Конспект урока по естествознанию в 5 классе по теме Живая планета.
Класс: 5
Урок № 25
Тема: Живая планета.
Цели: Формирование понятия «живая планета». Ознакомление с основными царствами живой природы, и с организмами, имеющими признаки и растений, и животных. Изучение нового материала, путем повторения, освоенного ранее материала по темам «Атмосфера», «Гидросфера». Проведение взаимосвязи с предметом биология.
Повышение уровня общего развития. Совершенствование движений и сенсоматорного развития (мелкая моторика кистей рук, артикуляционная моторика, коррекция внимания. Развитие связной речи.
Воспитание дисциплинированности и самостоятельности.
Тип урока: Изучение нового материала (урок - путешествие)
Методы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, самостоятельная работа.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, раздаточный материал
Новые понятия: флора, фауна, автотрофы, гетеротрофы, биосфера, эвглена зеленая, росянка, мухоловка.Ход урока:
ППН
Актуализация знаний:
Фронтально:
Какие бывают тела?
Каким телом является Земля?
Какое место занимает Земля среди планет Солнечной системы?
Как вы думаете, есть ли на Земле жизнь?
Почему ее нет на Марсе и Венере?
Чем отличаются живые организмы от неживых тел природы?
Объяснение нового материала:
Станция «Оболочки Земли»
Назовите 4 оболочки Земли.
Как называется живая оболочка Земли?
Биосфера включает всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы (тропосферы). А что происходит в тропосфере? (вся наземная жизнь образуются облака, выпадают осадки и дует ветер). Заполнить схему:
Человек и животные ПоставщикиРастения
Растения О2Потребители СО2Человек и животные
Самые распространенные газы: О2 СО2 N2
Назовите основные компоненты гидросферы: составить кластер, названия океанов
Игра «Самый, самый»
Самый большой океан …
Самый распространенный газ на Земле…
Самая длинная река в мире…
Самый холодный океан…
Самое глубокое озеро …
Самый соленый океан…
Самый длинный океан…
Самое начало реки…
Варианты ответов: 1. азот, 2. Северный Ледовитый, 3. Байкал, 4. Индийский, 5. Нил, 6. Атлантический, 7. исток, 8. Тихий
Видеоролик: значение атмосферы.
Станция «Курортная»
Физминутка «Рыбка»
Рыбка плавает в водице соединяем ладони, делаем плавные, затем быстрые движения
Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка-озорница, грозим указательным пальцем
Мы хотим тебя поймать. ловим ладошками
Рыбка спинку изогнула, ладони соединяем, согнутые большие пальцы вверх
Крошку хлебную взяла. разъединяем и соединяем средние пальцы
Рыбка хвостиком махнула, соединяем ладони, делаем плавные, затем быстрые движения
Рыбка быстро уплыла. Молодцы, а сейчас подготовим наш язычок:
Язычок знаком, вам, дети широко улыбаемся
Мы его улыбкой встретим. В прятки поиграть он рад язык двигается вперед-назад
Отступает шаг назад. Поиграл с тобой он в прятки щелкаем языком
И помчался на лошадке. Говорит он «До свиданья», Поднимаем язык вверх-вниз
Тебе машет на прощанье. Станция «Царства живой природы»
Как вы думаете сколько на Земле существует царств?
Сказка: В некотором царстве в некотором государстве жили – были 5 царств…
Царство Вирусы
Царство Бактерии
Царство Грибы рассмотреть представителей и
Царство Растений
Царство Животных
Выполнить 1 флеш – задания: «Кто из какого царства»
Станция «Флора и фауна»
Флора – это все растения, населяющие Землю
Фауна – это все животные, населяющие Землю
Автотрофы и гетеротрофы – определения в тетрадь
А как мы можем определить, кто из живых существ относится к растениям, а кто к животным, они все живые?
Существуют такие организмы, которые имеют признаки и растений и животных.
Например, эвглена зеленая и росянка.
У всех живых организмов есть общие свойства: дыхание, питание, рост, воспроизведение потомства,
смерть.
Закрепление нового материала
Терминологический диктант:
Живая оболочка Земли…
Количество царств живой природы…
Живые организмы, которые питаются готовыми органическими веществами…
Живые организмы, которые преобразуют за счет энергии солнца, неорганическое вещество в органическое…
Все растения, населяющие Землю – это …
Все животные, населяющие Землю …
Назовите один из общих признаков живых организмов…
Постановка домашнего задания
§ 43 читать – пересказывать, подготовить 3 загадки и 3 ребуса на тему «Животные»
Подведение итогов урока, рефлексия (использование мяча, учащиеся передают мяч друг другу, проговаривая пожелания и приятные слова).