ПРОГРАММА по разработке и внедрению технологий и эффективных методов работы в области рационального трудоустройства выпускников ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» с ограниченными возможностями здоровья


Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональноеобразовательное учреждение Воронежской области«Лискинский промышленно-транспортный техникум имени А.К. Лысенко»
(ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»)
ПРОГРАММА
по разработке и внедрению технологий и эффективных методов работы в области рационального трудоустройства выпускников
ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко»
с ограниченными возможностями здоровья
г.Лиски, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.
В соответствии с Федеральным Закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (ред. От 28.12.2013) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приказом Минтруда России от 08 мая 2015 года №287 «О мониторинге реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в нашей стране. Ее целью является обеспечение инвалидам, равных с другими гражданами, возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Несмотря на многочисленные меры социальной поддержки, закрепленные Российским законодательством, люди с ограниченными возможностями продолжают сталкиваться с проблемами, наиболее важными из которых являются:
Трудности, связанные с трудоустройством, дискриминация инвалидов в сфере занятости;
Физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда;
Ограничение доступа к образованию и удовлетворению социально - культурных потребностей;
Недостаточный объем и низкое качество услуг здравоохранения для медицинской реабилитации инвалидов;
Отсутствие комфортных бытовых условий и другие трудности.
Вследствие неудовлетворения перечисленных потребностей, инвалиды становятся особой социально-демографической группой. У них низкий уровень дохода, невысокая возможность получения образования. Нарастают трудности участия этих людей в производственной деятельности, немногое число инвалидов занято трудом. Свои семьи имеют единицы. У большинства наблюдается отсутствие интереса к жизни и желания заниматься общественной деятельностью.
Несмотря на существующую систему социальной защиты, молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет являются наиболее уязвимой категорией, так как в этом возрасте многие из них сталкиваются с решением социально-психологических проблем, организацией досуга и общения, с проблемой профессионального выбора.
Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышение своего социального статуса. В личностном плане образование дает свободу жизненного выбора целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость и гармонизирует существование, что особенно важно для молодых инвалидов.
Экономическая целесообразность получения профессии – это возможность социальной полноценности, материальной независимости.
В области профессионального образования очевидным приоритетом является интеграция, которая наилучшим способом обеспечивает инвалидам равные права и возможности в получении профессии, повышении квалификации, рациональном трудоустройстве и эффективной занятости.
Получение образования, профессии, специальности превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидательных и квалифицированных граждан. А трудоустроившись, выпускники колледжа с ограниченными возможностями здоровья становятся уверенными, успешными и независимыми людьми.
Трудоустройство людей с инвалидностью является сложной и зачастую трудноразрешимой задачей. На сегодняшний день разработано и разрабатывается множество программ и проектов, направленных на помощь в трудоустройстве данной категории граждан, на совершенствование методов профессиональной и социально-бытовой реабилитации. «Проект программы по разработке и внедрению технологий и эффективных методов работы в области рационального трудоустройства выпускников ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» с ограниченными возможностями здоровья» направлен на комплексную работу со студентами-инвалидами, т.к. именно студенты являются потенциальными квалифицированными кадрами многих организаций, и именно им необходима поддержка на начальном этапе становления их как профессионалов.1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы:
Проект программы по разработке и внедрению технологий и эффективных методов работы в области рационального трудоустройства выпускников государственного профессионального образовательного учреждения ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» с ОВЗ (далее - Программа).
Цели программы:
Разработка и внедрение технологий и эффективных методов работы в области рационального трудоустройства выпускников с ОВЗ.
Содействие в выработке мотивации к самостоятельному активному поиску работы выпускников с ОВЗ.
