ДОКЛАД по теме самообразования: «Повышение качества и эффективности учебных занятий посредством современных педагогических технологий»


Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Эрудит» г.о. Нальчик
ДОКЛАД
по теме самообразования:
«Повышение качества и эффективности учебных занятий
посредством современных педагогических технологий»
Дыгова И.А.-
педагог дополнительного образования
г.о. Нальчик
2015 г.
Цель обучения ребёнка состоит в том,чтобы сделать его способным развиватьсядальше без помощи педагога.
Элберт Хаббард
Повышение качества образования должно осуществляться через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Добиваться качества обучения педагогу помогает и система эффективного планирования учебного материала, чёткая организация образовательного процесса, контроль всей деятельности обучающихся.
Использование перспективных методов и форм проведения занятий, современных педагогических технологий обучения даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира. Конечно, невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всём. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую ранее он не решал.
Сосредотачивая усилия на повышении качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждое занятие способствовало развитию познавательных интересов обучающихся, активности и творческих способностей.
Целью данного доклада является раскрытие системы работы педагога по повышению качества обучения через использование современных методов, приёмов и эффективных педагогических технологий. Здесь рассматривается методика проведения занятий русского языка, чтения и начального литературного образования.
Одной из важнейших задач изучения русского языка является формирование у детей прочных орфографических навыков, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание в письменном общении.
С чего же следует начать формирование прочных навыков грамотного письма?
Прежде всего, необходимо научить слышать звуки, определять их количество в слогах, а затем в словах, различать гласные и согласные, ударные и безударные, твёрдые и мягкие согласные. Эту работу нужно начать в букварный период, составляя с обучающимися звуковые схемы. На этих занятиях можно использовать таблицу, в которой есть и звуки, и буквы (авторский вариант В. Хованской). Она построена на основе принципов развивающего обучения.
В тот период обучения грамоте, когда говорится о звуках, появляются первые орфограммы, поэтому необходимо учиться распознавать звуки, обозначать определённой буквой. Ознакомление младших школьников с понятием “орфограмма” поможет осознать системные отношения между разрозненными орфографическими темами, которые изучаются в связи с фонетикой, словообразованием, морфологией.
Большое внимание на занятиях русского языка нужно уделять формированию у детей языковых знаний и умений. Необходимо систематически развивать орфографическую зоркость младших школьников, которая заключается в умении находить, видеть, замечать орфограммы и классифицировать их на основе опознавательных признаков. Целенаправленная, регулярная работа по формированию орфографической зоркости на основе графического обозначения орфограмм даёт хорошие результаты: большинство обучающихся пишут грамотно слова, разбираются в составе слова, понимают образование слов, различают разные части речи, законы и правила языка. Дети овладевают умением абстрагировать, они учатся быстро и точно использовать графическое обозначение, определяют место в слове, где возникает орфографическая задача, видят даже те орфограммы, которые ещё не изучали, составляют схемы, таблицы, алгоритмы. Введение в практику работы алгоритмов, эффективное их применение на уроках русского языка развивает логическое мышление обучающихся, устную и письменную речь, пробуждает интерес к изучаемым языковым фактам, способствует усвоению опознавательных признаков орфограмм. При выполнении самостоятельных работ с применением алгоритмов дети действуют значительно увереннее и затрачивают меньше времени.
Важным звеном в системе обучения русскому языку является работа над ошибками, допущенными обучающимися в тетрадях. Исправляя свои ошибки, дети могут пользоваться памятками, составленными для каждого года обучения на основе “Памятки для ученика начальной школы” авторов Е.В.Бунеевой, М.А.Яковлевой. Проверяя работы детей, педагог использует приём нумерации орфограмм в тетрадях обучающихся, т.е. на полях указывает не только наличие на данной строчке ошибки, но и рядом ставит номер орфограммы в памятке. Многие обучающиеся 1-2 классов сразу не могут овладеть алгоритмом исправления той или иной орфограммы, а с помощью нумерации им легче справиться с работой над ошибками. Ведь не секрет, что больше всего допускают ошибок слабые ученики, а им трудно самостоятельно выполнить эту работу правильно. Исправляя ошибки на занятий, можно использовать технологию уровневой дифференциации и технологию индивидуализации обучения. Для тех, которые не допустили ошибок в диктанте, сочинении, изложении или проверочной работе заранее подготовить дидактический материал, который стимулирует творческую деятельность, расширяет словарный запас.
