Материалы для родительского собрания Советы ля родителей. Как вести себя, если…


СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Что делать, если ваш ребёнок чересчур беспокойный?
Определите причины беспокойства
Если эмоциональная неустойчивость (то смех, то слёзы, то обида, то истерика) появилась неожиданно и вы вдруг стали замечать, что ребёнок начал обострённо эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг, то причинам такого поведения могут быть:
кризисный возраст (6-7 лет). Ребёнок учится управлять своими эмоциями, проявлять их адекватно ситуации, но это пока не очень хорошо получается;
недостаточное развитие торможения. Ребёнок непосредственно, импульсивно реагирует на происходящее, так как не может сдержать эмоцию, оставить её при себе. Торможение поддаётся тренировке, начиная с 5-6 лет;
незнание ребёнка, как ему выразить своё настроение; отсутствие навыков владения способами проявить свою эмоцию;
неблагополучные отношения внутри семьи, которые ребёнок сильно переживает, а так же накопленное напряжение, выплёскивающееся в эмоциональных реакциях.
Как вести себя с беспокойным ребёнком
Избегайте крайностей; нельзя позволять ребёнку делать всё, что ему заблагорассудится, но нельзя и всё запрещать. Чётко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.
Своим поведением показывайте ребёнку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в поведении.
Уделяйте ребёнку достаточно внимания. Пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребёнку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребёнку, не надо изменять своих требований. Лучше всего после того, как ребёнок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
Помните, что управлять сложным миром эмоций даже взрослому человеку подчас бывает трудно. Не требуйте от ребёнка чрезмерного самоконтроля и наберитесь терпения.
Советуем поиграть
Необходимо познакомить вашего ребёнка с несколькими основными эмоциями и с тем, как они проявляются.
Научите вашего малыша расслаблять мышцы. Часто эмоциональная неустойчивость у ребёнка соседствует с двигательной закрепощённостью, беспокойным сном, сильным внутренним напряжением.
Во время чтения сказок, любых совместных игр просите ребёнка мимикой показать чувства героев: радость, интерес, удивление, печаль, гнев, страх.
Обращайте внимание ребёнка на то, как приятно состояние спокойствия. После подвижных игр предложите ему превратиться в соню, лентяя, расслабив при этом все мышцы тела. Хорошо, если в минуты расслабления в комнате будет звучать тихая, спокойная музыка.
Что делать, если ваш ребёнок замкнутый?
Определите причины замкнутости
В отличие от застенчивого ребёнка, который хочет общаться с другими, но не умеет этого делать, замкнутый ребёнок не хочет и не знает, как общаться. Истоки замкнутости лежат в раннем детстве. В младенчестве для таких детей характерны беспокойность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в укладе жизни. Позднее проявляется страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие.
Как вести себя с замкнутым ребёнком
Расширяйте круг общения вашего ребёнка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
Подчёркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребёнку, что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие вы получили, общаясь с тем или иным человеком.
Стремитесь сами стать для ребёнка примером активно общающегося человека.
Если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребёнок становится всё более замкнутым и отстранённым, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет решить эту проблему.
Чудес не бывает: замкнутость не пройдёт за один день по взмаху волшебной палочки. Наберитесь терпения и приготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребёнком.
Советуем поиграть
Игра «Незнайка». Взрослый задаёт ребёнку различные вопросы, а тот только разводит руками и пожимает плечами. Игра способствует развитию выразительных жестов.
Попросите ребёнка рассказать о его сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе; о том, что даёт ему чувство уверенности в себе. Если ребёнку трудно, можно говорить по очереди: сначала он, потом вы, затем снова он ит.д.
Упражнение «Закончи предложение». Предложите ребёнку посочинять, закончив фразу (Я хочу… Я умею… Я смогу… Я добьюсь…)
Совместные настольные игры. Хорошо, если в них участвуют несколько детей.
Фантастический рисунок (фигура). Предложите ребёнку начать рисовать (лепить) что-то неожиданное. Через некоторое время обменяйтесь с ним рисунками, пусть он завершит вашу, а вы закончите его работу.
