разработка классного часа по теме Прежде чем сделать — подумай.
Классный час на тему: Прежде чем сделать - подумай.
Задачи: разъяснить сущность процесса обдумывания своего поведения; учить нравственной оценке результатов своих поступков; пропагандировать постановку перед собой положительных целей своей деятельности; акцентировать внимание на волевом процессе обдумывания своего поведения, воспитании волевых качеств; развивать творческие способности ребят; развивать дискуссионные навыки.
Подготовительная работа: подготовка анкет, бумага , карандаши, фломастеры.
Участники: классный руководитель, учащиеся.
Ход классного часа
Чего не следует делать, того не делай
даже в мыслях.
Древнее правило.
Кл рук-ль: Ребята, в жизни мы часто слышим такую пословицу: семь раз отмерь, а один раз отрежь. Какие похожие пословицы и поговорки вы знаете?
Ученики: (Кабы знал, где упал, тут соломки подостлал. Не спросясь броду, не суйся в воду. Поспешишь – людей насмешишь. Сделать на скорую руку да на долгую муку.)
Кл рук-ль: О чем говорят эти пословицы и поговорки? О чем предупреждают?
Ученики: - прежде, что-то сделать, надо хорошо подумать;
- если не обдумаешь свой поступок, то результат может быть плохим;
- если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших (родителей);
- в решениях и поступках не надо торопиться, подумай, потом сделай;
- всегда надо думать о результате, иначе «брода» (плохого результата поступка) можно не выбраться.
Классный руководитель: А что значить думать? И что человек обычно обдумывает?
Ученики: ()
Кл рук-ль: Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать , а что-то и нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то и заставить себя. А если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий (возможно, плачевный) опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение. А все ли люди так поступают?
Ученики: ()
Кл рук-ль: Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей, и для вас.
(Далее анкета)
Кл рук-ль: Ребята, прежде чем совершить какой то поступок, человек ставит перед собой цель. Он думает, для чего он это делает. Затем он обдумывает, как добиться этой цели, планирует свои действия. Часто достижение цели – процесс не простой. Иногда для этого надо затратить много времени, а вас одолевает мысль о том, что может лучше бы все оставить и пойти погулять. Человек сталкивается с трудностями и может подчиниться им, стать слабым. Его мучают сомнения, а стоит ли все делать, может хорошо и так, не проще ли все оставить так, как есть и т.д. Что может помочь в данной ситуации?
(Ответы детей)
Кл рук-ль: Ему помогут:
- сила воли и выдержка;
- настойчивость;
- умение осознавать положительный результат своего поступка;
- помощь взрослых;-
- поддержка друзей;
- умение вовремя остановиться, сказать себе нет, не думать о развлечениях, пока не выполнено намеченное полезное дело.
Людей, которые могут так поступать, называют волевыми. Таких, я думаю, большинство. Но и слабовольных тоже не мало. Когда слабовольный человек встречает на своем пути трудности, а они бывают и внешние ( например, надо истратить много времени, далеко и неудобно добираться, мешает плохая погода, идет хороший фильм и другие обстоятельства), и внутренние (у вас может что-то не получаться из-за недостатка знаний; из-за напряжения вам может мешать чувство усталости; вы заболели и откладываете дело как можно на более поздний срок и т.д.), тогда он, слабовольный человек, обязательно находит для своего бездействия оправдание. При желании, оправдание себе всегда можно найти. Но от этого человек не становиться умнее, ни крепче духом. И чем чаще человек уступает себе, своим оправданиям, тем больше ослабевает его воля. Тем вероятней, что его поступкам и его жизнью будут управлять другие. Человек становиться слабым, безвольным. А значит, и зависимым от других, подчиняемым.
Кл рук-ль: А вот сильный волевой человек умеет отказываться, преодолевать препятствия и подчинить свой ум и свои поступки достижению намеченной положительной цели. Какие поставленные вами перед собой цели встречают внешние и внутренние препятствия? Насколько успешно вы их преодолеваете?
Ученики ()
Кл рук-ль: Значит, как мы добиваемся положительного результата?
