Итоговая комплексная работа для выпускников начальной школы 
Итоговая комплексная работа
для учащихся 4-го класса
Прочитай текст.
Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.
Под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних - круглый, маленький. Рядом в снегу от когтей дырки - лисий след. Заячий дал круг по полю; лисий тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля. Интересно, куда лиса делась? Куда заяц пропал? Разберём по складам.
Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет он на задние лапы, отдерёт зубами кусок, сжуёт, переступит лапками,  новый кусочек сдерёт. Объелся и спать захотел. Пошёл искать, где бы спрятаться. Ушёл заяц спать.
Час проходит, другой. Идёт полем лиса. Глядь, заячий след по снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась: след свежий! Побежала по следу. Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересёк - и в сторону. Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула в бок - по свежему следу: бежит, бежит - встала: оборвался след! Куда теперь? Лиса постояла, постояла - и назад. Опять к петле подошла, всю её выследила. Идёт, идёт, видит - обманул её заяц: никуда след не ведёт! Фыркнула она и грустная ушла в лес по своим делам.
А было вот как: заяц двойку сделал - прошёл назад по своему следу. До петли не дошёл - и махнул через сугроб - в сторону. Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, - как прыснет из - под хвороста - и в чащу. Прыжки широкие, - лапки к лапкам: гонный след. Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне…
А на пне сидит большой филин. Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями! Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по спине бьёт, от земли отрывает. Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, - там знаки на снегу, будто от пальцев. Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет.
(По В.В. Бианки)
Постарайся выполнить все задания. Выполняй их по порядку.
1. Определи жанровую принадлежность прочитанного текста, обведи правильный ответ.
а) стихотворение;    б) басня;        в) рассказ;          г) сказка.
2. Объясни, в каком значении употреблены выделенные слова в отрывке из текста:
          А было вот как: заяц двойку сделал - прошёл назад по своему следу. До петли не дошёл - и махнул через сугроб - в сторону. Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, - как прыснет из - под хвороста - и в чащу. Прыжки широкие, - лапки к лапкам: гонный след. Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне…
Как прыснет из - под  хвороста – 
то есть_____________________________________________________. 
    3.Найди утверждение, которое не соответствует содержанию прочитанного текста. Обведи нужную букву.
а) Принюхалась: след свежий!
б) Фыркнула лиса и осталась поджидать зайца.
        в) Где заяц упал, там снег примят.
г) А на пне сидит большой филин.
  4. Какими словами можно заменить выделенное слово в предложении:
     «Разберём по складам»?
а) по полкам;                           
б) по частям;
в) по порядку;
г) по слогам.
5. Пронумеруй пункты плана в том порядке, в котором происходят события в тексте.
 Заячья петля.
 
 Следы зверей на снегу.
 
 Как жировал заяц.
   
 Следа больше нет
 Охота не удалась.
6. В какой зависимости находятся объекты живой природы в этом тексте? Составь  цепь питания.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. О каких природных сообществах упоминается в этом тексте? Заполни таблицу.  Запиши по 3 примера животных и растений. (Примеры можно брать как из текста, так и, опираясь на знания и опыт. Название природного сообщества (экосистемы) Типичные представители животного мира  Типичные представители растительного мира
8.Вода встречается в природе в разных состояниях. Перечисли их.
_______________________________________________________
Какое упоминание о воде содержится в тексте? Запиши это слово.
_________________________________________________________
Выбери нужные утверждения, которые характеризуют «Свойства воды»,  подчеркни их :Растворимость, вязкость, пластичность, текучесть, бесцветная,  не имеет запаха.
9. Найди в тексте абзац, содержащий ответ на вопрос: «Почему под кустом было натоптано и наслежено?» Спиши его. Проверь свою запись. Если надо, исправь. 
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
10. В записанном отрывке найди  глаголы будущего времени и выдели в них приставку. 
11. В этом же отрывке подчеркни голубым карандашом разные формы имени существительного «куст».  Укажи падеж над каждым словом, которые ты подчеркнул. 
 
12. Найди и выпиши из этого же абзаца одну  группу  родственных слов, дополни её своим примером.
                                                                  
 
13. Заполни таблицу:
      Слово Часть речи Синоним Антоним
Большой Идёт 14. Выпиши из последнего абзаца  текста  глагол  3 лица, единственного числа, настоящего времени, в котором  
звуков больше, чем  букв: ____________________
15. Приведи из текста по одному примеру слов на каждую орфограмму, указанную в таблице. Впиши слова в таблицу, не изменяя формы слова. Орфограмму подчеркни.
Название орфограммы Примеры слов с орфограммой
Парный по звонкости/ глухости согласный Буква непроизносимого согласного  Проверяемые безударные гласные в корне словаРазделительный «Ь» или разделительный  «Ъ» 16. В тексте встречаются слова: «круг», «двойка», «час». Что они обозначают с точки зрения математики? Выбери правильный ответ.
а) Круг - это часть плоскости, ограниченная окружностью.
б) Круг - это дуга, которая строится вокруг точки, называемой центром.
в) Двойка - это знак (цифра) для обозначения числа «два».
г) Двойка - это однозначное число.
д) Двойка - это плохая отметка в школе.
е) Час - это величина, равная полному обороту минутной стрелки 
     на    циферблате часов.
ё) Час - это единица измерения времени, равна 60 минутам.
17.Чтобы спасти свою жизнь,  животным необходимо быстро бегать.  Скорость зайца 960 м/мин, а скорость лисы в 2 раза меньше.  На  сколько большее расстояние пробежит заяц за 7 минут, чем лиса за это же время?
Запиши решение задачи с пояснением:
Ответ:
_____________________________________________________________
18. А) Заяц захотел полакомиться капустой в огороде Петра Ивановича.
Найди площадь и периметр этого огорода, если его длина 12м, а ширина составляет 1/3 часть длины.  Запиши решение.
Б) Вырази  площадь огорода  в  квадратных дециметрах.
________________________________________________
19. Автор этого текста В.В. Бианки родился в 1894 году. Сколько лет со дня его рождения исполнилось  писателю в 2014 году? В 2014 году В.В. Бианки отметил бы свой юбилей.
Вычисли и подчерки верный ответ:
А) 220
Б) 1120
В) 120
Г)  880
20. Рассмотри таблицу. Пользуясь её данными, раскрась  диаграмму
и заполни четвёртую колонку таблицы соответствующими выражениями: Северная столица, столица химии, столица нашей Родины, столица Поволжья.
Название города Год основания города Цвет столбца на диаграмме Заполни таблицу данными
Санкт-Петербург 1803 г Зелёный Нижний Новгород 1221 г Синий Москва 1147 г Жёлтый Дзержинск 1930 г Красный 
Самооценка работы
Оцени свою работу.
Проанализируй выполненную работу и заполни таблицу.
Задания, которые мне было выполнять легко Задания, при выполнении которых у меня возникли сомнения. Задания, которые мне было выполнять трудно Задания, которые мне было выполнять интересно. Выполни цветовую самооценку работы.
 
    - я справился с заданием
    - испытываю затруднения
  - было трудно. Мне нужна помощь.
Литературное чтение Русский язык Математика Окружающий мир