МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в суворовских военных училищах».
Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Казанское суворовское военное училище
Министерство обороны Российской Федерации»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в суворовских военных училищах».
Выполнил:
старший воспитатель – командир 2 роты
Аширов Алексей Петрович
Обсуждено на заседании
педагогического совещания
протокол № ___
от «___» ________20__ г
Казань – 2016 г.
Оглавление
Стр.
Введение.
3
1.
Понятия гражданственность, патриотизм. Соотношение понятий: гражданственность и патриотизм.
5
1.1.
Гражданственность
6
1.2.
Патриотизм
11
1.3.
Соотношение понятий: гражданственность и патриотизм.
15
2.
Воспитание гражданственности и патриотизма у воспитанников суворовских военных училищ.
19
2.1.
Содержание патриотического воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.
19
2.2.
Система патриотического воспитания военнослужащих.
20
2.3.
Государственно-патриотическое воспитание в условиях суворовских училищ и кадетских корпусов.
21
3.
Основные направления, формы и методы гражданско-патриотического воспитания суворовцев, применяемые в Казанском суворовском военном училище.
26
Заключение
33
Список использованной литературы
35
Введение.
Проблема воспитания патриота является одной из ключевых в деле воспитания гражданина сохранения Российского государства. События последних лет явились серьезным уроком для общества. Полный разрыв с прошлым, отказ от опыта предшествующих поколений, очернение собственной истории превратило значительную часть молодежи в «Иванов, не помнящих родства ». Лишая себя истории, мы лишаем себя исторической подпитки, энергии предшествующих поколений.
Стала все более заметна утрата нашим обществом духовно-нравственного потенциала, традиционного российского патриотического сознания. Это тем более тревожно, что продолжается неослабевающее, негативное по своей сущности воздействие на население прозападных, главным образом, американских «ценностей», формирующих, по сути, личность маргинала, лишенного Родины, не патриота. К сожалению, сегодня мы часто становимся свидетелями негативного отношения ко всему, что относится к советскому периоду истории нашей страны. Имеет место замалчивание, неправильное преподнесение и, даже, очернение событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
В последние годы сложилась, по существу, парадоксальная ситуация, когда прежняя мировоззренческо-идеологическая система, на которой воспитывалось не одно поколение россиян, оказалась практически демонтированной, а новая - четкая, доступная и понятная для всех - еще не создана. Вместе с тем, сохранение общественной стабильности, восстановление национальной экономики, укрепление обороноспособности страны настоятельно требуют готовности российских граждан к служению Отечеству.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях является важнейшим фактором наращивания морального духа общества и армии, предотвращения негативных явлений в сознании граждан.
Актуальность гражданско-патриотического воспитания обусловлено целым рядом обстоятельств:
1. Успешное развитие российского общества возможно лишь в том случае, если подрастающее поколение проникнется важнейшими социально значимыми ценностями, среди которых важнейшее место занимают идеи патриотизма.
2. Одной из основных целей и задач образования ставится «...воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов».
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. подчеркивает необходимость единой государственной политики в данной области и соответствующей ее содержанию системы гражданско-патриотического воспитания россиян. Программа дает четкую ориентацию на направления гражданско-патриотического воспитания. «Системой государственных мер предусматривается, формирование у граждан Российской Федерации духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений, чувства верности конституционному и гражданскому долгу, а также готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и государственной службы».
1. Понятия гражданственность, патриотизм. Соотношение понятий: гражданственность и патриотизм.
1.1. Гражданственность.
Знакомство со словарями позволяет убедиться, что слово «гражданин» достаточно широко употреблялось на Руси уже в X-XI веках. Так, в Старославянском словаре, составленном по рукописям X-XI века, находим: «...порадьнааго гражданина. Безъземьнааго труждания живушта... и граждане емоу ненавидеаху... да не будетъ съ зълыими гражданты осужденъ».
В «Житии Алексея человека божьего» (XIII в.) читаем: «Граждане вси сътекоша над нь». В Повести временных лет сказано: «Слаше к Володимеру часто, веля ему пристряпати къ граду бранью, а и самъ мысля убити Ярополка; гражены же не бе льзе убити его».
В древнерусских источниках употребляются такие слова, как «гражены», «гражданены», «гражданьскыи» (гражданский), «гражданьство» в значении горожанин, житель города, член городской общины. Слова «гражданский», «гражданство» являются производными от «горожанин». Причем следует особо отметить, что слово «горожанин» имеет исконно русское происхождение. Но вместе с тем, слово «гражданство» употребляется уже в X-XIV веках и для обозначения гражданского устройства, закона («гражданский закон»), и для обозначения образа жизни гражданина («житие кротко», «обещаниье к богу второго житья жизни и гражданьства честнейша...».
Со временем, приблизительно с XVI века, в слове «гражданин» усиливается семантический акцент в область права: «показахъ токмо, коль потребна суть во всякомъ граданьстве правда и законы ко исправлению неустроинныхъ». Наряду с этим правовым значением, указывающим на связь гражданства и государственности, в XVII в. появляется еще одно, которое относится уже к светскому характеру гражданской жизни, «естественному» гражданскому устройству или, как сказали бы мы сегодня, к гражданскому обществу: «И... чин и гражданство узаконено, аще и естественно, но тако же от бога». Гражданственность в своем светском значении представляет собой «обычаев добросклонность... и человекопочитательство».
К XIX веку слово «гражданин» приобретает близкое к современному значение. В 18 томе Энциклопедического словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона дается следующее его толкование: «иногда гражданами называются все вообще жители какой-либо страны или государства, иногда это название дается только лицам известной категории, когда, например, гражданин есть синоним горожанина. Особое значение связывается с этим словом, когда оно употребляется как особый термин государственного права, начиная с классической древности и кончая современною эпохою».
Таким образом, знакомясь с этимологией, можно сделать несколько выводов о развитии семантики слова «гражданин».