Ученики: - путем преодоления трудностей, усилиями воли, умением заставить себя, умея разумно рассуждать о пользе дела.
Кл рук-ль: А всегда ли у вас хватает силы воли, чтобы например, преодолеть недоброжелательность к кому то из своих одноклассников; сдержаться и не ударить, не толкнуть, не нагрубить, не оскорбить? А ваше отношение к родителям, другим взрослым людям? А ваша несдержанность, неумение (или нежелание) обдумать последствия тоже рождают поступок, но уже отрицательный, приносящий вред всем: и другим людям, и вам. Почему такое происходит?
Ученики ()
Кл рук-ль: Подумайте какие дела и поступки вы совершили за последнюю неделю? Как вы себя чувствовали? У каждого на партах лежат цветные квадратики. Желтая- радость, красная – гнев, синяя – спокойствие, коричневая - тревога, черная – печаль. Вы выбираете тот цвет который наиболее соответствует вашим чувствам и положите его в тетрадь. Если человек остался довольным своими поступками, то выбрать зеленый цвет.
Кл рук-ль Утверждают, что поступок красноречиво говорит о человеке. Еще до того , как что-то совершить, у человека есть возможность все обдумать. В это время в ваших мыслях как будто два собеседника. Один выступает «За» другой – «Против». Вот так рождается выбор ваших дальнейших действий, вашего поступка. И очень важно, чтобы победу одержал «разумный собеседник». В последующем поступке отражаются ваши внутренние качества человека (добрый или злой, внимательный или бессердечный, ответственный или безответственный и т.д.)
Давайте подведем итоги:
- прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях;
- плохие поступки приносят вред и себе, и другим людям;
- чтобы не поступать плохо, надо представить себя на месте другого;
- надо думать о хорошем или уметь вовремя остановиться;
- если и совершил что-то плохое, найди мужество признаться в этом, чтобы понести заслуженное наказание;
- умей анализировать свои поступки, приходи к правильному выводу и больше так не поступай;
- человек может уважать себя за правильно принятое решение, надо ставить перед собой хорошие цели и достигать их;
Человек начинает воспитывать свою силу воли уже с детства;
- чаще задумываться том, « что о тебе люди скажут»;
- и не только люди, важно иметь свое отношение, оценку своих собственных действий;
- чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать силу воли.
Принимаем решение:
- наметить конкретные цели;
- определить дела и поступки для их осуществления;
- поговорить об этом с родителями.
Кл рук-ль Хочу закончить нашу встречу словами В Гюго: «Правильные рассуждения ведут к правильным поступкам, правильность ума ведет к справедливости сердца».
Анкета
Всегда ли вы обдумываете свои поступки перед тем, как что-то сказать или сделать?
- да - никогда
- редко. - не всегда, но часто
Совершаете ли вы необдуманные поступки, которые приносят вред вашим друзьям, близким, знакомым и незнакомым людям?
-да - никогда
- да, но редко - не могу сдержать себя
Кто больше всего страдает от вашего необдуманного поведения?
- друзья - близкие люди
- незнакомые люди - я сам.
Задумываетесь ли вы над результатами своих как положительных, так и отрицательных поступков?
- да, но только положительных - да, и положительных, и отрицательных
- да, но только отрицательных - не обдумываю
Испытываете ли вы чувство раскаяния, совершив плохой поступок?
- да, всегда - никогда
- да, но не всегда - просто радуюсь, что все уже позади.
Учитываете ли вы отрицательный опыт своих поступков?
- да, всегда - никогда
- да, но не всегда - у меня это не получается.
Повторяете ли вы что-то плохое, уже решив однажды, что никогда не будете больше этого делать?
- да, часто
- да, но редко
- никогда
- очень стараюсь не повторять, но у меня это плохо получается.
Часто ли вам делают замечания (близкие люди, учителя, родители, друзья, незнакомые люди)?
- да, часто - да, но редко
- никогда - очень редко.
К чьим замечаниям вы относитесь с большим вниманием?
- близких людей - учителей
- родителей - друзей
- незнакомых людей.
Довольны ли вы своим поведением?
- да - чаще да
- чаще нет - не доволен.
15