Задачи программы:
успешное решение проблемы трудоустройства инвалидов с разными формами инвалидности;
создание условий, способствующих расширению возможностей рационального трудоустройства выпускников с ОВЗ с учетом их потребностей и индивидуальных программ реабилитации;
отбор мониторингового инструментария;
развитие социального партнерства (работодателями, кадровыми службами, центрами занятости) с целью трудоустройства выпускников;
апробация и внедрение психодиагностических методик с целью изучения динамики личностных изменений студентов с ОВЗ;
исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ОВЗ;
формирование системы профориентации и поддержки трудоустройства инвалидов.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
удовлетворение потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в профессиональном обучении, профессиональной ориентации, занятиях по интересам;
повышение качества и уровня жизни подростков и взрослых граждан с ОВЗ, их конкурентоспособности на рынке труда;
преодоление самоизоляции подростков и взрослых граждан с ОВЗ, повышение их социальной активности и ответственности.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

п/пНаименование основных мер Исполнитель Сроки исполнения
1 2 3 4
Задача 1. Исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ОВЗ
1.1. Мониторинг рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ОВЗ на основании баз вакансий через региональную базу вакансий, Интернет-ресурсы: сайты предприятий, организаций, учреждений, кадровых агентств Центре содействия трудоустройству выпускников ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» Ежегодно,
до 01 января
1.2. Анализ итогов мониторинга рынка труда на предоставление рабочих мест для лиц с ОВЗ ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно, до 01 февраля
1.3. Подготовка перечня наиболее востребованных рынком труда направлений подготовки лиц с ОВЗ ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно, до 01 марта
1.4. Создание базы данных для инвалидов, ищущих работу ЦСТВ ЛПТТ Систематически, в течение года
Задача 2. Создание условий, способствующих расширению возможностей рационального трудоустройства выпускников с ОВЗ
2.1. Создание программы психологической помощи ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно, до 01 января
2.2. Отработка различных моделей и программ психологической поддержки, отбор и тиражирование наиболее эффективных ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно, до 01 февраля
2.3. Создание ресурсного центра для молодых инвалидов «Помощник», обеспечивающий молодых инвалидов психолого-физиологическим сопровождением ЦСТВ ЛПТТ По плану
2.4. Разработка программы подготовки лиц с ОВЗ к трудоустройству ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно
2.5. Выпуск цикла фильмов в рамках видео-проекта «ПрофYESиЯ» по созданию позитивного отношения к трудовым возможностям людей с инвалидностью Творческая группа видео-проекта По плану
2.6. Организация юридических и психологических консультаций для соискателей с инвалидностью ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно
2.7. Внесение дополнений в Положение о Центре содействия трудоустройства выпускников ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» направлений деятельности по трудоустройству лиц с ОВЗ Руководитель ЦСТВ ЛПТТ По плану
2.8. Разработка Программы Индивидуального сопровождения для лиц с ОВЗ ЦСТВ ЛПТТ По плану
2.9. По итогам каждого учебного года определение лучших выпускников техникума из лиц с ОВЗ Заместители директора по УР, ВР, Студенческий совет Ежегодно, март
Задача 3. Формирование планов совместных действий с внешними партнерами по трудоустройству выпускников с ОВЗ
3.1. Сбор и систематизация данных о численности выпускников специальных (коррекционных) школ/классов I-VIII видов, школ надомного обучения, средних общеобразовательных школ, работающих в режиме инклюзии и их запросов на начальное и среднее профессиональное образование ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно
3.2. Сбор и систематизация данных социальных служб, запросов работодателей о необходимости профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации инвалидов и других категорий лиц с ОВЗ из числа взрослого трудоспособного населения ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно
3.3. Сбор и систематизация данных о требованиях региональных рынков труда и перспективы трудоустройства лиц с ОВЗ ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно
3.4. Информирование работодателей о потенциальных и творческих способностях выпускников из числа лиц с ОВЗ ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно
3.5. Встречи со специалистами Центра занятости населения города Лиски ЦСТВ ЛПТТ По плану
3.6. Ознакомительные экскурсии на предприятия города, где используется труд инвалидов, лиц с ОВЗ ЦСТВ ЛПТТ По плану
3.7. Поиск потенциальных работодателей, ведение с ними переговоров и составление банка данных о вакансиях, которые могут быть заняты специалистами с ОВЗ ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно
3.8. Организация помощи выпускникам- соискателям лицам с ОВЗ в успешном поиске работы: составление резюме, подготовка их к собеседованию, социально-психологическое, кураторское, волонтерское и транспортное сопровождение в поисках работы ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно
3.9. Организация приема и обучения студентов в пределах ежегодных контрольных цифр приема Приемная комиссия, отделения Ежегодно
3.10. Проведение конкурсов среди всех студентов, включая лиц с ОВЗ для выявления талантливых представителей с последующей презентацией их способностей в кругу бизнес структур г. Лиски ЦСТВ ЛПТТ По плану
3.11. Проведение ярмарок вакансий для инвалидов, в т.ч. виртуальных ЦСТВ ЛПТТ По плану
3.12. Подготовка и направление предприятиям, организациям, учреждениям информации о механизме взаимодействия техникума с потенциальными работодателями ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно, октябрь-ноябрь
