РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ. 03. ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ МДК 03.02. Медицина катастроф
Министерство здравоохранения челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Исламова Н.М.
«___»___________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПМ. 03. ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
МДК 03.02. Медицина катастроф
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Сатка, 2016 г.
РАССМОТРЕНА :
на заседании ЦМК с/дела
протокол «____»_________201__г.
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора УР:
________Севостьянова И.А.
«____»_________201__г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее
· СПО) 34.02.01.Сестринское дело
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саткинский медицинский техникум»
Разработчик: Галимова Т.Ю.
· преподаватель дисциплины «Медицина катастроф»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ профессионального модуля
4
результаты освоения МДК профессионального модуля
6
СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
7
условия реализации профессионального модуля
15
Контроль и оценка результатов Освоения профессионального модуля
22
1. паспорт ПРОГРАММЫ профессионального модуля
Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
1.1. Область применения программы
Программа МДК профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01. Сестринское дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК.3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК.3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК.3.3.Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Программа МДК профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при наличии среднего (полного) общего образования (опыт работы не требуется) на базе среднего специального образования по специальности «Сестринское дело» (основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования углубленной подготовки).
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
оказания неотложной помощи при неотложных состояниях;
уметь:
проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде;
оказывать помощь при воздействии на организм токсических и ядовитых веществ самостоятельно и в бригаде;
проводить мероприятия по защите пациентов от негативных воздействий при чрезвычайных ситуациях
действовать в составе сортировочной бригады
знать:
причины, стадии и клинические проявления терминальных состояний;
алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций;
правила работы лечебно-профилактического учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 144 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 54 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 36 часов
производственной практики – 36 часов
учебной практики 18 часов
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы МДК 03.02. Медицина катастроф профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 3.1.
Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах
ПК 3.2.
Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3.
Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9.
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11.
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12.
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13.
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
3. Структура и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля*
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК.3.1.-ПК.3.3.
Раздел 2
Оказание доврачебной медицинской помощи при экстремальных состояниях
-
МДК.03.02
Медицина катастроф
144
54
36
36
18
-
Производственная практика (по профилю специальности), часов
Всего:
144
54
36
36
18
-
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 2
Оказание доврачебной медицинской помощи при экстремальных состояниях
МДК.03.02
Медицина катастроф
Тема 1.1.
Оказание неотложной помощи при чрезвычайных ситуациях
54
Тема 1.1.1.
Организация первой медицинской помощи пораженным в очагах катастроф. Асфиксия. Утопление
Содержание
2
1
Первая медицинская и доврачебная помощь. Объем и содержание лечебно-эвакуационных мероприятий в очаге поражения. Изучение индивидуальных и групповых средств защиты населения. Выработка самостоятельных действий медицинской сестры при массовом поступлении раненых и пораженных.
1-2
2
Первичный осмотр пострадавшего. Основные критерии оценки состояния пострадавшего. Определение тяжести состояния пострадавших. Медицинская сортировка в экстремальных ситуациях. Диагностика угрожающего состояния. Неотложная помощь. Транспортировка и эвакуация пораженных. Медицинская документация. Первичная медицинская карточка пораженного.
1-2
3
Асфиксия. Утопление.
Практические занятия
4
1
Организация первой медицинской помощи пораженным в очагах катастроф. Асфиксия. Утопление.
Тема 1.1.2.
Организация сестринского процесса пострадавшим с синдромом острой кровопотери на догоспитальном этапе
Содержание
2
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с синдромом острой кровопотери. Клиническая оценка вида кровотечения и величины кровопотери.
1-2
2
Кровотечения первичные и вторичные, наружные и внутренние. Понятие о геморрагическом шоке. Индекс Альговера.
1-2
3
Методы искусственного поддержания кровообращения. Доврачебная помощь. Транспортировка и эвакуация пострадавших по назначению. Первичная медицинская карточка пораженного.
1-2
Практические занятия
4
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с синдромом «острая кровопотеря» на догоспитальном этапе.
Тема 1.1.3.
Организация сестринского процесса пострадавшим с травматическим шоком на догоспитальном этапе.
Содержание
2
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с травматическим шоком. Понятие о травматическом шоке. Его виды. Этиология, патогенез, фазовое течение. Периоды и степени тяжести. Индекс Альговера-Грубера.
1-2
2
Неотложная помощь. Транспортировка и эвакуация пострадавших по назначению. Первичная медицинская карточка пораженного.
1-2
Практические занятия
4
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с травматическим шоком на догоспитальном этапе.
Тема 1.1.4.
Организация сестринского процесса пострадавшим с термическими поражениями на догоспитальном этапе.
Содержание
2
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с термической травмой. Определение, понятие ожогов, классификация: по поражающему фактору, по площади поражения, по глубине (степени тяжести).
1-2
2
Понятие об ожоговой болезни. Ее периоды. Доврачебная помощь. Транспортировка и эвакуация пострадавших по назначению. Первичная медицинская карточка пораженного.
