Целостный педагогический опыт учителя географии по ноосферному образованию
Материал составлен из множества сборников
научных работ Масловой Н.В.
Неповторимая мелодия раскрывшихся сердец
Получаешь великую радость, когда в течение
нескольких дней группа из недавно
встретившихся разрозненных людей
становится гармоничным коллективом. Тогда
каждый из нас, как музыкант в оркестре,
вдохновенно играет свою личную партию, а
вся группа выдаёт Миру
прекрасную неповторимую мелодию…
Колыбель для золотого фонда- нашего будущего.
Мой рассказ о мечте каждой матери, дарующей миру своё дитя. Мать вынашивает и рождает, растит и любит, чтобы дитя продолжило нить жизни рода, Родины. Матери знают, что истинный золотой фонд России − это дети. Лет через 15-20 выросшие дети будут нашими руководителями, мыслителями, стратегами, тактиками. И то, чему мы научим их сегодня, вернётся к нам по закону причин и следствий. Чтобы воспитать своих будущих руководителей мы должны создать сообразную природе ребёнка школу − колыбель его здоровья, счастья, идеалов, мечты.
Проявления кризиса системы образования вопиющи: 64% учащихся России хронически больны, на 100 выпускников столичных школ приходится 187 заболеваний, за последние 12 лет подростки России стали в 90 раз больше болеть сифилисом, 5 млн. россиян − наркоманы. Среди причин смертности до 79% занимает агрессия, неумение найти выход из кризисных ситуаций, отсутствие смысла жизни. 76% преступлений в России совершаются на бытовой почве.
Страшно,что потребность в информации разрушительного характера у российской молодёжи более чем в 25 раз превышает потребность в информации патриотического и экологического характера.
Современный кризис цивилизации есть результат акцентирования системы школьного образования на левополушарное (дискурсивно-логическое) мышления при резком снижении нагрузки на правое полушарие головного мозга. Это привело к ориентации населения, в том числе молодёжи, на бытовую компоненту организации свое жизни и к дисгармоничной работе желез внутренней секреции и всего организма.
Ответ на знаменитый вопрос академика Н.Н.Моисеева “Быть или не быть человечеству?” заключается в умении общества выдерживать два условия:
– следовать в своём развитии Законам Природы и Мира;
− эффективно, не нарушая законы Мира, использовать Высший потенциал развития общества. Это сделать очень трудно по трём причинам:
1) недостаток личностей, владеющих системным, целостным мышлением, имеющих высокие ценности и духовно-нравственную устремлённость;
2) отсутствие природосообразной модели будущего;
3) господство хрематического (ориентированного на материальное обогащение) сознания в обществе.
Для создания концепции эволюционно нового подхода к образованию были привлечены ключевые достижения современности в области естественных и гуманитарных наук и психолого-педагогических практик. Удалось разработать целостную научную концепцию ноосферного образования.
Суть ноосферного образования (от греч. разум) в том, что цели, задачи, средства, образования согласованы с Законами Мира и не нарушают биоритмы человека. Эта педагогическая система базируется на Теории генетического единства Мира.
Ноосферное образование экологично, так как улучшает жизнедеятельность учащихся и учителей, улучшает их здоровье. Оно нравственно, так как по сути, и по форме адекватно природе мозга, тела, Мира.
В ноосферном образовании раскрываются неисчерпаемые резервы человеческого разума, в отличие от 4% возможностей головного мозга человека, на которые сориентирован средний человек сегодня. Эти возможности раскрываются за счёт включения нераскрытых резервов головного мозга. Концепция ноосферного образования является стройной системой научно-теоретических взглядов на процесс воспитания и образования высоконравственной целостной современной личности, устремленной к эволюционному развитию.
Ноосферное образование является наукоёмкой биотехнологией, все элементы которой не нарушают биоритмов учеников, учителей. Она позволяет оздоравливать учащихся в ходе уроков без дополнительных затрат сил, времени, финансов. Все, кто занимается в данной биотехнологии, с удивлением замечают расширение возможностей каждого, раскрытие талантов и естественное, без лекарств оздоровление учащихся и учителей. Дети чувствуют себя радостно, энергично овладевают знаниями. Из врачебной практики известно, что если метод приводит в норму одну группу точек − это низкое подобие природе человека. Если в норму приходят все системы жизнеобеспечения − это высокое подобие метода природе человека. Ноосферная биотехнология входит в разряд высоких наукоёмких биотехнологий.
В ноосферном образовании всесторонне разработан и апробирован практический инструментарий. Одним из инструментов ноосферного образования являются биоадекватные учебники. Это яркие, художественно оформленные учебники, построенные по всем законам гармонии в пропорции Золотого сечения. Такой учебник учит мыслить, увлекает, захватывает душу и разум ребёнка, тренирует учащихся делать позитивный выбор мышления. Биоадекватные учебники сберегает здоровье учителя и ученика.