1. Первые древнейшие письменные памятники русской литературы XI века свидетельствуют о раннем появлении в обиходе слова «гражданин» (в X-XI веках оно уже существовало и достаточно широко употреблялось).
2. Исторически, по мере развития и усложнения сферы гражданско-правовых отношений, постепенно появляется широкая сеть его производных (однокоренных) слов.
3. Для слова «гражданин» в историческом контексте характерна полисемия, то есть многозначность, в которой отражается расширяющееся многообразие смыслов гражданственности.
4. Большое число устойчивых словосочетаний, в которых оно начинает со временем употребляться («гражданское право», «гражданский закон», «гражданский брак», «гражданское общество», «гражданская смерть», «гражданский венец» и т.п.), становится свидетельством образования и закрепления в общественном сознании определенных явлений гражданской жизни: пространственно-географических, правовых, политических, моральных (в значении воспитания добродетели). Расширяется смысловая структура гражданственности.
5. Наконец, изменение семантики слова отражает развитие исторического (политического и правового) самосознания человека как представителя определенной государственной общности. Каждый новый семантический оттенок, оборот, в котором употребляется слово «гражданин», свидетельствует о развитии, усложнении связей внутри государственно-правового и социального пространства российской истории.
Несмотря на то, что слова «гражданин», «гражданство» входят в обращение русской речи уже с X-XI в.в., зарождение гражданского воспитания как целенаправленной воспитательной деятельности следует относить ко времени образования русского централизованного государства, то есть - к концу XV- началу XVI. В этот период перед государством возникает объективная потребность воспитания законопослушных граждан-подданных. Гражданское воспитание в это время еще не отделено от своей религиозной и патриархальной основы, но уже более или менее ясно осознается как некая государственная задача и образовательная цель.
Со второй половины XVII века, вместе с появлением русского перевода сочинения Эразма Роттердамского "De civilitate morum puerilium" (1530), получившего в русском переводе название «Гражданство обычаев детских», открывается светское направление в русской педагогике и гражданском воспитании. Понятия «гражданственность», «гражданское воспитание» хотя еще и не противопоставлялись прямо церковному и религиозному воспитанию, но содержали уже иную, нетрадиционную форму мотивации норм поведения, опирающуюся не на догматические установки, а на житейский опыт. «Гражданство обычаев детских», являясь первым на русском языке сводом правил житейского (светского) обхождения, утверждало единство трех компонентов воспитания: добродетели, мудрости и благонравия.
Большое значение для развития гражданственности имела реформа 1861 года и последовавшие за ней реформа образования и появление земства как особого российского варианта гражданского общества и местного самоуправления. На этом этапе сильное влияние на образование оказывают либерально-демократические идеи и настроения общества, рост национального самосознания и освободительного движения в России. В этот период российской истории гражданское воспитание впервые выводится из сферы государственной монополии и официальной политики и институционально оформляется как общественная педагогическая практика (через деятельность земских школ).
Следующий, особый этап в развитии гражданственности связан с Советской эпохой. Безусловно, в этот период педагогическая теория и практика в целом, гражданское воспитание в частности, оказались связанными идеологическими рамками коммунистического воспитания. Но при этом гражданское воспитание в Советском Союзе представляло собой целостную педагогическую систему, эффективно решавшую задачи воспитания коллективизма, советского патриотизма, гражданской ответственности у подрастающих поколений. Свидетельством достижений советской педагогики явилась гражданская сплоченность перед лицом тяжелейших исторических испытаний и способность общества к решению масштабных исторических задач, таких, как освобождение страны от немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны, восстановление народного хозяйства, послевоенное промышленное строительство, передовые достижения в области науки и техники. При этом советского человека всегда отличали подлинная скромность, совестливость, готовность к служению на благо своего Отечества, высокоразвитое чувство гражданского долга.
Новое звучание и смысл гражданственность приобретает в современной России. В начале 90-годов страна заявила в качестве траектории движения вперед так называемый « демократический транзит». Началась перестройка всех сторон жизни российского общества. Началась молниеносно, круша на своем пути без разбора всё то, что было создано энергией предшествующих поколений россиян. Но самым страшным итогом «реформирования» стала духовно-нравственная деградация нации, маргинализация сознания, утрата чувства сопричастности мировому целому, разрыв связей с традиционными ценностями .Складывающаяся новая, позиционируемая как демократическая ,Россия закономерно встала перед проблемой необходимости формирования граждан нового демократического типа мышления. Еще в начале прошлого века П.А. Столыпин пророчески наставлял: "Прежде всего надлежит создать гражданина, и, когда задача эта будет осуществлена, гражданственность сама воцарится на Руси".
Что же включает в себя понятие гражданин современной России?
Существуют две равноправно принятые трактовки понятия гражданин.
С формально-правовой точки зрения гражданин - это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны (государства), имеет все права, предоставляемые законами этой страны, исполняет все установленные законами обязанности (в таком смысле определяется гражданин в словаре СИ. Ожегова, в этом контексте мы говорим о себе как о гражданах России). Но гражданин, это - еще и человек, который знает свои права и обязанности и, что самое главное, обладает социальным чувством соучастия в больших и малых делах, понимает свой гражданский долг, у которого есть гражданская ответственность, гражданская совесть. В этом высоком - моральном значении понятие «гражданин» вошло в российскую культуру, стало выражением служения родному народу, чувства готовности идти на жертвы во имя Родины. В таком смысле в «толковом словаре» Д.Н. Ушакова определяется: "Гражданин - сознательный член общества, человек, подчиняющий свои личные интересы общественным".
С древнейших времен в России в политико-правовое понятие «гражданин» вкладывался особый нравственным смысл: быть гражданином - значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственности по отношению к своему отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре. И на этом нравственном основании гражданственность по содержанию и смыслу (как социальное чувство, глубокое духовно-нравственное переживание солидарности, опосредованное отношением к «земле» и государству) сливается с патриотизмом.
