Вариативность современных педагогических технологий, направленных на повышение качества образования
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Кинельский государственный техникум»
ДОКЛАД
Тема: «Вариативность современных педагогических технологий, направленных на повышение качества образования»
Подготовила:
преподаватель спецдисциплин
Барсукова Татьяна Ивановна
г. Кинель
2013
Мудрость жителей пустынь гласит: «Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта мудрость отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда, когда ученик ЗАХОЧЕТ познавать.
Другая мудрость, сформулированная древним китайским философом, учит нас: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому и я пойму».
Таков другой принцип обучения - собственная активность. Казалось бы, что здесь нового? Сколько существует наука об обучении и воспитании, столько внимание педагогов привлекается к этим основным принципам. Проблема же вечная заключается в том, как это сделать наиболее эффективно? Для этого необходимо на каждом этапе развития человеческого общества знать ответ на два вопроса:
- Что мы хотим от человека сейчас и в обозримом будущем, то есть каковы приоритеты его социальной и духовной деятельности?
- Какими средствами мы располагаем, чтобы добиться нужного результата? Что мы можем и чего мы еще не можем?
Педагогика - наука социальная, она является в большой мере гарантом развития общества на перспективу, ибо то, что закладывается в качестве социально-экономических задач развития государства сегодня, будет завтра выполняться выпускниками школ. Будут они достаточно подготовлены интеллектуально и нравственно к реализации этих задач, задуманные программы могут оказаться выполненными, не будут - жди очередных революций, перестроек, катаклизмов.
Желание учиться – это, прежде всего осознание важности этой деятельности для всей дальнейшей жизни человека, это осмысление зависимости успеха, благополучие от качества приобретаемых знаний, умений, навыков. Соответственно потребность в них.
Активность в том или ином виде деятельности непосредственно связана с самостоятельностью. Отсюда и приоритеты, которые все более становятся очевидными в мировой педагогике конца XX столетия. Эти приоритеты обусловлены двумя социальными и экономическими факторами:
- лавинообразным потоком информации во всех областях знания;
- осознанной потребностью современного цивилизованного общества в гибких, адаптивных системах образования, предусматривающих возможность достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвития на любом отрезке жизненного пути человека.
Поэтому практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач.
Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Педагогические системы не могут в современных условиях, как на заре нашего столетия, позволить себе строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знаний, добытых человечеством, на переливании опыта цивилизаций из старого сосуда в новый. Цель системы образования в современных обществах:
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА, чтобы человек не был бездумным винтиком той или иной политической, идеологической машины. Современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.
Какими средствами мы располагаем для решения этих задач? Помимо интеллектуальных средств и практических рекомендаций технологического плана важно иметь в виду материальные средства педагогического, дидактического труда педагогов. Взаимодействие методов и средств обучения обосновано как на теоретическом, так и на практическом уровнях. Можно осознавать важность самостоятельной индивидуальной или групповой деятельности учащихся, но для организации этой деятельности необходимы вполне конкретные дидактические условия. От свойств и функций используемых средств обучения во многом зависит содержание и эффективность этой деятельности. Ведь можно организовать самостоятельную деятельность обучающегося у доски, за отдельной партой, в ходе лабораторной работы, а можно у компьютера. Содержание и эффективность работы будут различны. СНИТ властно заявили о себе. Все это чрезвычайно дорогостоящие технологии и их использование может быть оправдано лишь в том случае, если весь их огромный потенциал, т.е. их дидактические свойства смогут быть максимально эффективно использованы в практике образования.
Анализ влияния Промышленной революции на системы образования и влияние НИТ позволяет понять, что технологии Промышленной революции привнесли перемены, которые имели вполне определенное, социальное, политическое и экономическое влияние на образовательные системы, но сами по себе они не смогли кардинально повлиять на собственно педагогические технологии. Процесс обучения, его теоретическое осмысление и практическая реализация не претерпели заметных изменений под влиянием Промышленной революции. Что касается НИТ, то здесь положение совершенно иное. Эти технологии по самой своей сути несут огромный дидактический потенциал, потому что это ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Овладев умением пользоваться информацией, осмысливать ее, манипулировать ею, хранить, передавать на далекие расстояния, систематизировать ее в те или иные системы, способные делать заключения и давать необходимые пояснения, ученик становится не просто субъектом педагогического процесса, но исследователем, умеющим самостоятельно и творчески, в меру своих способностей выявлять и решать достаточно широкий круг задач гуманитарного и научно-естественного цикла. При сравнении влияния Промышленной революции и НИТ на систему образования становится очевидным, что там, где Промышленная революция предлагала замену мускульных усилий человека, расширяя таким образом эти его возможности, НИТ предлагают расширение (не замену) умственной, интеллектуальной потенции человека на основе овладения информацией и превращения ее в знание.
