Портрет современного учителя Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам


Портрет современного учителя
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Л. Толстой
Каким же должен быть современный учитель? Какими качествами он должен обладать, чтоб учить детей в современной школе?
Все мы прекрасно знаем и понимаем, что время не стоит на месте, а быстро меняется, меняется объём и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методичек. Использование компьютерных технологий становится обычным в деятельности современного учителя. Конечно, компьютер поможет получать, находить информацию, а книга даёт пищу для размышления, но учить и воспитывать может только учитель. Работа современного учителя – наполнять мир ученика высоконравственными красками, верить в хорошее и видеть то лучшее в учениках. Главная задача современного учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно получать знания.
Многие ученики думают, что «современный учитель должен быть осведомленным», «должен заинтересовать своим предметом», «уважать мнение каждого ученика, понимать подростка и слышать его душу», «должен быть готовым оказать любую помощь и поддержать в трудную минуту», «должен быть современных взглядов», «модно и современно одетым».
Очень важную роль для ученика на сегодняшний день является внешний вид и стиль учителя. Это не для кого не секрет. Он должен быть «молодой и современный», «красивый», «модно одет», «с современной причёской». С этими словами многие могут не согласиться. У многих могут возникнуть вопросы. А как быть молодым, если учитель пенсионного возраста?! Какие модные прически, если ты уже для этого не так уж молод?! Учитель – это эталон стиля. В каком бы возрасте он не был, молодой, не очень, старый или не очень старый, он должен выглядеть на отлично. Его внешний вид должен быть на высоте. Молодым он должен быть в душе всегда.
Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще. Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего, заботливого человека. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.
Что же сейчас, спустя столько лет, может измениться в мечтах детей? Как ни странно, но и современные дети мечтают о том же самом. Любовь, доброта, искренность, забота, ласка, переживания – вот что нужно современному ученику. Именно вот этих человеческих качеств так не хватает нашим детям. Где ребёнку получить тепло, заботу, внимание? Если учитель этого не даст, что станет с людьми в будущем? Не превратимся ли мы в бездушных роботов, машинально выполняя порученное дело? Холодность, корысть, расчётливость, зависть будут поджидать нас везде и всюду.
Образ учителя у современного ученика складывается сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.
Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
Учитель, имеющие приятные манеры поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть свойственна одна общая черта – это соблюдение, педагогического такта. Личностные качества в учительской профессии не отделимы от профессиональных. Сегодня мы действительно должны знать и уметь многое, иначе будем не интересны своим ученикам.
Рисуя портрет современного учителя, я считаю, что:
Прежде всего, он должен любить детей. Всяких, любых: шумных и тихих, послушных и капризных, чистеньких, ухоженных и неряшливых, хорошеньких и не очень. По одной простой причине, что они - дети. Учитель не должен быть несправедливым, недобрым, жестоким человеком, ведь больше всего ребёнка ранит несправедливость.
Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.
Учитель - профессионал не ходит на работу, не отсиживает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность совместно с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится далеко на перед, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Настоящему учителю интересен процесс. Он не озадачен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет тому, что он действительно интересен учителю.
Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав? Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет.
Кроме того, всякий учитель должен следовать основным утверждениям педагогики. Вот, например, один из них: «Никогда не говори плохо ребёнку о его родителях, даже если они этого заслуживают».
Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения; грубость, крики, оскорбления в школе недопустимы. Я замечала, что на крики одни дети не реагируют никак (иногда проворчат «А чё орать-то?»), других крик пугает. Одни привыкли к крику дома, другие нет. Но и в первом и во втором случае крик бесполезен и вызывает только негативную реакцию. Мне трудно также представить себе учителя, плохо владеющего культурой речи, не умеющего грамотно, тактично, красиво выразить свои мысли.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, множество разных методик, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но самое главное он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Не мешало бы вспомнить и народную мудрость в виде пословиц и поговорок: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит все то, что нам откликнется уже в недалёком будущем. Нам страшно думать о будущем, так, может быть, задумаемся о том, кого мы воспитываем и что мы хотим получить.
Сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим помощником, своей опорой, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Только хорошо владеющий методикой педагог может правильно организовать педагогическую деятельность, подготовиться к уроку. Сейчас достаточно много и часто говорят об инновациях в образовательном процессе. Единого, целостного представления об инновациях у учителей школы нет. Не каждый педагог осмыслил собственную обучающую, развивающую и воспитательную роль в современном педагогическом процессе. Не каждый учитель готов сделать ученика равноценным участником педагогического процесса. Пока не каждый учитель обнаружил для себя первоочередные задачи обучения.
