Интерактивная экскурсия Знакомство с птицами парка 7 класс

Интерактивная экскурсия «Знакомство с птицами парка»
Задачи:
познакомить учащихся с разнообразием птиц городского парка, отметить видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной;
провести наблюдения за весенним поведением птиц, обратить внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни;
развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе,
единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация  «Птицы парка».
Учитель. Прекрасен и многолик мир птиц. Подобно совершенным и ярким бабочкам, украшают птицы наши леса, луга, горы, сады и парки. Стоит лишь оглянуться вокруг вокруг, вслушаться в таинственную тишину и мир необычных, часто волшебных звуков открывается перед нами. Он манит, а иногда и на всю жизнь увлекает нас бесконечным разнообразием сверкающих красок, движений и звуков. – Как называется наука изучающая птиц? – Чем занимается орнитолог? (Орнитолог – это биолог, изучающий птиц. Он наблюдает  за их поведением в условиях живой природы, мегаполиса и в неволе. Отслеживает сезонные миграции.) – Сегодня я предлагаю вам выступить в роли орнитолога. Заняться научно-исследовательской работой.  – С помощью нашего друга компьютера мы отправимся на экскурсию в городской парк. Но сначала выполним небольшие задания.
Задание 1. Назовите признаки, которые отличают птиц от изученных Вами ранее классов позвоночных животных?
Задание 2. Укажите на рисунке названия органов внешнего строения птиц. Впишите в кружочки цифры, указывающие названия органов внешнего строения птиц.
Задание 3. Каковы характерные особенности внешнего и внутреннего строения птиц в связи с их приспособлением к полету. А сейчас мы с вами отправимся в городской парк чтобы познакомиться с разнообразием птиц с особенностями их жизни весной. Но нам нужно помнить, что весной жизнь пернатых связана главным образом с размножением. В эту пору птицы заявляют о себе песнями и криками, брачными играми. Напомню еще раз вы входите в весенний парк, полный жизни, шорохов и песен, будьте внимательны, держите «ушки на макушке». Приближаясь к парку мы слышим звенящую песенку. Видите на вершине березы обыкновенную овсянку. А вот птица с темными продольными пестринками на оливково- серой спинке и на охристо – желтой груди. Она с громкой песней взлетает косо верх, на секунду задерживается в воздухе и с протяжным свистом «сиа-сиа-сиа» планирует на вершину другого дерева. Этот полет лесного конька повторяется каждые 2-3 минуты. В кроне деревьев и в глубине кустов вы непременно услышите песню садовой славки. Мы познакомились с тремя обитателями парка. Посмотрите какие у них «законы соседства»: лесной конек обитает в верхней части крон деревьев, садовая славка в кустарниках, обыкновенная овсянка на земле и в нижней части крон. Первая и вторая птицы насекомоядные, а третья зерноядная. Никто никому не мешает. Мы вошли в парк и идем по дорожке. На ней большое количество следов птиц. По следам можно более подробно, чем при прямом наблюдении, узнать о секретах их жизни. – Чьи это следы? Следовая дорожка представляет собой отпечаток лапок вороны, оставленные на мелком шагу. След лапы четырехпалый. Передние пальцы отпечатываются в следе как совершенно свободные. Задний палец заканчивается острым когтем, более длинным, чем когти на остальных пальцах, на которых они короткие и тупые.  Передние пальцы образуют между собой острый угол.  Длина среднего пальца приблизительно 4,0 см.  Длина наружного пальца равна 3,0 см. Задний палец примерно такой же длины, что и средний. (След вороны) Весной во время гнездования вороны непривычно затихают. Свои гнезда устраивают в кронах стройных и высоких деревьев.
– Какая птица своей простой песней раньше других пернатых предвещает скрытый приход весны? (Синица) Составьте краткую характеристику синицы по следующим критериям:
Клюв – сильный, конусовидный, сплюснутый с боков. Лапы и когти – сильные, толстые ноги с крепкими пальцами и загнутыми когтями. Синицы ловко цепляются к ветке и качаясь вниз головой обследуют все щели в коре. Окраска оперения – спинная сторона желтовато- зеленого цвета, брюшная сторона желтая с широкой черной полосой вдоль груди и брюха. Голова, щеки черные. Крылья серовато голубого цвета со светлой полоской. Хвост черноватый с голубоватым налетом. Особенности полета – летают быстро, редко взмахивая крылышками как бы ныряют вниз, после чего, быстро взмахнув пару раз, вновь взмывают к небу, описывая в воздухе пологие параболы. Зрение – остпрое, во много раз превосходящее человеческое. Среда обитания – лиственные леса, сады, парки, рощи.
– Какую пользу приносит синица? (Поедает жуков и их личинок) За сутки съедает вредителей в 2,5 раза больше собственного веса. Пара синиц, вместе с выводками могут сохранять от вредителей сад в 40 фруктовых деревьев.
– Прислушайтесь. Слышите «Ку-ку-ку-ку–ку-ку..» Кукушку знают все.
Ученик.  Сообщение  о кукушке.
Учитель.
– У какой птицы самый длинный язык? У дятла 15 см. – На рисунке изображены особенности строения дятла. Объясните как устроено гнездо дятла; как помогают ему удерживаться на дереве хвост и лапы; как устроен язык дятла и какое значение имеет такое его строение. – По рисунку установите, какую еловую шишку объел бурундук, а какую обгрызла белка; какую облущил дятел, а какую клест? (1 – клест, 2 – дятел, 3 – белка, 4 – полевка.)
– А вот и другая птица
Ученик. Сообщение о воробье.
– Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? – Какая птица вертится, стрекочет, весь день хлопочет? (Сорока)
Ученик. Сообщение о сороке.
Учитель. Каждый природный ландшафт населен определенным комплексом птиц. Каждый вид этого комплекса характеризуется набором специфических приспособлений к конкретным условиям данного биотопа. Птицы расположены так, чтобы меньше мешать друг другу. В весеннее время птицы нуждаются в особой охране, в тишине и покое.
– Наше путешествие было интересным? Вы утомились. Располагайтесь поудобнее. Закройте глаза.
Ярко светит солнце, дует легкий ветерок,  я вдыхаю его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга, надомной гордо кружат птицы. Мне хорошо и приятно. Я очень рад, что встретился с удивительным миром птиц. Я хочу жить в мире с природой. Я буду другом и защитником всему живому.
Домашнее задание: Отчет об экскурссии.


















15