Таким образом, стратегические направления развития образовательных систем в современном обществе очевидны: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЕГО В РАЗНООБРАЗНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ.
В ходе реформ образования в ведущих странах мира (США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, др.) именно это направление признано главным. При этом выделяются три основные задачи:
- перестройка школьной системы образования;
- рассмотрение принципов самостоятельной активности и осознанности познания в качестве ведущих принципов обучения и воспитания;
- интеграция средств информационных технологий в образовательный процесс.
Однако важно иметь в виду, что каждая из этих задач не может рассматриваться в качестве самостоятельной. Только глубокая интеграция всех трех направлений, их взаимодействие и взаимообусловленность создают верный стратегический курс для современных систем образования.
Важно также иметь в виду еще один фактор, который не может не отразиться на общей стратегии образования любой страны современного мира. Дело в том, что период изоляции отдельных регионов, их самодостаточности в развитии прошел. Уровень современных промышленных, информационных, экологических технологий настолько сложен, что ни один регион, ни одно государство не в состоянии решать связанные с ними проблемы самостоятельно. Требуется глубокая интеграция различных государств, регионов. Отсюда заинтересованность всех в достаточно высоком уровне развития каждого. Если один из членов сообщества оказывается на низком уровне развития технологий, он несет угрозу всему сообществу. Высокий уровень технологий требует и высокого профессионального уровня людей, которые вовлечены в технологический процесс, их высокого интеллектуального развития, критического, аналитического мышления, умения принятия верных решений. Мы оказались в чрезвычайно интегрированном мире. Поэтому выпускники техникумов помимо прочего должны обладать потенцией глобального мышления, знанием и пониманием процессов, происходящих не только в его регионе, в его стране, но и во всем мире. Это качественно новый взгляд на сущность образования.
Американский педагог Рейгелут (Reigeluth) справедливо замечает: « По мере нашего вхождения в высоко развитое, технологическое, быстро изменяющееся, информационное общество, существующая система школьного образования все больше будет становиться неадекватной. Нам придется принципиально переоценить и перестроить всю школьную систему, подходы, которые мы используем в обучении, способы самого учения, познания». «Кризис образования, который мы сейчас переживаем - это не кризис профессиональной деятельности, а кризис концепции»,- заявляет другой американский педагог Рокман (Rockman) на конференции, посвященной проблемам стратегии образования ( 1990 г).
Каковы же тактические пути реформирования образования? Естественно, в кратком изложении невозможно остановиться на всех направлениях реформы даже в наиболее развитых странах. Обратим наше внимание только на два вопроса, касающихся дидактических проблем образования: методические подходы и средства обучения.
Наибольшим вниманием в настоящее время в различных системах образования в связи с обозначенными выше стратегическими направлениями развития пользуются: метод проектов и кооперированная деятельность учащихся и связанные с этими подходами методы обучения: исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент и опытная работа, анализ и обобщение.
Основными средствами обучения все больше становятся средства НИТ, в первую очередь: текстовый компьютерный редактор; телекоммуникации; технология гипертекста или интерактивные мультимедиа.
Метод проектов - более высокий уровень кооперации, совместной деятельности учащихся над предложенной им учителем ( по программе) или выбранной самостоятельно проблемой. В этом случае учащиеся полностью самостоятельно разрабатывают весь проект, ставят промежуточные задачи, намечают результаты.
Если использовать при этом компьютерную технологию, в частности телекоммуникации, то в этот процесс могут быть вовлечены учащиеся и учителя не только одной образовательной организации и не только образовательных организаций данного региона, но и различных стран мира. Речь в этом случае идет уже о глобальных телекоммуникациях, которые представляют собой принципиально новый подход в обучении.