Гражданин - носитель гражданственности. Понятие гражданственности еще более (чем гражданин) многозначно: 1) активная и сознательная включенность в дела политического сообщества; 2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества; 3) способность и готовность выступать в роли гражданина; 4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества; 5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
"Гражданственность предполагает динамичную ценностно-правовую связь людей (общностей), как граждан, с определенным государством, реализуемую через их отношение к правам и обязанностям, закрепленным в соответствующих нормативных актах (конституция, законы), а также в обычаях и традициях. Гражданственность развертывается в диапазоне от простого законопослушания до гражданской активности, в критические периоды выходящей за пределы, определяющие устойчивость системы и направленной на ее радикальное переустройство".
Диапазон реализации гражданственности позволяет вычленить «этажи» (уровни) гражданственности (или формирования гражданина) по степени активности человека - носителя гражданских качеств:
1. уровень (простой) - гражданские качества: сознательность, общественное чувство соучастия, гражданская ответственность, гражданская совесть.
2. уровень (выше) - гражданская позиция - точка зрения, отношение человека как гражданина к происходящему рядом, вокруг него.
3. уровень (высокий) - гражданская компетенция - механизм, обеспечивающий реализацию прав и исполнение обязанностей, которые обусловлены статусом гражданства. Данные компетенции имеют три аспекта: знаниевый, процедурный и гражданский.
Когнитивный аспект: определенный уровень знаний, а также определенный уровень готовности и способности к овладению этими знаниями, который может считаться необходимым для того, чтобы обеспечить гражданственность, т.е. знания, например, об устройстве политической, экономической и внешнеэкономической систем.
Процедурный аспект: знания и способности, необходимые для активной реализации прав и обязанностей.
Гражданский аспект: наличие способности (навыков) и внутренних установок, необходимых для того, чтобы знания об устройстве политической системы и о реально существующих путях для решения возникающих проблем дополнялось соответствующей практической активностью.
Таким образом, гражданская компетенция включает в себя определенные качества как интеллектуального, так и морального характера, а главное - способность и готовность действовать в соответствии с занимаемой гражданской позицией.
1.2. Патриотизм.
Патриотизм - это общественный и нравственный принцип отношения людей к своей стране. Он выражается в мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения человека и проявляется в его поступках и деятельности. Вместе с тем, патриотизм проявляется и в коллективных чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Патриотизм это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан на основе индивидуальной свободы. Своим воздействием патриотизм охватывает все поколения. В конечном итоге, патриотизм выступает элементом не только народного духа, но и гражданского общества, а его недооценка приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ общества. Патриотизм по своей сути и смыслу - нравственная основа жизнеспособности общества
Российский патриотизм – явление уникальное и своеобразное. Его по праву можно назвать патриотизмом высочайшим, настолько велика, глубока и бескорыстна в нем любовь к Отечеству. Ее лаконично выразил поэт: «Если кликнет рать святая - « Кинь ты Русь, живи в раю», я скажу – «Не надо рая, дайте Родину мою». Чем же объяснить столь пронзительную любовь русских к своей Отчизне?
Истоки глубоких чувств россиян к своей Родине попытаемся искать в особенностях природно–климатических условий, в которых проходило становление русского этноса. Суровые зимы, постоянная борьба за существование отразились не только на особенностях производства, способах и приемах труда, но и на организации всей социальной жизни, духовном облике, характере народа. Экстремальные условия существования выработали в общественном сознании идеологию коллективного спасения, идею человеческой солидарности. В русском национальном характере сформировалось такое качество, которое принципиально отличает его от западного человека – коллективизм, общинность, соборность (в разные исторические периоды это качество, имея одно ценностно-смысловое содержание, называлось пo разному). Этим Российская цивилизация коренным образом отличается от западноевропейской, вся история которой, от Античности и до современности, нанизывается на стержень индивидуализма.
Общинные традиции, уходящие в глубокую древность и пронизывающие весь уклад жизни русского народа – труд, быт, досуг – это самобытное явление не только русского характера как такового, но и всей русской национальной культуры. Понять это – значит, «расшифровать» исторический код нашей культуры.
Россия – страна особая. В ней не прижились и, видимо, не приживутся западные ценности и ориентиры, так упорно вывязываемые сегодня нашему народу. У нас духовно-нравственные ценности определяют смысл жизни человека. Российский патриотизм характерен своей духовной наполненностью.
Российский патриотизм в высшей степени духовен. Российские религиозные философы B.C.Соловьев, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин главным фaктopoм, определяющим pyccкoe национальное самосознание, считают православие. Русская идея – это особое отражение гражданственности и патриотизма россиян. «У русских, - пишет Соловьев, - моральное сознание очень отличается от морального сознания западных людей. Это сознание более христианское. Русские моральные оценки определяются по отношению к человеку, а не по отношению к отвлеченным началам собственности, государства, не к отвлеченному добру. Они ищут не столько организованного общества, сколько общности, общения». Религия служит закреплению нравственных чувств. Духовная любовь, в основе которой лежит стремление к совершенству, является источником веры и религиозности.
Такие черты русского национального характера, как религиозность, душевность, святость, отмечает Н.А. Бердяев, также подчеркивая, что русское моральное сознание отличается от морального сознания европейцев: «Душа русского народа никогда не поклонялась золотому тельцу и, верю, никогда ему не поклонится в глубине души своей. Русский человек будет грабить и наживаться нечистыми путями, но при этом он никогда не будет почитать материальные богатства высшей ценностью».
Следующей особенностью российского патриотизма является державность. Подлинная история русского народа начинается с момента создания государства, и, по сути дела, являет собой воплощение его исторической и культурной воли, таланта, творчества. Русская государственность возникла, развивалась и формировалась в непрерывной борьбе за свое существование и выживание самого народа. Множество раз в истории она стояла на краю гибели. Но для русских гибель государства означала бы и гибель самого народа. Именно поэтому государство и верховная власть всегда воспринимались в России не столько как политическое устройство, сколько как ценность, а, следовательно – воспринимались в сакральном значении.
