выполнения домашнего задания Выявление одарённых и талантливых детей.
Проверка усвоения материала прошлого урока
Учитель собирает работы учащихся; организует работу по проверке изученного материала по приему КМ «Горное восхождение», предварительно проконсультировав учащихся, в парах по вопросам: на знание – что называется местоимением?
На понимание – приведи свои примеры на все разряды местоимения.
На применение – Просклоняй по падежам местоимение я или ты.
На анализ – выяви различия между местоимением и другими именными частями речи (суш., прилаг., числит.).
На синтез – придумай четверостишие на тему «Местоимение».
На оценивание – Дай оценку значению местоимений в нашей речи. Учащиеся сдают свои работы.
Учащиеся работают в парах. Они по очереди задают друг другу вопросы. Если учащийся отвечает на вопрос правильно, то они перемещают свою фишку на один квадрат вверх на игровом поле и гора становится ближе. Если учащийся отвечает неверно на вопрос, то они сохраняют свою «неверно отвеченную карточку» и могут изучить правильный ответ во время игры. Один квадрат перед вершиной горы является "базовым лагерем", где учащиеся должны взять вторую попытку на все свои «неверно отвеченные карточки». Задача для команды из двух "альпинистов" состоит в том, чтобы добраться им обоим до вершины горы. Работа в парах Формативное оценивание
(опрос учащихся в парах, техника «Горное восхождение», аплодисменты). Обучение талантливых и одарённых учеников.
Оценивание для обучения
8 – 11
мин 3 мин Стадия вызова Пробуждение интереса к получению новой информации.
Постановка учеником собственных целей обучения. Чтение рассказа Януша Корчика учеником.
Учитель: - Так какой же вывод вы можете, ребята, сделать из услышанного - какое значение имеют местоимения?
- Тема нашего сегодняшнего урока: Личные местоимения и возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения.
- Обсудите в парах, какова будет цель нашего урока? Чему вы должны будете научиться на уроке? Читает ученик: - Послушайте рассказ Януша Корчика.
«Я вам расскажу об одном малюсеньком слове таком умном, что просто не верится. Это слово — кто?
Постучат в дверь, ты спрашиваешь: «Кто?». Тебе отвечают, и ты открываешь дверь. А не будь этой малышки «кто», ты должен был спросить: «Это Ваня стучит? Или Петя? Или тётя? Или дядя?... А тот всё отвечает: «Нет! Нет! Нет!».
И ты мог бы так три часа подряд спрашивать и не угадал бы. Стоял бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел, не пил бы, всё только спрашивал бы. А так: «Кто там? - и в этом коротеньком слове сидят имена всех на свете людей.
Ответы учеников. (- Чтоб экономить время. - Чтобы не повторять одни и те же слова, - чтобы мы друг друга понимали, чтобы наша речь была ясной, понятной, выразительной).
Ученики в парах обсуждают цели и задачи урока. Заполняют листы самооценки. Фронтальное обучение Формативное оценивание
( техника «20 секунд», аплодисменты) Новые подходы в обучении: Обучение тому, как учиться. Диалоговое обучение (кумулятивная беседа). Критическое мышление («Мозговой штурм», «Маршрутный лист»).
Обучение талантливых и одарённых.
Оценивание для обучения
11-34 мин 23 мин Осмысление содержания Получение новой информации.
Обсуждение результатов.
Работа по карточкам в паре.
Учитель организует работу по осмыслению содержания новой темы, через непосредственный контакт с новой информацией.
1. Задания по теме «Личные местоимения и возвратное местоимения себя»:
А) Выявите особенности склонения личных местоимений и возвратного местоимения себя. Обсудите в паре.( 1. Иногда меняется все слово (мы в Родительном падеже- нас. 2. Местоимение Он изменяется по родам. 3. При присоединении предлогов к личным местоимениям, появляется буква «Н» в начале слова, например, К нему, но ему).
В) Выполните упр. 498. Просклоняйте личные местоимения множественного числа МЫ, ВЫ, ОНИ. Взаимопроверка.
С) Выполните упр. 504. Вставьте в нужной форме местоимение СЕБЯ и обозначьте его падеж.
2. Задания по теме «Вопросительные и относительные местоимения»:
А) Составьте алгоритм, пользуясь которым вы сможете разграничить вопросительные и относительные местоимения в речи.
В) Работа с текстом.
Прочитайте. Пользуясь своим алгоритмом, найдите вопросительные местоимения. Преобразуйте вопросительные местоимения в относительные.
Морское дно скрывает в себе много тайн. Кто решиться проникнуть туда? Что за обитатели там живут? Какой образ жизни у морских животных?  Сколько их видов? Каков их нрав? Чьи красочные спины и яркие плавники мы можем увидеть?
(Из энциклопедии «Моря и океаны» и книги «Как увидеть морское дно?» Александра Тамбаева).