3.13. Заключение договоров, соглашений о проведении практики студентов и возможности трудоустройства выпускников техникума Руководитель ЦСТВ ЛПТТ Постоянно
3.14. Организация приема от работодателей заявок на подготовку обучающимися курсовых и выпускных квалификационных работ и оформление актов их внедрения на предприятиях, в организациях, учреждениях Заместитель директора УПРЕжегодно, декабрь
3.15. Участие работодателей в студенческих научно-практических, отчетных конференциях в качестве экспертов Заместитель директора по УПРЕжегодно
3.16. Участие работодателей в информационно-обучающих «Днях карьеры» с участием обучающихся с ОВЗ Заместитель директора по УПР,
ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно, октябрь-ноябрь
3.17. Организация и проведение «Дня выпускника» с приглашением работодателей Заместитель директора по УПРПо плану
Задача 4. Совершенствование системы практико-ориентированной подготовки студентов
4.1. Совершенствование системы организации и проведения всех видов практики студентов, в том числе лиц с ОВЗ:
разработка Программ практики студентов в соответствии с формированием компетентностной модели выпускника;
дальнейшее формирование банка баз прохождения всех видов практики обучающихся;
организация контроля за проведением практики: посещение баз практики, по итогам практики – проведение итоговых конференций Заместитель директора по УПР Постоянно
4.2. Привлечение к проведению учебного процесса представителей работодателей - профессионалов и практиков по профилю направления подготовки будущих молодых специалистов (чтение лекций по отдельным разделам дисциплин, работа над курсовыми проектами, проведение тренингов, мастер-классов, работа в составе Государственных экзаменационных комиссий, присутствие во время защиты выпускных квалификационных работ (по согласованию) и т.п.). Заместитель директора по УПРЕжегодно
4.3. Подготовка обучающимися тем курсовых и выпускных квалификационных работ по заявкам от предприятий, организаций, учреждений Заместитель директора по УПРЕжегодно
4.4. Организация прохождения стажировок преподавателями и мастерами производственного обучения техникума в профильных предприятиях, организациях, учреждениях, в том числе на предприятиях с высоким процентом трудоустройства лиц с ОВЗ Заместитель директора по УПРЕжегодно
4.5. Участие студентов, преподавательского состава техникума в конференциях, семинарах, проектах и иных мероприятиях, организуемых профессиональными объединениями работодателей, предприятиями, организациями, учреждениями Заместитель директора по УПРЕжегодно
4.6. Комплексный анализ предложений и замечаний со стороны предприятий, организаций, учреждений, в которых студенты с ОВЗ проходили практику, самих студентов и руководителей практикой от колледжа по совершенствованию практической подготовки Заместитель директора по УПРЕжегодно, июль
4.7. В рамках подготовки студентов к будущему профессиональному становлению модернизация системы дополнительного образования студентов в техникуме Заместитель директора по УПРПо плану
Задача 5. Совершенствование системы информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников и работодателей о содействии занятости студентов, трудоустройстве и профессиональном росте выпускников
5.1. Системное информирование абитуриентов, обучающихся, выпускников и работодателей о содействии занятости обучающихся, трудоустройстве и профессиональном росте выпускников техникума ЦСТВ ЛПТТ Постоянно
5.2. Постоянное пополнение базы вакансий рабочих мест для всех студентов и с ОВЗ на сайте техникума ЦСТВ ЛПТТ Ежемесячно
5.3. Публикации в средствах массовой информации города, республики материалов о проводимой работе и опыте деятельности колледжа по повышению востребованности выпускников с ОВЗ рынком труда Заместитель директора по УПР,
ЦСТВ ЛПТТ В течение учебного года
Задача 6. Совершенствование целевой направленности системы мониторинга трудоустройства выпускников с ОВЗ
6.1. Организация и проведение мониторинга фактического, профильного и конкурентного трудоустройства выпускников с ОВЗ Заместитель директора по УПР,
ЦСТВ ЛПТТ В течение учебного года
6.2. Разработка перечня индикаторов эффективности процесса трудоустройства выпускников с ОВЗ Заместитель директора по УПР, ЦСТВ ЛПТТ Ежегодно до 15 сентября
6.3. Совершенствование инструментария для проведения мониторинга выпускников с ОВЗ Заместитель директора по УПР,
ЦСТВ ЛПТТ Постоянно
6.4. Деятельность Центра содействия трудоустройства выпускников техникума (по отдельному плану работы) ЦСТВ ЛПТТ По утвержденному плану
6.5. Совместная работа по содействию занятости студентов и трудоустройству выпускников с ОВЗ с органами студенческого самоуправления (по совместным планам работы) ЦСТВ ЛПТТ, Студенческий совет Ежегодно
3. СЛУЖБА КОМПЛЕКСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ (СКС лиц с ОВЗ)
Для обеспечения качественного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья целесообразно создание специализированной структуры, обеспечивающей внедрение системной работы в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» по обеспечению доступного качественного профессионального обучения и профессиональной ориентации подростков и взрослых граждан с ОВЗ. Таким структурным подразделением в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» может стать Служба комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ (далее СКС), которая будет создана при Центре содействия трудоустройству выпускников ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко». Работа Службы строится на комплексном подходе, системности, многомерности и измеряемости каждого этапа профессионального образования лиц с ОВЗ, взаимном участии педагогов техникума в программах и проектах по данному направлению работы. Организация СКС как особой системной деятельности, нацеленной на обеспечение в рамках образовательного процесса условий профессионального обучения, воспитания и развития лиц с ОВЗ, а также профилактику ситуаций и состояний риска адаптационных нарушений в их физическом, социальном и личностном развитии, позволит расширить доступность и повысить качество образования лиц с ОВЗ.
