Семинар-практикум для педагогов дополнительного образования Пути повышения качества образования через использование современных педагогических технологий


СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«Пути повышения качества образования через использование современных педагогических технологий»
Уважаемые коллеги, на протяжении нескольких лет мы знакомились с вами с современными образовательными технологиями, учились друг у друга, у коллег других образовательных учреждений применять современные образовательные технологии. А сегодня на нашем семинаре - практикуме, мы поговорим о некоторых технологиях, которые применяют на занятиях в нашем учреждении более продвинутые педагоги.
Вашему вниманию предлагаю послушать одну притчу.
Однажды падишах решил подвергнуть испытанию своих визирей. «О, мои подданные! - обратился к ним падишах, - у меня есть для вас трудная задача, и я хотел бы знать, кто сможет решить ее». Он повел своих подданных в сад, в углу которого была ржавая железная дверь с огромным замком. «Тот, кто сможет открыть эту дверь, станет моим первым визирем», - сказал он и отошел в сторону. Одни придворные только качали головами, другие стали разглядывать замок, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть ее. Один за другим они отходили от двери. Но один визирь внимательно осмотрел дверь, ощупал замок и изо всех сил нажал на дверь. Он толкал ее и - о чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась. Тогда падишах сказал: «Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но веришь в собственные силы».
Если провести аналогию с данной притчей, то дверь мы уже с вами приоткрыли, осталось нам ее распахнуть, ведь мы полагаемся не только на то, что видишь и слышишь, но верим в собственные силы.
 Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь. 
Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.
Роль педагога в дополнительном образовании должна заключаться в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности, научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
В дополнительном образовании  педагогическая технология – способ самовыражения людей, самореализации их интеллектуальных качеств, что соответствует главному основанию образовательной деятельности,— свободный, целевой выбор детьми и педагогами путей, способов, содержания и результата совместного творчества. И одновременно, технология – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, приемов, методик образовательной деятельности, продуманности каждого шага в реализации программы.
Опыт практического освоения современных технологий в дополнительном образовании нельзя охарактеризовать полностью как опыт активного творчества. Скорее всего — это опыт обучения, трансформации эталонов в новые условия, это практика экспериментальной деятельности, порой основанной только на интуиции, личном опыте и убеждениях.
 Слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Образовательные модели (технологии) классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности. Их выделяют две:
1. репродуктивная деятельность (традиционная).
В репродуктивном  методе обучения выделяются следующие признаки:
1) знания учащимся предлагаются в “готовом” виде;
2) педагог не только сообщает знания, но и объясняет их;
3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;
4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний.
Главное преимущество данного метода - экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительной или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, Поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.
2. Продуктивная, поисковая, направленная на формирование новых знаний непосредственно самими обучающимися, здесь педагог выступает только как направляющий.
Сущность продуктивной деятельности выражается в следующих  характерных признаках:
1) знания учащимся не предлагаются в “готовом” виде, их нужно добывать самостоятельно;
2) педагог организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
3) учащиеся под руководством педагога  самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
 Понятия «педагогическая технология» наиболее часто трактуется следующим образом:
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
2. Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и педагога (В.М. Монахов).
3. Совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами (В.П.Беспалько);
4. Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:
универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;
ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;
специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.
Сегодня ПТ становятся частью современного образовательного процесса, помогающей педагогу повысить мотивацию учащихся к работе, разнообразить формы обучения и, главное, развить у учащихся необходимые компетенции. Но, к сожалению, современный педагог зачастую сталкивается с рядом трудностей при выборе необходимых ПТ.
Первый ряд трудностей связан с тем, что абсолютное большинство практикующих педагогов получило педагогическое образование, ориентированное на работу в советской традиционной школе, поэтому многие вынуждены самостоятельно учиться выбирать и применять ПТ, что бывает достаточно сложно, поскольку большое количество технологий относительно недавно стали использоваться отечественными педагогами и, таким образом, не до конца соответствуют состоянию российской школы. Абсолютное большинство ПТ (технология проектов, кейс-стади, различные виды дебатов) опирается на активную, часто самостоятельную, работу учащихся (самостоятельная деятельность учащихся в учебном процессе составляет 60-90% учебного времени). В то время как наши ученики до сих пор ожидают работу по репродуктивной системе, обладают заниженной мотивацией к получению знаний и развитию своих способностей, испытывают психологический дискомфорт при необходимости публичного выступления.