Российскому патриотизму чужд созерцательный характер. Он всегда выступает как мощный духовный фактор в решении практических задач развития нашего общества. Особо проявляется это чувство при защите Отечества. История нашей Родины знает немало примеров, когда российский солдат надежно защищал Отчизну, демонстрируя стойкость, мужество и ратное мастерство.
Обобщив вышесказанное можно выделить особенности российского патриотизма:
особенности климатического расположения;
коллективизм, общинность, соборность;
глубоко сознательный и народный характер;
святость, духовность;
интернационализм;
созидательный характер.
Подводя итог работы над понятием «патриотизм» выделим главное:
Патриотизм - это возвышенное переживание чувства любви к Родине, включающее в себя:
-чувство привязанности человека к земле, к тем местам, где он родился и вырос;
-уважительное отношение к языку своего народа;
-уважительное отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
-почитание его символов и святынь;
-гордость за успехи и достижения своей страны;
-забота об интересах Родины, осознание долга перед ней, отстаивание её чести, достоинства, свободы и независимости;
-ответственность за судьбу страны и его народа, их будущее, стремление посвящать свой труд, способности и талант укреплению могущества и расцвету Родины.
1.3. Соотношение понятий: гражданственность и патриотизм.
Принципиальное различие между гражданственностью и патриотизмом состоит в том, что гражданственность - это политико-правовое состояние. Она предполагает непосредственную включенность человека в систему отношений государство - общество, а патриотизм - это отношение к государству как к Отечеству, к Родине, основанное не на праве, а на иррациональном чувстве любви. Гражданственность основана на интересе, а патриотизм на - ценностях. Гражданин заключает своего рода контракт с государством, обменивается законопослушанием и подданством, получая взамен гарантии безопасности (экономической, экологической и пр.) А патриотизм чувство бескорыстное, не связанное с вознаграждением.
Пространством жизни и деятельности гражданина является гражданское общество - особая сфера отношений между экономически независимыми субъектами, а пространство жизни патриота -эмоционально-нравственная сфера. Исходным пунктом отношений гражданского общества является свободный индивидуум (гражданин), а исходным пунктом патриотизма является категория «мы», то есть ощущение единства людей, связанных общей исторической судьбой.
Сущность гражданственности можно выразить в следующих определениях:
1. Гражданственность - определенный нравственно-правовой порядок во взаимоотношениях между личностью, обществом и государством, основанный на свободном и сознательном гражданском выборе.
2. Гражданственность выступает, прежде всего, как определенный образ мышления, вырастающий из социально-исторического и государственного самосознания и самоопределения личности. Гражданственность, тем самым, - является деятельностным выражением государственной идентичности человека, его государственно-исторического самосознания.
3. Как образ мышления гражданственность определяется и получает свое содержание из отношения к субстанциональным, базовым элементам социально-исторического бытия человека:
государственности;
истории;
культуре (в том числе политической и гражданской);
исторической традиции и воплощенным в ней образам, смыслам и ценностям;
государственно-историческим символам;
религиозной традиции;
особому цивилизационному типу.
4. Гражданственность не сводится к политико-правовому порядку или к политико-правовым формам идентичности. Она отражает всю сферу созидательной деятельности человека и всю сферу его фундаментальных потребностей.
5. Гражданственность, как образ мышления, выражается через систему базовых мировоззренческих категорий, с помощью которых описывается жизнеустройство человека и его предназначение:
жизнь
счастье
свобода
правда
справедливость
право
Родина («земля», «народность»)
забота (братство, солидарность)
вера (абсолютные ценности)
Становление и развитие гражданственности обусловлено специфическими особенностями конкретной истории и государственности, самобытностью и своеобразием национальных культур и имманентного для них национально-педагогического опыта. Поэтому постановка вопроса об утверждении гражданственности в российской действительности не может не учитывать особого цивилизационного и культурно-исторического контекста России, внутри которого гражданственность выступает как явление национального развития российской жизни.
Патриотизм представляет собой понятие, относящееся к ярким эмоционально-волевым переживаниям личности. Его содержание связано, прежде всего, с глубоким чувством любви к Родине. Для патриотического сознания Родина представляет собой некую высшую ценность, предмет беззаветного и бескорыстного служения, подвижничества и самопожертвования. Природа патриотизма как яркого эмоционально-чувственного переживания исключительно сложна и тонка. Это и инстинктивное чувство привязанности к родной земле, возникающее у человека с детства. Но вместе с тем, это и высокая форма рефлексии, позволяющая вполне осознанно отождествить себя с определенной национально-государственной общностью.
Гражданственность и патриотизм имеют общее основание в виде нравственного сознания, особой системы ценностей, определяющей их содержание. Особенно ярко эта связь обнаруживается в опыте российской гражданственности, опирающейся на ряд фундаментальных нравственных категорий
Патриотизм - интегральная и многогранная характеристика включенности человека в культуру, историю, социум. Так, патриотизм предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности, как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения, толерантность, что может выступать в качестве критериев и показателей эффективности в формировании гражданственности.
Патриотизм важен для развития общества, так как выполняет в нем ряд специфических функций:
интегрирующую - объединяет большинство нации, ответственное за формирование образа будущего своей страны не только сегодня, но и завтра на основе приоритета интересов общества и государства;
охранительную - осуществляет формирование и развитие того, что
определяется как национальная безопасность;
стабилизирующую - придает прочность и устойчивость социальной, этнонациональной и государственной системам во всех их основных звеньях (языке, культуре, стереотипах поведения, нравственных и правовых нормах и т.д.);
регулирующую - определяет характер реакций на внешние воздействия и влияет на характер вновь складывающихся связей и отношений во всем их многообразии;
воспитательную - воздействует на целенаправленную деятельность органов государственной власти и институтов гражданского общества с целью придания им определенного смысла и направленности;
2. Воспитание гражданственности и патриотизма у воспитанников суворовских военных училищ.