Работа Службы направлена на социальную интеграцию лиц с ОВЗ посредством вовлечения их в профессионально – трудовую деятельность, выработки мотивации на трудоустройство и оказание содействия в самозанятости. Основная цель – помощь в трудоустройстве выпускников колледжа, и как результат – их успешная адаптации к условиям современного рынка.
В ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» ведется целенаправленная работа по трудоустройству выпускников. Так, в структуре техникума функционирует Центр содействия трудоустройству выпускников и профориентационной работе, в рамках которого реализуется программа «Технология поиска работы», проводятся различные мероприятия по трудоустройству выпускников, проводятся ежегодные Ярмарки профессий и рабочих мест, презентации выпускников через видео-проект «ПрофYESиЯ», организация семинаров-тренингов по созданию собственного дела и другие. Большое внимание уделяется организации и прохождению производственной практики обучающихся, на основе Договоров ведется работа с организациями и предприятиями Лискинского района.
Через Службу комплексного сопровождения профессионального образования лиц с ОВЗ может быть реализован комплекс мероприятий:
1. Целенаправленная работа по трудоустройству выпускников с ОВЗ Систематически, в течение года
2. Семинар-тренинг по вопросам ведения собственного дела 1 раз в получгодие3. Неделя профессиональной направленности 1 раз в квартал
4. Представление информации по прогнозу трудоустройства лиц с ОВЗ в Центре занятости населения города Лиски По итогам учебного года
5. Доводить до Центра занятости населения города Лиски контрольные цифры по трудоустройству выпускников среди лиц с ОВЗ для реализации задачи: «Трудоустройство безработных гpаждан, испытывающих трудности в поиске работы» На начало учебного года
6. Участвовать в Ярмарках вакансий рабочих мест По графику
7. В рамках конкурсов «Лучший по профессии» проводить презентации выпускников колледжа с участием работодателей По графику
8. Вести информационную и разъяснительную работу среди родителей и законных представителей выпускников Систематически, в течение года
9. Координировать трудоустройство выпускников в рамках реализации задачи: «Содействие трудоустройству инвалидов» Систематически, в течение года
10. Привлечение волонтеров из числа студентов для оказания помощи в передвижении и освоении учебного материала Систематически, в течение года
11. Популяризация успешного опыта трудовой реализации конкретных лиц с ОВЗ через видео-проект «ПрофYESиЯ» По графику
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ ТРУДОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЦ С ОВЗ
Наиболее перспективная для обучение группа, это инвалиды с сохранным интеллектом при нарушениях функций опорно-двигательного аппарата или органов зрения , имеющая не только более высокую мотивацию получения специальности и повышенного интереса к трудовой реализации, но, в ряде случаев, и особые способности, как в форме компенсаторных личностных данных, так и в форме ярко выраженного таланта к определенным видам деятельности.
Это наиболее перспективная группа потенциальных обучающихся техникума, малоиспользуемый ресурс. Кроме того, эта группа обучающихся заинтересована не только в получении узкого специального образования, но и в дополнительной подготовке как менеджеры или частные предприниматели, будущие организаторы малых предприятий. Учитывая рекомендации Постановления Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. N 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда» в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко» эта группа лиц с ОВЗ может обучаться по таким специальностям как «Коммерция (по отраслям)», «Программирование в компьютерных системах».Преимущества получения специальностей и профессий сферы услуг с овладением знаний частного предпринимателя и будущей их трудовой реализацией как владельца малого предприятия:
1. Востребовано городом и областью, т.к. перспективно как отрасль профессиональной деятельности и связано с формированием среднего класса;
2. Инвалиды имеют конкурентное преимущество, за счет действующих налоговых и социальных льгот;
3. Малые предприятия могут быть расположены непосредственно в районе проживания инвалида, что в значительной мере упростит решение вопросов передвижения по городу;
4. Сфера услуг – это сфера реализации не только механических трудовых навыков, но и интеллекта, которая может быть высокоприбыльной.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ,
СРОКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

п/пОжидаемый результат Целевые индикаторы, сроки выполнения
Задача 1. Исследование рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест
для лиц с ОВЗ
1.1. Образовательная виртуальная выставка предлагаемых профессий для лиц с ОВЗ Формирование устойчивого интереса у выпускников школ с ОВЗ к предлагаемым профессиям/ специальностям. Ежегодно
1.2. Анализ итогов мониторинга потребности в кадрах специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих рынком труда Ежегодно, до 01 февраля
1.3. Подготовка перечня наиболее востребованных рынком труда направлений подготовки лиц с ОВЗ Ежегодно, до 01 марта
1.4. Создание базы данных для лиц с ОВЗ, ищущих работу Систематически, в течение года
Задача 2. Создание условий, способствующих расширению возможностей рационального трудоустройства выпускников с ОВЗ
2.1. На основании результатов ежегодного анкетирования анализ и разработка предложений для внесения дополнений или изменений в основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования Итог принятых мер.
