Урок Правка и резание тонколистового металла.
Тема: Правка и резание тонколистового металла.
Автор : Хлестов Сергей Васильевич, учитель технологии первой категории.
Раздел: Технология обработки металлов
Тема урока: Правка и резание тонколистового металла
Цели: образовательная: расширение представлений учащихся о технологических процессах современного производства; воспитательная: прививать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, экономного отношения к расходованию материалов; развивающая: развивать навыки пользования режущими и контрольно-измерительными инструментами в процессе изготовления изделия.
Методы проведения занятия:
беседа с закреплением материала;
самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.
Объект труда: Металлическая коробка для мелких деталей
Межпредметные связи:
черчение - чертеж изделия;
химия – металлы, коррозия
физика – рычаг, деформация, трение, измерение линейных величин
Материально-техническое оснащение:
Оборудование учебной мастерской: слесарный верстак, тиски, правильная плита.
Инструменты и приспособления: наборы напильников, линейки, шаблоны, молоток, киянка, чертилки, шлифовальная шкурка, ножницы по металлу, деревянные бруски.
Эталон изготовляемой детали.
Заготовки различных размеров.
Технологическая карта изготовления изделия.
Таблица и инструкция по технике безопасности при резании металла .
Технический рисунок изделия .
Ход урока:
1. Организационная часть (3 мин)
2. Повторение пройденного материала (7 мин)
3. Объяснение нового материала (15 мин)
4. Вводный инструктаж (20 мин)
5. Самостоятельная работа учащихся (30 мин)
6. Заключительный инструктаж (5 мин)
7. Уборка рабочих мест (10 мин)
Организационная часть
Приветствие учащихся и проверка посещаемости
1.2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
1.3. Назначение дежурных.
1.4. Объявление темы урока: Правка и резание тонколистового металла (ученикам записать дату и тему урока в тетрадь).
1.5. Объявление цели урока.
2. Повторение пройденного материала
2.1. Вопросы к группе:
а) Какими физическими и механическими свойствами обладают металлы?
б) Из твердых или мягких металлов изготовлена коробка? Почему?
в) Какие бывают дефекты тонколистового металла?
г) Для чего красят металлические изделия?
2.2. Сообщение оценок за ответы
3. Объяснение нового материала
3.1. Рассказ о назначении и видах конструкторской и технологической документации; задачах, решаемых конструкторами и технологами при разработке КД и ТД.
3.2. Технология изготовления изделий из тонколистового металла. Выбор материала, требования к коробке (износостойкость и антикоррозийность)
Металлическая коробка служит для хранения маленьких металлических деталей (гайки, шурупы, винты, гвозди, шайбы ит.д.)
При выборе материала нужно руководствоваться на требования предъявляемое изделие, технологичности изготовления и эксплуатационным условиям. Изделие должно быть достаточно прочным, но в то же время легко сгибаемым при изготовлении. При эксплуатации подвергается износу вследствие трения металлических деталей об коробку и электрохимической коррозии в результате контакта с разными видами металлов.
3.3. Правила безопасной работы при резании и работе с тонколистовым металлом.
3.4. Закрепление нового материала.
Чем разметят тонколистовой металл?
В какой последовательности изготавливают коробку?
Каким инструментом снимают заусенцы металла?
4. Вводный инструктаж
Демонстрация эталонного изделия и разбор по карте технологии изготовления.
Показ трудовых приемов по изготовлению с комментарием к соблюдаемым правилам техники безопасности и с осуществлением самоконтроля.
Доведение до учащихся графика работы на верстаках.
Объяснить учащимся причину выбора заготовок с разными габаритными размерами вместо рекомендуемых, определение возможности экономии материала при изготовлении коробки с габаритными размерами близкими к заготовке.
5. Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж учащихся - в процессе целевых обходов.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда.
Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.
Третий обход: проверить правильность размеров и осуществление учащимися самоконтроля. Провести приемку и оценку работ.
6. Заключительный инструктаж
6.1. Подведение итогов работы по определению возможности экономии материала.
6.2. Анализ характерных ошибок и их причин.
6.3. Сообщение оценки работы учащихся.
6.4. Домашнее задание: подготовить и принести на следующий урок заготовку из консервной банки произвольного размера
7. Уборка рабочих мест
Ученики убираются в рабочих местах.
Дежурные убирают инструменты и приводят в порядок мастерскую.