Любые сюжетные игры «Как будто» (например: представь, как будто тебя пригласили на передачу «Смак»).
Что делать, если ваш ребёнок чересчур агрессивен?
Определите причины агрессивности
Иногда агрессия ребёнка – часть протеста против чрезмерных требований взрослых. Это встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми.
Агрессивные реакции могут проявляться как ответ на невыполнение желаний ребёнка. Далеко не все разнообразные «хочу» могут быть выполнены без неприятных последствий для него самого и взрослых. Поэтому требования ребёнка необходимо ограничивать. В таких случаях можно попробовать перевесит его активность в другое русло. Это поможет избежать конфликта.
Агрессия может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемлением самолюбия.
Как вести себя с агрессивным ребёнком
Помните, что запрет и превышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь определив причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребёнка будет преодолена.
Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите её на другие объекты: разрешите ему поколотить подушку и увидите, что в реальной жизни в данный момент агрессивность снизилась.
Показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения, не допускайте при нём вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы его любите, цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз его приласкать ил пожалеть.
Советуем поиграть
Совместные настольные игры со сверстниками или взрослыми.
Игра «Брыкание». Ребёнок ложится на ковёр на спину и медленно начинает брыкаться, касаясь то правой, то левой ногой пола. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар ребёнок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.
Игра «Карикатура». Вместе с ребёнком обсудите, какие качества ему нравятся и не нравятся в других (в конкретном человеке). Пусть ребёнок нарисует портрет этого человека в шутливом виде.
Что делать, если у ребёнка неадекватная самооценка?
Определите причины неадекватности самооценки
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. В поведении ребёнка можно увидеть такие проявления самооценки, как:
Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт – качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость. Обидчивость – качества, свойственные детям с заниженной самооценкой.
При завышенной самооценке дети необоснованно считают себя лучше других.
В дошкольном возрасте самооценка очень подвижна. Каждое наше обращение к ребёнку, каждая оценка его деятельности, реакция на его успехи и неудачи – всё это оказывает влияние на отношение ребёнка к себе.
Как вести себя с ребёнком, у которого есть проблемы с самооценкой
Не оберегайте своего ребёнка от повседневных дел, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что ему не по силам. Пусть ребёнок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного.
Не перехватывайте инициативу у ребёнка, поощряйте его начинания. Пусть он чувствует себя лидером, но также покажите, что другие могут быть лучше его.
Не перехваливайте ребёнка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Не забывайте поощрять других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинство другого и покажите, что ваш ребёнок может достичь такого же результата.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела.
Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).
Советуем поиграть
Очень хороши традиционные игры: прятки, жмурки.
Игра «Зеркало». Один ребёнок – «зеркало», он должен «отражать» (повторять) все движения того, кто в него смотрится.
Игра «Путаница». Дети стоят в кругу и держатся за руки. Не разнимая рук, они запутываются. Водящий должен их распутать, не разрывая рук игроков.
Что делать, если…
Ваш ребёнок левша
Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а в устройстве мозга.
Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребёнок левша, для него жёсткое следование режиму может быть непомерно трудным.
Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.
Берегите левшу от чрезмерных нервных перегрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.
Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.
Ребёнок испытывает трудности в общении с одноклассниками
Почаще приглашайте одноклассников ребёнка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-3 человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем у вашего ребёнка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с семьями.
Ребёнок плохо выполняет письменные работы
Только последовательные, спокойные занятия могут исправить положение: ускорить темп его деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.
Ребёнок получил «двойку» или «тройку»
Не нервничайте сами и не нервируйте ребёнка, а попытайтесь вместе (вы, ребёнок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребёнка.
Ребёнок не любит учиться
Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребёнка. Приободрите его, внушите ему веру в его силы.
Ребёнок заболел или пропустил занятия
Позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации об учебном процессе и жизни класса в целом в пропущенный день.
Подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском занятий.