Конспект к уроку по теме Степень числа.Квадрат числа и куб числа(5кл., ФГОС)
Урок математики в 5 классе
по теме «Степень числа. Квадрат и куб числа» (ФГОС).
Дата: 07.12.2015
Учитель: Ерёменко Н.А.
Школа: МАОУ СОШ №40 г. Набережные Челны
Автор учебника: Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Цели деятельности учителя.
Главная дидактическая цель урока: формировать умение возводить в степень натуральное число, способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе
Формирование УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Планируемые образовательные результаты.
Предметные: умение возводить в степень натуральное число.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные – умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение.Коммуникативные – умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные – умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Основные понятия: основание, показатель степени, степень, квадрат числа, куб числа.
Ресурсы.
1.Учебник.
2.Презентация к уроку «Степень числа. Квадрат и куб числа»
3. Математика. Учебник-собеседник для 5-6 классов. Л.Н.Шеврин, А.Г.Гейн, И.О. Коряков, М.В.Волков. М.: Просвещение, 1989г.
4.Математика. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Смоленск. Издательство «Ассоциация XXI век»,2002г.
5.Оценочный лист урока для учащихся.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Устная работа.
Задание .Чем похожи выражения в каждом столбце? Какие выражения можно записать короче:
6+6+6+6+6; 6*6*6*6*6;
7+7+7+7; 7*7*7*7;
Как можно записать короче выражения правого столбика?
Что будем изучать сегодня на уроке?
3.Определение темы урока.
Тема урока «Степень числа. Квадрат и куб числа».
Определение .Произведение одинаковых множителей можно записать в виде выражения аn. Это выражение называют степенью и читают так: «а в степени n».
а –основание степени, n –показатель степени.
Основание степени –это повторяющийся множитель в произведении, а показатель степени показывает, сколько таких множителей содержится в произведении.
Пример.
а) 25-степень, 2- основание степени, число 5 –показатель степени;
б) 54-степень, 5-основание степени, число 4 –показатель степени.
Вторая и третья степени числа имеют ещё и особые названия:
вторая степень называется квадратом, третья степень –кубом.
Квадрат числа 2 равен 4, квадрат числа 3 равен 9,т.е. 22=4; 32=9.
Куб числа 2 равен 8, куб числа 3 равен 27,т.е. 23=8; 33=27.
Если показатель степень равен 1, то что это значит?(Это значит, что основание надо взять множителем один раз. Как это представить? Взяли основание, а множителя нет! Вот и договариваются в этом случае оставлять основание степени, как оно есть. Поэтому 21=2, 31=3, 41=4 и т.д.
Вывод: первая степень любого числа равна этому числу.
4.Работа по теме урока.
Задание №1.
Устно. Прочитайте записи: а) 26; б)34; в) 52; г)101; д) 103; е) 109; ж) 252.
В каждой записи степеней назовите основание и показатель степени.
Задание №2 .
Запишите цифрами:
а) седьмую степень числа двести сорок пять;
б) семьсот в восьмой степени;
в) квадрат числа три тысячи шестьсот двадцать семь;
г) пятьсот тридцать четыре в кубе;
д) двенадцать в одиннадцатой степени;
е) одиннадцать в двенадцатой степени.
Задание №3.
Устно. Найдите значение выражения:
а) 12 ; 13;14 ;110; 12015; б) 02 ; 03;04 ;010; 02015.
Задание №4.
Используя возведение в степень, запишите короче:
а) 7*7*7*7;
б) 13*13*13 +31*31*31;
в) 47*47*81*81*81.
Задание№5.
Число 100 равно квадрату числа 10. Это можно записать равенством:
100=102. В заданиях а) - в) ответы запишите равенствами.
а) Какой степенью числа 10 является число 1000;10000;1000000; 100000000?
б) Какой степенью числа 2 является число 4;8;32;128?
в) Какой степенью числа 5 является число 5;25; 125; 625?
Задание №6. Загадки:
а) Квадрат задуманного натурального числа равен 9.Какое число задумано?
б) Квадрат задуманного натурального числа равен 1.Какое число задумано?
в) Есть ровно два числа, равных своему квадрату. Отгадайте, что это за числа.
Задание №7.
а) Рассмотрите ряд чисел: 1,4,9,16,25,36,…Нетрудно догадаться, как идут в нём числа. А именно: это квадраты чисел натурального ряда. Продолжите запись, написав ещё пять чисел этого ряда.
б) Рассмотрите ряд чисел: 1 ,8, 27, 64, 125, 216,…Как идут числа в этом ряде? Напишите два следующих числа этого ряда.
5.Рефлексия учебной деятельности на уроке (приём рефлексии «Утверждение»):
Оцените свою деятельность на уроке, продолжите утверждение:
-Я узнал(а) много нового…
- Мне это пригодится в жизни.
- На уроке было над чем подумать.
- На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы.
-На уроке я работал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
6. Домашнее задание: п.16, выполнить №667,669,671.
Работа учащихся оценивается после выполнения каждого задания, согласно инструкции (учащиеся отмечают знаком, в конце урока сдают лист учителю).
Оценочный лист урока.
Дата ____________ Ф.И. учащегося ____________ Класс_____________
Задание №
1 2 3 4 5 6 7
Заполни таблицу, вставляя: «+», если задание выполнено верно; «- «, если задание выполнено неверно или не выполнено.