Эффективность применения современных образовательных информационных технологий на уроках биологии
Эффективность применения современных
образовательных информационных технологий
на уроках биологии
Габитов Фанзиль Рамилович,,
учитель биологии,
ФМБОУ СОШ №3 с.Толбазы «ОШ д. Кебячево»,
Аургазинский район, Республика Башкортостан
В связи с внедрением в образовательный процесс ФГОС в моей профессиональной деятельности произошли позитивные изменения: стал больше времени уделять самообразованию, активно использовать IT на уроке. Главная цель IT-помочь ребенку учиться, а учителю работать над формированием информационной культуры (IK) учащихся. На мой взгляд, IK личности учителя - главная отличительная черта современного педагога. Овладев IK, учитель сможет направлять детскую любознательность в нужное русло, прививать навыки работы с компьютером. Прежде всего, необходимо учить правилам работы с компьютером, соблюдению санитарно-гигиенических норм и сохранению здоровья. Для сохранения здоровья наиболее эффективной формой обучения при изучении информации в сети Internet является работа в малых группах с применением метода проектов. Моя же роль заключается в том, чтобы помочь учащимся в сборе, хранении, обработке и передаче информации. Конкурсные проекты после компьютерной обработки, в виде файлов, используя E-mail, пересылаются адресату. E-mail обеспечивает оперативную связь между людьми. Таким образом, используя интернет, учитель формирует одну из ключевых компетенций – информационную. Результаты анкетирования, проведенные мною в ФМБОУ СОШ №3 с.Толбазы «ОШ д. Кебячево» (МБОУ СОШ д.Кебячево») показали, что только 24 % респондентов используют компьютерные средства для поиска нужной в учебе информации. 10% учащихся хотят находить информацию для учебы. Остальные 66% респондентов используют компьютер в основном для игры. Дети играют весь день напролет, не отходя от компьютера. В результате наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей: нарушается психика ребенка, долгое напряжение ребенка нарушает нервную систему, ухудшается здоровье, нарушается осанка. Думаю, в данном случае роль школы в формировании информационной культуры велика.
Отличительной чертой IT учителя является его умение использовать все возможности современных средств коммуникаций в образовательном процессе. Педагог при помощи IT и Интернет- ресурсов формирует умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать, сохранять и передавать нужную информацию. А для этого как я уже отмечал выше, учитель сам должен уметь обрабатывать информацию. И тогда дети в атмосфере сотрудничества будут развиваться c IT учителем, и ребенок и учитель будут идти в ногу со временем, обогащаясь знанием и опытом. В первую очередь, учитель знакомит ученика с достижениями в области IT. Например, к инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках биологии относится цифровой микроскоп. Наличие одного цифрового микроскопа на столе у учителя даёт возможность продемонстрировать микропрепарат одновременно всем учащимся (выводя изображение на экран) и обратить внимание на детали, что невозможно сделать при использовании традиционных микроскопов.
Использование электронного учебника позволит ученику самостоятельно добывать знания, а учителю - организовать их работу. Уже сегодня в школе учу учащихся представлять обработанную информацию в различных формах (текстовые, графические и электронные таблицы Exсel, презентации). Например, исследовательский проект учащиеся оформляют в виде презентации (программа PowerPoint). Для этого на уроке ребята используют свои мобильные устройства, например, планшеты. При помощи программы HotPot учатся создавать электронные тесты, строить кроссворды, составлять викторины. В мультимедийную презентацию включаю видеофрагменты, музыку, анимацию, подвижные схемы, появляющиеся и исчезающие иллюстрации. Регулярно использую ЦОР на уроке. Благодаря этим ресурсам, ученик может понять суть сложных биологических процессов и явлений. Современный урок немыслим без новых информационных технологий. В том числе без использования цифровых и электронных образовательных ресурсов. На сегодняшний день в МБОУ СОШ д. Кебячево кабинет химии и биологии оснащен мультимедиа и имеются электронные носители. Но в кабинетах отсутствует единая локальная интернет-сеть и поэтому нет возможности использования интернет - ресурсов на уроках.
