Повышение качества самообразования и профессиональной ориентации учащихся на основе использования современных педагогических и информационных технологий на уроках математического и гуманитарного циклов


Повышение качества самообразования и профессиональной ориентации учащихся
на основе использования современных педагогических и информационных технологий
на уроках математического и гуманитарного циклов
Стать выше себя не просто, и всем по плечу едва ли,
но все мы такого роста, какой потолок избрали
Т.Смирнова
Самообразование - так называется образование, которое получается, вне какой бы то ни было школы, путем самостоятельного изучения отдельных наук и чтения серьезных книг. Обучение в школе не исключает необходимости в самообразовании: одна школа не может дать всего, что нужно знать образованному человеку и что такой человек хочет знать. Общее образование, сообщаемое школой, не может быть полным, и потому учащиеся должны почерпать свои знания не только из учебников и классного преподавания, но и из самостоятельного получения новых знаний из различных источников информации. Основной путь повышения качества знаний учащихся в современных условиях – это реализация модели «трех С»: самообразование, самовоспитание и саморазвитие.
«Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний, необходимых для познания окружающей действительности.
Успех же самообразования зависит от целого ряда компонентов познавательной деятельности ребенка, среди которых первостепенными являются:
1.Осознание персональной необходимости в приобретении дополнительных знаний
2.Обладание необходимым умственным развитием, способностями усматривать проблемы, формулировать их, планировать последовательные шаги поиска ответа.
3.Умение отбирать знания необходимые для решения вставшей проблемы;
Потребность “во внешних впечатлениях” начинает проявляться у ребенка на первом месяце его жизни, а затем перерастает в собственно познавательную потребность, т. е. в стремление к познанию окружающего мира. Чтобы первичная потребность в “новых впечатлениях”, а затем детская любознательность превратились в познавательную потребность, необходим ряд условий.
Во-первых, уже в раннем детстве необходимо интенсивное нарастание впечатлений от полученной информации.
Во-вторых, чтобы стремление овладеть знаниями превратилось в познавательную потребность, оно должно удовлетворять именно собственные мотивы, причем необходимо неоднократное повторение данной деятельности и закрепление ее в качестве привычной.
В-третьих, важно осознание ребенком действительной нужды в познании, разнообразие способов удовлетворения возникающей необходимости в знаниях и обеспечение положительного эмоционального переживания, как процесса, так и результата познавательной деятельности.
В формировании у учащихся стремления удовлетворить свои познавательные потребности и интересы путем самообразования основными движущими силами являются следующие внутренние противоречия в их различных сочетаниях:
между возникшей у ученика необходимостью решения той или иной познавательной или практической задачи и имеющимися у него в данный момент знаниями (их недостаточностью);
между стремлением удовлетворить появившийся познавательный интерес и ограниченными возможностями приобрести эти знания в условиях школьного обучения непосредственно на уроке;
между достигнутым уровнем знаний и новыми (возникшими на этой основе) потребностями в более совершенных знаниях как предпосылке для более глубокого изучения данной дисциплины;
Познавательная потребность, побуждающая самообразование, формируется в активной общественно и личностно значимой самостоятельной деятельности учащихся. Необходимо, чтобы познавательная деятельность имела подкрепление в форме положительных эмоциональных переживаний, сначала от достигнутых успехов, а в дальнейшем и от самого познавательного процесса. Успешное решение познавательных задач, да еще снискавшее похвалу учителя и одобрение товарищей, вызывает положительные интеллектуальные чувства. Повторяющиеся переживания удовлетворения интеллектуальной деятельностью становится устойчивой потребностью в знании, имеющей внутренней характер саморазвития.
Таким образом, в психологическом отношении подготовка учащихся к самообразованию состоит, прежде всего, в формировании у них действенной потребности в знаниях. При ее формировании необходимо учитывать и создавать соответствующие условия.
Во-первых, чтобы знания приобрели личностно значимый характер для учащегося, так как общественное мнение коллектива оказывает большое влияние на формирование взглядов, убеждений и стремлений учащихся. Важно, чтобы образцом для подражания, идеалом учащегося были умные, эрудированные, преданные делу люди, умеющие строить жизнь и управлять ею, чтобы интеллект, положительные качества ума высоко ценились, отмечались и поощрялись в детских коллективах.
Во-вторых, в процессе всего обучения у учащихся должна складываться устойчивая установка на необходимость овладения знаниями в течение всей жизни независимо от того, какой деятельностью в будущем они будут заняты.
В-третьих, потребность в знаниях и некоторые формы самообразовательной деятельности учащихся необходимо развивать на каждом этапе обучения с учетом их возрастных особенностей. Если познавательные потребности, характеризующиеся увлечением умственной деятельностью и бескорыстным стремлением к истине, учителю не удастся сформировать у школьников с их повышенной восприимчивостью, впечатлительностью и высокой обучаемостью, то в дальнейшем это часто приводит к неуспеваемости, пассивности, как в умственной работе, так и во многих других сферах жизни.
Самообразование – как одна из форм познавательной деятельности человека возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешний стимул должен вызвать адекватный внутренний побудитель – мотив.
