Внеклассное мероприятие «Папа, мама, я — читающая семья»


Литературная игра «Папа, мама, я –
читающая семья»
На доске:
Книга – учитель,
Книга – наставник,
Книга надёжный товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли к нам в школу. Сегодня у нас не совсем обычная встреча. Можете назвать её, как вам нравится – праздник, игра, собрание, ринг – неважно. Главное, что мы с вами нашли возможность встретиться всем вместе. (Слайд 1) Сегодня мы проводим литературную игру «Папа, мама, я – читающая семья».
Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг.
Ведь без книги как без света,
Как без доброго совета.
Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает
Учиться, работать и жить.
Книга всё тебе расскажет,
С ней беседа не наскучит,
Край родной она покажет
И любить тебя научит.
Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. (Слайд 2) Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями, которые откликнулись принять участие в нашей игре. Это семьи:… . Пожалуйста представьтесь.
Некоторые вопросы нашей игры покажутся ребятам сложными. Не переживайте. Во-первых, ответить на них вам помогут взрослые участники игры, а может быть и наоборот: дети будут помогать взрослым; во-вторых, любая игра проводится для того, чтобы вы могли щедро поделиться своими знаниями и чтобы узнать что-то новое.
Оценивать наших участников будет жюри:…
(Слайд 3)
1.Конкурс «Разминка»
Для разминки мы взяли шуточные вопросы.
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом. (Репка).
3. В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)
4.В какой русской народной сказке брат не послушал сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Аленушка и братец Иванушка)
5 Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом. Какие слова он при этом должен был произносить? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил:"Ловись рыбка большая и маленькая.")
6. Назовите имя героя английской народной сказки. Он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Три поросенка, Наф-наф)
7.Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепномозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума (Поп в сказке "Сказка о попе и о работнике его Балде"С первого щелчка
Прыгнул поп до потолка,
Со второго щелчка
Лишился поп языка,
А с третьего щелчка
Вышибло ум у старика.
8. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов. Как ее звали? (Курочка Ряба).
(Слайд 4)
2.Конкурс «Писатели и поэты» (презентация «портреты»)
У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов, а вам нужно будет назвать их фамилии. (Маршак, Михалков, Чуковский, Пушкин, Носов, Крылов, Андерсен, Ш.Перро)
(Слайд 5)
3.Конкурс «Торги или Начинаем с 10 слов».
Сейчас я вам буду по очереди называть слова предложения из сказки. Необходимо отгадать название сказки. Кто быстрее назовёт, тот и победил.
«Его рука вдруг нащупала на дне реки какой-то продолговатый предмет. Волька схватил его и вынырнул у самого берега». (Л.Лагин. «Старик Хотабыч»). «Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, - она была танцовщицей, а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её и не увидел». (Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).
«В сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие, Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец». (Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»). «Чуть только гуси коснулись прибрежной полоски земли, они сразу полезли в воду. На берегу остались только гусь Мартин и Нильс». (С.Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). «Стоит ли волноваться по такому поводу! Так и передай своему папе. Я бы ему это сам сказал, но спешу и поэтому не могу здесь задерживаться. Я должен слетать домой, поглядеть, что там делается». (Астрид Линдгрен «Две повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше»).
«Однажды бедную окраину собрался посетить сам правитель страны, принц Лимон. Придворные ужасно беспокоились, не ударит ли луковый запах в нос его высочеству». (Д.Родари. «Приключения Чиполлино»).(Слайд 6)
4.Конкурс «Собери сказку»
Все команды получат разрезанные иллюстрации к сказкам (пазлы), которые нужно собрать. Кто быстрее соберет. (Слайд 7)
5.Конкурс «Заморочки из мешочка»
В мешочке коконы от киндерсюрпризов с отрывками из произведений. Надо отгадать, кто автор и название произведения.
«-А ещё меня уверяли,- сказал он,- но уж этому я точно поверить не могу, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным». (Ш.Перро. «Кот в сапогах»). «Взял отец левой рукой лошадь под уздцы, а правой достал из лошадиного уха своего сыночка, который и уселся весело на былинку». (Братья Гримм «Мальчик – с - пальчик»).
«Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе». (Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»). «Перед девушкой открывается небольшая поляна, посреди которой жарко пылает высокий костёр. Вокруг костра сидят 12 братьев». (С.Маршак. «12 месяцев»).
«Он зажёг лампу, взял ножницы, клей и обрывки цветной бумаги. Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги. Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зелёные штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку – колпачком, с кисточкой – из старого носка. (А.Толстой. «Золотой ключик»). «Многие из пчёл даже вылетали из гнезда и стали летать вокруг Тучки, когда она запела второй куплет песни. А одна пчела вдруг на минутку присела на нос Тучки и сразу же снова взлетела». (А.Милн. «Вини-Пух и все-все-все»). «...Неужели это он! Глаза у него стали маленькие, как у свиньи, огромный нос свешивался ниже подбородка, а шеи как будто и совсем не было. Голова ушла глубоко в плечи, и он почти совсем не мог ее повернуть, а ростом он был такой же, как и семь лет назад, - совсем маленький». (Карлик Нос из одноименной сказки В. Гауфа.)
(Слайд 8)
6.Конкурс капитанов.
Каждому капитану я предлагаю ответить на 10 вопросов за 30 секунд.
Каждый правильный ответ - 1 очко.
Жюри считает правильные ответы.
I команда.1. Как зовут сестру доктора Айболита? (Варвара)
2. Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (3)
3. Имя папы Буратино. (Папа Карло)
4. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
5. Где смерть Кощея Бессмертного? (На кончике иглы)
6. Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
7. Кто лучший в мире специалист по паровым машинам и большой выдумщик? (Карлсон)
8. Какими словами обычно начинаются народные сказки? (Жили-были)
9. Как звали собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тащить? (Жучка)
10. Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)
2 команда.