Ежегодно
2.2. Корректировка и совершенствование основной образовательной программы начального и основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования Ежегодно
Задача 5. Совершенствование системы информирования абитуриентов, обучающихся, выпускников и работодателей о содействии занятости студентов, трудоустройстве и профессиональном росте выпускников
5.1. Подготовка согласованного ежегодного плана работы по информированию абитуриентов, обучающихся, выпускников и работодателей о проводимой и планируемой работе, успешном опыте деятельности колледжа по повышению востребованности выпускников с ОВЗ современным рынком труда Ежегодное подведение итогов на совместных рабочих совещаниях Центра
5.2. Формирование и обновление электронной базы вакансий для студентов на сайте техникума Ежемесячно, с 01.09
Задача 6. Совершенствование целевой направленности системы мониторинга трудоустройства выпускников с ОВЗ
6.1. Организация и проведение мониторинга фактического трудоустройства выпускников с ОВЗ В течение учебного года
6.2. Организация и проведение мониторинга профильного трудоустройства выпускников с ОВЗ В течение учебного года
6.3. Организация и проведение мониторинга конкурентного трудоустройства выпускников с ОВЗ В течение учебного года
6.4. Разработка перечня индикаторов эффективности процесса трудоустройства выпускников с ОВЗ Ежегодно, до 15 сентября
6.5. Совершенствование инструментария для проведения мониторинга выпускников с ОВЗ Постоянно
6. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ ЛИЧНОСТНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ СТУДЕНТОВ ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В ГБПОУ ВО «ЛПТТ ИМЕНИ А.К.ЛЫСЕНКО»
У всех студентов с ограниченными возможностями, наряду с физическим дефектом существуют отклонения в эмоционально-волевой сфере. Однако возбудимость, чувствительность или же пассивность следствие не только с физическим дефектом, но и дефицита общения и социального развития в целом. Многие студенты до поступления в техникум общались только с детьми, имеющие сходный дефект, поскольку обучались в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
Руководствуясь миссией техникума, целью воспитания которой является формирование социальных компетенции у студентов, обеспечивающих успешную адаптацию в обществе, достойную презентацию полученных знаний и навыков на производстве нами был проведен анализ требований к освоению основной профессиональной образовательной программы по всем направлениям обучения.
Для реализации программ развития по формированию основных общих компетенции, необходимо определить и создать условия для изучения и изменения динамики профессионально важных личностных характеристик.
Проанализировав требования к освоению профессиональной образовательной программы по всем направлениям подготовки специалистов в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К.Лысенко», были определены базовые компетенции, к числу которых относятся:
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Перечень данных компетенции определяет уровень личностной зрелости выпускников техникума, определяет степень готовности нести моральную ответственность за свою профессиональную деятельность, а также позволяет хорошо ориентироваться в производственной области и определяет готовность к эффективному деловому общению.
Преобладающими показателями в развитии личности выпускников школ поступающих в техникум как из числа лиц с ОВЗ, так и в норме развития является инфантилизм, экстернальный локус контроля, низкий уровень развития коммуникативных способностей. У лиц из числа с ОВЗ, это объясняется гиперопекой их окружением, решением за них всех вопросов, небольшой круг общения, который в основном состоит из родственников.
Для качественной подготовки студентов из числа лиц с ОВЗ к полноценной жизни в обществе необходимо создать условия для проведения целенаправленной работы по формированию у них уверенности в своих силах, принятию ответственности за свою деятельность и развитию навыков социального взаимодействия.
