Урок по литературе по теме «Анализ текста эпического произведения» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Анализ текста эпического произведения (роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть1, глава1).
Не секрет, что творчество Ф. М. Достоевского является сложным для восприятия подростков в сравнении с творчеством любого другого классика русской литературы.
Каковы же причины столь сложного восприятия произведения?
Учащимся весьма трудно объяснить, почему же все, что было написано писателем в 19 веке, продолжает доставлять нам нравственную радость.
Художественное мышление Ф. М. Достоевского отличается от всех других типов художественного осмысления действительности (творчество писателя относится к числу «трудных искусств»).
Писательская манера классика, язык резко отличаются от привычных, традиционных для русской классики норм.
Каждый видит у Ф. М. Достоевского «свое», отсюда частые споры вокруг непонимания творчества писателя.
Особенности психологии подросткового возраста.
Передо мной в процессе изучения романа «Преступление и наказание» стоят задачи разнопланового характера:
во- первых, пробудить интерес к творчеству Достоевского,
во- вторых, вывести изучение романа на уровень, соответствующий требованиям, предъявляемым к учащимся десятых классов, Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования второго поколения;
в- третьих, учитывая особенности подросткового возраста, в котором психика столь неустойчива, с осторожностью, современно, верно представить воспитанникам теорию наполеонизма как чудовищную, разрушительную силу античеловеческого характера.
Представляю один из возможных вариантов начала работы над текстом романа «Преступление и наказание».
Само название подсказывает мне выбор русла, в котором будет строиться наша с ребятами деятельность.
Прошу воспитанников задуматься над названием произведения, провести ассоциативную линию образов, предметов, действий.
Провожу своеобразное «зашагивание», помогающее мне перейти на определенную волну.
- Ваши ассоциации с названием романа. Предположение об идейно - тематической направленности произведения?
Преступление – общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. Любое преступление антинравственно, ведет к наказанию.
Включаю элементы игры. Считаю, что данный прием будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся.
Формируем следственную группу из состава класса:
- следователи;
- оперуполномоченные;
эксперты - криминалисты;
- судмедэксперты (в случае обнаружения трупа);
- статисты.
Итак, нам предстоит познакомиться с материалами дела.
Роман «Преступление и наказание» является социально – психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени (выясняю временные рамки повествования). В нем показана психология человека, пытающегося найти решение насущных социальных проблем.
Проблемный вопрос: Что привело Раскольникова к страшному преступлению?
Для этого необходим скрупулезный анализ психологии нашего героя.
- Что мы узнаем о герое из материалов дела?
Имя главного героя раскрывает главную идею – идею раскола, произошедшего в отдельном человеке.
- Каков психологический портрет героя?
Где, в каких условиях проживает наш герой?
Каморка походила больше на шкаф, чем на квартиру.
- Слова вроде бы обычные «Каморка», «шкаф» Каково лексическое значение данных слов?
Каморка – маленькая комната, чулан.
Шкаф – предмет мебели для хранения вещей.
- Что объединяет эти два слова?
Не предназначены для жилья А там живет человек!!!!
Итак. Комната Раскольникова – точка отсчета. Отсюда мы начинаем следить за шагами героя к преступлению.
- Каково состояние нашего героя?
« чувствовал какое-то болезненное и трусливое состояние»
- Как часто Раскольников испытывал такое состояние?
И каждый раз Следовательно, постоянно. Развилась ипохондрия – болезненное состояние.
- Да, он был задавлен бедностью, кругом должен хозяйке, но это ли тяготило его?
«Но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его. Никакой хозяйки, в сущности, он не боялся, чтобы та ни замышляла против него»
Далее следует чтение и анализ эпизода: «На какое дело»
Обращаем внимание на пунктуацию отрывка, изобразительно – выразительные средства языка, лексику: многоточие, вопросительные, восклицательные предложения, вводные слова, бессоюзие и т. д.
- О чем свидетельствуют данные факты?
Раскольников находился в состоянии нервного напряжения, психического возбуждения.
Из данного отрывка мы узнаем о том, что тревожит Раскольникова. Пока он называет объект тревоги – «это». Мысли, чувства, переживания давят на героя, а не только бедность.
- Что запланировано у Раскольникова на ближайшее время?
Проба – испытание, проверка.
- Чем встретила Раскольникова одна из улиц Петербурга?
Петербург Достоевского – город трущоб, до отказа набитый нищими, ремесленниками. Мелкими чиновниками, голодными студентами – «лохмотниками», «девицами, живущими от себя», семействами, где «ребятишки - то по три дня корки не видят». Это место, где нет садов, ни фонтанов. Где грязь и вонь, всякая гадость. Здесь много распивочных, где все до того пропитано перегаром, что, кажется, «от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». Достоевскому была очень хорошо знакома подобная картина, ведь он жил в Столярном переулке, возле Сенной, где на 16 домов - 18 распивочных.
Мир, в котором живет герой, предстает перед нами как безобразное чудовище.
Итак. Истоки преступления кроются в безобразном состоянии окружающего мира, который рождает безобразные мечты. Он наполнен безобразными звуками, запахами, думами – все это заслоняет красоты Северной Пальмиры. Это отдельный образ в системе романа.
Достоевский не любил Петербург. Он ассоциировался у него с именем Петра Первого, которого он считал кровавым тираном и злодеем № 1 на Руси, именно его вина в том, что появились скитальчество и лишние люди. Раскольников унаследовал от Петра «ген государственного злодейства» (полонение России иноземными традициями и идеями).
Но вместе с Раскольниковым из душной каморки «выползает» Нечто - тяжелое, душное, гадкое, противное человеческой сущности. Оно движется вместе с героем вдоль улиц, обволакивает его в распивочной, оседает в его ополоумевшей голове. Это еще один образ романа, а имя ему – ПРЕСТУПЛЕНИЕ! Оно сродни призраку с дьявольским началом, который искушает наших героев. Раскольников же – главный объект ЕГО эксперимента.
- Какая , на первый взгляд, мелочь заставила Раскольникова понервничать?
«Я так и знал!....я так и думал!...весь замысел может испортить! Да, слишком приметная шляпа»(«.. Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская»)
Улика! Что-то преступное
Петербург – центр русских немцев, шире – всех иностранцев. «Немцами» называли всех чужеземцев – европейцев, которые с петровских времен тысячами въезжали в Россию.
За этими деталями С. Белов обнаруживает противопоставление души русской нации, ее природы и характера уму и сознанию, которые опираются на теории, философию, пришедшие из Германии. Он толкует имя Раскольникова Родион Романович как «раскол родины Романовых».
- Сколько по времени Раскольников находится в таком состоянии? Месяц.
Герой посещает Алену Ивановну, делает пробу своего будущего «предприятия».
- Каково было состояние Раскольникова, когда он вышел из квартиры старухи – процентщицы? (Вздор, нелепость, ужас, грязь, пакостно, гадко.)
Раскольников пребывал в состоянии невротическом: чувствовал вину, тревогу, беспомощность, бессилие, противоречивость, презирал себя.
На дом каждый представитель следственной группы продолжает исследовать материалы дела в рамках своего вопроса. Содержание следующего урока будет строиться по принципу отчета о работе в группах.
Литература.
Абельтин Э. А., Литвинова В. И. «Преступление и наказание « Ф. М. Достоевского.
15