Другим инструментом педагога является методика преподавания, которая позволяет в 4 − 6 раз повысить эффект усвоения информации и мотивацию к учёбе.
Ноосферное образование нацелено на раскрытие высших творческих возможностей личности, укрепление резервов здоровья, повышение душевных и Духовных возможностей личности.
Ноосферное образование способно дать обществу здоровую, устойчивую личность с набором качеств, необходимых для построения общества с устойчивым развитием
По сути ноосферное образование призвано «распаковать», потенциал личности без дополнительных энергетических, технических и других социальных затрат.
Основное «горючее» для запуска процесса − это желание учителя и руководителей систем образования работать в этой педагогической системе. Ноосферное образование − это та концепция, технология и уже существующая в России и за рубежом педагогическая практика, которая при минимальных затратах даёт максимальный эффект. Участие в конкурсах приносит победы учителям и школьным коллективам, развивающим идеи ноосферного образования (см. рубрику «Золотые уроки ноосферной школы»). И я была неоднократно награждена грамотами и дипломами РАЕН (Российской Академией Естественных наук).Я работала и учителем, и замдиректора в инклюзивной школе для детей с нарушениями зрения. Результаты работы превзошли все наши ожидания. На уроках дети усваивают материал различными способами: нюхают, щупают,трогают, вкушают,рисуют,наносят на образон, пьют чай, релаксируют,но главное -УСВАИВАЮТ НА ОТЛИЧНО. И всем наравятся такие уроки! И взрослым, и детям.
Усилиями женщин-матерей, узнавших истинные возможности этой российской системы образования, происходит ежедневное расширение зоны её внедрения. Всем нам сегодня необходимо сознание цели и стратегии движения образования, ибо хотим мы того или нет, в школе закладывается мечта ребёнка, которую он реализует всю свою жизнь. Так пусть же эта мечта будет светлой и сильной на благо России!
БИОАДЕКВАТНАЯ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Виды работы
Базовые – активная и релаксационная – формы учебной деятельности вариативны и имеют несколько видов.
Активная форма работы включает:
1) дискуссию по проблематике изучаемых вопросов;
2) обмен личным опытом участников занятия о восприятии смыслового пространства изучаемых вопросов;
3) устный и письменный опрос по изучаемому материалу;
4) выступления с докладами, сообщениями;
5) деловые, ролевые игры и др.
К релаксационной форме работы относятся:
1) прослушивание и визуализация учебного текста;
2) прослушивание музыкальных композиций для позитивного психоэмоционального настроя;
3) создание виртуальных моделей изучаемой информации посредством включения в работу проектной функции головного мозга;
4) рисование образа-схемы – виртуальной модели изучае-мой информации;
5) создание комфортной зоны мышления участников об-разовательного процесса.
Отбор видов учебной деятельности в каждом конкретном случае зависит от специфики изучаемого материала, познавательных и индивидуально-типологических особенностей уча-щихся и др. При наличии общей биоадекватной основы все ви-ды педагогической работы способствуют групповой постановке мышления, развитию самостоятельной воспитательно-познавательной деятельности, роль которой в современном об-ществе едва ли не определяющая. Так от дидактики традицион-ной школы мы переходим к автодидактике (один из индивидуальных методов описан В.А.Куринским в его книге «Автодидактика»).
Этапы методики
В REAL – методике представление новой учебной инфор-мации осуществляется согласно естественному психофизиоло-гическому коду восприятия. В операциональной концепции ин-теллекта Ж.Пиаже он представлен единством четырех этапов восприятия информации: сенсорно-моторного, символьного, ло-гического и лингвистического.
Первый и обязательный этап – чувственный – осуществ-ляется посредством сенсорных каналов тела человека, которое функционирует как биологическая антенна. Органы чувств яв-ляются своеобразным «входом» в мозг, который принимает от них команды для осуществления последующих действий.
На втором – символьном – этапе восприятия информации происходит перекодировка чувственных сигналов в нейрофи-зиологические (электрические) импульсы, которые восприни-маются мозгом в виде образов-символов. В правом полушарии создается образно-чувственная модель сигнала со вкусом, цве-том, запахом, пространственными соотношениями. В левом по-лушарии формируется дискурсивно-логическая модель сигнала, в которой фиксируются размеры, соотношения частей, форма, вес, скорость. На этом этапе осуществляются операции кросс-корреляции мыслеобразов, то есть согласования имеющихся об-разов правого и левого полушарий, и человек неосознанно дела-ет выбор того вида модели, с которым ему легче общаться.
Третий – логический – этап включает в себя аналитические операции, где информация накладывается на образ и создаётся образно-вербальная информационная «свертка».
Четвертый этап – лингвистический – наступает в момент осознания и аккомодации первичной информации, которая вос-производится человеком в слове. По сути, на четвертом этапе происходит кодировка символа словом, которое становится «ключом». В дальнейшем этот «ключ» будет открывать смысл образа-символа и всю заключенную в образе информацию.