Использование психодиагностических методик с целью изучения динамики личностных изменений студентов с ОВЗ в процессе обучения
в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К.Лысенко»
Наименование диагностируемого показателя Первый год обучения Второй год обучения Выпускная группа
Ожидаемые результаты
Определение типичных способов поведения и личностных характеристик лиц с ОВЗ Подтверждение диагностируемыхпоказателей, выявление новых предпочтений личности
Диагностический инструментарий: опросник КейрсиДиагностика становления личностных и профессиональных черт специалиста, выявление отклонений
Диагностический инструментарий: проективное интервью Соответствие формирования личностных и профессиональных черт предъявляемых специалисту
Диагностический инструментарий: деловые и производственные ситуации
Способность к принятию решения, умение брать ответственность на себя Определение выраженности интернального или экстернального локус контроля
Диагностический инструментарий: тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) Диагностика направленности личности: на себя, задание (деловая направленность), на взаимоотношения
Диагностический инструментарий: методика «Направленности личности» Диагностика уровня субъективного контроля
Шкала общей интернальности (уровень освоения ОК3);
2. Шкала интернальности в области производственных отношений (уровень освоения ОК1, ОК2)
Диагностический инструментарий: тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК)
Уровень развития коммуникативных способностей Диагностика потребности идти на контакт, направленность личности экстраверсия-интроверсия
Диагностический инструментарий:
1. опросник Кейрси;
2. проективное интервью;
3. тест оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1) Диагностика способности устанавливать контакт, располагать к себе собеседника
Диагностический инструментарий:
деловые и производственные ситуации;
деловая игра
Диагностика уровня коммуникативной компетентности
Диагностический инструментарий: 1. тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК);
2. Шкала интернальности в области межличностных отношений (уровень освоения ОК 6)
Для изучения динамики показателей развития личностных характеристик и уровнем освоения общих компетенции использовались следующие психодиагностические методики:
- Опросник Кейрси, авторы Б.В. Овчинников, К.В. Павлов;
- Тест оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-1);
- Методика «Направленности личности», авторы В. Смекайл и М. Кучер;
- Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р. Пантелеева и В.В. Столина, предназначена для измерения локуса контроля у студентов;
- Тест-опросник уровня субъективного контроля (УСК), авторы Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд;
- Деловые и производственные ситуации;
- Проективное интервью.
Для реализации программы становления и развития личностных характеристик и общих компетенции у лиц с ОВЗ построена целенаправленная работа:
Организация тренинговых занятий лиц с ОВЗ способствующих формированию личностных и профессиональных компетенции. Тренинг личностного роста, развития коммуникативной компетентности и т.д.
Проведение коррекционных занятий с лицами ОВЗ на снятие личностной тревоги, напряженности, страха и неуверенности в себе.
Индивидуальное и групповое консультирование лиц с ОВЗ по их запросу.
Проведение мастер-класса с лицами ОВЗ направленного на формирование уверенного поведения на рынке труда - составление резюме, подготовка к собеседованию.
Особенность построения программы предполагает проведение развивающих занятий, организации работы в тренинге по формированию значимых компетенции и развитию личностных характеристик, организацию диагностических исследований без исключения лиц с ОВЗ из общего фона студентов.
Такой подход позволяет создать для них равные условия обучения, поскольку при организации подхода не делается акцент на особенностях их развития, что максимально приближает организацию их деятельности к естественной.
Для успешного освоения программы необходим достаточно высокий уровень учебной мотивации. Можно рекомендовать использовать преподавателям следующие стимулы учения:
1. Используйте больше наглядного материала, обращайтесь к примерам.
2. Обращайтесь к самолюбию студента.
3. Показывайте достижения. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг (экран успеваемости). Обнародованный рейтинг придает чувство уверенности и удовлетворения собой.
4. Если студент имеет сложности со зрением, то для контроля за его мелкой моторикой при написании каких-либо символов рекомендуется приглашать студента к доске, чтобы он дублировал ваши движения на месте.
5. Если студент имеет нарушения слуха, то, поменьше ходите по аудитории и больше времени находитесь рядом с рабочим местом этого студента. Учитывая, что такие студенты лучше понимают по губам, старайтесь быть повернуты к ним лицом и добавьте больше экспрессии при чтении лекции.
6. Если студент имеет нарушения ОДА, то советуйте приобрести ему вспомогательные средства для усвоения программы, например, диктофон. Контроль знаний можно вести как в устном, так и в письменном виде.
7. Если студент имеет нарушения зрения, то рекомендуется вести контроль его знаний в зависимости от тяжести этих нарушений. Например, писать задания маркером, буквы большого размера, либо на доске, с обратной стороны, чтобы другие студенты не могли видеть выполнения данного задания.
8. Если студент имеет нарушения слуха, то контроль знаний может вестись преимущественно в письменном виде, но для развития устной речи, рекомендуется предложить студенту тезисно рассказать ответ на задание.
9. Работа со студентами, имеющими различные отклонения имеет свою специфику и напрямую зависит от тяжести нарушения. Следовательно, выявите особенности каждого студента из представленных групп и на этом основании стройте свое занятие.
10. Осторожно поддерживайте соперничество. Нужно учесть, что некоторые студенты с ограниченными возможностями имеют проблемы с эмоциональной сферой, поэтому пусть соперничество между студентами больше напоминает спортивное соревнование, где победы и неудачи чередуются.
11. Хвалите. Похвала должна возникать спонтанно и быть конкретной, точно адресованной.
12. Создавайте хорошую репутацию студентам. Чаще прибегайте к поощрениям. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправляется. Пусть они верят в собственные силы. Присваивайте титулы, звания успешно работающим студентам.
7. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Мониторинг трудоустройства выпускников – одна из важнейших составляющих системы менеджмента качества ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К.Лысенко».
Основные принципы проведения мониторинга:
достоверность (используемая для мониторинга информация должна обладать высокой степенью достоверности);
актуальность (информация должна регулярно обновляться);
постоянство (мониторинг осуществляется на постоянной основе с определенной периодичностью);
единство (мониторинг осуществляется по единым формам, основаниям и правилам);
доступность (информация о результатах мониторинга должна быть доступной для использования в работе сотрудниками колледжа).
Мониторинг трудоустройства выпускников, имеющих ОВЗ, осуществляется в рамках мониторингом трудоустройства выпускников в целом по техникуму.
Мониторинг осуществляется посредством сбора, обработки и анализа (в том числе и сравнительного) информации. Сбор данных проводится по методике, базирующейся на личном и дистанционном (телефонном) опросах выпускников.
Сбор исходной информации производится по основным и вспомогательным показателям. Основные показатели характеризуют четыре уровня трудоустройства (занятости) выпускников: желаемый, фактический, профильный и территориальный. Вспомогательные показатели позволяют определить соответствие трудоустройства договорам с работодателями, предпочтения выпускников в выборе работодателей в регионе.
Показатели формируются по состоянию на конец календарного года отчетного периода, в течение учебного года – нарастающим итогом. Данные мониторинга предоставляются в виде итоговых и сравнительных таблиц, диаграмм в целом по техникуму, а также по отделениям, специальностям и профессиям.
Основные этапы проведения мониторинга:
1этап. Октябрь – январь.
Цель: сбор информации о желаемом трудоустройстве выпускников.
Инструмент: создание баз данных выпускников.
Методика: личный письменный опрос (форма – мини-резюме, анкета)
Показатели: желаемые вакансии, профиль трудоустройства, территориальные предпочтения.
2 этап. Февраль – май.
Цель: текущий сбор информации о трудоустройстве выпускников.
Инструмент: содействие в трудоустройстве через ресурс профильной службы колледжа.
Методика: дистанционный опрос.
Показатели: фактическое трудоустройство, профиль трудоустройства, территориальные предпочтения.
3 этап. Июнь – июль.
Цель: массовый сбор информации о трудоустройстве выпускников.
Инструмент: обходной лист.
Методика: личный опрос по утвержденной форме.
Показатели: фактическое трудоустройство, профиль трудоустройства, территориальные предпочтения.
4 этап. Август.
Цель: первичная обработка и уточнение информации о трудоустройстве выпускников;
Инструмент: содействие в трудоустройстве через ресурс профильной службы техникума.
Методика: дистанционный опрос.
Показатели: фактическое трудоустройство, профиль трудоустройства, территориальные предпочтения.
5 этап. Сентябрь-Декабрь.
Цель: обработка и анализ полученных данных.
Инструмент: подготовка отчета по форме СПО,
Методика: итоговые и сравнительные таблицы.
Показатели: фактическое трудоустройство, профиль трудоустройства, территориальные предпочтения.
На всех этапах мониторинга трудоустройства выпускников классным руководителем или мастером производственного обучения предоставляются данные на каждого обучающегося в отдел по работе с обучающимися и выпускниками ЦСТВ ЛПТТ, в том числе по выпускникам, имеющих ОВЗ, которые обрабатываются и предоставляются для дальнейшей работы заместителям директора.
ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К.Лысенко» дважды в год (июнь и декабрь) в КЦСТ отправляются итоги мониторинга по показателям прогнозного и фактического мониторинга трудоустройства выпускников, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Трудоустройство людей с ограниченными возможностями здоровья – это индивидуальный процесс для каждого человека с инвалидностью, и, следовательно, необходимы специалисты, кураторы, волонтеры, которые смогут оценить трудовой потенциал человека, и, на основе этой оценки, создать и реализовать программу адаптационных мероприятий.
В ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К.Лысенко» среди выпускников не было студентов с ОВЗ.
Приложение 1
АДАПТАЦИОННАЯ АНКЕТА
«Адаптация студентов нового набора к условиям обучения в ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К.Лысенко»
Уважаемый студент!
Просим Вас заполнить данную анкету, с целью создания наиболее благоприятных условий для Вашего обучения в колледже. Мы просим Вас поделиться своими впечатлениями и трудностями, возникшими в процессе обучения.
1. Укажите Ваш пол и возраст:
Мужской 
Женский 
Возраст__________
2. Укажите номер группы: ___________________________________
3. Вы поступили в данный техникум:
1. По настоянию родителей
2. Мне было все равно, где учиться
3. Другое_____________________________________________________
4. Пытались ли Вы поступать в другие учебные заведения?