2.1. Содержание патриотического воспитания подрастающего поколения Российской Федерации.
Задача воспитания гражданина-патриота Родины сложна и многогранна. Ее успешное выполнение зависит от решения многих теоретических и практических задач.
Содержание патриотического воспитания подрастающего поколения Российской Федерации базируется на множестве ценностных ориентаций. В системном плане их можно представить следующими относительно самостоятельными группами.
Общечеловеческие ценности, связанные в первую очередь с духовно-нравственной сферой жизни народов, населяющих Россию, представленные в таких понятиях, как «любовь к Родине», «любовь к своему народу», «свобода слова», «личная, общественная и государственная безопасность», «моральная ответственность», «гуманное отношение к человеку», «социальная справедливость», «материальная обеспеченность жизни человека», и многих других, выступающих в качестве предпосылки эффективного решения задач патриотического воспитания.
Национально-государственные ценности отражают положительные тенденции становления и развития Российского государства, народов, входящих в него, те исторические традиции, которые сложились на протяжении веков и положительно влияют на возрождение и процветание Отечества. Они также отражают богатство и своеобразие идей, деятельность отдельных личностей, беззаветное, высокое служение интересам общества, государства, народа, положительный опыт сохранения и умножения духовно-культурного и материального богатства России, населяющих её народов.
В содержание патриотического воспитания входит множество профессиональных ценностей. Профессионализм как ценность в области проявления реального патриотизма имеет свой воспитательный аспект влияния на сознание, подсознание, чувства, волю человека. Высокий профессионализм всегда является показателем высокого уровня развития культуры в той или иной области человеческой деятельности. Он традиционно считается гордостью любого народа, государства, общества.
Профессиональные ценности накапливаются и проявляются в каждой сфере профессионального труда в виде любви к своей профессии, добросовестного отношения к делу, проявления творчества в выполнении профессиональных задач, в символике и профессиональных ритуалах, форме одежды, культуре взаимоотношений в процессе труда, в отношениях к государственным материальным и духовным ценностям и т.д.
2.2. Система патриотического воспитания военнослужащих.
Патриотическое воспитание военнослужащих, в том числе и курсантов военно-учебных заведений и воспитанников общеобразовательных учебных заведений, находящихся в ведении Министерства обороны, организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания. Оно строится на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента РФ, Концепции Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, Государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ»,
Ведомственной программы Министерства Обороны РФ по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» и других документов.
Патриотическое воспитание военнослужащих – это систематическая и целенаправленная деятельность органов военного управления, должностных лиц по формированию у военнослужащих высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению воинского долга конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
2.3. Государственно-патриотическое воспитание в условиях суворовских училищ и кадетских корпусов.
Система воспитания юношей и девушек на базе суворовских училищ сегодня является одной из самых благодатных почв для обучения и воспитания самой передовой части молодежи Российской Федерации, выбравшей своей судьбой служение Отчизне, формирование в себе умений и навыков профессиональной защиты государства.
Система военного образования в этой работе имеет возможность постоянного и комплексного влияния на целый пласт молодежи, к тому же избравшей путь ратного служения Отечеству, сделавшему свой выбор в сторону сподвижничества, поиска нравственных и духовных ценностей, готовности к жертвенности в интересах государства.
Возможности развития военно-патриотического воспитания заключены в самой организации жизнедеятельности военно-учебных заведений, в возможности целенаправленного и методически продуманного влияния на формирование основных моральных, нравственных, духовных ценностей воспитанников и курсантов, в получении и осознании конечного результата своих поисков и мечтаний.
Само отношение к выполнению воинского долга, как к задаче служения Отечеству, формирует целый ряд необходимых и устойчивых мотивов сохранения единого государства, черт и принципов личного патриотизма.
Суворовцы имеют возможность практического участия, формирования и воспитания на целом ряде воинских традиций и ритуалов, являющихся на сегодняшний день, еще довольно значимым элементом для значительного процента населения нашей страны и формирующих такие качества, как верность долгу и Присяге, самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы, взаимовыручка и боевое братство, презрение к предателям Родины.
Качества – необходимые любому человеку, считающему себя патриотом.
Существующие в нынешнее время суворовские и нахимовские военные училища были образованы в нашей стране после победы Красной Армии в Курской битве в 1943 году и за время своего существования воспитали около 150 тысяч лучших сынов Родины, десятая часть которых отдали ей свои жизни 66 Героев Советского Союза, Социалистического Труда, России; двух летчиков-космонавтов; секретаря Совета безопасности России; трех министров Правительства СССР и РФ; около 1000 генералов и несколько десятков тысяч офицеров; четырех заместителей Министра Обороны; более 20 командующих войсками военных округов и из заместителей; более 100 командующих армиями и представителей командного состава оперативно-стратегического уровня; двух академиков РАН; около 500 докторов наук; 10 народных артистов СССР и России; целую плеяду известных творческих работников; более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр; многие десятки чемпионов мира и тысячи мастеров спорта.
Ни одна другая национальная система обучения и воспитания граждан России не дала таких выдающихся результатов в чистом виде.