1. Как звали кота дяди Федора? (Матроскин)
2. Кто из героев сказок Пушкина жил ровно тридцать лет и три года? (Старик и старуха)
3. Как называется остров в океане, недалеко от царства Салтана? (Буян)
4. Кто из норы крота на ласточке совершил путешествие в теплые края? (Дюймовочка)
5. Кто так говорит: "Спокойствие, только спокойствие!"? (Карлсон)
6. Как звали пса дяди Федора? (Шарик)
7. Как звали "слепого" кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
8. Человечек-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон? (Чиполлино)
9. Как звали сторожевого пса, которого одурачил Чиполлино? (Мастино)
10. Кто из героев шел в Изумрудный город за настоящим сердцем? (Железный дровосек)
3 команда.
1. Кто совершил путешествие в Африку на орле? (доктор Айболит)
2. Как звали собаку Герасима? (Му-му)
3. Гимнаст из романа-сказки Ю.Олеши "Три толстяка" (Тибул)
4. Кто так говорит: "Куплю куртку для папы Карло, куплю новую азбуку" (Буратино)
5. Кто совершил путешествие в фургоне, поднятом ураганом, из Канзаса в Волшебную страну? (Элли)
6. Имя капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
7. Кто из пушкинских сказочных героев ел варёную полбу и спал на соломе? (Балда)
8. Как звали девочку, путешествовавшую по стране Чудес и Зазеркалью? (Алиса)
9. Князь, которого царевна Лебедь обращала в комара, муху, шмеля? (Гвидон)
10. Кто совершил путешествие на чудесном тракторе в д.Простоквашено? (дядя Фёдор)
4 команда.
1. Кому принадлежала Волшебная лампа (Алладину)
2. Кто сказал: «А зачем на свете мёд? Для того чтобы я его ел! По моему так, а не иначе!»? (Винни-Пух)
3. Собака из рассказа А . Чехова (Каштанка)
4. Содержимое страшилки (Солома)
5. Медведь, друг Маугли (Балу)
6. Черепаха,подарившая Буратино золотой ключик (Тортилла)
7. Как называется древнейшая письменность, созданная Кирилом и Мефодием? (Кириллица)
8. Славный защитник Руси - матушки 33 года неподвижно просидевший в избе (Илья - Муромец)
9. Имя старого джинна , которого освободил Волька из кувшина (Старик Хоттабыч)
10. Кто говорит эти слова: "Я ль на свете всех милее , Всех румяней и белее" (Царица - мачеха)
5 команда.
1. Как зовут мальчика, у которого самый лучший друг в мире? (Малыш)
2. Деревянный человечек, которого заманили в страну Дураков?(Буратино)
3. Имя мальчика ,который путешествовал по Швеции с дикими гусями?(Нильс)
4. Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке?(Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок)
5. Как звали песика Элли из сказки "Волшебник изумрудного города"(Тотошка)
6. Какое произведение Пушкина начинается "У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том" (Руслан и Людмила)
7. Кто говорил волшебные слова:"Симсим ,открой дверь!" (Али-Баба)
8. Кто путешествовал на ядре в лагерь турецкого войска? (Барон Мюнхаузен)
9. Герой русской нар.Сказки, путешествовавший на печи? (Емеля)
10. Как зовут крысу старухи Шапокляк? (Лариска)
6 команда.
1. Злодей. Свистел по-соловьиному, кричал по-звериному, шипел по-соловьиному (Соловей-разбойник)
2. Кто поймал необыкновенную щуку (Емеля)
3. Дедушка из стихотворения Некрасова (Мазай)
4. Крокодил, друг Чебурашки (Гена)
5. Обладательница хрустальных башмачков (Золушка)
6. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана (Садко)
7. Сколько братьев было у Элизы из сказки Андерсена "Дикие лебеди" (12)
8. Кто автор строк: "Ай, Моська! Знать она сильна,
Что лает на слона!" (Крылов)
9. Кому принадлежат строки: "По амбару я метен, по сусечкам скребен" (колобок)
10. Кличка собаки семи богатырей (Соколко).
7 команда.
1. Какую песенку пела белочка "при честном, при всём народе"
(Во саду ли в огороде)
2. Оружие железного дровосека (топор)
3. Спутница кота Базилио (лиса Алиса)
4. Прозвище дяди Стёпы (Каланча)
5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи
(к солнцу, месяцу, ветру)
6. В кого превратился людоед из сказки Ш.Перро во 2 раз (мышь)
7. На чём совершил путешествие за мёдом Винни-Пух (на воздушном шаре)
8. Друзья дяди Фёдора (Матроскин, Шарик)
9. В кого превратился гадкий утёнок (в лебедя)
10. На чем совершили путешествие в Зеленый город Незнайка и его друзья? (на воздушном шаре)
(Слайд 9)
7.Конкурс «Домашнее задание»
Каждой команде было предложено сочинить сказку. Давайте послушаем результат вашей домашней работы. (Выступление команд)
Пока жюри подводит итоги мы с вами посмотрим на экран. (Отрывок из сказки)
Слово предоставляется председателю жюри.
Выступление жюри. (Жюри вручает семьям принявшим участие дипломы и памятные подарки)
Мы решили в рамках нашей игры наградить тех детей которые показали лучшие результаты по технике чтения.
Поздравление хорошо читающих детей и детей часто посещающих библиотеку.
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
Пусть много детвора читала,
Пускай тут каждый эрудит,
Чудесных книг ещё не мало
Прочесть вам в жизни предстоит.
Про подвиг, труд и про ученье,
Полёт стремительной мечты,
Про дерзновенное свершенье
И штурм небесной высоты.
Закончен праздник, он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год.