В таком интегрированном сообществе, каким становится человечество, учащиеся не могут далее учиться изолированно, ограничиваясь достаточно замкнутым социумом: учителя, друзья, семья. Телекоммуникационные проекты распахивают окна в широкий мир. Учащиеся могут иметь доступ к различным информационным банкам данных во всех уголках мира, могут работать совместно над интересующим их проектом с учащимися из других стран, в рамках телеконференций - обсуждать проблемы практически со всем миром. Подобная возможность сотрудничества и кооперация создают сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Подобная совместная работа стимулирует учащихся на ознакомление с разными точками зрения на изучаемую проблему, на поиск дополнительной информации, на оценку получаемых собственных результатов. Учитель становится руководителем, координатором, консультантом, к которому обращаются не по должности, а как к авторитетному источнику информации, как к эксперту. Обсуждение промежуточных результатов в классе, дискуссии, мозговые атаки, доклады, рефераты обретают иное качество, поскольку они содержат не только материал учебников и официальных справочников, но и точки зрения партнеров по проекту из других регионов мира, полученные ими данные, их интерпретацию фактов, явлений. Телекоммуникации (электронная почта, телеконференции) позволяют учащимся самостоятельно формировать свой взгляд на происходящие в мире события, осознавать многие явления и исследовать их с разных точек зрения, наконец, понять, что некоторые из проблем могут быть решены только совместными усилиями. Это элементы глобального мышления. Это путь к познанию общности человеческого бытия и эволюции развития. Глобальная интеграция в образовании на основе телекоммуникационных проектов и телеконференций - новый подход в системах образования, еще не достаточно изученный, но, несомненно, несущий в себе огромный педагогический потенциал.
Наши собственные исследования в этой области показали существенные сдвиги в культурном, интеллектуальном и духовном развитии учащихся, повышении их способности к коммуникации в различных ситуациях общения, развитии и раскрытии их творческих потенций.
По наблюдениям английских и шведских педагогов телекоммуникации способствуют познанию собственной значимости каждого в коллективе. Благодаря тому, что общение на расстоянии сокращает до минимума личные контакты, уменьшается и психологическое воздействие отдельных личностей и групп. На первый план выходят идеи, интеллект, совместное творчество. Это заставляет как учеников, так и учителей совершенно по-иному относиться к формулированию собственных предложений, заключений.
Глобальные телекоммуникации способствуют развитию критического мышления, лаконичности и логики в выражении точек зрения. Школьные сочинения, написанные учениками совместно по сети, оценивались независимыми экспертами значительно выше, чем написанные для учителя как по содержанию, грамотности, так и по композиции, стилистике языка. Результаты многих совместных экологических, естественно-научных телекоммуникационных проектов используются серьезными научными центрами, социологическими службами в разных странах мира.
Наши учащиеся завтра - это люди, призванные принимать важные решения. Они должны осознавать все сходства и различия в их взглядах на проблемы войны и мира, загрязнение окружающей среды, радиоактивное заражение, бездомность и безработицу, прочие глобальные проблемы. Мы хотим, чтобы выпускники школ во всех странах изучали мир не только по телевизору, чтобы они могли общаться друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах, исследованиях, творческих работах.
Телекоммуникации - мощное средство для обучения и познания. Как отмечает профессор Университета Рнвер Фоллс Кэрол Бэгли, чтобы СНИТ оказались эффективными в школьном образовании, они должны сформировать определенную систему, которая предполагает иное понимание:
- сущности учения и обучения;
- роли учителя и учащихся в этом процессе;
- взаимоотношений учителя и учащихся;
- оснащения рабочих мест учителя и учащихся.
Коллинз (1991), разрабатывая концепцию развивающего обучения, отмечает (в плане тактики реформирования образования) тенденции к повороту от обучения в условиях класса к обучению в малых группах. Учащиеся работают индивидуально, в парах или группах по 3-4 человека. Они используют различного рода упражнения, задания, базы данных, обсуждают, исследуют проблему, организуют мозговые атаки, пишут сочинения, другие письменные работы, разрабатывают проекты. Они учатся пользоваться компьютерной технологией и применять ее в своих конкретных проектах. Такие проекты, как правило, носят межпредметный характер, заставляя его участников привлекать интегрированные знания. Они учатся работать с разными источниками информации, в том числе и видео. Группа учащихся или отдельный ученик могут выбрать тему проекта за пределами программного материала и, пользуясь, различными методами, в том числе и телекоммуникацией, создавать свою газету, информационный листок, базу данных, пр.;
- поворот от сообщения знаний и их запоминанию (закреплению) к самостоятельному поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной информации, стимулируя учащихся к выявлению необходимых фактов, явлений, процессов, концепций, которые позволят им глубже осознать тему и использовать этот материал при написании работы, разработке плана или при работе над проектом. Подобное руководство может предусматривать возможность выбора проекта, предложений по поиску литературных источников, телекоммуникационной активности или по организации эксперимента. Самостоятельная активность учащихся и их ответственность за выполнение задания стимулирует их на поиск и овладение знаниями, далеко выходящими за рамки школьной программы и требований учителя;
- поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися. Группа учеников, которые работают над проектом, включая и телекоммуникационные проекты, выполняют большую часть работы самостоятельно, освобождая т.о. учителя для работы с отдельными учениками или группами;
- значительное увеличение активности учащихся.