Классическая педагогика ограничивает у детей возможно-сти познания, учитывая лишь два последних этапа работы с ин-формацией, когда предметный материал объясняется, логически осмысливается, выучивается, повторяется и пересказывается. Два других – базовых – этапа восприятия в методическом обес-печении практически отсутствуют. Между тем, для эволюцион-ного продвижения по ступеням знания одной логики крайне не-достаточно. Открытие приходит только в подготовленный ум. REAL-методика подводит ребенка к этому открытию естествен-ным образом, начиная с первого этапа презентации (предостав ления) информации, где новый учебный материал вводится в релаксационной форме на основе первой сигнальной системы восприятия, личного опыта и выбора учащихся.
Вторым этапом методики становится восприятие инфор-мации, которое осуществляется через формирование символа, образа информации.
Третий этап переработки (осмысления) информации проходит в пассивной форме слушания и отвечает логической стадии работы с информацией. Представление в слове как четвертый этап методики направлен на работу с учеб-ным текстом (чтение, анализ, запоминание).
На этапе восприятия и переработки информации цикл фор-мирования речемыслительной деятельности оказывается практи-чески завершенным. Однако, поскольку каждый импульс нервной системы сопровождается двигательной реакцией организма, то для психофизиологической целостности цикла работы с учебной информацией необходимо включение моторики [1]. В ряду пси-хических рефлексов моторика часто оказывается сдерживаемой, и в таком случае вместо формирования учебного навыка учи-тель получает неадекватную поведенческую реакцию «сбрасы-вания» мышечного напряжения, когда ученик начинает отвле-каться, вертеться, заниматься посторонними делами.
В ходе реализации природосообразной методики подкреп-ляющие двигательные реакции могут быть предложены на лю-бом этапе урока и в любой невербальной форме от движения в динамической релаксации до рисования образа-схемы в тетради или на доске. Тело ученика оказывается включенным в процесс не только восприятия и переработки, но репрезентации учебной информации. Телесные зажимы снимаются через творческое воспроизводство учебного результата, и ребенок чувствует себя более уверенно и комфортно.
Цикл восприятия и усвоения информации завершается процессом ее архивирования (Н.В.Маслова) в памяти, который можно понимать как заключительный пятый этап. После акти-вации «чувства вибрации» через движения тела (в рисовании, пантомиме, театрализации и другой динамической работе) уче-ника достигается широкая активация вертикальных и горизонтальных связей коры больших полушарий и подкорковых структур головного мозга, включая мозжечок, корковые подкорковые центры управления движением. Информационная свертка оказывается связанной со всеми органами чувств и со всеми отде-лами коры головного мозга, что обеспечивает эффективное включение функции долговременной памяти.
Таким образом, REAL – методика имеет пять этапов:
1) презентации информации;
2) восприятия учебного материала;
3) логического осмысления и структурирования информа-ции;
4) представления в слове, то есть соотнесения этапов 1-3 с означающим словом (по сути дела, на этом этапе слово включает в себя результаты наработок всех предыдущих этапов и ста-новится означающей информационной сверткой);
5) архивирования (информационная свертка аккомодируется, то есть находит свое место в архиве памяти).
Становится очевидным, что восприятие без сочетания с действием имеет тенденцию к простой ассимиляции внешних условий организмом. Чувство, если оно истинно не прожито индивидуумом, имеет тенденцию быть простой проекцией организма во внешнюю среду.
Действие представляет собой процесс достижения согласования (или аккомодации) между восприятием организма и его чувствами. В учебном процессе чувство и действие в их инди-видуальных выборах осуществляются в процессе учебной ре-лаксации. Причём, если роль 1 этапа – презентации информации через образ – можно назвать определяющим дальнейший ход учёбы, то роль 2 этапа – создания мыслеобраза учебной релак-сации – можно считать решающей. Именно на этом этапе реша-ется индивидуальный выбор: что и как принять, архивировать и отправить в банк памяти. Это и есть решение вопроса: станет ли новая информация простой проекцией организма во внешнюю среду, будет ли это простой ассимиляцией или произойдёт со-гласование между восприятием и чувством человека; станет ли это активной частью сознания.
Воспитательный характер REAL-методики
REAL – методика имеет ряд воспитательных смыслов, глав-ные из которых непосредственно связаны с фазой релаксации. По-следняя предопределяет выбор положительных эмоций учителя уже в процессе подготовки к занятию. Во время презентации ин-формации и сам педагог, и дети работают в оптимальном психо-эмоциональном режиме, который нивелирует явные и скрытые конфликты личности, группы учащихся, включает центры удо-вольствия и таким образом воспитывает чувства и смыслы.
Притчи, метафоры, басни, ролевые игры, будучи содержа-тельными элементами биоадекватной методики, снимают остро-ту деструктивной информации, ее объектную направленность и усиливают трансформацию энергии конфликтов в энергию пози-тивного личностного роста. Учитель должен уметь видеть в ка-ждом ребенке возможность проявления его лучших сторон и управлять проявлением его высших потенциальных возможно-стей. Ноосферный педагог ориентируется на личность ученика в ее Высшем потенциале, воспитывая его личностное достоинст-во. В таком случае мы имеем основание говорить о личностной ориентированности методики.
