ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА (слайд№1)
Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида решает одну из важнейших специальных задач – преодоление недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта. Изучение математики направлено на формирование определенного типа мышления, развитие познавательных способностей, формирование и коррекцию операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения и конкретизации; на создание условий для коррекции памяти, внимания и других психических процессов. Но, так как именно эти процессы у учащихся коррекционных школ развиты слабо, математика, как учебный предмет дается им с большим трудом. Поэтому учитель должен найти такие методы и приемы, которые смогли бы увлечь детей, сделать процесс обучения интересным.
Опыт работы показывает, что при работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, можно и нужно использовать занимательные упражнения, проблемные и программированные задания на разных возрастных этапах. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность.
1. Устный счет - обязательный элемент на уроках математики (слайд№2). Каждый раз я стараюсь включить задания, оживляющие урок, активизирующие умственную деятельность учащихся. Так, когда дети уже знакомы с арифметическими действиями, я хочу, чтобы они сравнили по величине компоненты и результаты действий. Для этого можно использовать вопросы такого рода: «Как называется самое большое число при сложении? вычитании? умножении? делении?» «Может ли быть сумма меньше слагаемых?» «Может ли разность быть меньше уменьшаемого?» и т.д.
При изучении порядка действия, чтобы дети осознали ту особенность, которую вносит в пример присутствие скобок, прошу сравнить два выражения, допустим, такие:
120 + 160 : 4 и (120 + 160): 4. Будут ли одинаковы ответы?
При изучении раздробления и превращения именованных чисел, закрепляя материал, можно предложить для сравнения такие выражения:
5408 коп. и 54 р. 8 коп.; 21759 м и 217 км 59 м; 56 ц и 560 кг и т.д.(слайд№3).
2.Изучение нового материала можно проводить с опорой на ранее изученный материал, например, в виде практической работы.
В 5 классе знакомлю учащихся с названием и количеством элементов треугольника. Для каждого ученика заранее готовлю раздаточный материал - треугольники . У всех учащихся они разного вида, размера, цвета. Модель треугольника демонстрируется перед классом. Объясняю, что треугольник имеет углы, показываю их.(слайд№4)
Учащимся предлагается практическая работа - отыскать углы на моделях своих треугольников и посчитать их количество. Делают вывод, что у любого треугольника 3 угла. Далее знакомлю с названиями и других элементов треугольника: вершиной, стороной. Учащиеся отыскивают их на своих моделях, подсчитывают их количество и приходят к выводу, что сторон и вершин в треугольнике тоже три.
Или при построении разностороннего треугольника с помощью циркуля и линейки в 5 классе создаю проблемную ситуацию, из которой учащиеся сами находят выход, выполняя практическую работу. Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о разностороннем треугольнике, его свойствах.
На данном этапе учащимся предлагается в ходе небольшого исследования выяснить, что из любых трех отрезков можно построить треугольник. Они складывают треугольник из отрезков красного и синего цвета.
Проблемность усиливается вопросами: зависит ли сумма сторон треугольника от их размеров? Учащиеся делают измерения и заносят результаты в тетрадь. После размышления учащиеся выдвигают предположения, одно из которых: «Сумма двух сторон треугольника всегда больше третьей стороны».
3.При изучении темы «Действия с числами, полученными при измерении длины, массы, стоимости» (7класс), дети испытывают значительные трудности, так как прежде чем выполнить действие умножения или деления им приходится преобразовывать числа, полученные при измерении. Ученики допускают огромное количество ошибок при изучении данной темы. В связи с этим использую на уроках специально разработанные коррекционно-развивающие упражнения. Большая часть упражнений направлена на актуализацию знаний детей. Очень часто дети даже не помнят единиц измерения длины или массы, их соотношения. Поэтому важно вспомнить весь материал, необходимый для изучения данной темы.
Во избежание грубейших ошибок, использую упражнения на знание единиц измерения и их соотношения.