Метод проектов и кооперирование, по данным исследования Браунс и Компионе (1990), существенно повышает активность каждого ученика, его занятость, соответственно степень осмысления материала;
- контроль знаний, базирующийся не тестировании, может быть с успехом заменен результатами работы над проектом, отслеживанием промежуточных результатов. Компьютер может оказать в этом существенную помощь, предоставляя возможность учителю наблюдать динамику процесса овладения каждым учеником определенной темы;
- соревновательный подход заменяется на кооперирование, на сотрудничество. Специальные исследования показали, что обучение в группах значительно эффективнее (если оно грамотно организовано), чем при индивидуальном или состязательном обучении. Такое обучение значительно повышает положительный настрой учащихся, их мотивацию. Обсуждение материала, усвоенного в таких группах, показывает более высокий уровень осмысления материала, глубины аргументирования, теоретического, концептуального осознания;
- поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала. Подобный подход основывается на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в данной области различны. Каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию. В дидактике отмечается тенденция учитывать этот непростой факт. Как люди различного культурного уровня по-разному воспринимают одну и ту же телевизионную передачу, так и ученики с различной подготовкой, культурным и социальным опытом, по-разному воспринимают познавательный материал.
Учителя начинают разрешать учащимся самим выбирать что и каким образом (в пределах стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый ученик имел возможность достигнуть максимального результата. Учителя начинают понимать, что один ученик может быть сильным в одних предметах и слабым в других. В группах учащиеся легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают слабые, поскольку последние не оцениваются негативно. Члены группы с помощью телекоммуникаций устанавливают контакты с другими группами учащихся, что позволяет им ознакомиться с такими точками зрения, которые в своей группе и не рассматривались. Учащиеся входят в проект с разными знаниями, умениями, навыками, находят им применение и заканчивают проект на новом уровне знаний, но каждый ученик приобретает вновь свой багаж, отличный от другого;
- поворот от вербального мышления к интеграции визуального и вербального мышления.
Компьютеры и электронные телекоммуникации обеспечивают доступ к аккумулированному знанию как в текстовой, так и в графической формах. Телевидение, видео, видеодиски, компьютерная графика обеспечивают учащимся доступ к образной информации.
Давно известно, что образная информация усваивается лучше, чем текстовая (скажи мне и я забуду; покажи мне и я запомню). Многие проекты интегрируют вербальную и графическую информацию, звук и динамику. Учащиеся в школах конца XX и начала XXI века должны будут ДЕМОНСТРИРОВАТЬ СВОЕ ПОНИМАНИЕ идей, фактов, концепций, теорий, а не только запоминать их. Для этого потребуются соответствующие условия для учителя и учащихся. Учителям придется кооперироваться друг с другом, чтобы учащиеся, используя гипертекст и интегративные мультимедиа, могли успешно работать над своими проектами. Они будут все более активно вовлекаться в поисковую и исследовательскую, творческую деятельность, развивая свои знания на основе использования источников информации, получаемых не только у себя в школе, но и со всех концов света. Работы, которые в ходе проектов уже сейчас создаются, включают помимо текстового материала, графический и не только статичный, но и динамичный. Подобные работы сами по себе становятся ценными источниками информации по исследованной теме для последующих поколений учеников и пополняют собой фонды медиатеки.
Все сказанное - лишь незначительная часть того огромного поиска эффективных путей образования молодежи, который ведется в разных странах мира на рубеже XX и XXI веков.
В данном докладе мы коснулись лишь двух подходов к образованию, которые приобретают в последние годы в зарубежной школе все большее влияние и которые, по всей видимости, можно считать перспективными. Вместе с тем существует интереснейший опыт дистанционного (в том числе, телевизионного) обучения (Открытый Университет, Великобритания), открытых школ (США), индивидуального обучения и системы тестирования (Великобритания), того же кооперирования, но несколько иного плана (Израиль), опыт медиаобразования (Лондонский Университет, Великобритания) и т.д., о чем невозможно рассказать в коротком сообщении. В настоящее время создается Всемирная ассоциация образовательных учреждений по проблемам технологии обучения (WOCATE). В этом году летом в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялся Учредительный конгресс, на котором был принят Устав ассоциации. Более 30 стран мира заявили о своем желании участвовать в ее работе. Основная цель ассоциации - обмен опытом и выработка стратегии образования на перспективу.