REAL – методика является глубоко воспитательной благо-даря грамотной организации надличностного опыта ребенка [4]. На каждом биоадекватном уроке в его разуме «прокладывается дорожка» между архетипами (первообразами) и сознанием, ко-торая ведет к целостности личности. Ребенок благодаря связи с опытом предшествующих поколений через долговременную память обретает внутреннюю опору. В этом случае он оказыва-ется способным сам решать свои проблемы и строить отноше-ния с людьми в восходящем эволюционном потоке.
Каждый акт выбора сопровождается принятием ответст-венности за этот выбор. При этом воспитательная функция ме-тодики выявляется в работе сущностно: не формальное запоми-нание, а личный творческий поиск воспитывает трудолюбие, самоорганизованность, инициативность, потребность в свободе выбора. Умение свободного выбора, установка приоритета. Инициирует навык интеллектуальной работы и самоорганизующейся духовности. Это та ситуация, когда сама учёба есть воспита-ние трудом, душой, интеллектом, когда не требуется выделять дополнительное время на воспитательные мероприятия.
Отзывы учителей свидетельствуют о высокой эффективности воспитательной стороны методики. Например, в Бурятии и Казахстане, где проводятся ноосферные уроки, исчезли анти-социальные поступки детей. Педагоги-психологи (И.Э.Казанце-ва, Т.С.Озерова, Ж.М.Клышко, В.Д.Атажанова, Л.В.Мазурина, Т.С.Синявская, Л.П.Подгорная и др.) фиксируют существенное улучшение показателей стрессоустойчивости, дружелюбия, тер-пимости, оздоровление психоэмоциональной сферы учащихся. «Каждый ребенок имеет право хоть раз в жизни побывать на та-ком уроке!», – пишут ученики из Киева и тем самым выражают мотивационную готовность к самовоспитанию.
Здоровьесберегающий потенциал методики
Биоадекватная методика преподавания концентрирует внимание, включает память, волевые усилия по выполнению множества регламентированных урочных действий в соответст-вии с психофизиологическими возможностями учащегося.
Известно, что традиционные приемы обучения базируются преимущественно на кратковременной памяти при доминирую-щем участии левого полушария головного мозга (центры речи и слуха). При этом значительная часть подкорковых структур, связанная с лимбико-ретикулярным комплексом и эмоциями, не только исключается из процесса восприятия и переработки ин-формации, но и методически подавляется на каждом уроке. Обучение как целенаправленная деятельность начинается с III-го (программного) блока мозга, который реализует не познава-тельный рефлекс, а установку на запоминание учебного мате-риала. Это ведет к перенапряжению нервных центров, связан-ных с биологическими мотивациями, и образованию патологи ческих доминант в I (энергетическом) блоке мозга. Именно по-этому у детей и подростков быстро наступает утомление, сни-жается внимание, возникает сонливость, накапливается агрессия. Именно отсюда – тактика избегания неудач (плохая оценка, порицание), преобладающая на уроках, построенных по тради-ционной методике.
Преимущества биоадекватной методики очевидны. Благо-даря естественной стимуляции ретикулярной формации через все каналы восприятия обеспечивается бодрствующее, деятель-ное состояние коры обоих полушарий головного мозга. Ретикулярная формация активизирует энергетическое обеспечение об-разовательной деятельности через задний гипоталамус. А далее генетически последовательно, физиологично нейронные ан-самбли I, II, III структурно-функциональных блоков головного мозга включаются в процесс восприятия информации [2].
Кроме того, релаксация обеспечивает реализацию коммуникативной функции эмоций, которая почти на 90% происходит на неречевом (несемантическом) уровне. Эмоциональное напряжение выходит на вегетативные функции организма человека, проявляясь сдвигами кожно-гальванического рефлекса, частоты сердечных сокращений, кровяного давления и т.п. В результате моделирования в процессе релаксации эмоционально-позитивной среды происходит нормализация работы вегетативных функций организма и получение дополнительного энергетического импульса для усвоения новой учебной информации и приобретения навыков познания. Так как влияние эмоций на поведение подчи-нено принципу максимизации положительных эмоций и минимизации отрицательных, то данный подход соответствует природному закону нормального развития психических функций у ребенка.
Превентивной мерой в решении педагогической задачи здоровьесбережения выступает структурирование учебной ин-формации по базовому принципу золотых пропорций [7]. Боль-шая часть (65 %) учебного материала в биоадекватном преподава-нии является известной, данной из уже пройденного курса изучае-мой дисциплины или из других, общедоступных, источников. Доля незнакомой информации составляет 30 %. И только 5 % от об-щего учебного материала может содержать негативный смысл яв-но или в виде подтекста. Таким образом, и по энергетическим, и по информационным параметрам REAL-методика предстает уни-версальным естественным инструментом профилактики психо-соматических заболеваний.