Мотивы – это то, что является внутренней причиной той или иной деятельности, поведения или поступка, что непосредственно вызывает их и “оправдывает”. Мотив - это побудительная причина действия, повод к действию, движущая сила учения.
1) Мотивы непосредственно побуждающие:любовь к учителю, интересное ведение учителем уроков, новые наглядные пособия;
2) Мотивы перспективно побуждающие: желание заниматься каким-либо предметом; интерес к определенной деятельности;
3)Желание заслужить одобрение коллектива;
4)Могут быть и отрицательные мотивы, такие как: страх перед строгим учителем, нежелание иметь плохие оценки;
5) Мотивы интеллектуального побуждения: стремление найти ответ на волнующий вопрос или поставленную проблему, чувство удовлетворения от процесса мыслительной деятельности;
6) Мотивы социальные:сознание долга ответственности, стремление выработать мировоззрение, миропонимание окружающей действительности.
Для возникновения стремления к самообразовательной деятельности необходимы:
наличие общественного требования о необходимости самообразования;
осознание необходимости самообразования;
наличие внутренних побуждений и добровольной, дополнительной самостоятельной, систематической познавательной деятельности;
овладение системой умений самостоятельного поиска и использования различных источников знаний.
Развитие мотивов самообразования обусловлено как внешними стимулами, так и индивидуальными особенностями личности, возрастом учащихся. Стимулы, постоянно вносимые учителем в учебный процесс, успешно корректирует самообразование школьника: изменяют при необходимости мотивацию самообразования, его содержание и широту, повышают познавательную активность, способствуют выбору источников познания.
Стимулы, применяемые учителем, могут выходить за рамки самого учебного процесса. Таковыми являются подчеркивание важности самообразования в наши дни, его необходимости для человека; фиксация внимания на примере успехов людей, занимающихся самообразованием (в том числе и учащихся школы) в самом учебном процессе. Некоторые из них заложены в содержании материалов урока: привлечение новейших достижений науки, обзор литературы по теме, показ практической значимости материала, его перспективности для различных профессий и т.д. Некоторые методы и формы организации учебной деятельности школьников также могут содержать в себе стимулы к самообразованию. К ним относятся решение проблем, требующих широкой ориентировки в предмете; задавание вопросов на уроке; выполнение самостоятельных работ, в том числе и творческих (подбор рациональных способов решения задач, придумывание новых вариантов задач, сравнение материалов темы по нескольким источникам и т. д.); дополнение учащимися материала на уроке сведениями из прочитанной литературы и др. Например, разнообразие в проведении уроков обобщения в виде уроков-зачетов в игровой форме, уроков-праздников, школьных олимпиад и т. п. требует от ученика решение различных заданий, требующих широкой ориентировки в предмете, и в то же время, развивает интерес к предмету.
Стимулирование школьников к самообразованию, осуществляемое на уроке, продолжается во внеклассной работе, где значимыми являются мероприятия, которые подводят итог предыдущей длительной работы. К ним относятся: “предметные недели”, научно-практические конференции.
Стимулирование самообразования должно опираться на формирующиеся познавательные интересы школьников, на профессиональные интересы в старших классах, на уровень притязаний учащихся. Причем следует стремиться к тому, чтобы влияние учителя гармонировало со сложившейся у каждого школьника структурой мотивов самообразования. Например, наказание не может являться эффективным стимулом самообразования, а поощрение за успехи в самообразовательной деятельности играет немалую роль, так как укрепляет у ученика мнение о пользе этой деятельности, фиксирует уровень его притязаний, влияет на эмоциональную сферу.
Видный знаток искусства обхождения с людьми Даниель Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать, и заключается он в том, чтобы заставить захотеть это сделать. А известный американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является “желание быть значительным”.
Ключевой задачей сегодня также является подготовка школьников к профессиональному и карьерному росту, формированию способности самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, социализируя личность через труд. Молодежь следует готовить к требованиям социально-экономической, политической и кадровой ситуации в процессе решения задач профессионального самоопределения личности, соответствующего ее индивидуальным особенностям и запросам современного общества, нуждающегося в конкурентоспособных, высококвалифицированных кадрах.
Профессиональная ориентация представляет собой системную деятельность, направленную на формирование стратегии профессионального самоопределения молодого человека с учетом его склонностей, интересов, способностей, а также потребностей общества в специалистах.
Определение профориентации: это многоаспектная, целостная система научно - практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально - экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.
Профориентация, являясь целостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов), объединенных общностью целей, задач и единством функций. Организационно - функциональная подсистема - деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку школьников к сознательному выбору профессии.
Стране настоятельно требуются новые высококвалифицированные субъекты профессиональной деятельности во всех сферах общественной и производственной жизни.  Человек становится подлинным субъектом деятельности, когда ее регуляция предполагает оптимальное сочетание общественной и индивидуальной сторон. Активность проявляется в становлении человека как субъекта деятельности, когда у него возникает свое отношение к деятельности, создается свой «стиль» (способ) ее осуществления