Диагностика и мониторинг уровня воспитанности
Диагностика и мониторинг уровня воспитанности школьников
Мониторинг качества воспитания это система сбора, анализа, отслеживания, коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития. Мониторинг выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действенности форм, способов, приемов воспитательного процесса.
Основная цель мониторинга выявить потенциальный ресурс школы и разработать стратегию его реализации.
Задачи мониторинга:
1. Выявить уровень воспитанности учащихся школы;
2. Исследовать степень содействия педагогических средств процессу развития личности воспитанника;
3. Получить информацию о результативности работы педагога –воспитателя;
4. Оценить эффективность воспитательного процесса в школе.
Для осуществления мониторинга воспитанности учащихся мы предлагаем программу «Изучения уровня воспитанности учащихся и эффективности воспитательного процесса в школе». Данная программа решает цели и задачи педагогического мониторинга, в частности мониторинга в воспитании - формы организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о воспитании в школе и его воспитательной системе, обеспечивающей непрерывное слежение за его состоянием и прогнозирование его развития. Она является функциональным звеном педагогического мониторинга и представляет собой педагогическую диагностику - изучает эффективность воспитательного процесса и уровень воспитанности учащихся.
Благодаря данной программе педагог эффективно выстраивает воспитательный процесс в школе: планирует, проектирует, организует, отслеживает результаты воспитательной работы, вносит коррективы. У педагога появляется возможность своевременно и адресно использовать психолого-педагогическую поддержку, фиксировать происходящие изменения в личности ребенка во времени и оперативно преобразовывать содержательный и процессуальный компоненты воспитательного процесса. Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения учащихся и родителей, что позволяет мотивировать детей к самосовершенствованию и самоактуализации.
Программа позволяет объективно оценить воспитывающий потенциал воспитательных программ школы, определить наиболее эффективные педагогические средства, которые в наибольшей степени повлияли на развитие личности учащегося, косвенно стимулировать педагогов к внедрению инноваций в воспитательный процесс.
Программа подразделяется на два блока:
1. Изучение уровня воспитанности учащихся.
2. Выявление воспитывающего потенциала училища.
Для двух блоков используются одинаковые методики. Каждая методика показывает уровень воспитанности учащегося по отдельному параметру, анализ результатов всех методик дает представление о воспитывающем потенциале школы.
Предполагаемая результативность программы:
1. Получение достоверной информации о нравственном развитии, социализации личности учащегося, о самочувствии воспитанников школе (внутренний комфорт ), о результатах процесса воспитания.
2. Фиксация происходящих изменений в личности воспитанников во времени и выявление тенденций развития личности.
3. Определение наиболее эффективных педагогических средств воспитательного процесса, которые в наибольшей степени повлияли на развитие личности учащегося.
4. Выявление воспитывающего потенциала воспитательных программ школы.
5. Оценка результативности воспитательных программ школы.
6. Эффективное целеполагание, планирование, выбор содержания, методов и форм воспитательной деятельности.
7. Корректировка воспитательного процесса, программ и планов работы школы.
8. Актуализация психолого –педагогической поддержки воспитанника.
В программу мониторинга уровня воспитанности учащихся предлагается включить несколько видов методик:
Оценка уровня воспитанности учащихся (Приложение №1)
Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников (Приложение №2)
Методика «Социально –психологическая самоаттестация коллектива»(Приложение №3)
Методика для изучения социализированности личности воспитанника (Приложение №4)
Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнью в школе (Приложение №5)
Методика изучения эффективности воспитательных средств (Приложение №6)
При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта (см. Приложение №7 «Правила психологической безопасности при работе с тестами»). Результаты полученных данных вносятся в информационную карту воспитанника (см. Приложение №8).
При изучении воспитанности особое внимание следует уделять выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. В этой связи следует создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации, учитывая, что информация об уровне воспитанности отдельного воспитанника хранится в течение всего срока обучения.
Обсуждение результатов диагностики, определение перспектив целесообразно проводить на заседании методического объединения классных руководителей, педагогическом совете. Об основных результатах исследования информируют родителей и воспитанников.