Мною была проведена экспертиза используемых ими цифровых и электронных образовательных ресурсов: Интернет-ресурсов, мультимедийных программ, электронных справочников и энциклопедий, обучающих программ и собственных презентаций к урокам.
На основе анализа были составлены технологические карты, где рядом с темой урока были зафиксированы ссылки на порталы и сайты общепедагогического и предметного характера, которые позволяют учителю ориентироваться на использование ЦОР при подготовке к уроку. Разработал структуры коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов. Проведя мониторинг после изучения тем с использованием ЦОР, можно отметить, что данные темы усваиваются лучше, чем рассмотренные на традиционных уроках.
Опыт работы показал, что работа с интерактивной доской улучшает восприятие материала учащимися, повышает мотивацию изучения предмета, и способствует повышению качества образования.
Внедрение ИКТ имеет и отрицательную сторону. Во-первых, я считаю, ученик во время поиска главной информации может отвлечься, следуя по предлагаемым ссылкам сайта. Во- вторых, неправильное использование компьютера ухудшает зрение, нервную систему, ОДС. В-третьих, сводит к минимуму живое общение. В– четвертых, приводит к свертыванию социальных контактов, общения.
В современном понимании, в свете последних ФГОС: знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную деятельность, а не только помнить определенные знания. Задачей обучения на сегодняшний является формирование способов действий, т.ч. универсальных учебных действий (УУД заменила ЗУН), обеспечивающих результат учебной деятельности. Значит, нам необходимо стремиться создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Значит, надо изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения и поднять роль самостоятельной работы учащихся.
Формирование ключевых компетенций обучающихся является одной из важнейших задач, стоящих перед школой по модернизации образования при переходе на ФГОС основного общего образования. В связи с этим актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Исследователи компетентностного подхода к обучению предлагают несколько классификаций ключевых компетенций. По одной из них (автор А.В. Хуторской), ключевыми образовательными компетенциями являются:
1. Ценностно – смысловая.
2. Общекультурная.
3. Учебно – познавательная.
4. Информационная.
5. Коммуникативная.
6. Социально – трудовая.
7. Личностного совершенствования.
Данная классификация оказалась наиболее отвечающей требованиям компетентностного подхода, так как составлена на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика.
По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция– готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д. Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Природоведческие и здоровьесберегающие компетенции: иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью;владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи; владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения; иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга; уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств.
Формирование элементов, составляющих ИК, происходит постепенно от класса к классу. В результате работы у меня выделились четыре этапа:
1) вхождение в систему компьютерного образования;
2) овладение компьютерным инструментарием;
3) решение предметно-практических (прикладных) задач;
4) продуктивная деятельность;
Реализация начинается в 5-6 классах. Осуществляется введение в обучение компьютерных обучающих программ, демонстрации с помощью компьютера биологических объектов, процессов, явлений при организации уроков изучения нового материала, уроков- практикумов с использованием виртуальной наглядности, уроков – виртуальных экскурсий, кроме того учащимся предлагается самостоятельно подготовить материал к уроку и представить его одноклассникам. Учащиеся оформляют индивидуальные задания в программе MicrosoftWord: подбирают необходимый материал, учатся набирать его на компьютере, учатся делать вставки фотографий, иллюстрирующих текст, и представлять свои результаты. Подготовленные материалы служат наглядным материалом по определенной теме. Задания предлагаются как домашняя творческая работа и обязательными для всех учащихся не являются. Задания усложняются постепенно.
Таким образом, работа по формированию информационной компетентности с использованием компьютера включает определенные виды деятельности учащихся:
- работа с информацией (анализ, систематизация, сравнение, обобщение);
- отбор содержания на основе какого-либо параметра и подбор наглядности к нему;
- оформление и представление информации;
- использование информации при решении теоретических и практических задач;
- контроль усвоения информации с использованием компьютерных тестирующих программ, предполагается использование тренажерных программ для самоконтроля учащихся.
Список используемых источников:
1.Масленникова А.В. Бессонова И.П. Организация детской научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях. Центр “Школьная книга”, 2009
2. Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник-М: народное образование 2011
3. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования-М 2006
4. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. Директор школы 1998 №4
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие-М: народное образование, 2009.