В данный момент мы всего лишь на всего погружены в какие-то инновации, бумажки. От нас требуют всего и все. От нас хотят тех или иных документов и в кротчайшие сроки. Тем самым забывая, что мы учителя, а не бухгалтеры, не менеджеры, не юристы и т.д. Мы учителя. Которые вместо каких-то бумаг, должны учить детей. К сожалению, сейчас начали забывать об этом.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, – ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Каким будет мир, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Невозможно достичь нового качества образования (новых образовательных результатов, соответствующих потребностям развития общества) за счёт увеличения объёма знаний и даже за счёт изменения содержания знаний по отдельным предметам. Надо использовать другой путь – изменение характера связей и отношений между учебными дисциплинами.
С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов.
Становление и развитие творчества и педагогического мастерства учителей мало отвечает современным требованиям. Современное общество требует от учителя включения всех участников педагогического процесса в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.
В практике своей работы я выделяю несколько форм оценочной деятельности учащихся:
1.Публичное выступление.2. Самостоятельная практическая работа.3. Защита проекта.4. Решение задач с использованием информации.5. Участие в дискуссии.
Я считаю, что результативность образовательного процесса не возможна без компетентности учителя. Компетентность учителя это есть то качество образования, получаемое обучающимся, поэтому компетентностный подход получил широкое распространение в современной образовательной практике.
Вдобавок к этому, учитель должен быть творческой личностью, быть грамотным в своей области, уметь пользоваться информационными и коммуникационными технологиями, постоянно заниматься самообразованием. Я считаю, что в современной педагогической практике, чтобы достичь эффективности на уроках учитель должен быть фасилитатором, т.е. дать возможность ученику самому найти пути и решения поставленной задачи. Как раз таки здесь и можно сказать о ФГОС, которая тоже нацелена на такие пути решения.
Каждый учитель должен постоянно совершенствоваться, и «расти» на высоком уровне, тогда и ученики будут успешными и востребованными в современном обществе.
Хочу напомнить слова Калинина: « Учителем надо родиться». С этим трудно не согласиться, ведь быть хорошим учителем – это талант, а с талантом люди рождаются. Есть в профессии учителя и актера родственное начало: с одной стороны – без таланта не обойтись, а с другой – и те, и другие не могут и работать без ощущения близости тех, кому предназначено их творчество. Но если актер чувствует дыхание зрительного зала в целом и его не заботит реакция отдельного зрителя, то учитель не может работать даже тогда, когда хоть один из ребят отключился от урока, ушел в свои собственные раздумья. И в этом, пожалуй, самое трудное для учителя: уметь настроить всех ребят на общую волну, таких разных, каждого со своим характером, складом ума, темпераментом. Ну как тут обойтись без таланта!
Нельзя забывать того, что каждый педагог, через свой предмет не только учит тому или иному предмету, он учит жизни! Учит быть честными и справедливыми, уметь отличать добро от зла, быть непримиримыми к лени, злу, равнодушию, жестокости.
Невозможно научить этому детей, если ты сам не обладаешь такими качествами, никакая квалификация тебе не поможет.
Хочу напомнить утверждение А. С. Макаренко: «Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации». И он тоже прав. Обладай ты отличными организаторскими способностями, умей найти подход к каждому ребенку, но если нет знаний или они давно устарели, грош цена тебе. Так что статус педагога обязывает его постоянно совершенствоваться, обучаться, идти в ногу со временем, быть в курсе событий, овладевать новыми технологиями, и только тогда учитель будет интересен своим учащимся.
Длинный, нетронутый, нехоженный путь труда, размышлений, радости и ограничений ждет того, кто выбрал профессию учителя. Это трудный, прекрасный путь! Отдавая частицу своего сердца, своей души, вы превращаете их из маленьких неопытных птенцов в сильных, мужественных, умных птиц и отпускаете на волю, держа в поле зрения, отслеживая путь. Как болит ваше сердце, если этот путь неправильный. Как поет ваша душа, если птица достигла высот.
Закончить размышление хочется словами В. А. Сухомлинского: «От учителя, от его умения, мастерства, искусства, мудрости зависит здоровье, разум, характер, воля, патриотизм, интеллект человека. Иными, другим и более понятливыми словами, зависит настоящее и будущее ученика. Поэтому очень важно верить в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Безграничная вера в человека, в его будущее – вот что должно жить в душе человека, который решил посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.»