Рабочая программа учебной дисциплины Вычислительная техника
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Себряковский технологический техникум
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вычислительная техника
для специальности среднего профессионального образования
220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
2011
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания ПЦК
№ ____
От «___» __________ 2011г.
________________ О.И. Урюпинская УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной работе
______________ Н.А. Фирсова
«____» ___________ 2011г
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 220703Автоматизация технологических процессов и производств(по отраслям)
Организация – разработчик: ФГОУ СПО Себряковский технологический техникум
Разработчик: Н.В. Дорожкина преподаватель : ФГОУ СПО Себряковский технологический техникум
Эксперты:
__________________ ________________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
__________________ ________________________ ____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вычислительная техника
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям , входящей в укрупненную группу специальностей 220000 Автоматика и управление в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих специальностей: 18494 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и 14919 Наладчик контрольно-измерительных приборов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения;
знать:
- основные сведения об электронно-вычислительной технике: классификацию, характеристики, принцип действия;
- виды информации и способы представления ее в ЭВМ; системы счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, правила недесятичной арифметики, способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ;
- логические основы ЭВМ, элементарные логические функции;
- типовые узлы и устройства вычислительной техники: регистры, дешифраторы, счетчики, сумматоры; принципы построения и классификацию устройств памяти;
- способы организации интерфейсов в вычислительной технике; периферийные устройства вычислительной техники;
- типовые узлы и устройства вычислительной техники; взаимодействие аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ;
- основы микропроцессорных систем: архитектуру микропроцессора и ее элементы, систему команд микропроцессора, процедуру выполнения команд, рабочий цикл микропроцессора;
- принципы взаимодействия аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ; основы алгоритмизации и программирования на различных видах машинных языков (по выбору образовательного учреждения); программное обеспечение в сфере профессиональной деятельности;
уметь:
- определять логическое состояние на выходе цифровой схемы по известным состояниям на ее входах;
- выбирать тип микросхемы по справочнику, исходя из заданных параметров и условий использования;
- составлять программы для организации взаимодействия с памятью и с внешними устройствами;
- читать электрические схемы, построенные на цифровых микросхемах.
виды информации и способы ее представления в электронно-вычислительной машине
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 178 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 119 часов;
самостоятельной работы обучающегося 59 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 178
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 119
в том числе: лабораторные работы 32
практические занятия контрольные работы 4
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 59
в том числе: индивидуальное проектное задание тематика внеаудиторной самостоятельной работы 59
Итоговая аттестация в форме зачета
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Вычислительная техника»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Математические и логические основы вычислительной техники 38 Введение Роль и место знаний по дисциплине «Вычислительная техника» при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности.
Современный уровень и перспективы развития элементов и устройств цифровой техники. Форма сигналов; их параметры: низкий и высокий логические уровни, частота повторения, фронт, срез. Сигналы передачи цифровой информации и их параметры.
2 1
Тема 1.1. Основные сведения об электронно-вычислительной технике
Основные сведения об электронно-вычислительной технике: классификация ЭВМ, характеристики, функциональное назначение. Персональные, специальные и управляющие ЭВМ.
2
2
Тема 1.2. Виды информации и способы представления ее в ЭВМ
Виды информации и способы представления ее в ЭВМ. Системы счисления; взаимосвязь между системами счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Правила недесятичной арифметики. Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ. Основной базис алгебры логики, законы алгебры логики, нормальные и совершенные нормальные формы, минимизация логических функций.
12
1
Тема 1.3. Логические элементы ЭВТ.
Понятие цифровых электронных схем. Классификация и определения. Критерии сравнения цифровых ИМС.
Степень интеграции ИМС. Классификация и система обозначений цифровых ИМС. Основные логические операции. Таблицы истинности. Параметры и характеристики логических элементов различных технологий. Применение логических элементов в устройствах вычислительной техники.
10 Самостоятельная работа: Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций.
Тематика самостоятельной работы:
Современный уровень и перспективы развития элементов и устройств цифровой техники.
Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ. 9 Раздел 2. ТИПОВЫЕ УЗЛЫ И УСТРОЙСТВА ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
65 3
Тема 2.1. Типовые комбинационные устройства.
Шифраторы и дешифраторы. Назначение. Таблица состояний. Функциональная схема. Параметры. Примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем, приведенных в справочнике.
Мультиплексоры. Принцип работы мультиплексора (селектора). Таблица состояний. Функциональная схема. Параметры. Примеры использования.
Сравнительные характеристики микросхем мультиплексоров, приведенных в справочнике.