Сегодня она включает 26 военно-учебных заведений, в том числе:
Екатеринбургское суворовское военное училище
Санкт-Петербургское суворовское военное училище
Московское военно-музыкальное училище
Казанское суворовское военное училище
Московское суворовское военное училище
Тверское суворовское военное училище
Ульяновское гвардейское суворовское военное училище
Уссурийское суворовское военное училище
Северо-Кавказское суворовское военное училище
Пермское суворовское военное училище
Нахимовское военно-морское училище
Оренбургское президентское кадетское училище
Ставропольское президентское кадетское училище
Краснодарское президентское кадетское училище
Тюменское президентское кадетское училище
Кызылское президентское кадетское училище
Владивостокское президентское кадетское училище
Севастопольское президентское кадетское училище
Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации
Кронштадтский морской кадетский корпус
Санкт-Петербургский кадетский корпус
Аксайский Данилы Ефремова казачий кадетский корпус
Кадетская спортивная школа Военного института физической культуры
Кадетская инженерная школа ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Кадетская школа IT-технологий Военной академии связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного
Омский кадетский военный корпус
В настоящее время в системе СВУ и КК обучается около 10 тысяч юношей и девушек. Поступление в эти учебные заведения ведется с прошлого года на базе 4-х классов средней школы.
Среди них и воспитанники Казанского суворовского военного училища, в 1944 году вставшего в этот славный строй. Первый звонок в училище прозвенел 2 октября 1944 года, а 8 ноября в торжественной обстановке состоялось вручение училищу Красного знамени и Грамоты Президиума Верховного Совета СССР.
Возможности развития военно-патриотического воспитания в стенах СВУ и КК, ВВУЗОВ МО РФ заключены в самой организации жизнедеятельности военно-учебных заведений, в возможности целенаправленного и методически продуманного влияния на формирование основных моральных, нравственных, духовных ценностей воспитанников и курсантов, в получении и осознании конечного результата своих поисков и мечтаний.
Само отношение к выполнению воинского долга, как к задаче служения Отечеству, формирует целый ряд необходимых и устойчивых мотивов сохранения единого государства, черт и принципов личного патриотизма.
В многогранном процессе воспитания и обучения воспитанников особое место занимает воспитание гражданственности и патриотизма, который был и остается основой могущества и силы русской, советской и российской армий.
Для наших воспитанников – патриотизм - это спасение от жизни от жизни, в которой нет смысла, нет цели, нет служения чему-то высокому. От жизни, которая на самом деле придумана и спланирована где-то в другом месте, другими людьми.
Конечно, говорить о вполне осознанном выборе профессии в 11-12 лет не приходится, но, тем не менее, около 90 % поступающих воспитанников заявляют о прямом желании быть защитниками Родины и порядка 83% надеются достичь на этом пути значительных успехов, видят себя генералами и маршалами.
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» - категории достаточно известные. Однако, принимая во внимание, что на протяжении ряда лет они были необоснованно забыты, а за это время в Вооруженные Силы Российской Федерации влилось значительное количество молодых людей, не понимающих этого, возникает настоятельная потребность напомнить о них, для других - пояснить , как на протяжении веков патриотизм сливался в сознании военных людей в единый комплекс жертвенности, самоотдачи, самопожертвования ради родной державы.
Сегодня и всегда патриотизм являлся ключевым условием жизнеспособности государства, эффективного функционирования его институтов, консолидирующей силой, способствующей духовному единению народа.
Как чувство, патриотизм не является врожденным. Он закладывается воспитанием в семье, в школе, на производстве, в армии, в обществе, что определяет его характер и глубину. Определяет готовность к самопожертвованию ради своего Отечества.
Одним из основных деятельности суворовского военного училища являются:
воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;
формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;
развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости.
3. Основные направления, формы и методы гражданско-патриотического воспитания суворовцев, применяемые в Казанском суворовском военном училище.
В Казанском суворовском военном училище в государственно-патриотическом воспитании суворовцев существует ряд основных направлений по его организации и осуществлению.
Одним из главных направлений является воспитание нашей славной историей, историей нашего учебного заведения, воспитание на воинских ритуалах и традициях, на ценностях морали и нравственности, на жизни и службе великого полководца А.В. Суворова, на принадлежности к Сухопутным войскам Российской Федерации, на подвигах, героизме и романтике службы в войсках.
Воспитывать историей – значит сохранять и приумножать героическое прошлое (свою историю училище ведет с 1944 года) и настоящее нашего народа и его Вооруженных сил. Многовековой опыт свидетельствует, что чем глубже будешь знать историю с ее героическим прошлым, тем точнее осмыслишь настоящее и свое место в нем.
На эту особенность обратил внимание еще в 19-ом веке видный военный деятель и историк Н.Н.Сухотин. Он писал: «Знание своей Родины, знание прошлого ее, знание прошлого военного и боевого своей армии есть.. основа для образования народного мировоззрения, такого склада понятий и взглядов, которые сознательно и инстинктивно всегда укажут или подскажут верные и правильные пути в разных случаях деятельности, - основа для развития и укрепления прирожденного чувства любви к родине, - основа для воспитания в каждом из нас веры в силы своего народа, своей армии».
С этим нельзя не согласиться, так как правдивое, эмоциональное, яркое воспроизведение страниц героического прошлого, демонстрация примеров беззаветного служения Отечеству, следование традициям народа и армии, основанных, как правило, на примерах борьбы за независимость России, вполне способно с ранних лет закладывать фундамент восприятия молодыми людьми, суворовцами порой довольно сложных событий истории, давать им правильную оценку. При достаточно образной, грамотной, целенаправленной подаче материала создается основа понимания своей роли, как одного из защитников идеалов и ценностей государства, будущего гражданина.
Среди важнейших направлений гражданственно-патриотического воспитания, в том числе можно отметить:
убедительное и наглядно раскрытие коренных преимуществ дружбы народов нашей страны, учитывая устои и традиции Российского государства, укрепление чувства общероссийской гордости;
повышение культуры межнационального общения, воспитание уважения к национальным чувствам, национальному достоинству каждого человека;
воспитание любви к единой великой России, своему родному краю, дому, готовности выступить на их защиту;
решительная борьба против проявления шовинизма, национализма, национальной ограниченности и кичливости.
Конечно, огромная ответственность ложится на кадры воспитателей молодого поколения, на их искреннюю убежденность в необходимости такой работы, на их умение и методику работы с молодежью.