Примеры таких упражнений: 1) написать в тетради обозначения единиц измерения длины (массы, стоимости); 2) Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой мелкой до самой крупной; 3) Перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой крупной до самой мелкой.(слайд№5)
С целью формирования реального представления о единицах измерения, выполняем следующие упражнения: 1) Покажи на руках 1см, 1мм, 1 дм, 1м, 1км; 2) Почему нельзя показать на руках 1км; 3) Продолжи выражение: масса 1 яблока ; масса арбуза ; масса вагона угля ; 4) Продолжи выражение: ширина спички ; длина карандаша ; длина класса .; расстояние до Москвы (слайд№6) .
Следующие два задания направлены на развитие воображения и мышления: 1) Придумай и назови число, полученное при измерении единицами длины (массы, стоимости). Например, высота стены – 3м, масса тыквы – 7кг, цена ручки – 5руб.; 2) Придумай и назови число, полученное при измерении двумя единицами длины (массы, стоимости). Например, расстояние до леса – 1км 400м, масса картошки – 70кг 800г, стоимость шоколада – 25руб. 70коп.(слайд№7)
Для повторения соотношений единиц измерения ученикам предлагаю упражнения, сопровождающиеся действиями (слайд№8) 1) Заполни пропуски : 1м =см; 1кг =г; 1р =коп; 1км =м; 1т =ц; 1дм =см; 1ц =кг; 1см =мм; 2) Поставь знаки <, >, = ; 1м 100см; 1кг1000г; 1р.1коп; 1км1000см; 1ц 100кг; 1м1км; 1кг1ц.
Затем предлагаю упражнения, направленные на формирование и закрепление умения преобразовать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами длины, массы, стоимости.
Учащиеся проявляют большой интерес к упражнениям с элементами программирования. Например, 1) Вырази в мелких мерах, и выбери правильный ответ .(слайд№9)
3м 45см
7км 2м
9кг 60г
5руб.7коп.
ответы: 345см, 3045см
ответы: 72м, 7002м
ответы: 9060г, 960г
ответы: 57коп., 507коп
2) Вырази в крупных мерах, и выбери правильный ответ(слайд№10)
7009г
5049м
403см
804коп
ответы: 7кг 9г, 70кг 9г
ответы:50км 49м, 5км 49м
ответы: 40дм 3см, 4дм 3см
ответы: 8руб. 4коп.,80руб.4коп.
С целью активизации умственной деятельности выполняем упражнения с использованием имён учеников данного класса и ситуации, связанные с жизнью класса. Эти упражнения направлены на развитие мышления. Например, 1) Реши задачу устно(слайд№11)
а) Раев Саша и Максимов Олег сделали скамейки. У Саши длина скамейки 1м 20см, а у Олега 120см. Чья скамейка длиннее? Почему?
б) Ученики 7А и 7Б класса пошли в поход. Дети из 7А прошли 9км 500м, а из 7Б – 9500м. Кто ушёл дальше? Почему?
в) Русалина и Гульназ помогали собирать морковь. Русалина собрала 12кг 700г, а Гульназ – 12700г моркови. Кто собрал больше? Почему? и т. п.
На уроках по данной теме также необходимо выполнять различные упражнения, направленные на закрепления знания таблицы умножения и деления.
В 9 классе при изучении темы – проценты, для лучшего усвоения темы решаем задачи (слайд№12)
1)Эльбрус заработал летом 12500 руб, 10% от этой суммы потратил на кроссовки, остальные отдал маме на хранение. Сколько денег отдал на хранение?
2)Данил положил 5470 руб иуб банк под нение.вки, остальные отдал маме на хранение. в банк под 12% годовых, какую сумму он сможет снять через год?
Таким образом, разработанные коррекционно-развивающие упражнения позволяют школьникам с нарушением интеллекта заметно продвинуться в овладении знаниями, умениями и навыками по той или иной теме. Учащиеся свободно ориентируются в условиях заданий и успешнее выполняют их.
Практика показывает, что при регулярном использовании вышеперечисленных упражнений у детей преодолеваются многие характерные для интеллектуально неполноценных школьников трудности усвоения элементарных математических представлений, например, слабая дифференциация единиц измерения длины, массы, стоимости; незнание соотношений единиц измерения; затруднение преобразований; незнание последовательности действий.