Сумматоры. Определение сумматора. Функциональная схема полусумматора и таблица его состояний. Функциональная схема полного сумматора и таблица его состояний. Сравнительные характеристики микросхем сумматоров, приведенных в справочнике.
14 Лабораторная работа «Исследование шифратора»
3
Лабораторная работа «Исследование шифратора»
3
Лабораторная работа Исследование дешифратора Лабораторная работа Исследование мультиплексора Лабораторная работа Исследование сумматора Тема 2.2. Последовательные цифровые устройства
Триггеры (RS, D, JK-типов): принцип работы, функциональная схема, временная диаграмма, параметры, примеры использования, микросхемное исполнение.
Регистры (параллельные, последовательные, реверсивные, сдвигающие): определение, функциональная схема, временная диаграмма работы регистра, установка нулевого состояния, параметры, сигналы управления, примеры использования, микросхемное исполнение, сравнительные характеристики регистров разных серий микросхем.
Счетчики. Классификация. Принципы построения и работа счетчиков. Суммирующие, вычитающие и реверсивные счетчики. Счетчики с произвольным коэффициентом пересчета.
Классификация ИМС памяти. Принципы построения ИМС памяти.
20 3
Лабораторные работы: 3
Работа с RS – триггером 3
Работа с D – триггером. Деление частоты тактовых импульсов на 2 3
Составление схемы деления тактовых импульсов на 3, 8, 12 и т.д. Работа с JK – триггером. Исследование режимов работы Работа с параллельным регистром Работа со сдвиговым регистром Работа с реверсивным счетчиком: предварительная установка, счет на увеличение, счет на уменьшение Самостоятельная работа: : Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций.
Тематика самостоятельной работы:
Сравнительные характеристики микросхем, приведенных в справочнике.
Классификация ИМС памяти. Принципы построения ИМС памяти.
31 Раздел 3. МИКРОПРОЦЕССОРЫ
Тема 3.1. Основные типы микропроцессоров, структуры команд, структура устройства управления
79 Реализация процессоров на основе БИС и СБИС различных типов. Типы микропроцессоров. Архитектура микропроцессора. Регистры микропроцессора. Структура памяти. Сегментация. Вычисление адреса. Структура команд (на примерах микропроцессоров, использующих различные типы организации взаимодействия в вычислительной системе). Система команд микропроцессора, процедура выполнения команд. Рабочий цикл микропро-
цессора. Работа микропроцессора при выполнении прерывания. Взаимодействие аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ. Однокристальные микроЭВМ.
14 Лабораторная работа
Составление простейших программ с использованием систем команд основных типов микропроцессоров Тема 3.2. Организация интерфейсов в вычислительной технике
Различные типы интерфейсов вычислительных систем. Интерфейс с раздельными магистралями. Интерфейс «Общая шина». Управляющие сигналы и принципы организации обмена информацией.
14 Лабораторная работа Организация интерфейсов Тема 3.3. Способы адресации
Понятие способа адресации. Различные способы адресации (на примерах микропроцессоров, использующих различные типы организации взаимодействия в вычислительной системе). Регистровая, непосредственная и косвенная адресации.
8 Лабораторная работа Изучение способов адресации Тема 3.4. Основы программирования на языке низкого уровня
Основные команды языка АССЕМБЛЕР (по выбору образовательного учреждения). Применение команд для организации взаимодействия с памятью и с внешними устройствами. Машинные коды и их применение.
13 Лабораторная работа Программирование на АССЕМБЛЕРЕ Лабораторная работа Программирование на АССЕМБЛЕРЕ Тема 3.5. Программное обеспечение в сфере профессиональной деятельности.
Организация программного взаимодействия микропроцессора с реальными внешними устройствами в сфере профессиональной деятельности. 10 Самостоятельная работа: : Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Работа над материалом учебников [1], [2], [3], конспектом лекций.
Тематика самостоятельной работы:
Взаимодействие аппаратного и программного обеспечения в работе ЭВМ. Однокристальные микроЭВМ.
Управляющие сигналы и принципы организации обмена информацией.
Применение команд для организации взаимодействия с памятью и с внешними устройствами.
19 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Вычислительная техника».
Оборудование кабинета информатики и информационных систем:
посадочные места студентов;
рабочее место преподавателя;
рабочая доска;
наглядные пособия (учебники, терминологические словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ).
Технические средства обучения:
мультимедийный проектор;
ноутбук;
проекционный экран;
принтер цветной струйный;
принтер черно-белый лазерный;
компьютерная техника для обучающихся с наличием лицензионного программного обеспечения;
сервер;
блок питания;
источник бесперебойного питания;
наушники с микрофоном;
цифровой фотоаппарат;
видеокамера;
сканер;
колонки.
Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
правила техники безопасности и производственной санитарии;
инструкции по эксплуатации компьютерной техники.
Программное обеспечение:
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, систему управления базами данных, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Звуковой редактор.
Простая геоинформационная система.
Система автоматизированного проектирования.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Программа интерактивного общения
Простой редактор Web-страниц
3.4. Информационное обеспечение обучения
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бориова М.В. Основы информатики и вычислительной техники / М.В.Борисова – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 544с.(Среднее профессиональное образование)
Партыка Т.Л., Попов И.И. – Электронные вычислительные машины и системы: учеб. Пособие. – М.:ВОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 368с.: илю – (Профессиональное образование).
Могилев А.В. – Информатика: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов / А.В.Могилев, Н.И.Пак, Е.К.Хеннер; Под ред. Е.К.Хеннера – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 848 с.
Дополнительные источники:
Партыка Т.Л., Попов И.И. - Вычислительная техника, 2007, ООО Издательство «Форум» - 436 с.
Подгорнова О.В. - Математические и логические основы электронно-вычислительной техники, 2010, ОИЦ "Академия" – 375 с.
3.4.3. Интернет-ресурсы:
http://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Федеральный портал Российское образование
edu - "Российское образование" Федеральный портал
edu.ru - ресурсы портала для общего образования
school.edu - "Российский общеобразовательный портал"
ege.edu - "Портал информационной поддержки Единого Государственного экзамена"
fepo - "Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования"
allbest - "Союз образовательных сайтов"
fipi ФИПИ - федеральный институт педагогических измерений
ed.gov - "Федеральное агентство по образованию РФ".
obrnadzor.gov - "Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки"
mon.gov - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
rost.ru/projects - Национальный проект "Образование".
edunews - "Все для поступающих"
window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Портал "ВСЕОБУЧ"
newseducation.ru - "Большая перемена"
vipschool.ru СУНЦ МГУ - Специализированный учебно-научный центр - школа имени А.Н. Колмогорова.
rgsu.net - Российский Государственный Социальный Университет.- "Региональный образовательный портал Оренбуржья"
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: согласовывать ИМС по логическим уровням и нагрузочным способностям;
производить синтез и анализ цифровых схем лабораторные работы
выбирать тип регистра и стандартную микросхему по справочнику, исходя из заданных параметров и условий использования;
выбирать тип счетчика и стандартную микросхему по справочнику; исходя из заданных параметров и условий использования;
выполнять каскадное включение счетчиков.
лабораторные работы
определять действия, выполняемые заданной командой, определять объем памяти, занимаемый данной командой.
лабораторные работы
строить временные диаграммы различных циклов обмена информацией.
лабораторные работы
решать задачи программирования микропроцессора с использованием различных способов адресации микропроцессорной системы.
лабораторная работы
составлять, вводить, отлаживать и запускать программы управления микропроцессорной системой.
лабораторные работы
использовать разработанные или составлять программные процедуры по управлению внешними устройствами в сфере профессиональной деятельности.
лабораторные работы
Знания: классификацию ЭВМ;
виды информации и способы представления ее в ЭВМ Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
виды информации и способы представления ее в ЭВМ;
системы счисления, способы перевода чисел из одной системы счисления в другую;
способы представления чисел в ЭВМ.
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
параметры и характеристики ИМС основных технологий;
особенности применения логических элементов;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
условные графические обозначения.ИМС комбинационного типа;
принцип работы ИМС комбинационного типа;
назначение и принцип работы дешифратора, его параметры;
назначение и принцип работы мультиплексора, его параметры;
принцип работы сумматора, его параметры;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
принцип работы различных типов триггеров и регистров;
типы и параметры счетчиков Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
основные типы микропроцессоров;
структуру команд типового микропроцессора;
систему команд микропроцессора, процедуру выполнения команд;
рабочий цикл микропроцессора Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
основные типы интерфейсов, используемых в вычислительной технике;
основные управляющие сигналы и принципы организации обмена информацией в интерфейсах различных типов;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
способы адресации, используемые при программировании микропроцессорных систем; Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
основные команды языка АССЕМБЛЕР; классификацию команд, типы и виды команд, принципы объединения команд в программу при управлении микропроцессорной системой;
Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
принципы организации программного взаимодействия микропроцессора с реальными внешними устройствами применительно к сфере профессиональной деятельности Комбинированный: тестирование, устный опрос, составление ОЛК (опорно-логического конспекта), составление ОЛС (опорно-логических схем)
Индивидуальный: дифференцированный зачет