Полученные данные обязательно сравниваются с уже имеющимися показателями по предыдущему периоду, строится график личностного роста и диаграммы уровня развития классного коллектива.
По результатам мониторинга классный руководитель может наблюдать, в каких областях ему, прежде всего, необходимо работать – ставятся конкретные цели и задачи воспитательной работы на ближайшее развитие, а также планируются на будущее вперед. Диагностику классного коллектива необходимо проводить минимально 2 раза в год – в начале и в конце учебного года.
Немаловажное значение имеет критериальное обеспечение программы мониторинга, которое проектируется на основе утвержденных «Критериев и показателей качества обучения и воспитания в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования».
Адаптированными показателями качества воспитания могут быть:
1. Социальный рейтинг образовательного учреждения.
2. Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных, воспитательных и социальных услуг.
3. Инновационные процессы в учебно-воспитательном компоненте.
4. Включенность личности подростка в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительного образования, в формы ценностного взаимодействия с субъектами социума).
5. Включенность личности подростка в общественный разноуровневый процесс (общественные организации, объединения, органы самоуправления жизнедеятельностью сообщества детей и взрослых).
6. Включенность родителей в образовательный и воспитательный процессы (социально-ценностные игры, праздники, совместные виды деятельности).
7. Включенность шефствующих предприятий, государственных, общественных организаций, субъектов производственной сферы в процесс воспитания.
8. Социально-негативные явления в подростковой среде.
9. Показатель ориентированности содержания учебно-воспитательного процесса на систему общечеловеческих ценностей.
Среди воспитанников школы проводится диагностика уровня воспитанности с минимальной периодичностью один раз в полугодие. В диагностическую программу изучения воспитанности обучающихся входит минимум социально значимых, общественных и человеческих качеств.
Для каждого из них раскрыты основные проявления: отношение ученика к обществу, к труду, к людям, к себе по следующим критериям:
1) внешний вид;
2) манера общения, речь;
3) отношения с учителями и воспитателями;
4) отношения с воспитанниками;
5) дисциплинированность (в плане выполнения поручений);
6) отношение к школьному имуществу, труду других;
7) особенности поведения;
8) отношение к своим поступкам;
9) отношение к педагогическим воздействиям.
По диагностической программе каждый воспитанник оценивается по 3-балльной шкале по каждому критерию в соответствии с признаками проявления воспитанности (ярко проявляется 3 балла; средний уровень проявления 2 балла; не проявляется 0 баллов).
Приложение №1
Оценка уровня воспитанности учащихся
№ п\п
Критерии
Уровень воспитанности
высокий 3б
средний 2б
низкий 1б
Проявления
1.
Внешний вид
Опрятный, не вызывающий, не раздражающий
Неопрятный, вызывающий, раздражающий
2.
Манера общения, речь
Общительный, открытый, вежливый
Стремится навязать своё мнение, употребляет ругательства
3.
Отношения с учителями
Уважительные, доброжелательные, почтительные
Неуважительные, с элементами грубости
4.
Отношения с одноклассниками
Дружеские, сопереживающие, с симпатией
Конфликтные, издевательские, с антипатией
5.
Дисциплинированность (в плане выполнения поручений)
С особой тщательностью выполняет все требования учителя
Игнорирует требования учителя, воспитателя, поступает исходя из личных интересов
6.
Отношение к школьному имуществу, труду других
Бережное, ценит труд окружающих
Пренебрежительное (ломает, пачкает, не ценит труд других)
7.
Особенности поведения
Систематически совершает положительные поступки
Имеют место отрицательные поступки (грубость, драки, опоздания, нарушения дисциплины)
8.
Отношение к своим поступкам
Адекватно оценивает свои поступки
Равнодушен, оправдывается
9.
Отношение к педагогическим воздействиям
Переживает, старается пересмотреть ситуацию и исправиться
С ожесточением
Протокол оценки уровня воспитанности класса
№ п/п
ФИ воспитанника
Критерии уровня воспитанности (оценка в баллах)
всего
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1.
Иванов С.
3 б
2 б
3 б
2 б
1 б
3 б
1 б
2 б
2 б
19 б
2.