Биоадекватность методики не исчерпывается профилакти-ческими функциями. Она не только сохраняет, но корректирует и развивает здоровье благодаря запуску механизма саморегуля-ции. Впервые его действие было научно обосновано Нобелевским лауреатом И.Р.Пригожиным в работе «Самоорганизация саморе-гуляции биологической системы», где одна из закономерностей современной термодинамики была распространена на биологиче-ские объекты. Эта закономерность состоит в следующем: при определенных условиях любая система, предоставленная самой себе, стремится к состоянию наименьшего возбуждения частей, составляющих эту систему; при этом растет степень упорядо-ченности и происходит самоорганизация. Примерно это же происходит во время релаксации. Альфа-тета-состояние головного мозга способствует гармонизации элементарного, биохимиче-ского и энергоинформационного гомеостаза, то есть самоупоря-дочиванию организма и психики человека на всех уровнях: фи-зиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и т.д.
Учебная релаксация построена на виртуальном представ-лении образа, который непосредственно не воздействует на сен-сорные каналы тела человека, но может быть им представлен и визуально, и тактильно, осязательно, то есть может охватывать все аспекты чувствования. Этот принцип получил название биологической обратной связи (БОС) [7]. Проектная функция мозга обеспечивает равновесное функциональное состояние (фаза пассивного открытия), в котором соединяются одновременно протекающий внешний процесс объяснения учителем учебной информации (внешнее воздействие сигнальных импульсов) и внутренний психологический процесс ассоциирования. Такой подход инициирует учащегося к включению в процесс саморе-гуляции, к контролю за ситуацией и своим состоянием с опорой на первосигнальные или второсигнальные регулирующие обра-зы.
При глубокой релаксации в деятельности мозга могут образовываться вспышки абсолютно упорядоченной активности всех центров мозга. Возникает уникальнейшее явление когеренции волновой активности всех центров мозга: передняя и задняя части мозга, правое и левое полушария, кора и подкорка начинают дей-ствовать абсолютно согласованно. Американский нейрофизиолог К.Уоллс, открывший явление когеренции, выделил его в от-дельное – четвертое – состояние сознания, первое из высших состояний сознания, доступных человеку и описанных во всех Священных книгах. Это состояние является эмерджентным по отношению к другим психофизическим состояниям, оно прин-ципиально отличается от них и вместе с тем интегрирует позна-вательные возможности последних. На короткие мгновения, да-же при первой релаксации, человек переживает такой опыт.
Ноосферный учитель, создавая на уроке состояние ком-форта, удовольствия, радости, единения с миром, методически грамотно включает природный механизм эмерджентного само-управления. В состоянии релаксации каждый погружен в себя, каждый ребенок сам моделирует образы, обеспечивающие ему состояния покоя и познания. Учебная информация воспринима-ется легко – через мечту. В активном состоянии ребенок легко воспроизведет весь материал: он и отдохнул, и поработал! Учебная релаксация – это самый приятный и самый здоро-вый этап образовательного процесса, ведь в этот момент дети «го-ворят на одном языке с природой»: «Мне удалось не только созер-цать великолепные пейзажи, я словно поднялась над всем обыден-ным и повседневным. После релаксации я поняла, что живу в ми-ре, в котором есть места, где можно мечтать и, открыв глаза, ока-заться совершенно свободным, отдохнувшим, полным сил челове-ком!»; «Совершенно неожиданными ноосферные уроки показа-лись нам в самом начале и необходимыми сейчас. Остается что-то, что никуда не уходит из памяти. Будто сказка закончилась, а волшебная палочка осталась у тебя в потайном кармашке. Чувство комфорта не покидает тебя до конца дня, а легкая улыбка не исчезает с твоего лица ни на минуту» (Анжеро-Судженск).
Эффективность REAL – методики
Релаксационно–активная методика синтезирует многие пе-дагогические подходы: традиционный метод, методы суггестопе-дии (Г.Лозанов), погружения (Ж.Питон, А.Паккар), релаксопе-дии (г. Пермь), ритмопедии (Кишиневский университет), аудио-визуальный (Франция), аудио-лингвальный (США) и др. Инте-гративность на уровне практики даёт возможность увидеть и сравнить результаты работы REAL-методики с другими инно-вационными и традиционными методиками.
REAL – методика прошла успешную лонгитюдную (пят-надцатилетнюю) апробацию в Российской Академии естествен-ных наук и 12-ти школах разных регионов России и ближнего зарубежья (Московская, Ленинградская, Калужская и Кемеров-ская области, Бурятия, Якутия, Казахстан, Украина). Опыт ра-боты показывает реальное сокращение времени на изучение предмета в 3 – 4 раза при сохранении и повышении качества обученности, снижение уровня ситуативной и личностной тре-вожности, агрессии в 2 – 3 раза.
