Методическая разработка: Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик


Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.На уроках информатики активно используются современные образовательные технологии и методики на уроках информатики. Это является одним из важнейших направлений развития современной организации учебного процесса.
Согласно Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по информатике и ИКТ, основными целями обучения являются:
формирование основ научного мировоззрения;
развитие мышления обучающихся;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
подготовка учащихся к практическому труду, продолжению образования.
Основные методы современных образовательных технологий:
модульный;
интегрированный с другими предметами.
личностно ориентированный;
дифференцированный
Информатика как нельзя лучше отвечает этим требованиям: она обеспечивает межпредметные связи, соотношение целей и содержания, прикладную направленность, позволяет использовать современные образовательные технологии, поэтому необходимо развивать у обучающихся устойчивый интерес к предмету.
Применение современных компьютерных технологий  на уроках информатики:
1. Использование мультимедийных презентаций
Мультимедийная презентация дает возможность преподавателю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией. При подготовке к урокам незаменимым помощником преподавателю может оказаться Windows-приложение Power Point, входящее в комплект интегрированного пакета Microsoft Office.
Такая форма урока позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала, сокращает время обучения. Такие уроки помогают решить следующие задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к информатики в частности;
оказать учебно-методическую помощь ученикам в самостоятельной работе над учебным материалом;
развивать интерес к предмету.
2. Интегрированные уроки
Данная форма уроков используется для изучения материала, где необходимо показать связь с другими предметами или с жизненными ситуациями. Таким образом, формируется понятие о системе основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной системе знаний.
3. Урок-игра
Игра – особая форма взаимодействия ребенка с миром. Такие уроки формируют положительное отношение обучающих к овладению компьютерной грамотностью. Игра развивает воображение, стимулирует мотивы учебной деятельности, учит принимать решения в различных ситуациях. Общение детей дошкольного и младшего школьного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр с учётом возраста и учебной направленности. Данные уроки позволяют развивать интерес у обучающихся к предмету, позволяют разобраться в сложных понятиях информатики.
В работе используются самые разнообразные обучающие и развивающие компьютерные игры. Так, например:
а) контролирующие – выполняют функции контрольно-оценочной деятельности;
б) дидактические – сформировать познавательные и практические умения;
в) тренажерные – развивают навыки и умения.
4. Использование Интернета 
Благодаря грамотно организованной работе на уроках учащиеся овладевают умениями находить информацию, систематизировать, анализировать ее, использовать в созидательных и образовательных целях. Обязательно на таких занятиях акцентируется вопрос о защите своих и чужих авторских прав.
5. Использование видеоматериалов 
На уроках информатики широко используются видеоматериалы, которые всегда оживляют урок и делают его зрелищным и запоминающимся. При изучении новых тем, учащиеся могут несколько раз просматривать материал, заострять внимание на непонятных вопросах и фиксировать полученные ранее знания.
6. Работа в группах
Используется данная форма работы для изучения таких тем, как «История развития ВТ», «Основные устройства компьютера», «Информация и  информационные процессы» и т. д. Работа в группах развивает коммуникативные  компетенции у студентов, толерантное отношение друг к другу.
7. Проектная деятельность
Одна из самых интересных форм урока, требует огромной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Дается задание, начинается огромный процесс в создании проекта: ставятся цели и задачи, подбирается материал, создаются поделки, фотографии и т. д. Часто в данный процесс вовлекаются родители. Результат – защита проектов на уроке. Идет совместное обсуждение, выставляются оценки. Данная форма работы развивает огромный интерес к предмету и к творчеству ученика.
8. Индивидуальные формы работы позволяют проконтролировать знания на разных этапах понимания и восприятия информации, ликвидировать пробелы, развивать способности учеников.
Использование различных форм урока с использованием современных образовательных технологий обеспечивают развитие коммуникативных компетенций:
умение работать в группах;
находить нужную информацию, обрабатывать ее, хранить, передавать;
формировать современный стиль мышления – операционный;
сформировать понимание о том, что компьютер является мощным и быстродействующим инструментом в руках человека;
формировать системно-информационную картину мира, алгоритмическое мышление;
умение использовать информационные технологии в жизни, развивать интерес не только к предмету информатики, но и к получению знаний в целом.