Статья. Применение кейс-технологии на уроках математики.
Кадменская Наталия ВладиленовнаМБОУ СОШ № 88 с УИОП
Технологии активного обучения. Кейс-метод.
Технологии активного обучения еще называют имитационными : предполагает создание- в процессе обучения деятельности, имитирующей реальные жизненные процессы. Среди методов данной технологии на современном этапе приобретает все большую популярность кейс-метод. Кейс представляет собой описание реальной проблемной ситуации, требующей решения. Для решения необходимо применение определенных знаний, умений и навыков. В процессе решения возможно привлечение знаний из межпредметных областей. Анализ конкретных учебных ситуаций (case study) — метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы.Родиной данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Метод Case Study наиболее широко используется в обучении экономике, менеджменту и бизнес - наукам за рубежом.
Образовательный ресурс метода.
Кейс метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы.
Хороший «кейс», как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения.
Кейс-метод способствует развитию различных практических навыков. Они могут быть описаны одной фразой – творческое решение проблемы и формирование умения анализа ситуации и принятия решения. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Метод развивает следующие навыки:
1. «Аналитические навыки: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, мыслить ясно и логично.
2. Практические навыки: пониженный специально по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кэйсе способствует более легкому формированию на практике навыков использования теории, методов и принципов, позволяет преодолевать барьер трудности теории.
3. Творческие навыки. Одной логикой, как правило, ситуацию не решить. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
4. Коммуникативные навыки: умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и ИКТ средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
5. Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.
Технология конструирования учебного занятия с применением кейс-метода.
Основные этапы:
• определение целей;
• подбор ситуации (проблемы) соответственно критериям;
• подбор необходимых источников информации по теме, создание преподавателем краткой версии учебных материалов для самостоятельного изучения студентами или учащимися теории вопроса; определение главных понятий, которые должны усвоить слушатели;
• подготовка первичного материала в кейсе;
• экспертиза материала;
• подготовка методических рекомендаций по его использованию, вопросов для последующего обсуждения проблемы, самого задания, алгоритмов в возможных вариантах, указаний по видам предоставления решения задания и т.д.
• обсуждение и решение кейса, проведение итогового занятия, контроль темы.
Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:
• соответствовать четко поставленной цели создания;
• иметь соответствующий категории слушателей уровень трудности;
• иллюстрировать несколько аспектов предмета или практики в жизни;
• не устаревать слишком быстро;
• иметь национальную окраску;
• быть актуальным на сегодняшний день;
• иллюстрировать типичные ситуации;
• развивать аналитическое мышление;
• провоцировать дискуссию;
Есть 3 возможные стратегии поведения учителя в ходе работы с кейсом:
1. учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
2. в определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
3. учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой, чтобы «не мешать идее родиться».
За годы работы в соответствии с ФГОС мною разработаны уроки с применением кейс-метода для пятого, шестого и седьмого классов по математике, алгебре и геометрии. В текущем учебном году я планирую создавать кейсы для изучения и повторения материала 8 класса, а также проанализировать какие еще темы с пятого по седьмой класс могут быть изучены с применением кейс-метода.
Литература:
1. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
2. Давиденко В. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? /Обучение за рубежом, №7, 2000.3. Маргвелашвили Е. О месте «кейса» в российской бизнес-школе / Обучение за рубежом, №10, 2000.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
5. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов.
6. Смолянинова О.Г. Образовательный сайт по кейс методу обучения и методика его использования в учебном процессе КГУ.
7. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М. : Академия, 2001. – 192 с.
8. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода. Под ред. Ю. П. Сурмина. – Киев, 2002. – 286 с.