1. Нет
2. Если да, то в какое____________________________________________
5. Планируете ли Вы после окончания техникума поступать в ВУЗ?
1. Да,
2. Нет
3. Другое_____________________________________________________
4. Вы выбрали профессию/специальность, потому что она (не более трёх вариантов)
1. Гарантирует постоянную работу
2. Обеспечивает хороший, стабильный заработок
3. Престижна
5. Другое, что именно___________________________________________
5. Вы оцениваете первый год учебы в техникуме, как:
1. Успешный
2. Скорее успешный, чем неуспешный
3. Неуспешный
4. Другое, что именно___________________________________________
6. Посещаете ли Вы какие-либо мероприятия, связанные с вашей профессиональной деятельностью: кружки, конференции, выставки и т.д.?
1. Нет
2. Да, укажите какие именно и где _________________________________
7. Что Вам больше всего нравится в техникуме?
1. Уровень преподавания
2. Педагогический состав
3. Позитивный психологический климат в группе
4. Возможность реализовать свои способности
5. Наличие внеурочных мероприятий
6. Другое, что именно_____________________________________________
8. Удовлетворяет ли Вас уровень обучения в техникуме?
1. Да
2. Скорее да, чем нет
3. Скорее нет, чем да
4. Нет
9. Вы чувствуете себя в техникуме:
1. Комфортно
2. Не комфортно
3. Очень комфортно
4. Затрудняюсь ответить
10. С какими трудностями Вы столкнулись в техникуме:
1. Высокая требовательность
2. Большая учебная нагрузка
3. Новая форма проведения занятий
4. Временной интервал занятия
5. Необходимость соблюдать установленную форму одежды и обуви
6. Необходимость соблюдать установленный внутренний режим
7. Взаимоотношения с администрацией, преподавателями, классным руководителем
8. Взаимоотношения в группе
9. Другое, что именно____________________________
11. Встречались ли вы в техникуме с элементами неуважения к себе со стороны:
1. Преподавателей
2. Старшекурсников
3. Сокурсников
4. Других лиц (написать)_________________________
5. Нет
12. Укажите, пожалуйста, учебные дисциплины, изучение которых Вам дается легко: (не более 3 шт.):
1. 2. 3. 13. Укажите, пожалуйста, предметы, изучение которых вызывает у Вас сложности: (не более 3 шт.):
1. 2. 3. 14. Укажите, пожалуйста, изучение каких предметов вызывает у Вас наибольший интерес: (не более 3 шт.):
1. 2. 3. 15. Выберите, пожалуйста, по Вашему мнению, пять наиболее важных учебных дисциплин для освоения вашей профессии/специальности
1. 2. 3. 4. 5. 16. Какие виды внеаудиторной работы вам нравятся больше всего?
1. Подготовка доклада
2. Решение или составление кроссвордов
3. Написание сочинения
4. Выпуск газеты
5. Другое, что именно_____________________________
17. Ваши наиболее яркие впечатления от техникума:
1. Концерты
2. Классные часы
3. Спортивные мероприятия
4. Экскурсии
5. Другое, что именно______________________________________
18. Если бы Вам пришлось вновь выбирать профессию, то:
1. Поступил (а) бы в этот же колледж
2. Выбрал (а) бы учебное заведение другого профиля, какое именно
__________________________________________________________
Спасибо Вам за Ваши ответы!
Приложение 2
Уважаемый выпускник!
С целью подбора вакансии для Вашего дальнейшего трудоустройства просим заполнить заявку по установленной форме и передать её Вашему мастеру п/о или классному руководителю. Желательно к заявке прикрепить информацию о себе в форме резюме для работодателей.
ЗАЯВКА
на содействие в трудоустройстве выпускника с ОВЗ
Ф.И.О. Дата рождения Профессия/специальность, курс Год окончания техникума Форма обучения очная, заочная (нужное подчеркнуть)
Адрес проживания Группа инвалидности Степень ограничения способности к трудовой деятельности Контактные телефоны домашний:
мобильный:
Адрес эл. почты (е-mail) Пожелания к будущему месту работы
Сфера трудоустройства образование, социальная сфера, коммерция (нужное подчеркнуть)
другое _______________________________________
Должность Пожелание по территориальному расположению места работы (район) График работы Когда Вы готовы приступить к работе Профессиональные знания и навыки
Опыт работы, включая производственную практику (название организации, профиль деятельности, выполняемый функционал) 1.__________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
2.__________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
3.__________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
Дополнительное образование, повышение квалификации, курсы семинары, тренинги Знание иностранных языков (какие, степень владения) Компьютерные навыки и знания Дополнительная информация
Личностная характеристика (Ваши сильные стороны) Средний балл по диплому Другая информация, которую Вы считаете необходимой сообщить о себе Дата заполнения: Подпись:
Мы будем рады Вам помочь!