«если воспитатели юношества будут воспитателями по имени, если они дурно исполняют свою обязанность, то дурная работа эта создает целые поколения, несведущие и порочные, которые погубят будущность Отечества»- об этих словах Платона необходимо знать каждому, кто выбрал для себя стезю педагога.
Не всякие исторические события воспитывают патриотизм, а лишь те, которые побуждают волю, энергию к борьбе в защиту Отечества.
В 1941 году, когда враг рвался к Москве, когда над страной нависла смертельная угроза, с трибуны Мавзолея вспоминали не С. Разина, не Е. Пугачева, а Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского и других героев Руси, ибо в минуты опасности народ вспоминает не разрушителей (пусть даже героических и благородных искателей правды), а защитников и созидателей.
Армия без исторической памяти – битая армия. И такой ей быть, если ее солдаты не одухотворены высокой идеей защиты родной земли.
Одним из главных и основным подспорьем при проведении работы данного направления в училище является музей истории училища.
Всю свою историю училище, развиваясь и изменяясь в связи с основными этапами военных реформ в России, не прерывая преемственности, готовило военные кадры для защиты Отечества. Гордостью и славой училища являются выпускники – казанцы. За годы существования из стен Казанского СВУ выпущено более 12 тысяч выпускников. Первый выпускник, удостоенный Звания Героя Советского Союза Солуянов А.П., 8 воспитанников училища удостоены высокого звания Героя России, Герой России ст. лейтенант Игошин Р.В. удостоен этого звания посмертно, 42 достигли звания генерала, 11 академиков. Многие питомцы училища, окончив военно-учебные заведения, успешно командуют частями и соединениями, добросовестно трудятся в штабах главных и центральных управлений Министерства Обороны Российской Федерации. Выпускники училища генерал армии Герасимов В.В. – начальник Генерального Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации Валерий Васильевич Герасимов
генерал армии, выпускник 1973года.
Нынешние поколения суворовцев также воспитываются на славных боевых традициях русской, советской, российской армий.
Каждый суворовец имеет нарукавный шеврон. Девиз училища «Жизнь-Родине, честь-никому!». У каждого воспитанника на рукаве постоянное напоминание о славе и чести целых поколений.
Воинские звания наших воспитанников повторяют звания, принятые еще в императорских кадетских корпусах «вице-сержант», «старший вице-сержант».
Огромнейшую роль играет принадлежность училища к славным рядам Сухопутных войск Вооруженных сил Российской Федерации.
На первый план в училище выдвигаются следующие формы работы с воспитанниками:
пропаганда и привитие любви и уважения к Государственным символам России, Вооруженных сил, Сухопутных войск; оформление в каждой суворовской роте уголков Суворовской Славы, государственных символов, наград, стендов по истории Вооруженных Сил и Дням воинской славы России;
проведение «Дней воинской славы», лекториев «Отечества верные сыны», «Суворовские чтения», «Дней полководцев»; «Календарей знаменательных дат и т.п.;
встречи с ветеранами, трудовыми коллективами («Вертолетного завода», «КОМЗа», «Компрессормаша», «Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова - филиала ПАО «Туполева», «Казанского порохового завода» и т.д.»);
подготовка и проведение циклов мероприятий по изучению истории Отечества, субъектов РФ, Дней воинской славы России, мероприятий, посвященных великим полководцам России, в том числе силами самих суворовцев и проведение на их основе различных встреч, бесед, оформление выставок и т.д.;
организация взаимодействия с предприятиями, учебными заведениями, музеями города, области, региона и постоянное проведение с ними совместных мероприятий;
воспитание молодежи на славных традициях Вооруженных сил, организация и проведение практических занятий совместно с преподавателями и курсантами Казанского высшего военного командного училища, с преподавателями и студентами военных кафедр Казанских ВУЗов;
встреча с ветеранами боевых действий, военной службы и работа по воспитанию суворовцев на фоне участия в праздничных мероприятиях города и республики;
участие наших воспитанников в различного рода соревнованиях, конкурсах, состязаниях, в том числе на общероссийском уровне; воспитание гордости за принадлежность к училищу.
В военно-патриотическом воспитании суворовцев, наряду с историей, значительное место занимает воспитание на воинских традициях.
Воинские традиции являются частью национально-государственных традиций. Под ними понимают устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы общественных отношений в армии и на флоте в виде порядка, правил и норм поведения военнослужащих, их духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной службы и воинского быта.
Воинские традиции подразделяются:
по степени общности:
общие (характерные для всех Вооруженных Сил);
частные (характерные для определенного вида Вооруженных Сил, рода войск, учебного заведения и т.д.);
по степени устойчивости:
устоявшиеся; отмирающие; возрождающиеся;
по степени общественной значимости:
прогрессивные; реакционные;
по сферам воинской деятельности:
боевые традиции; традиции процесса обучения и воспитания; традиции воинского быта.
Особое значение для патриотического воспитания наших суворовцев имеют именно боевые традиции, как элементы боевого наследия наших Вооруженных Сил, передающиеся из поколения в поколение. Именно они ярки, зрелищны, понятны для молодежи.
К основным боевым традициям Российских Вооруженных Сил можно отнести:
мужество и массовый героизм;
верность воинской присяге, Боевому Знамени и Андреевскому флагу;
самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения общей победы;
взаимная выручка и боевое братство;
уважение к командиру и защита его в бою;
презрение к предателям;
предпочтение достойной смерти пленению;
воинская доблесть;
воинские почести погибшим в бою;
представление отличившихся к государственным наградам;
забота о сохранении жизни подчиненных бою;
гуманное отношении к поверженному противнику, местному населению, пленным и т.д.
Традиции Российской армии многообразны по сферам воинской деятельности и многоплановы по содержанию и формам проявления. Это необходимо учитывать при их использовании в процессе патриотического воспитания.
