Развитие речи учащихся при работе над значением слов с непроверяемым написанием.


Развитие речи учащихся при работе над значением слов с непроверяемым написанием.
Л. Н. Фоменко, учитель начальных классов МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
Учебный предмет « Русский язык» вносит существенный вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Различными методическими средствами у школьника последовательно формируется эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи.[2, 28]
ФГОС НОО предусматривает сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.[1, 10]
Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью. Чем богаче активный словарный запас учащихся, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Подчеркивая значение развития «дара слова» для формирования мыслительной деятельности ребенка и для всего дальнейшего обучения, К. Д. Ушинский писал: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета».[3, 4]
Как объяснить младшим школьникам значение слова? Для осознания значения слова важным является контекст, в котором это слово было услышано впервые. Приведу пример работы над толкованием слова язык. Работа начинается с загадки: всегда во рту, а не проглотишь. Учитель читает загадку наизусть и просит ответить на вопрос : о каком предмете идет речь? По каким признакам вы догадались? Затем для анализа предлагаются предложения:
Богат и красив русский язык.
Разведчики взяли языка.
Язык сильно ударял о стенки колокола.
Малыш больно прикусил язык.
Задание. Объяснить смысловое значение слова язык в каждом предложении. Ученики самостоятельно работают с толковым словарем.
Они учатся находить конкретные сведения. (1Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2 Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. 3 Металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4 Подвижный мышечный орган в полости рта, являющийся органом вкуса.) (На интерактивной доске появляются картины.)
Таким образом, предложения дали возможность создать у детей правильное представление о предмете действительности на основе выделения его существенных признаков и раскрыть лексическое значение слова, являющегося названием этого предмета.
Дети подбирают однокоренные слова: язычок, языкастый, языковой.
Потом на уроке разыгрывается сценка. Дети учатся участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, проявлять доброжелательное отношение к партнерам.
За столом сказала мать:
-Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
-А болтать ногами можно?
(Г. Бойко)
Что значит болтать языком? Что значит болтать ногами? Сколько значений у слова болтать?
Далее идет работа с фразеологизмами:
Держать язык за зубами (не говорить лишнего, помалкивать.)
Язык чешется (трудно молчать, не терпится сказать. )
Проглотить язык (перестать говорить, замолчать.)
Работа с пословицами: соединить начало и конец. Объяснить смысл. Учатся строить высказывания, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Не спеши языком- а рукам воли не давай.
Будь смелым не языком, торопись делом.
Языком болтай, а делом.[4, 202]
Домашние задания, которые можно использовать для того, чтобы развивать у детей умение объяснять значения изученного слова, воспроизводить в памяти дифференциальные признаки лексического значения.
-Расскажи дома о том, что ты узнал на уроке о значении слова язык.
-Составь загадку.
-Выпиши из книг предложение, в котором было бы слово язык. Ученики адекватно оценивают свои достижения, что усвоили и на каком уровне.
Приведенные приемы способствуют развитию познавательной активности, самостоятельности, творческого мышления младших школьников.
Литература.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» Смоленск «Ассоциация ХХI век» 2011
В.П. Канакина. Работа над значением слов. Москва. Начальная школа 1993 №6.
Л. П .Николаева И.В. Иванова. Работа со словарными словами. Издательство «ЭКЗАМЕН» Москва 2008