Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением современных образовательных технологий.
Формирование и развитие навыка аудирования на уроках английского языка с учетом индивидуальных особенностей ученика и применением современных образовательных технологий.
Обучение английскому языку в современной школе уделяется все более важное значение вплоть до введения обязательного экзамена по предмету. Обладание знанием иностранного языка, в основном английского, дает человеку дополнительные возможности в любой области, так как может являться приложением почти к любой профессии. В свете новых образовательных стандартов образования явно высвечиваются цели и задачи для учителя английского языка. Можно их кратко напомнить для ясности понимания отправного и конечного пункта обучения данному предмету. Это формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности. Это также формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности, расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса. В-третьих, достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции. И создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях. Все достаточно ясно и доступно. Но как же рассматривать изначальные способности к языкам у школьников, ведь мы знаем, что далеко не всем дается их усвоение. Этому помогает и аналитический ум, так как английский является аналитическим языком в отличие от синтетического русского. И наличие музыкального слуха помогает неосознанному запоминанию новых слов. Как учитывать индивидуальные возможности ученика, занимаясь в группе? Также определенно возникает вопрос, почему приобретение навыка аудирования является важным аспектом при обретении знаний системы языка? Постараемся далее вместе разбираться в этих и не только проблемах и вопросах.
Как уже упоминалось выше, что результатом обучения языку является коммуникативная компетенция, т.е. способности к выполнению определенного действия на основе приобретенных в ходе обучения навыков и умений и опыта общения. Для области языкового общения – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. То есть необходимо не только овладеть багажом определенных знаний, но и превратить их в деятельность, использовать на практике. Отсюда приходится учителю английского языка искать такие методы и приемы обучения, чтобы это стало реальностью. Всем известно, что долгое время с советских времен обучение языку происходило на основании грамматико-переводного метода. И довольно долгое время мы использовали этот метод в обучении, в котором основное внимание уделялось грамматическому строю языка и накоплению словарного запаса из переводов различных текстов. Так называемый сознательный подход в обучении языкам. Но на выходе получался так называемый “продукт” образования, не могущий применять свои знания на практике с совершенно отсутствующими навыками понимания иноязычной речи и порождения своего высказывания. Хотя учащиеся иностранному языку в других странах. Не обладая такими глубокими познаниями грамматики и лексическим запасом, могут намного проще и легче общаться на изучаемом языке, используя уже имеющиеся в их запасе средства. Почему так происходит? Если подключить область психологии, то очевидно, что возможность свободно изъясняться на чужом для себя языке без боязни допустить ошибку дает человеку высокая самооценка и уверенность в себе, самоуважение и чувство собственного достоинства. Тот барьер, который имеется при переходе на другой язык, является следствием комплексов и неуверенности в собственных силах. Поэтому создание доброжелательной атмосферы на уроках становится если не определяющим, то одним из основных условий занятий языку.
На уроках английского языка мы равнозначно уделяем внимание следующим видам деятельности: аудированию, чтению, говорению и письму. Первые два из которых являются рецептивными, а два последних – продуктивными видами деятельности. Как уже упоминалось, что ранее особо важное внимание всегда уделялось чтению, и только в последние годы, в связи с изменением итоговой аттестации стали уделять особое значение и другим видам речевой деятельности. Для того, чтобы иметь систематический подход в совершенствовании всех данных навыков, нужны и учебные пособия нового образца, имеющие в наличии соответствующую базу заданий и звуковое сопровождение для аудирования и аудиосопровождения текстов.
Итак, почему же аудирование так важно при изучении иностранных языков?
Какие умения дети развивают первыми в своем родном языке? Конечно же, умение слушать, аудирование или в английском языке – Listening skills. Как они это делают? Будучи вовлеченными в языковую среду, окруженными ею, погружением в языковую среду. И начинают постепенно реагировать на речь определенным образом – жестами, мимикой, комплексом “оживления” при общении с мамой. Ребенок проходит через так называемы silent period, когда он должен вникнуть в систему языка и освоиться в ней, то есть слушать, слушать и еще раз слушать. Происходит как бы процесс накопления языковых знаний или также это можно назвать "погружением” в языковую среду. Поэтому родители стараются в этот период как можно больше разговаривать с ребенком. При изучении английского языка на ранних формах обучения ребенок проходит все те же стадии, что и при изучении родного языка. То есть на погружении или вовлечении в языковую среду (silent period), и на реагировании жестам, движениями, мимикой на сказанное учителем (молчаливое понимание, исполнение инструкций). Собственно, на этом примере усвоения ребенком родного языка основан метод изучения иностранного языка (TPR).
TPR означает Total Physical Response (Полное Физическое Реагирование),
данный метод был разработан профессором Джеймсом Ашером (Dr. James J Asher). В основе метода освоение иностранного языка тем же путем, каким шло освоение родного. Родители говорят со своими детьми, используя как слова так и движения - родитель даем стимул, а ребенок физически реагирует на него. Родитель говорит - "Открой ротик" или "Дай мячик" и ребенок выполняет то, о чем просят. Такие беседы продолжаются многие месяцы прежде чем ребенок полностью воспринимает весь используемый при этом язык, как звуки так и фразы. Постепенно, когда мозг ребенка в достаточной степени раскодирует услышанное, начинается спонтанное использование языка. TPR пытается скопировать этот эффект при обучении иностранному языку. Как это применима в классе?