..
Приложение №2
Методика выявления коммуникативных
склонностей воспитанников
Цель: выявление коммуникативной развитости воспитанника
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Ели Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «-». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?
5.Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из –за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в классе?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать сое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне коммуникативных способностей воспитанника:
Низкий уровень –0,1 –0,45
Ниже среднего –0,46 –0,55
Средний уровень –0,56 –0, 65
Выше среднего –0,66 –0, 75
Высокий уровень –0,76 –1
Протокол изучения коммуникативных склонностей учащихся
ФИО
количество положительных ответов на нечетные вопросы, х
количество отрицательных ответов на четные вопросы, у
х + у
20
Приложение №3
Методика «Социально –психологическая
самоаттестация коллектива»
Цель: выявить степень сформированности коллектива воспитанников.
Необходимо для проведения: каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом. «Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечисленными качествами. Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения.
Буквы означают:
Н–никто;
М–меньшинство;
П–половина;
Б–большинство;
В–все.
Н М П Б В 1.Свои слова подтверждают делом.
Н М П Б В 2. Все вопросы решают сообща.
Н М П Б В 3. Правильно понимают трудности, стоящие перед классом.
Н М П Б В 4. Радуются успехам товарищей.
Н М П Б В 5. Помогают новичкам, ребятам из младших классов.
Н М П Б В 6. Не ссорятся, когда распределяют обязанности.
Н М П Б В 7. Знают задачи, стоящие перед классом.
Н М П Б В 8. Требовательны к себе и другим.
Н М П Б В 9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива.
Н М П Б В 10. Принципиально оценивают успехи коллектива.
Н М П Б В 11. Искренне огорчаются при неудачи товарища.
Н М П Б В 12. К своим ребятам и ученикам из других классов предъявляют одинаковые требования.
Н М П Б В 13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе.
Н М П Б В 14. Знают итоги работы коллектива.
Н М П Б В 15. Сознательно подчиняются дисциплине.
Н М П Б В 16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса.
Н М П Б В 17. Одинаково оценивают общие неудачи.
Н М П Б В 18. Уважают друг друга.
Н М П Б В 19. Радуются успеху новичков и ребят из других классов.
Н М П Б В 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива.
Н М П Б В 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов.
Н М П Б В 22. По –хозяйски относятся к общественному добру.
Н М П Б В 23. Поддерживают принятые в классе традиции.
Н М П Б В 24. Одинаково оценивают справедливость наказаний.
Н М П Б В 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты.
Н М П Б В 26. Не хвастаются перед ребятами из других классов.
Н М П Б В 27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях.
Н М П Б В 28. Хорошо знают, как обстоят дела друг друга.
Обработка и интерпретация полученных данных. Для перевода буквенных выражений ответов баллы используется шкала:
Н –0 баллов
М –1 балл
П - 2 балла
Б –3 балла
В –4 балла
Затем составляются матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.
Матрица для определения эталонности общности
ФИО
Сумма баллов, х
x
СР балл =------
28
·ср.баллов
М = --------------------
кол-во уч-ся
Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов воспитанников на количество ответов воспитанников на данный вопросник.
Принято считать, если М составляет не менее 75% от максимально возможной оценки ( в нашем случае М < 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности, если же М составляет 50 –75% ( 2 <М < 3) или менее 50% ( М <2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятии ее членов.
Приложение №4
Методика для изучения социализированности
личности воспитанника
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.
Ход поведения. Учащимся предлагается прочитать 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 –всегда
3 –почти всегда
2 –иногда
1 –очень редко
0 –никогда
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
2. Считаю, что всегда надо чем –то отличаться от других.
3. За что бы я ни взялся –добиваюсь успеха.
4. Я умею прощать людей.
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что прав.
8. Считаю, что делать людям добро –это главное в жизни.
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
12. Мне нравится помогать другим.
13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
16. Переживаю неприятности других, как свои.
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности воспитанника получают при сложении всех оценок первой строки и деления этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строкой. Оценка социальной активности –с третьей строкой. Оценка приверженности детей к гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) –с четвертой строкой. Если получаемый коэффициент больше 3, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если он больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предположить, что учащийся имеет низкий уровень социальной адаптированности.
