Конспект урока Общий облик Земли. Строение Земли (2 класс)
Тема: Общий облик Земли. Строение Земли.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Планируемые результаты:
Предметные УУД: познакомить со строением Земли, дать понятие об оболочках Земли; познакомить с историей развития Земли;
Личностные УУД:
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; воспитание чувства патриотизма
Метапредметные УУД.
Регулятивные УУД:
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу и тему урока;
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний; извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Оборудование:
учебник "Мы и окружающий мир" Дмитриевой Н. Я., Казакова А. Н;
рабочая тетрадь к учебнику;
мультимедийная презентация (слайды);
кроссворд;
вареное яйцо;
глобус
Ход урока
I. Оргмомент.
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
II. Разгадывание кроссворда.
- Разгадав кроссворд, мы узнаем тему нашего урока.
э
к
о
л
зо
в 0 к с г
е к о о и
зе м л я
да е на нт ца е 1. Раскаленный газовый шар (Звезда)
2. Он Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый (океан)
3.Небесное тело нашей Солнечной системы. (комета)
4. Ближайшая к нам Звезда (Солнце)
5. Наука о взаимоотношениях живой и неживой природы (экология)
Прочитайте тему нашего урока. ( Земля)
Земля - наш общий дом. Всякий дом нужно знать.
III. Постановка задач урока.
-О чем мы будем говорить на уроке?
-Что знаем о Земле?
На уроке нам предстоит изучение нашей планеты.
IV. Изучение нового
1. Рассказы детей об образовании Земли
Давно, 6 - 7 млрд. лет назад, в результате взрыва во Вселенной возникло Солнце. В то время оно мало, чем напоминало привычное и ласковое светило. Ученые называли его древним солнцем. Считается, что его рождение - это вспышка сверхновой звезды.
Сильные взрывы на солнце выбросили в космическое пространство газовое плазменное облако. Из этого облака возникли планеты, кометы, астероиды солнечной системы.
В безмолвном мраке космоса мчался огромный метеорит. На пути метеорита оказалось скопление маленьких метеоритов. Как облако плыли они в безвоздушном пространстве Вселенной.
Одинокий и холодный подлетел метеорит к этому облаку. Наконец, со страшной скоростью он встретился с ним. Метеорит притянул к себе частицы метеоритного облака, вобрал в себя, соединился с ними и стал во много раз больше. Так образовалась наша планета, примерно 5 млрд. лет назад.
В то время на планете бушевали вулканы, сверкали молнии, кометы и метеориты падали на Землю.
Вулканы извергали с газами водяной пар, так возникли воздух и вода. Под воздействием внутренних сил смещалась земная кора, и стали появляться небольшие участки суши, а потом образовался огромный континент.
Поверхность земли начала постепенно остывать.
Ее поверхность представляла собой бесконечную однородную серую равнину.
Долгое время земля была безжизненной. На планете господствовали космический холод и обжигающий ветер.
Только 650 млн. лет назад на Земле появились многоклеточные организмы, и началось массовое заселение Земли.
- Итак, когда же образовалась Земля? (5 млрд. лет назад)
2. Фронтальная работа
- Один секрет мы уже раскрыли. Это только одна версия происхождения планеты. Существует еще ряд версий, о которых вы узнаете на уроках астрономии.
- А теперь раскроем еще один секрет нашей планеты.
- Скажите, что означают слова "Земля" и "земля"? Приведите примеры.
Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси.
Земля - почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
- Объясните разницу выражений "Мы живем на Земле. Мы копаем землю."- А как вы думаете, что же внутри планеты Земля? Каково ее строение?
– Мы с вами рассмотрели, как выглядит Земля из космоса. Но нам предстоит открыть еще один секрет: «Как устроена Земля?» Поэтому мы отправимся к центру Земли.
3. Демонстрация опыта (работа с яйцом)
Внутреннее строение Земли можно сравнить с куриным яйцом. В центре Земли находится раскаленное ядро, подобно желтку в яйце.