В школе №953 г. Москвы приборными исследованиями у 150-ти детей и подростков зафиксирован рост учебной мотивации, в 90% случаев – до информационного и нравственного уровней [9].
В Агинской школе №3 110 детей, обучавшихся в биоадекватном режиме, к концу года улучшили показатели здоровья по 12-ти системам организма. В контрольной группе с такой же выборкой наблюдалось, напротив, снижение этих показателей (медицинское обследование, 2002).
В школе №2 г. Лобни с помощью биорезонансного метода диагностики доказано положительное влияние режима REAL–обучения на здоровье подростков 5-х и 6-х классов, в том числе выявлена такая его ценная корреляция, как снижение в организме солей тяжелых металлов. Мощный эффект оздоровления учащихся замечен и в других образовательных учреждениях уже в первый год внедрения методики даже при ее локальном использовании.
Биоадекватность восприятия и, соответственно, эффектив- ность REAL – методики оказывается выше у тех, кто в меньшей степени испытал влияние со стороны "левополушарного" со- циума. Методом образного мышления наиболее успешно овла- девают учащиеся младшего школьного возраста. Он им нравит- ся, поскольку это естественный для человека путь мышления.
Алгоритм создания учебного образа-схемы
Для объяснения новой учебной информации учитель вы-бирает опорный образ с обязательным фиксированием внимания на том, что он самый красивый, добрый, полезный, «волшеб-ный»; вкусный, музыкальный и т.п. в соответствии с лучшими проявлениями определенных качеств. К выбору образа предъяв-ляется несколько обязательных требований:
– образ должен быть известен учащемуся;
– образ должен вызывать положительные эмоции;
– образ должен позволять использовать воображение.
В качестве опорного учебного образа учитель может использовать:
1) природные образы
растений – цветка, дерева, плодов, ягод, фруктов и т.д.,
насекомых – жучка, пчелки, муравья и т.д.,
животных – зайчика, котенка, мышки, и т.д.;
2) социокультурные образы
архитектурных сооружений – зданий, лестниц, фонтанов и т.д.;
коллективных сообществ – оркестра, стаи пингвинов и т.д.;
3) географические образы
природных объектов – гор, рек, морей и т.д.;
природных явлений – ветра, дождя, снегопада и т.д.;
4) фантастические, мифологические или сказочные образы. В этом случае образы могут быть неизвестны учащимся, и учитель обязан вначале рассказать связанную с ними историю, миф или просто дать общее описание. При этом учителю обязательно нужно получить от учащихся обратную связь – выяснить, всем ли этот образ приятен и понятен. Если обратная связь не подтверждает этого, от использования образа следует отказаться.
Образы могут быть:
простыми статичными (цветок на лугу);
сложными статичными (ветка мандарина с цветами и плодами);
простыми динамичными (цветок одуванчика, пух которого разносится ветром);
сложными динамичными (течение реки, музыка оркестра).
Главный критерий выбора образа – это возможность проведения простых или сложных аналогий, которые можно вы-явить логически. Второй момент: образ должен представлять 60% известной информации для соблюдения золотой пропорции познания.
1. Выбор образа начинается с определения темы занятия, цели, проблемы и объема той информации, которую учитель предполагает презентовать в качестве нового материала. Учитель находит основу аналогии образа с содержанием или структурой учебной информации.
Аналогия может быть неочевидна, тогда учитель должен будет предъявить эту связь учащимся в процессе презентации информации.
2. Учитель определяет:
количество структурных блоков учебной информации;
иерархию их соподчиненности: равнозначность блоков, созависимость блоков, совмещенность равнозначных блоков, совмещенность созависимых блоков;
качественное наполнение содержанием каждого информационного блока.
Если изучение темы разбито на несколько этапов, то учитель может на каждом уроке возвращаться к образу, который был презентован на первом занятии по этой теме, и продолжать заполнение этого образа на других занятиях необходимой новой учебной информацией. В этом случае обязательно требуется занятие или этап занятия, на котором вся учебная информация по теме будет собрана на один образон.
Алгоритм создания релаксационного текста
Текст для презентации новой учебной информации в режиме релаксации должен содержать несколько обязательных шагов.
1. Словесно предложить учащимся расслабиться, принять удобную позу, погрузиться в комфортное состояние.
2. Предложить мысленно представить (вспомнить) место, где каждому хотелось бы сейчас находиться, пофантазировать о нем с включением в это виртуальное путешествие ощущений от всех телесных каналов восприятия информации.
3. Попросить учащихся представить опорный учебный образ (слово-образ) без описания его качественных характери-стик, но с постоянным фиксированием внимания на его красоте, доброте, полезности и т. д., то есть тех составляющих, которые позволяют моделировать этот образ в системе золотых пропор-ций. Далее предложить самостоятельно моделировать все качественные характеристики: цвет, форму, вкус, запах, звук.
4. Предложить учащимся расположить информацию на опорном образе и зафиксировать на ней внимание, подключая чувственные каналы, чтобы смоделировать все качественные характеристики: цвет, форму, вкус, запах, звук образа.
5. Если учебная информация содержит несколько блоков, то для каждого блока повторяется п.
6. После структурированной подачи новой учебной информации опорный образ обязательно следует обобщить для активизации процесса повторения всей совокупности информационных блоков (укрупненная формула опорного образа-схемы).
7. Попросить учащихся послать благодарность всем увиденным в проектной работе учебным образам.
8. Предложить мысленно вернуться в состояние комфорта, инициированного в п. 2.
9. Предложить послать благодарность всем увиденным образам состояния комфорта и, таким образом, завершить мысленную работу воображения.
После окончания презентации информации в релаксационном состоянии нужно обязательно инициировать физическую активность учащихся для эффективного продолжения работы на последующих этапах.
Разработка урока географии в 7 классе
Тема: Мир воды и ее свойства
Образовательные задачи:
1) познакомить с гипотезами происхождения воды на Земле;
2) формировать знания о гидросфере, её непрерывности, свойствах и составе;
3) ввести понятие «Мировой круговорот воды».
Воспитательные задачи:
1) развивать умение анализировать;
2) воспитывать навыки общения, умение правильно вести диалог.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Проверка домашнего задания.
Анализ результатов контрольной работы.
2. Актуализация знаний.
- О каком веществе писал Антуан Экзюпери?
«У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты са-мое большое богатство на свете, но и самое прихотливое…». Определите тему урока. Дайте ей своё название. Докажите, что вода – уникальное явление в природе, подтвердив слова В.И.Вернадского: «Вода стоит особняком в истории нашей планеты. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход основных, самых грандиозных, геологических процессов». Предложите ваши гипотезы происхождения гидросферы (дополнить информацией из учебника).
II. Введение новых знаний. Работа с образом.
1. Создание поисково-исследовательской ситуации. Опре-деление свойств воды.
Проведём мысленные опыты. Представьте, что вы поста-вили в блюдце воду на батарею. Что происходит с водой? (Ис-парилась – превратилась в пар). Представьте, что вы поставили воду в холодильную камеру. Что происходит с водой? (Замёрз-ла – превратилась в твёрдый лёд). Представьте, что вы кусок этого льда бросили в воду? Что происходит? (Лёд не тонет, он легче воды).
Сделайте вывод. (Вода может находиться в трёх состояни-ях – твёрдом, жидком и газообразном. Причём, твёрдая вода легче жидкой). Докажите, что вода – растворитель веществ? (Сахар в во-де).
Послушайте стихотворение, определите основную мысль автора и подумайте, какие процессы он описывает? (показать на карте перечисляемые объекты).
Поднявшись в знойной духоте у Мексиканского залива,
Пары стремились к высоте, скрывая небо белой гривой.
И ветер, щелкая бичом, повел курчавые отары,
И лаем подгонял их гром, и молний сыпались удары.
Проплыл под ними океан, Европы берега резные, Пройдя границы многих стран, они попали к нам, в Россию.
Их русский холод остудил, зима схватила их с разбега,
И знойный мексиканский пыл на землю выпал русским снегом…
И. Ландо
(Автором показан круговорот воды в природе, который соединяет в гидросфере 3 состояния: жидкое превращая в пар, парообразное в твёрдое - снег).
Какие силы приводят в движение круговорот воды в природе? Круговорот воды в природе связывает все части гидро-сферы в единую оболочку. Это очень важный процесс.
2. Релаксация (фаза отдыха).
1) Формирование учебного мыслеобраза.
Займите удобное положение, почувствуйте свой ритм дыхания.
Ощутите, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте, как приятная волна расслабления охватывает вашу шею, плечи, руки, тело, ноги. Поселите спокойствие и равновесие в вашем теле.
Представьте своё любимое место отдыха. Что вас там окружает? Какие предметы или объекты природы? Какие формы, цвета, звуки, запахи, движения наполняют пространство? Посмотрите на себя, как вы там выглядите? Какое у вас настроение? Дополните это место всем тем, чего бы вам очень хотелось, чтобы вам было комфортно, гармонично в этом месте. Вдохните энергию любви вашего места покоя, пошлите ответную любовь. Почувствуйте себя отдохнувшим. Поблагодарите это место за то, что оно у вас есть и что вы всегда сможете побывать там, когда потребуется отдых. Найдите тропинку, отправляйтесь по ней к чудесному источнику. Посмотрите, как вода сверкает в лучах солнца, послушайте её плеск в окружающей тишине. Подойдите к источнику, позвольте воде омыть вас. Вообразите, что она способна протекать сквозь каждую клеточку, освобождая вас от разочарований, огорчений, обид, которые неизбежно накапливается день за днём. Ощутите, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия – вашей энергией.
Поблагодарите источник, и пусть он станет символом гидросферы. Вообразите, что вы берёте в руки три капельки воды, сверкающие радугой в лучах Солнца.
Рассмотрите первую капельку: её цвет, размер. Какова она на ощупь? Почувствуйте вкус. В ней для вас информация: «Гидросфера – вся вода Земли в жидком, твёрдом и газообразном состоянии».
Рассмотрите вторую капельку, она вам расскажет о составе гидросферы.
«Состав гидросферы: воды Мирового океана - 96%, ледники – 1,8%, подземные воды – 1,7%, воды суши: рек, озёр, болот – 0,04%».
Третья капля воды (рассмотрите её) расскажет вам о своих чудесных свойствах.
Свойства воды:
1. Вода может принимать З состояния: жидкое, твёрдое и газообразное.
2. Вода – растворитель веществ.
3. Вода имеет способность самоочищаться.
4. Вода аккумулирует солнечное тепло.
5. Вода сдержит в себе информацию.
2) Чёткое повторение учителем выделенной информации.
3) Выход из релаксации.
III. Закрепление (фаза активности).
1) Проверка усвоения нового материала. Повторение (обсуждение) информации.
Дайте описание образа, послужившего у вас символом те-мы урока.
- Как виделась информация? О чём вам рассказали капли воды?
- Что называется гидросферой? Каков её состав?
- Назовите свойства воды.
2) а) Воссоздание образа-символа (мыслеобраза) на бумаге, индивидуальная работа.
б) Нанесение на образ-символ учебного материала.
3) Сравнение воссозданного образа с рисунком в учебнике или с приготовленным учителем. - Какое значение для жизни на Земле имеет гидросфера?
Вода – подлинное чудо природы, самое необыкновенное вещество на Земле. У воды очень много тайн. Одна из них – её информационная основа – великое хранилище информации обо всей Вселенной. Древние поклонялись воде и считали, что вблизи неё допускать нельзя даже плохие мысли. Учёные подтверждают факт сохранения водой информации (исследования японского учёного Масары Эмото). (Показать фотографии структуры воды).
5) Загадки. В каких состояниях вода на слайде? (Можно показать открытки с видами облаков, снежинками и др.)
6) Итог. - Почему А. Экзюпери сказал, что вода самое большое богатство на свете, но и самое прихотливое…? Почему в наше время стоит проблема дефицита (нехватки) пресной воды? В экологическом манифесте сказано: «вода – кровь Земли, должна течь хрустальными струями… В наших интересах сохранить её чистоту».
IY. Домашнее задание. Обязательное:
Повторить параграф по теме урока.
Нарисовать свой образ, символизирующий гидросферу. Наполнить его информацией, цветом.
Используя свои записи, подготовиться к диспуту на тему: «Вода – это только бесцветная жидкость?».
Подумать над проектом очищения гидросферы в городе (стране, на планете) от различного рода загрязнений.
Законы развития и ноосферное образование
Ноосферное образование как система разработана в пол-ной конгруентности Законам Мира, общества, познания и по-стижения и предоставляет равные «стартовые возможности» це-лостного, генетически детерминированного развития личности.
1. Семинары и программы ноосферного образования предлагают новые цели, методы педагогической работы в соот-ветствии с принципами эволюционно-циклической инициации, а также законами первого периода – предшествования познанию (новое время требует новой модели образования).
2. Ориентация всех видов и форм познавательной деятельности учащихся на их материальное, сенсорно-моторное восприятие, возможности и потребности отвечает Общим законам элементов познания.
3. Организация свободного эмоционального «прожива-ния» и выражения изучаемого материала в вопросах типа «Что ты чувствуешь?», «Покажи свои чувства в цвете, танце, песне и т.д.» соотносится с законами энергий элементов познания.
4. Соблюдение законов третьего периода – энергоинформационного – утверждается структурированным, блочным (модульным) изложением учебного материала.
5. Законы самоорганизации информации лучше воспринимаются и работают, если учитель предлагает создать образон,
то есть разместить новую информацию на образе (рисунке).
6. Уже на пятом этапе урока учащиеся обнаруживают множество идей, вариантов рисунков, свидетельствующих об эволюционировании новой учебной информации. Они предлагают идеи из смежных отраслей знания, из практики, из своего опыта. Учителю остается только позволить учащимся вопло-тить свои идеи (организовать коллективное обсуждение или выставку проектных работ), что соответствует законам эволюционной изменчивости познания и постижения.
7. Иерархия знаний учащихся по учебному предмету складывается в структуру урока, так как каждый новый образон по законам работы мозга вступает в иерархические связи с другими образонами, отражая действие одноименного закона (иерархичности) познания.
8. Достижение законов уровня Высшего потенциала имеет два аспекта. С одной стороны, учитель в ноосферном образовании всегда работает в состоянии своего Высшего потенциала, так же как и ученик. Кроме того, последний со временем овладевает проектной функцией мозга, то есть научается подходить к учебным и жизненным ситуациям с позиции Высшего потенциала.