Обучающийся должен знать слова, в которых он допустил ошибки, поэтому со второго класса можно вести словарь-копилку слов, куда записываются свои ошибки по определённым орфограммам. Орфограмма подчёркивается, используя опознавательные признаки орфограмм. На занятиях эти слова можно использовать в индивидуальной и коллективной деятельности, в парной и групповой работе.
На занятиях начального литературного образования используются технология формирования типа правильной читательской деятельности, технологии на основе личностной ориентации, коммуникативные технологии и технологию развития критического мышления. Эти технологии позволяют добиваться высоких результатов обучения чтению, постепенно учиться овладевать целостным восприятием художественного текста. Обучающиеся активно участвуют в образовательном процессе, у них появляется устойчивый личностный интерес к изучаемой теме. Они принимают участие в аргументированной дискуссии, обмениваются мнениями, выполняют творческие задания.
Также можно использовать технологию работы с текстом, обучать детей читать самостоятельно, выборочно. Во время занятия проводить упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на освоение детьми процесса беглого, правильного, выразительного чтения различных текстов. Стараться, чтобы дети могли в знакомом по первоначальному чтению тексте открыть что-то новое для себя, ранее ими не замеченное, сосредоточить внимание на главном: определить тему художественного произведения, идею, отношение автора к героям. С самых первых занятий обучать детей следить за мыслью автора, добывать недостающую информацию различными способами, формировать осмысленное отношение к слову, способность к рефлексии. На занятиях чтения обучающиеся много и охотно говорят, имеют своё мнение и с интересом выслушивают мнение других, участвуют в диалоге с одноклассниками и педагогом. Они владеют различными способами раскрытия значения незнакомого слова.
Важный шаг в усилении качества обучения — тренировка оптимального чтения. Для выработки навыков беглого чтения, можно пользоваться рекомендациями В.Н. Зайцева “Резервы обучения чтению”. “Быстро читают те дети, которые много читают. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей зависит умственная работоспособность”.
Важна не длительность, а частота тренировок. Для развития навыков беглого чтения проводятся упражнения: жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки чтения, многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. В 1-2 классах для ежеурочных пятиминуток чтения можно использовать книги, рекомендованные для внеклассного чтения, а в 3-4 классах читать статьи из газет, которые подбирает педагог.
У многих детей слабо развита оперативная память. Обучаемый не может уловить смысл предложения, не может воедино увязать все слова. Развивать оперативную память помогают зрительные диктанты. По рекомендациям профессора И.Т. Федоренко их надо писать каждый день, только тогда они дают результаты не только в развитии оперативной памяти, но и в развитии орфографической зоркости. Тексты для зрительных диктантов можно найти в статье В.Н. Зайцева или самостоятельно подобрать предложения по теме занятия.
Чтобы заинтересовать обучающихся в развитии навыков чтения необходимо периодически отслеживать технику чтения обучающихся, вести индивидуальный мониторинг каждого читающего и класса в целом, анализировать диагностику умений читать.
На каждом занятий необходимо создавать условия не только для усвоения знаний, но и для развития личностных качеств обучающихся: коммуникабельность, креативность, рефлексивность, индивидуальность, чтобы они добывали знания сами и применяли их в нестандартных ситуациях. Достичь этой цели помогают современные педагогические технологии: проблемно-диалогического обучения, личностно-ориентированные технологии.
Важнейшим показателем качества знаний обучаемых является объективная оценка учебных достижений. Различные виды, формы, методы и технологии контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков обучающихся, необходимо использовать в тесной взаимосвязи на всех занятиях.
Литература
Бердникова, И. А.Повышение качества высшего образования // Проблемы управления качеством образования в вузе: сборник статей II Международной научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2007.
Бунеева, Е.В. Яковлева, М.А. Русский язык. 4-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2001. - 192 с.
Бунеев, Р.Н. Ещё раз о личностно ориентированном образовании // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской Федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс.- № 12 - 2006. - с.3-5.
Зайцев, В.Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 8. - 1990. - с.52-62.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации. - № 4. - 2002. - с.3-19.