Наряду с воинскими традициями в формировании облика воина – патриота важную роль играют воинские ритуалы.
Воинский ритуал – это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении обрядов, торжественных и траурных церемоний.
Очень важно, что суворовцы имеют возможность непосредственного участия в них, что придает им особую значимость и памятность.
Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы и высокие цели служения российского воину своему Отечеству. Он охватывают три основные сферы воинских отношений:
сферу боевой деятельности (принятие военной присяги, вручение боевых знамен и государственных наград, торжественное чествование героев и передовиков, захоронение с воинскими почестями и др.);
сферу учебно-боевой деятельности (заступление в наряд и на боевое дежурство, строевые смотры, общие батальонные, полковые, училищные вечерние поверки, развод и смена караулов и др.);
сферу повседневной деятельности (торжественные собрания и митинги, посвященные государственным праздникам, важным событиям в жизни страны, воинской части, корабля, училища.)
К примеру, одним из самых обыденных и распространенных воинских ритуалов является воинское приветствие. Выполнить воинское приветствие – значит наглядно подтвердить свою верность и принадлежность воинскому братству.
Значимое место в воспитательной работе, проводимой в этом направлении занимают училищем и уже известные далеко за пределами города и области, такие воинские ритуалы, как «Посвящение в суворовцы», «День знаний», «День Российской Гвардии», «День училища», «Торжественный выпуск», а также проводимые недели видов и родов войск, посещение войсковых частей Казанского гарнизона, встречи и знакомство с представителями других учебных заведений МО РФ.
Воспитатели в каждом взводе ежемесячно проводят мероприятия патриотической направленности. Среди них можно назвать следующие формы массовой работы:
диспуты «Верность воинскому долгу – как я это понимаю», «Суворовец – образец высокой нравственности», «Авторитет суворовца», «Нравственный облик суворовца, каким он должен быть», «О культуре поведения суворовцев в общественных местах»;
беседы «Соблюдение суворовцами норм воинского этикета», «Нравственные основы торжественной клятвы суворовцев», «Права и обязанности граждан России», «Великие русские полководцы о нравственности воина», «Государственные символы России»;
уроки мужества «Герои необъявленной войны» (ко дню памяти воинов-интернационалистов в России), «Где мы – там Победа»;
встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов;
правовой лекторий «Конституция – основной закон РФ», «Правовая культура – составная часть общей культуры человека», «Бережно относиться к военному и государственному имуществу – долг каждого суворовца»;
тематические вечера «Герои Отечества», «Горжусь моими родителями», «Боевые знамена рассказывают»;
изучение заповедей «Кодекс чести суворовца».
Каждое воскресенье в клубе училища суворовцам демонстрируют документальные и художественные фильмы патриотической направленности, регулярно проводятся мероприятия, посвященные Дням воинской славы.
Заключение
Успех гражданско-патриотического воспитания во многом зависит от формирования и развития патриотических идей, взглядов и представлений дает отдачу тогда, когда они превращаются в убеждения суворовца. Эта работа начинается тогда, когда суворовцы, надев форму и приняв Торжественную клятву на плацу училища, и продолжается весь период обучения целенаправленно и планомерно до выпускного 11 класса.
В повседневной деятельности это проявляется в том, когда ребенок вливается в коллектив училища, в котором сложились определенные традиции, сознательно поддерживаемые большинством, самими условиями жизнедеятельности. Он приучается к соблюдению тех норм, требований, которых придерживаются остальные, воспринимая их как обязательное и самоочевидное. Превращаясь в привычку, сформированные патриотические идеи и принципы закрепляются в сознании суворовцев, приобретают неразрывную связь с повседневным поведением. Особенно большая роль в этом принадлежит всем категориям воспитателей, педагогов-организаторов и преподавателей, главной заботой которых должно стать содействие усвоению и принятию суворовцами героических традиций всех поколений.
Таким образом, администрация, преподаватели, педагоги-организаторы и воспитатели Казанского суворовского военного училища преследуют единственную цель - вырастить ребят не только физически крепкими, познавшими секреты военного мастерства, но и духовно богатыми, культурными людьми с высокой гражданской позицией и истинными патриотами нашего Отечества.
Если все задачи будут выполнены, то наши суворовцы - выпускники будут физически и интеллектуально развитыми, психологически устойчивыми, социально защищенными людьми.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О Днях воинской славы (победных днях) Росии».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»».
4. Приказ МО РФ 2004 года № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации».
5. Приказ Министра обороны РФ от 12 мая 2005 г. № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации».
6. Устав ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ».
7. Абушенков В.Л. Концептуализация: Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Мн.: Держава, 1998. - С. 332.
8. Рапащевич Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия - Мн: «Современное слово», 2005
9. Суворов А.В. Полковое учреждение (1764-1765 гг.) // О долге и чести воинской в Российской армии. Собрание материалов, документов и статей.
10. Суворов А.В. Наука побеждать: Мысли, афоризмы, анекдоты. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 1999.-479 с.
11. Трескин Д.Н. Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформы русского военного дела. // О долге и чести воинской в Российской армии. Собрание материалов, документов и статей / Под редакцией В.Н. Лобова. - М.: Военное издательство, 1990.- С. 275.
12. Тюшкевич С. А. В прошлом ищут не пепел – огонь. – М.: Проспект, 2005. – 352 с.
13. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. - В 2 т. - Т. 1. - М„ 1950. - С. 575.
14. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи. – М.: Логос, 2002. – 84 с.
15. Методические рекомендации по использованию государственных символов России при организации и проведении мероприятий, посвящённых Дням Воинской Славы (победным дням) России. – М.: Армпресс, 2007. – 112 с.
16. Рекомендации по организации патриотического воспитания молодёжи. – М.: Армпресс, 2006. – 144 с.
17. Уроки служения Отечеству: Сталинградская битва. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008. – 250 с.
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT143615
15