*** для ОДД и ТД: выполнить упр. 518. Найти морфологические ошибки в образовании форм глагола и местоимений. Ученики организуют индивидуальный поиск, запись в тетрадях и взаимопроверку письменных работ, обсуждение через диалог в паре.
Ученики заполняют по ходу урока маршрутные листы по пунктам темы.
Парное и индивидуальное обучение. Формативное оценивание
(взаимооцен-ка, самооценка, техника «Ошибочнос-ти понима-ния»).
Новые подходы в обучении: Диалоговое обучение (кумулятивная беседа).
Обучение талантливых и одарённых.
Оценивание для обучения.
34-35 1 мин Физминутка Использование новых технологий (ИКТ).
35-40 мин 5 мин Закрепление знаний. Тестирование. Приложение № 2. Организуется письменная работа по тестам по изученному материалу.
Ключ выносится на ИД. Учащиеся выполняют письменно задания, осуществляют взаимопроверку с ключами на ИД, оценивают работу соседа. Критерии оценивания тестирования на доске по баллам. По 1 балу за правильный ответ.
9-10 б. (89-100%) = «5»
7-8 б. (75-88%) = «4»
6 б. (61-74%) = «3»
5 б. и менее (60% и менее) = «2» Формативное оценивание (взаимопроверка) Использование новых технологий (ИКТ).
41-43 мин 2-3 мин Рефлексия Анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации Вопросы по маршрутным листам:
- Что не получилось?
- Какие проблемы возникли?
- Какие пути решения проблем вы нашли?
- Спасибо за работу на уроке. Учащиеся заполняют маршрутные листы и в устной форме высказывают своё мнение о том, что не получилось и какие проблемы возникли на уроке. Индивидуальное обучение
Формативное оценивание
Критическое мышление.
Оценивание для обучения
44-45 мин 1 мин Домашнее задание Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Варианты домашнего задания высвечиваются на ИД:
* Выполните упр.502. Списать, вставляя пропущенные предлоги, обозначить падеж местоимений.
** Выполните упр.517. Преобразуйте простые предложения в сложные, используя вместо личного местоимения относительное местоимение по смыслу.
*** Придумайте лингвистическую сказку о семье Местоимений. Дети записывают домашнее задание в дневники.
Индивидуальное обучение Обучение талантливых и одарённых.
Использование новых технологий (ИКТ).
Критическое мышление (эссе)
Приложение №1.
Маршрутный лист
Процедура и материал. Маршрутный лист заполняется в начале и в конце изучения темы.
Цель использования. Работая с этим листом, учитель может следить за возникшими у ребенка проблемами.
Маршрутный лист ученика (Ф.И.)________________
Класс _________
Дата __________
Тема Что знал? Чему научился? Чему хотел научиться, но не получилось?
Почему не получилось? Какие проблемы возникли при работе над темой?
Пути решения проблем.
Личные местоимения. Нужно: ________________
Возвратное местоимение СЕБЯ Вопросительные и относительные местоимения Тестирование Приложение №2.
Тесты по теме «Местоимение»
Распределение заданий по содержанию и видам деятельности:
Знание
30% (3 из 10 вопросов) Местоимение…
А) называет предмет;
В) указывает на предмет;
С) обозначает признак предмета.
2. Для связи простых предложений в составе сложных употребляются местоимения…
А) отрицательные;
В) личные;
С) относительные.
3. Найдите строку с личными местоимениями:
А) весь, кто, твой, себя;
В) тебя, вас, о нем, к нему;
С) ваших, этот, некто, собой.
Применение
40% (4 из 10 вопросов)
4. Определите морфологические признаки выделенного местоимения в предложении: У него была своя история.
А) личное, 3 л., Р.п., ед.ч.;
В) относительное, 2 л., В.п.. ед.ч.;
С) личное, 1 л., Р.п, ед.ч.
5. Поставьте местоимения, данные в скобках, в нужную форму:
Наедине с (ты), брат,
Хотел бы я побыть:
На свете мало, говорят,
(Я) остается жить. (М.Ю.Лермонтов.)
А) тебе, мне;
В) тобой, мной;
С) тобою, мне.
6. Укажите ошибку в определении разряда местоимений:
А) тебя – личное;
В) себя – личное;
С) меня _ личное.
7. Укажите ошибки в определении начальной формы местоимения:
А) его – я;
В) нас – мы;
С) собой – себя.
Интеграция
30% (3 вопроса из 10) 8. Найдите лишнее слово, учитывая разряд местоимений:
А) свой;
В) собой;
С) мой.
9. Определите предложение с грамматической ошибкой:
А) У его отца была старинная книга.
В) У его была старинная книга.С) У него была старинная книга.
10. Определите, сколько местоимений в предложении: В характере каждого человека есть нечто такое, что составляет его основу.
А) 4;В) 3;С) 5.