Рекомендации родителям и педагогам о том, как вести себя с медлительными и гиперактивными детьми.


«Шустрики» и «мямлики».
«Ну, давай же скорее! Что за копуша! Быстрее! Сколько же раз повторять! Я жду! Ну, поторопись! Опоздаем!»
Кто не слышал подобных уговоров во время подъёма и одевания ребёнка или по пути в детский сад. Нарастающее раздражение матери, её сердитые интонации, гнев и наконец, отчаяние: опоздали! – всё разбивается о неторопливость ребёнка, не даёт ни малейшего эффекта. Дальнейшее зависит от маминого темперамента и исчерпывается двумя вариантами: либо мама, вздохнув, быстро переодевает ребёнка сама, либо с криками и подзатыльниками пытается снова добиться этого от ребёнка и опять в конечном счёте всё за него делает. И в том и в другом случае гарантировано испорченное настроение у обоих, сознание собственной неполноценности у ребёнка, выраженное недовольство им и скрытое недовольство собой у матери. Такие сцены не способствуют благоприятному развитию взаимоотношений матери и ребёнка. Растёт внутренняя напряжённость, учащаются конфликты. Почему же это продолжается годами и становится привычным во многих семьях. Во-первых, необходимо знать факторы, вызывающие нарушение поведения у детей:
- токсикозы у матери в период беременности;
- перенесённые матерью во время беременности любые инфекционные заболевания или заболевания, связанные с хотя бы временным или частичным нарушением функций кроветворной системы, печени, почек.
-воздействие химических веществ (ядов, сильнодействующих лекарств, алкоголя, табачного дыма).
- родовая травма (асфиксия, стремительные роды).
Гиперактивность у «шустриков» и замедленность у «мямликов» обусловлена физиологически. Если ваш ребёнок непоседливый, неугомонный «шустрик» или медлительный, задумчивый «мямлик», помните, что это не просто дурной характер, и даже не темперамент, а вполне вероятно, специфическая черта вашего ребёнка, обусловленная особенностями его нервной системы. И эту особенность надо обязательно учитывать в процессе воспитания ребёнка. Следует выбрать подходящий, по возможности единый для всех окружающих ребёнка взрослых стиль воспитания. При этом нужно отказаться от неуместных, неподходящих воспитательных воздействий. Ищите тот способ общения с ребёнком, управления им, который даёт наибольший успех по отношению именно к вашему ребёнку, которого никто не знает и никто не любит больше, чем вы.
Детям- «мямликам» требуется постоянная терпеливая и ненавязчивая помощь, они нуждаются в участливом, сочувственном отношении со стороны взрослого, особенно матери. Необходимо поддерживать такого ребёнка в убеждении, что у него всё получится, всё будет хорошо. «Мямлика» нельзя одёргивать ,подгонять, ругать за неудачи – он моментально «завянет» и может отказаться от дальнейших действий.
Другого рода трудности возникают у детей-шустриков. Быстрые, подвижные, непоседы, они доставляют взрослым немало хлопот. Их трудно приучить к порядку, им с трудом даётся любая сковывающая их активность деятельность, они нелегко привыкают к чёткому режиму. «Шустрики» обладают повышенной возбудимостью, легко заводятся, невнимательны.
Если «мямлики» спокойные, иногда грустные, неуверенные в себе дети, то у «шустриков» картина полностью противоположная. Они берутся за любое дело смело и весело, а в случае неудач не очень-то и расстраиваются. И если задумчивый, неуверенный в себе ребёнок нуждается прежде всего в поддержке и одобрении взрослого, то помощь взрослого «шустрику» должна быть конструктивной. Нужно показать, какие действия и в какой последовательности надо выполнять, чтобы добиться результата. Если «мямлика» приходится направлять от задумчивого созерцания к практическим действиям, то «шустрика» наоборот надо сдерживать и заставлять сосредоточиться на том, что он делает.
И основное, что нужно помнить в отношении «шустриков» и «мямликов» - это то, что последовательное педагогическое руководство с учётом психофизических особенностей таких детей тем эффективнее, чем раньше начато и чем последовательнее осуществляется.