(ЯДРО)
- Ядро покрывает мантия, подобна яичному белку. В верхней части мантия вязкая, как густой мед.
(мантия)
- Все внутренние части Земли прикрывает земная кора, как яичная скорлупа, в которой заключено все содержимое яйца.
(земная кора)
- Но в отличие от яйца внутренние слои Земли очень высокую температуру и очень большое давление.
- Итак, что находится внутри Земли? ядро
- Что покрывает ядро? мантия
- Что прикрывает все внутренние части Земли? Земная кора.
4. Работа по таблице. Дети показывают части/
Толщина Земли с центра до экватора 6378км, а до полюса 6356км. Исследования внутреннего строения продолжаются. Мы должны гордиться нашими русскими людьми, так как самую глубокую скважину в настоящее время на Кольском полуострове пробурили они, хотя ее глубина меньше 15 км. (Показываем на глобусе)
5. Работа по учебнику.
Прочитайте текст, найдите понятия, о которых мы еще не говорили?
Земная кора и верхняя часть мантии называется - ЛИТОСФЕРОЙ.
Перевод (лито - камень)
Все воды Земли составляют водную оболочку, или ГИДРОСФЕРУ.
Перевод (гидро - вода)
Если всю воду океанов, рек, озер равномерно распределить по земной поверхности, то образуется слой почти в 3 км глубиной.
Окутывает Землю толстый слой воздушной оболочки - АТМОСФЕРА.
Перевод (атмо - воздух)
Воздушная оболочка Земли не позволяет нашей земле перегреваться и переохлаждаться. Кроме того, воздушная оболочка, защищает Землю от космических "снарядов", метеоритов.
- А теперь скажите, что можно отнести к АТМОСФЕРЕ? (облака, ветер)
- Что отнесем к гидросфере? ( океаны, моря, реки, озера, ледники, подземные воды)
- А к литосфере? (равнины, , полезные ископаемые)
Биосфера
Перевод (биос - жизнь)
- Что отнесем к биосфере?
6. работа по рисунку учебника
-Докажите. Что живые организмы населяют гидросферу, атмосферу и литосферу?
V. Первичное закрепление
Работа в группах. Найди соответствие
1. Воздушная оболочка Земли
2.Оболочка Земли, в которой обитают все живые организмы
3. Что находится в центре Земли?
4.Как называется земная кора вместе с верхней частью мантии?
5.Водная оболочка Земли Гидросфера
Ядро
Литосфера
Мантия
Атмосфера
Биосфера
Проверка.
- Какое слово лишнее?
-Что это такое?
VI. Проверка знаний учащихся
Индивидуальная работа
Тест. 1) Какую форму имеет Земля? а) треугольника б) квадрата в) шара. 2) Почему Землю называют «голубой планетой»? а) поверхность покрыта водой морей и океанов б) покрашена синей краской 3) Какая по счету Земля от Солнца? а) 7 б) 3 в) 5 4) Найдите правильный порядок строения Земли. а) ядро, мантия, земная кора б) мантия, ядро, земная кора в) земная кора, ядро, мантия 5) Как называется воздушная оболочка Земли? а) гидросфера б) атмосфера в) биосфера
Взаимопроверка, взаимооценка.
VII. Домашнее задание
Учебник С.75-76, тетрадь №7
VIII. Рефлексия
- Достигли ли поставленных целей?
-Что нового узнали?
IX. Работа со стихотворением (Чтение хором)
- Многие поэты воспевают красоту нашей Земли. Мы - земляне, жители планеты Земля должны как можно больше знать о нашей планете, беречь ее, охранять, заботиться о ее процветании. Поэт Аким назвал нашу планету - планетой - сад.
Планета - сад Есть одна планета - садВ этом космосе холодном.Только здесь леса шумят,Птиц, скликая перелетных.Лишь на ней одной цветутЛандыши в траве зеленой,И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно.Береги свою планету - Ведь другой, похожей, нет. (Я. Аким)