Протокол изучения социализированости личности
ФИО
коэффициент социальной адаптированности
уровень
коэффициент автономности
уровень
коэффициент социальной активности
уровень
коэффициент нравственной воспитанности
уровень
уровень социализированности
·коэф.
4
Приложение №5
Методика изучения удовлетворенности
учащихся жизнью в школе
Цель: определить степень удовлетворенности учащихся жизнью в школе
Ход проведения. ученикам предлагается оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале:
4–совершенно согласен;
3–согласен;
2–трудно сказать;
1–не согласен;
0–совершенно не согласен.
1. Я иду на занятия с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. В нашем классе хороший классный руководитель.
4. К нашим учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
5. У меня есть любимый учитель.
6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
8. У меня есть любимые предметы.
9. Я считаю, что школа по –настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
10. На каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся жизнью в школе (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Приложение №6
Методика «Изучение эффективности
воспитательных средств»
Цель: изучить эффективность воспитательных средств.
Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить степень влияния ниже перечисленных средств:
-на его отношение к жизни, формирование у него положительных качеств;
Оценивать необходимо по следующей шкале:
3 –положительно повлияло очень сильно;
2 –почти не повлияло;
1 –отрицательно повлияло.
1. Общешкольные дела
2. Классные дела.
3. Взаимоотношения с учителями
4. Взаимоотношения в классе.
5. Взаимоотношения с родителями.
6. Занятия в кружке, секции или другом объединении по интересам.
7. Обстановка в классе.
8. Пример родителей.
9. Пример педагогов.
10. Отношение к Вам Ваших товарищей.
11. Ваше увлечение в свободное время.
Обработка результатов анкетирования.
Эффективность мероприятия можно выразить в процентах по формуле:
·баллов по каждому показателю
Э = ------------------------------------------------- x 100%
3 x кол-во опрошенных
Воспитательное мероприятие считается эффективным при показателе выше 50%
Приложение №7
Правила психологической безопасности
при работе с тестами
1. «Не бить» результатами теста ни себя, ни своих учеников по голове –тесты дают представление об уровне развития только на данный момент.
2. Не разглашать данные тестов, если они могут ухудшить психологическое состояние ученика или его положение в коллективе сверстников.
3. При возникновении трудных проблем лучше обратитесь к профессиональному психологу за разъяснением по спорному вопросу.
4. Выводы по результатам тестирования должны дополнятся изучением и анализом других доступных педагогу сведений.
Приложение №8
Информационная карта воспитанника
( ФИО ) __________________________________________________
1. Уровень нравственной воспитанности _____________________________
2. Уровень коммуникативной развитости____________________________
3. Уровень социальной адаптированности___________________________
4. Уровень социальной активности_________________________________
5. Уровень эмоционального комфорта_______________________________
Литература
1. Алферов Ю.С. Мониторинг развития образования в мире// Педагогика.-2002.-№7.-С.88-96.
2. Анализ и оценка воспитательного процесса//Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ под ред. Н.Е. Щурковой.-М.: Новая школа,1998.-С.158-165.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/Под ред. Е.Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001-128 с.
4. Капустн Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. –М.: Издательский центр «Академия», 1999. –216 с.
5. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учебно –практическое пособие для учителей, кл. рук., студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. завед., слушат. ИПК. Ростов –н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. –160 с.
6. Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе. Изд. 2-е, допол. –Ростов н/Д: Феникс, 2004. –384 с.
7. Григорьев Д., Кулешова И., Степанов П. Диагностика эффективности воспитания на основе динамики личностного роста ребенка//Воспитательная работа в школе.-2003.-№2.- С.93-106.
8. Кравцов А.А. Критерии анализа методик диагностики воспитанности//Педагогическая диагностика.-2002.-№2.- С.68-79.
9. Бояринцева А.В. Как “измерить” воспитание?//Школьные технологии.-2001.- №2.- С.196-210
10. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса // Организация воспитательного процесса в школе.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- С.141-164.
15