Для некоторых ПТ необходимо определенное техническое оснащение кабинета: компьютер, фотоаппарат, сканер, видеопроектор и др. Применение таких ПТ напрямую зависит от уровня материального оснащения учреждения.
Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? Как перенести в условия дополнительного образования «чужую» технологию обучения? Кроме того, знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня.
Практическая часть
Важнейшей целью современного образования является воспитание  ученика, который может учиться самостоятельно. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление в работе – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.     И здесь особая ответственность за ученические успехи ложится на плечи  педагога. Так как в младшем школьном возрасте решается приоритетная общеучебная задача: формируются желание и умение учиться, готовность к самообразованию; активно развиваются речь и логическое мышление. Формируются умение общаться и жить вместе, базовые учебные умения; закладываются социальные, ценностные и поведенческие нормы и навыки.
         Я считаю, что решение этих задач невозможно без деятельностного подхода в обучении. Одним из дидактических принципов деятельностного обучения является принцип деятельности, суть которого заключается в том, что ребенок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности. Реализовать данный принцип не возможно без использования технологии проблемного обучения.
О проблемном обучении – как эффективной системе развития творческого потенциала личности учащихся - Бондарчук Н.К.
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

«Использование программы «CorelDRAW» в образовательном процессе.» - Сидельникова Л.Е.
В последнее время достаточно широкое распространение получила технология решения изобретательских задач.
Для того, чтобы эффективно использовать данную технологию при работе с детьми необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.
«Формирование творческого мышления у учащихся на занятиях посредством применения методов технологии ТРИЗ» - Сафронова С.А,
Бумажное моделирование – самый доступный вид технического творчества, когда при минимальном вкладе можно получить максимальный результат, но, несмотря на это все же необходимы определенные материалы.
Существуют разные техники работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание и т.д.
Работа с бумагой помогает раскрыть азбуку бумажного творчества. В умелых руках простой лист бумаги может превратиться в настоящее произведение искусства.
Выполнение поделок из бумаги дело достаточно занятное и интересное. Детям очень нравится создавать всевозможные поделки из бумаги, выполнять аппликации и складывать оригами.
- Технология «Паперкрафт» - Жулева И.А., педагог доп.образования мастерской «Народные ремёсла»
- Технология «Скрапбукинг» - Пудник О.Е, педагог доп.образования объединения «Мастерская талантов».
Для того, чтобы избежать однообразия, усилить наглядность процесса образования, активизировать самостоятельную деятельность учащихся, необходимо предоставить и другие формы деятельности.
Современные информационные технологии позволяют это делать. Учеба становится для всех интересной, всем хочется добиться хороших результатов.
Об электронных приложениях к занятиям - Васильева Н.А.
В заключение нашего семинара – практикума  хочу подвести итог:
Все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвуя в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения современных педагогических технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.
Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.
 Рефлексия
1. Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? (Ответы педагогов).
По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. Следует подчеркнуть, что любые педагогические инновации должны использоваться грамотно, и педагог должен всегда руководствоваться принципом: “Главное – не навредить!”
Итог семинара
Сегодня мы предложили вам технологии, которые успешно используют ваши коллеги в своей работе. Надеемся, что вы обязательно, хотя бы элементы новых технологий, апробируете у себя на занятиях и пройдете по ЛЕСТНИЦЕ УСПЕХА: попробуй сам – предложи обучающимся – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия. Ведь только вместе можно добиться наилучшего успеха.
Принятие проекта решения семинара-практикума.
Вручение сертификатов выступающим педагогам.
Игра “Аплодисменты по кругу”
Цель: снять напряжение и усталость, поблагодарить всех участников за работу.
Все участники сидят в кругу. Ведущий начинает хлопать в ладоши и смотрит на кого-то из участников. Они начинают хлопать вдвоем. Участник, на которого посмотрел ведущий, смотрит на другого участника, включая его в игру. Таким образом, начинают хлопать все участники.