Консультация для воспитателей: Обучение детей дошкольного возраста правильному употреблению предлогов
Как научить детей дошкольного возраста с нарушениями речи употреблять предлоги.
ПРЕДЛОГ – несамостоятельная (служебная) часть речи, указывающая на различные отношения между словами в предложении.
Предлоги, как известно , помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание. Дети с нарушением речи часто опускают их или воспринимают как часть слова.
Правильность и точность употребления в значительной степени расширяет речевые возможности ребенка, влияет на грамотность и предупреждает такие серьезные речевые расстройства как дислексия и дисграфия.
Предлоги делятся на группы:
1. Предлоги (в, на, под, за, около) – по местонахождению предметов или объектов в пространстве.
2. Предлоги (по, от, вокруг, к, в, из) – направление действия предметов или объектов.3. Предлоги (по, между, с, перед, передо, за) – взаимное расположение предметов относительно друг друга.4. Предлог (у) – наличие какого-либо свойства у предмета или объекта.
5. Предлоги (для, о, об) – направление действия на предмет или объект.
6. Сложные предлоги (из-за, из-под).
Работа над пониманием и употреблением предложных конструкций проводится в соответствии с программой. При планировании учитывается уровень знаний детей, выявленных при обследовании в начале года.
Большое внимание уделяется подбору наглядности, практическим действиям с предметами, игрушками и пособиями.
Главное место в работе отводится игре, так как только в ней лучше всего ребята усваивают и закрепляют полученные знания.
Как проводить игры с предлогами?
Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.
от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
к рассматриванию картинок (где? назови)
к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.
Работа над предлогами с детьми раннего и среднего возраста
В норме к четырем годам ребенок научается правильно употреблять предлоги в, на, под, около, за, перед, между. Но многие малыши в случае отсутствия специальных речевых занятий и игр затрудняются в точном употреблении пространственных предлогов и часто их путают.
Рекомендуемые игры:
Одна из любимых игр – прятки. Эта известная нам всем с детства веселая занимательная игра поможет научить дошкольников правильно употреблять в речи пространственные предлоги В, НА, ПОД, ОКОЛО.
«Прятки»
В этой игре пространственные предлоги малыш еще только слышит в речи, от имени разных персонажей, но не говорит их. Идет накопление пассивного словаря. Речевую игру нужно повторять в другие дни по желанию малыша, но обязательно меняя каждый раз ее сюжет.
Варианты: «Найди зайчику морковку», «Найди кукле бантик», «Найди собачке миску с едой». Воспитатель рассказывает сюжет и производит манипуляции с игрушками, всё проговаривая сам ( в столе нет бантика, под столом тоже нет, на столе ……)
«Котёнок и собака» ( с пальчиками) - воспитатель рассказывает рассказ о собачке и кошке. Дети пальчиками изображают. ( кулачок – домик кошечки, пальчик указательный - кошечка)
«Загадки» - предметы раскладываются в коробке, на коробке, за коробкой. Задание: «Найди в коробке большой мяч» и т.д.
После того, как ребёнок освоил употребление предлогов на, под, в, около, можно переходить к обучению употреблять предлоги ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.
Игры в стихах:
Что взяла, клади на место»
«Это Оленьке известно:Что взяла, клади на место!Только девочка мала:Забывает, где взяла.
На кроватку ставит кружку,На паркет кладет подушку,Прячет ботики в буфет.Всё на месте или нет?
Если мама промолчала,Надо делать всё сначала:На буфет нести подушку,На паркет поставить кружку,Сунуть ботики в кровать…Кажется, не так опять?
Оля смотрит виновато:Нет, стояло всё не там…Помогите ей, ребята,Всё расставить по местам. (З. Александрова)»
Шаг 1. Прочитайте стихотворение. Перед чтением объясните малышу, что слово «ботики» в стихе обозначает «ботинки». Инсценируйте стихотворение.
Шаг 2. Исправьте вместе с ребенком ошибки Оли – помогите ей всё расставить по местам. Расскажите вместе с ребенком, куда нужно было положить кружку (В буфет), подушку (НА кровать), ботинки (ПОД Стихотворение к игре - путанице: «Пирог»
Обучение детей дошкольного старшего возраста
Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т.е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия.
Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.
Научить понимать карточки схемы: ( на , в, под , по и др)
Сначала научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и явлений, затем предложения с использованием предлогов.
Далее предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом ( Собака сидит в будке , Ваза на столе и т.д)
Особенно широко используются в работе по обучению употреблению предлогов - интерактивные игры, презентации.
Постепенно дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры на наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по заданной схеме, которая изображена на карточке». Такую карточку можно дать каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами.
Для развития интереса детей в работе можно помимо перечисленных и такие задания как: «Если правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне появятся персонажи сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» или «Репка» и др.».
Работа с детьми усложняется после того, как ребята научились читать. Они составляют предложения по картинкам, подбирая нужный предлог, написанный печатными буквами на маленькой карточке. В прочитанное предложение без предлога дети вставляют нужный предлог вместо точки. Для этого используются карточки с различными предложениями. Н-р: Весной. лесу много цветов.
Вся работа с детьми по теме «Предлог в предложении» проводится в тесном контакте с воспитателями.
Примерные игровые упражнения представлены в картотеке, а также можно найти материал в пособие В.И Селивёрствова, «Игры в логопедической работе с детьми», Нищева «Обучение детей дошкольного возраста правильному использованию предлогов «, можно заказать книгу почтой.
Подготовила: учитель-логопед гр. №10: Нихаева О.В.