Изучение и анализ зарубежного опыта проводится не сам по себе, а с целью посмотреть, что ценного можно перенести на нашу отечественную почву.
Наша школа, как и все общество, находится в кризисном состоянии. Даже если отвлечься от экономических проблем, которые нам, педагогам, неподвластны, есть чисто педагогические проблемы концептуального плана, решение которых действительно зависит от нас.
Это касается:
МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ. До сих пор в наших школах в условиях классно-урочной системы приоритет остается за объяснительно-иллюстративными и репродуктивными методами, которые адекватно соотносятся со структурой деятельности обучения на уроке: введение нового материала (учителем), его закрепление (под руководством учителя), воспроизведение (запоминание) и применение. Такое соотношение видов деятельности было адекватно целям формирования послушных исполнителей. В соответствии с определившейся в современной дидактике тенденцией, направленной на реализацию задачи формирования свободной творческой личности, на учебный процесс, в котором ученик является не объектом, а субъектом познавательной деятельности, приоритет должен быть за самостоятельными видами деятельности, за самостоятельной активностью учащихся по поиску, обработке, осмыслению и применению необходимой информации. Это вовсе не означает, что объяснительно-иллюстративные методы, фронтальные виды работ изгоняются с урока. Речь идет о смещении акцентов, о приоритетах.
Думается, в нашей власти шире и смелее внедрять такие подходы к обучению, которые основываются на деятельности кооперирования, на методе проектов, в том числе и телекоммуникационных. Глобальное мышление должно стать одной из целей образования, развития человека.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ. Очевидно, что в обозначенных здесь тенденциях (да и в тех, которые не нашли отражения в данном сообщении), все более очевидным становится тот факт, что классно-урочная система занятий как единственная форма работы в школе вступает в противоречие с перспективными методами и средствами обучения. Работа в группах, работа над проектами не может уложиться в строгий регламент урока. Она требует более гибких форм организации занятий.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. В данном сообщении мы очень кратко затронули только вопрос об интеграции СНИТ в учебный процесс. Однако существует еще целая система традиционных СО (учебник, раздаточные материалы, таблицы, транаспаранты, слайды, пр.), из которых многие сохраняют свою дидактическую значимость и на перспективу. Важно найти пути их интеграции с системой СНИТ. Все более важное значение приобретают и средства массовой информации, грамотное и эффективное использование которых настоятельно требует внедрения курса медиаобразования. Все эти СО, их системы, отражающие новые тенденции развития образования, новые подходы к обучению, должны разрабатываться в рамках общей концепции, реализуя ее содержательную и методологическую части.
Внедрение НИТ в образование также требует серьезной исследовательской работы, от которой зависит успех разработки и использования этих СО в учебном процессе. Эта работа должна включать проблемы:
отбора содержания обучения в соответствии с новыми направлениями образования, с учетом дидактических свойств и функций СНИТ (важно при этом иметь в виду, что огромный массив справочного, фактического материала может перейти в базы данных для оперативного пользования, возможность в перспективе пользования базами данных из различных научных и информационных центров, библиотек, пр.);
воздействия экспертных систем искусственного интеллекта на характер мышления школьников и учителей;
способы сочетания, интеграции НИТ с традиционными СО и СМИ (средства массовой информации);
способы управления познавательной деятельностью учащихся в условиях столь широкой информационно-предметной среды.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ. Очевидно, что существующая кабинетная система создавалась адекватной традиционной парадигме образования. Изменения этой парадигмы повлечет за собой и соответствующие изменения в концепции учебно-материальной базы, системы кабинетов. Для работы малых групп, индивидуальных занятий, парной работы необходимы определенные помещения, достаточно легко формируемые и трансформируемые в помещения различной площади и конфигурации, необходимо соответствующее оборудование. Для организации телекоммуникационных центров также необходимы условия, которые наиболее эффективно создаются в медиатеках.
Подводя итоги сказанному, хотелось бы подчеркнуть еще раз главную мысль: успех образования зависит от желания учащегося учиться, от его самостоятельной активности. Потребность же в обучении и активность учащихся обусловлены адекватностью целей образования потребностям развития общества.
Если образовательная организация сумеет создать условия для воспитания самостоятельно мыслящей личности, умеющей в течении своей жизни решать проблемы профессиональной ориентации и повышения квалификации достаточно безболезненно для себя, умеющей адаптироваться в быстро меняющейся социально-экономической ситуации информационного общества, тогда и общество и каждый член этого общества осознает значимость школы как существенного структурного элемента государства, осознает потребность в таком образовании.
Мы стоим на пороге новых перемен.