1-2
Практические занятия
4
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с термическими поражениями на догоспитальном этапе.
Тема 1.1.5.
Организация сестринского процесса пострадавшим с «холодовой» травмой на догоспитальном этапе.
Содержание
2
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с холодной травмой. Общие понятия о «холодовой» травме. Классификация отморожений. Степени тяжести отморожений, причины, клинические признаки.
1-2
2
Неотложная помощь. Транспортировка и эвакуация по назначению. Первичная медицинская карточка пораженного.
1-2
Практические занятия
4
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с холодовой травмой на догоспитальном этапе.
Тема 1.1.6.
Организация сестринского процесса пострадавшим с синдромом длительного сдавливания на догоспитальном этапе.
Содержание
2
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с синдромом длительного сдавливания. Понятие о синдроме длительного сдавления. Патогенез. Периоды клинического течения. Неотложная помощь пострадавшим с компрессионной травмой на догоспитальном этапе.
1-2
2
Неотложная помощь. Транспортировка и эвакуация по назначению. Первичная медицинская карточка пораженного.
1-2
Практические занятия
4
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с синдромом длительного сдавливания на догоспитальном этапе.
Контрольная работа
Неотложная помощь при механических и термических повреждениях на этапах медицинской эвакуации
Тема 1.1.7.
Организация сестринского процесса пострадавшим при поражении аварийно-химически опасными веществами на догоспитальном этапе.
Содержание
2
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с поражениями АХОВ. Физико-химические свойства АХОВ, средства их применения. Медико-тактическая характеристика очага поражения. Индивидуальные средства защиты.
1-2
2
Медицинская аварийная карточка при аварии с выбросом хлора и аммиака. Медицинская эвакуация пострадавших с АХОВ. Первичная медицинская карточка пораженного.
1-2
Практические занятия
4
1
Организация сестринского процесса пострадавшим при поражении аварийно-химически опасными веществами на догоспитальном этапе.
Тема 1.1.8.
Организация сестринского процесса пострадавшим с радиационными поражениями на догоспитальном этапе.
Содержание
2
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с радиационными поражениями. Понятие о радиационной аварии. Поражающие факторы ионизирующего излучения. Виды лучевой болезни, патогенез, степени тяжести в зависимости от дозы облучения. Пути проникновения радиоактивных веществ в организм человека. Оказание неотложной помощи в очаге поражения, лечение на этапах медицинской эвакуации.
1-2
2
Транспортировка и эвакуация пострадавших с радиационными поражениями. Медицинская документация.
1-2
Практические занятия
4
1
Организация сестринского процесса пострадавшим с радиационными поражениями на догоспитальном этапе.
Тема 1.1.9.
Организация сестринского процесса пострадавшим от взрывной ударной волны (контузия).
Содержание
2
1
Организация сестринского процесса пострадавшим от взрывной волны (контузия). Понятие, виды.
1-2
2
Неотложная помощь. Транспортировка и эвакуация пострадавших по назначению. Первичная медицинская карточка пораженного.
1-2
Практические занятия
4
1
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03
27
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Решение ситуационных задач, тестовых заданий;
Отработка манипуляций на фантомах;
Работа со справочной литературой;
Отработка алгоритмов по оказанию неотложной помощи;
По каждой изучаемой теме согласно рабочей программе рекомендуется делать обзор дополнительной литературы в виде написания рефератов. Сообщение, составление алгоритмов неотложной помощи, анализ состояния пациентов, заполнение первичной медицинской карты пострадавшего, заполнение листов наблюдения за пациентом, составление памяток, рекомендаций по предотвращению НС, исследования по УИРС (объем работы и темы преподаватель определяет по каждой дисциплине индивидуально).
Выбор тактики и оказание неотложной медицинской помощи при ЧС.
Решение ситуационных задач;
Работа с лекционным материалом, учебниками, справочниками и другими источниками информации;
Составить конспект по заданию преподавателя
Составление таблиц, схем, алгоритмов, карт сестринского процесса оказания неотложной помощи при различных состояниях в ЧС.
Работа со словарем медицинских терминов
Реферативная работа
Составление плана обследования и лечения пациентов.
Составление плана наблюдения и ухода за пациентами.
Составление таблиц (схем) дифференциальной диагностики.
Работа с лекционным материалом, дополнительной, справочной литературой и другими источниками информации.
Анализ последовательной ситуации.
Составление плана бесед с пациентами.
Составление алгоритмов подготовки пациентов к различным методам исследования.
Оформление документации.
Отработка практических манипуляций в кабинете доклинической практики.
Просмотр видеоматериалов по темам занятий.
Написание обязательных контрольных работ.
Составить алгоритмы оказания неотложной помощи при различных экстремальных состояниях
Составить карты сестринского процесса оказания неотложной помощи при различных состояниях
Учебная практика
Виды работ
Отработка практических умений в кабинетах доклинической практики (по профилю специальности)
36
Всего:
99
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации профессионального модуля
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению