Педагогическое сопровождение процесса индивидуализации образования путем включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность на примере кружковой (клубной) деятельности


Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Волгоградская санаторная школа- интернат «Надежда»
Педагогическое сопровождение процесса индивидуализации образования путем включения обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность на примере кружковой (клубной) деятельности
Автор - составитель
учитель физики
МОУ лицея №2
Куценко Н.И.
Высшей категории
Волгоград 2016ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Условия жизни в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние обучающиеся получили целостное компетентностное образование. Становление и развитие компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном пространстве на основе личностно-деятельностного подхода, когда обучающиеся выступает как субъект деятельности, субъект развития, субъект исследования. «Индивидуализация в образовательном процессе – это построение индивидуальных образовательных программ. Индивидуальная образовательная программа не может опираться только на субъектность. Каждое образовательное учреждение должно переходить на индивидуальную образовательную программу, которая должна включать помимо учебной деятельности, субъективность каждого ученика»
Приобретение компетенций базируется на опыте исследовательской деятельности, что реализуется посредством кружковой или клубной деятельности, созданием творческой среды развития, «взрослый становится для ребенка организатором такого образовательного пространства и сопровождающим в принятии решения».
Обучающимся, вовлечённым в эти занятия, предлагают выполнить естественнонаучную исследовательскую деятельность посредством оценки, экспертизы, экспериментов, анализа информационных источников, интерпретации полученных результатов.
Новизна состоит в том, что она включает многоступенчатую, многообразную деятельность, которая может быть реализована последовательно, одна за другой, или независимо друг от друга. Кружковая или клубная деятельность первой ступени ориентирована на обучающихся, не имеющих опыта учебно-исследовательской работы (обучающиеся 7 классов). В процессе обучения они приобретают теоретические знания явлений, физических закономерностей и процессов, у них формируются исследовательские умения и навыки, навыки публичных представлений результатов своего учебного исследования. Освоившие эту деятельность обучающиеся получают законченное представление о методике проведения физического исследования, правилах его оформления и публичного выступления. Деятельность обучающихся следующей ступени предназначена для детей, получивших ранее опыт физического исследования в рамках начальной исследовательской деятельности в клубах, кружках МОУ ДЮЦ г. Волгограда или иным образом (в секциях городского научного общества учащихся, профильных лагерях, посредством самообразования, индивидуальных консультаций и т.п.). Содержание этой ступени предусматривает организацию среди детей практической исследовательской деятельности по широкому кругу проблем естественнонаучной направленности.
Использование программ внеурочной деятельности позволяет организовать учебно-познавательную и исследовательскую деятельность среди обучающихся с учётом их реального уровня подготовленности, обеспечивает возможность создания максимально благоприятных условий для развития каждого обучающегося.
Программа занятий может состоять из пяти или более исследовательских задач, построенных на материалах биологии, физики и химии, методических рекомендаций для учителей, заданий для обучающиеся , необходимых для выполнения исследовательской деятельности, списка рекомендуемой литературы для учителей и для обучающиеся .
В программу кружковой или клубной деятельности включены критерии успешности, результативность, тематическое планирование.
В процессе подготовки и выполнения занятий возможна (желательна) тесная кооперация учителей предметников.
Педагогическая целесообразность программы. Программа кружковой или клубной деятельности разработана с учетом современных образовательных технологий, что нашло свое отражение
в принципах обучения: индивидуализация и дифференциация при выборе и разработке темы научных исследований, проектов и творческих работ; доступность изложения материала, рассчитанного на возраст 12-16 лет; результативность;
формах и методах обучения: коллективные занятия, индивидуальные консультации, участие в тематических мероприятиях;
методах контроля и управления образовательным процессом: конференции, диспуты, физические турниры, презентации, интеллектуальные игры, проекты;
средствах обучения: Интернет-ресурсы на базе ОУ, средства библиотечного фонда г. Волгограда, лабораторное оборудование МОУ.
 Программа направлена на:
создание условий для раскрытия индивидуальности каждого ребенка;
пробуждение в ребенке потребности к творчеству, развитие поисковых способностей и умения работать в коллективе;
воспитание положительных нравственных качеств личности, становление основ мировоззрения.
Цель — развитие компетентности обучающиеся, посредством освоения методологии исследовательской деятельности.
Задачи:
Помочь обучающимся овладеть процедурой физического исследования;Познакомить с возможными подходами к сбору и обработке фактического материала;
Развить у обучающимся способность аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
Научить правилам оформления исследовательской работы;
Научить компетентно подготовить представление своей исследовательской работы;
Сформировать навыки устного публичного выступления;
Развить интеллектуальную инициативность обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы кружковой или клубной деятельности является ее практическая направленность, которая и предопределила значимость индивидуальных занятий. Учебное исследование, предполагающее сбор и анализ физического материала, по своей природе является уникальным, так как в его процессе изучаются разнообразные физические явления, закономерности, процессы, требующие индивидуального рассмотрения и адресной, консультационной поддержки юного исследователя. Предлагаемая программа, ориентированная на развитие физического научного сознания подростка, нуждается в тьюторском сопровождении и предполагает выстраивание индивидуальных образовательных маршрутов с первой ступени обучения.
Большое внимание уделяется в программе обучению оформлять полученную информацию в виде тезисов, сообщений, а также подготовке публичной презентации работы, так как предусматривается публичное представление результатов исследовательского поиска на конкурсах, фестивалях школьного, городского, регионального и всероссийского уровней, публикация тезисов в специальных сборниках работ обучающихся. Публичное выступление с исследовательскими проектами, публикации помогают осознать обучающимся значимость научного труда в обществе.
Программа предусматривает различные формы работы: лекции, беседы, дидактические игры, выполнение практических экспериментальных и творческих заданий (групповых и индивидуальных). Последним отводится ведущая роль.
Сроки реализации программы. На протяжении двух лет обучения предусматривается 2-часовое занятие два раза в неделю (144 часа в год) для кружковой работы или более сокращённая программа для клубной деятельности (из расчёта 2 часа в семестр)
Наполняемость группы, занимающейся по программе кружковой или клубной деятельности: 12 - 15 человек, и по индивидуальной образовательной программе: 1-2 человека.
Содержание программы определялось следующими
требованиями и ограничениями:
входящие в нее исследовательские задачи должны допускать различный уровень выполнения, иметь ясную и интересную постановку, которая сама мотивировала бы ребят к исследованию, а учитель лишь осуществлял сопровождение процесса индивидуального участия каждого в том ином направлении работы ;
задачи не должны требовать дорогостоящего и сложного оборудования, желательно, чтобы оно входило в обычные лабораторные комплекты естественнонаучных кабинетов;
последовательность задач должна подчиняться определенной логике, учитывающей содержание программ систематических естественнонаучных курсов и математики;
занятия по выполнении исследовательских задач должны обязательно включать такие формы коммуникативной деятельности, как работа в группе, участие в дискуссии, презентация полученных результатов.
В основных чертах деятельность обучающихся может быть представлены следующей схемой организации учебно-исследовательской деятельности:
Инд 1 Инд 2
Инд 1 Интерпретация результатов Инд 2
Демонстрация свойства, явления
Информационно-инструктивный блок
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Работа в группах или индивидуальная деятельность
Презентация (подведение итогов работы)
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Инд 1 Инд 2
Инд 1 Интерпретация результатов Инд 2
Демонстрация свойства, явления
Информационно-инструктивный блок
Группа 1
Группа 2
Группа 3
Работа в группах или индивидуальная деятельность
Презентация (подведение итогов работы)
Группа 1
Группа 2
Группа 3

В тоже время организационная структура занятий может быть другой. Над некоторыми элементами содержания программы обучающиеся могут работать индивидуально или в парах, а презентация (конференция) может быть заменена отчетом группы, отдельного обучающегося непосредственно перед педагогом.
Практические задания могут иметь несколько вариантов исполнения. Наиболее сложные задания должны сопровождаться консультациями с учителями или экспертами.
Предлагаемые учебно-исследовательские задачи
Задача 1: Оценить основные физические свойства пищевых продуктов.
Время: 8 часов.
Интегрируемые темы: масса (объемная масса), плотность (относительная плотность), температура, давление (физика), основные свойства живой материи, ботанические виды овощей и плодов, съедобные грибы (биология); жиры, углеводы, крахмал (химия).
Исследуемые объекты: кондитерские изделия, молочные продукты, овощи, фрукты, жиры, сыпучие продукты: рис, соль, сахар; вода..
Оборудование: мерный стакан (мензурка), весы, линейка, термометр. Инструктаж по правилам безопасного поведения при проведении
исследовательской работы.
Задание группам:
1. Изучение формы и размеров пищевых продуктов.
2. Измерение массы единицы продукции.
3. Определение плотности (для твердых продуктов)
ρ = m / V
Определение относительной плотности для жидких продуктов (деление
Массы продукта при 20°С на массу равного объема дистиллированной воды при той же температуре).
4. Оценивание жиров (растительного и животного происхождение)
5. Определение объемной массы (для сыпучих продуктов).
6. Исследование влияния температуры на плотность продуктов питания.
Интерпретация полученных результатов.
На этом этапе обучающиеся сопоставляют результаты с результатами других групп, делают выводы, обосновывают полученные данные, делают устные и письменные сообщения, составляют экспертное заключение.
Учитель замечает, что механизмы оценивания физических свойств пищевых продуктов не достаточно развиты и предлагает продолжить (в будущем) исследовательскую деятельность в этом направлении.
Презентация результатов.
Задача 2: Исследовать структурно-механические свойства пищевых продуктов.
Время: 6 часов.
(Струкгурно-механичесюге свойства характеризуют сопротивляемость пищевых продуктов воздействию механической энергии).
Интерпретация полученных результатов.
Экспертное заключение.
Компьютерная презентация.
Задача 4: Исследовать тепло- и электрофизические свойства пищевых
продуктов.
Время: 7 часов.
(Тепло- и электрофизическое свойства пищевых продуктов выявляются при действии на них тепловой и электрической энергии, а также инфракрасного излучения и характеризуются теплоемкостью, теплопроводностью, а также температурами плавления, затвердевания и замерзания).
Интегрируемые темы: удельная теплоемкость, теплопроводность, температура плавления (затвердевания), электропроводность (физика); ферментативные процессы, микрофлора (биология); жиры.
низкомолекулярные и высоко молекулярные жирные кислоты (химия).
Исследуемые объекты: вода, картофель, рис, морковь, жиры. Оборудование: весы, термометр, источник тока, амперметр, вольтметр, провода, ключ, спиртовка, мензурка (мерный стакан).
Инструктаж по правилам безопасности поведения при выполнении исследовательской работы.
Задание группам:
1. Определение удельной теплоемкости пищевых продуктов.
2. Исследование теплопроводности предложенных пищевых продуктов.
З. Измерение температуры плавления жиров.
4. Изучение электропроводности риса.
5. Составить таблицу теплопроводности и теплоемкости данных пищевых продуктов.
Интерпретация полученных результатов.
Презентация результатов.
В отчете групп определить значение теплофизических характеристик необходимых для обеспечения качества при перевозке и хранении предложенных продуктов.
Задача 5: Оценить сорбционные свойства пищевых продуктов.
Время: 7 часов.
(Сорбционные свойства пищевых продуктов проявляются в способности поглощать пары и газы из окружающей среды).
Интегрируемые темы: конденсация, влажность воздуха (относительная влажность воздуха), гигроскопичность, капиллярные явления (физика); метаболизм ассимиляция, диссимиляция., свойства белка (биология); карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, крахмал (химия).
Исследуемые объекты: весы, апельсин, сухое молоко, кофе, чай, сахар, ванилин, соль, вода.
Оборудование: весы, мензурка (мерный стакан), термометр.
Инструктаж по правилам безопасности поведения при выполнении исследовательской работы.
Задание группам:
1. Исследование сорбции пищевых продуктов.
2. Исследование десорбции пищевых продуктов.
3. Оценка гигроскопкчнссти предложенных продуктов.
4. Определение относительной влажности воздуха.
Обучающимся предлагается составить условия хранения, при которых изменения качества пищевой ценности я потери пищевых продуктов будут минимальными.
Интерпретация полученных результатов.
Подготовка сообщений для конференции.
Конференция /Демонстрация достижений/.
Критерии успешности:
1. Заинтересованность обучающихся темой работы.
2. Увлеченность исследовательской деятельностью.
З. Степень сформированности практических навыков.
4. Умение описывать свойств физических веществ.
5. Умение оценивать изучаемое свойство.
6. Умение анализировать информационные источники, находить главное, ключевое.
7. Умение проводить необходимые измерения, определять искомые вели чины.
8. Умение систематизировать полученные результаты, делать выводы, заключения.
9. Умение сотрудничать с товарищами, работать в исследовательской группе.
Результативность.
Результативность занятий отслеживается по данным критериям на основе наблюдений за обучающимися, по уровню и качеству выполненных работ, при интерпретации полученных результатов, при экспертизе предложенных пищевых продуктов, а также при демонстрации достижений на конференциях и компьютерной презентации.
Тематическое планирование
/ данных учебно-исследовательских задач/

п/п Форма провидения Организоцио методический болк Эксперементально-исследовательский болк Интерпритация результатов Презентация результатов Итого
Тема Теоретическое
изучение
материалов Консультации
По Т.Б.
методике
проведения Эксперимента
льная
работа 1. Основные физические
свойства пищевых
продуктов 1,5 1,5 1 2 1 1 8
2. Структурно
механические свойства
пищевых продуктов 0,5 1 0,5 2 1 1 7
3. Оптические свойства
пищевых продуктов 0,5 1 0,5 2 1 1 7
4. Тепло- и
электрофизические
свойства пищевых
продуктов 1,5 1 0,5 2 1 1 6
5. Сорбционные
свойства пищевых
продуктов 1,5 1 0,5 2 1 1 6
Литература для учителя.
1. Ковалева Т.М «Индивидуализация образования»,
2. Погона В.А. Требования к программам. 2004г.
3. Елизарова Л.Г. Свойства пищевых продуктов. 2004г.
4. Глик Б. Пастернак Дж. Молекурная биотехнология: принципы и применения. М.: Мир. 2002г.
5. Мамонтов СТ., Захарсв В.Б. Общая биология. 5-е изд. М.: Высшая школа. 2004г.
6. Волькенштейн М.В. Физика и биология. — М.: Наука, 1980г.
Литература для обучающихся
Популярная механика.www.popmech.ruИльченко В. Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 2003.
Кац Ц.Б. Физика и живая природа. – Физика в школе, 2010.
Куценко Н. И. Исследовательские задачи по физике. – Учитель, 2011.
Волькенштейн М.В. Физика и биология. М.: Наука. 1980г.
Перышкин А.В. Физика 8 кл. М.: Дрофа. 2013г
Перышкин А.В. Физика 7 кл. М.: дрофа. 2013г