В классе учитель играет роль родителя. Он начинает со слова ('jump') или фразы ('look at the board') и показывает действие. Затем учитель произносит команду, а ученики выполняют действия. Повторив таким образом некоторое количество раз, можно расширить задание, попросив учеников повторить слова, выполняя действия. Когда ученики чувствуют уверенность в употреблении слов или фраз, можно попросить их командовать друг другом или всем классом.
Эффективность повышается, если ученики стоят вокруг учителя и есть возможность ходить и свободно двигаться, выполняя действие.
TPR можно применять для обучения и отработки множества вещей
Лексику, связанную с движениями (smile, chop, headache, wriggle)
Времена и аспекты глаголов (Every morning I clean my teeth, I make my bed, I eat breakfast)
Выражения классного обихода (Open your books)
Команды (Stand up, close you eyes)
Рассказы и истории.
Итак, подведя итог вышесказанному, этот метод заключается в выполнении команд или просьб учителя без речевой деятельности. Ученики при этом достигают большой уверенности в себе и в собственных силах, так как они активно понимают языковые задачи и при этом им не нужно порождать свое высказывание. Особенно это важно на ранних ступенях обучения языку.
Задания сопровождаются мимикой, жестами, возможно рисованием.
Зачем это применять в классе?
Это весело, ученикам нравится и вносит живость в урок. Это ускоряет темп работы и повышает настроение.
Это значительно повышает запоминаемость слов и фраз.
Это очень хорошо для учеников-кинестетиков, которым необходима физическая активность на уроке.
Это можно использовать как в больших так и в маленьких группах. Количество учеников не имеет особого значения, если учитель готов взять на себя роль ведущего, ученики последуют за ним.
Это прекрасно работает на смешанных классах разного уровня способностей. Физическое действие отлично доносит значение до ученика, поэтому все ученики без исключения способны понять и использовать изучаемый языковой материал (the target language).
Это не требует большой подготовки или множества материалов. Если вы точно знаете, что отрабатываете, на приготовление не уйдет много времени (хотя порепетировать не помещает).
Это очень эффективно с подростками и младшим возрастом.
Это задействует оба полушария головного мозга.
Ученики, не привыкшие к подобным методикам, могут испытывать смущение. Но это только поначалу. Если учитель готов сам выполнять все действия, то и ученики не стесняются повторять. Тем более, что ученик находится внутри группы, он не выступает перед ней - эта роль достается только учителю.
TPR в полной мере применим только на начальном уровне обучения, благодаря содержанию изучаемого. Однако и на более продвинутых уровнях его применение не исключается. Например, он отлично подойдет на высоких уровнях при обучении разным видам ходьбы (stumble,stagger,tiptoe) или глаголам по теме сooking verbs (whisk, stir, grate).
Не всему можно обучить с TPR, тем более, что при чрезмерном употреблении он приедается. Но в сочетании с другими методиками TPR способин оживить урок и внести элемент развлечения.
Типичные задания по аудированию на начальных формах обучения:
- прослушай и исполни заданные команды,
- прослушай и раскрась,
- прослушай и соедини (части картинок, картинки и слова и т.д.),
- прослушай и нарисуй,
- прослушай и сделай своими руками.
Задания по аудированию различны и зависят от поставленной в них цели обучения. Например, слушать с целью получения специфической информации (scanning), или с целью понять основную идею отрывка (skimming), или детальное понимание прослушанного текста (detailed).
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что развитие навыка аудирования является одним из основополагающих условий овладения иностранным языком. Аудирование является и средством обучения и его целью. Конечной целью обучения является формирование коммуникативной компетенции у учащихся, то есть умение активно применять приобретенные знания в жизни, работе, в общении. Компетенция – это есть способность к выполнению определенной деятельности на основе приобретенных знаний, навыков и умений. Коммуникативная компетенция базируется на ряде других компетенций, одной из которых является речевая компетенция, т.е способность формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств, обеспечивающих возможность реализовать коммуникативное намерение и также способность использования тех же языковых средств для понимания речевых высказываний. То есть практическое применение иностранного языка в жизни и является конечной целью обучения в школе. При этом языковое образование не прекращается, а преобразуется в самообразование и самостоятельное обучение.
Но с другой стороны, как средство и способ обучения, аудирование не является краеугольным камнем в обучении, так как современная педагогика постоянно совершенствуется и не стоит на месте. Согласно Теории множественного интеллекта Гарднера, существует более чем один способ научить тому, что вы считаете важным. Или, другими словами, нет неспособных и неуспешных детей, просто они по-разному овладевают информацией, через разные органы чувств. В настоящее время опытный преподаватель должен выбирать различные пути обучения, различая своих учеников по типам интеллекта. Кто-то из учеников активно слушает и воспринимает таким образом информацию(аудиалы), другой познает предмет через наглядность (визуалы), а некоторые дети усваивают знания через тактильные ощущения (кинестетики). И чтобы во всем разбираться, видеть своих учеников, преподавателю нужны не только знания, опыт, но и “видение” своих учеников, интуиция, мудрость и огромное терпение
15