реферат Реферат Повышение скорости чтения. Работа над техникой чтения с элементами скорочтения


center-5000257810Реферат. Повышение скорости чтения. Работа над техникой чтения с элементами скорочтения.
11000065000Реферат. Повышение скорости чтения. Работа над техникой чтения с элементами скорочтения.

19146226300642Выполнила учитель МБОУ СОШ № 149 Демьянюк В.Л.
00Выполнила учитель МБОУ СОШ № 149 Демьянюк В.Л.
-5000398145590006178550Красноярск 2015
4950045000Красноярск 2015
center5900061785501100004500075000566991549000523875000
“Ребенок при чтении произведения должен работать: думать, чувствовать, догадываться, воображать”
(С. Я. Маршак).
Читать учат с детства. В нашей стране давно достигнута всеобщая грамотность. Каждого человека с полным правом можно назвать читателем. Читать у нас любят, читают много.
Почему же все-таки надо учиться читать?
Одно дело - освоить азы грамотности и совсем другое - научиться искусству и мастерству чтения. Мастерство в любом виде деятельности, в том числе и в чтении, - это высший уровень умения, умения, имеющего творческий характер. Знания, логика мысли, воображение и фантазия, умение связно, логически, последовательно и образно рассказывать воспитываются чтением.
Цель моей работы состоит, прежде всего, в том, чтобы выработать у детей активное, творческое отношение к чтению, сформировать у них стремление к постоянному совершенствованию своей читательской деятельности, показать рациональные пути работы с книгой, научить их читать лучше и быстрее:
сформировать у учеников навык правильного и устойчивого чтения.
Исправить самые распространенные ошибки при чтении:
- прерывистое побуквенное или послоговое чтение;
- пропуск или замену букв;
- повтор слов;
- перекручивание или придумывание окончаний.
Обучить учеников скорочтению для расширения объема знаний, умений и навыков и развития памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих возможностей.
В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.
Давно известно: когда человек перестаёт читать, он перестаёт думать. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.
Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир.
Скорость чтения человека должна приблизиться к скорости его речи.
У каждого человека темп чтения строго индивидуален. Чтение обогащает ребят. Расширяется словарь, устанавливаются причинно-следственные связи. Ученик легче справляется с изложениями, сочинениями, составлением предложений. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть в достаточной мере грамотным письмом, не научатся правильно решать задачи.
Мой опыт заслуживает внимания, подскажет, как повысить скорость чтения, улучшить понимание и запоминание читаемого текста, как обогатить словарный запас, развить творческие способности.
Огромная роль в воспитании, образовании, развитие школьников отводится чтению. Чтение - это предмет, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыков правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.
Каждый учитель начальных классов старается обновить содержание обучения и включает в свои уроки элементы современных технологий. Этого требует время.
Научить детей читать - значит подготовить их к самостоятельной работе с текстом произведения, прививать любовь к чтению, помочь ребёнку познать окружающий его мир. Следовательно, овладение навыками чтения, это и средство, и одно из условий общего развития детей.
Процесс чтения очень сложен, поскольку в нём участвуют мышление, речь, восприятие, воображение.
Для повышения техники чтения во 2 классе ставятся такие цели: сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
Темпы чтения вслух 70 слов и выше, про себя - на 10 и более слов быстрее. При серьезном отношении к занятиям по развитию чтения продуктивность чтения можно увеличить в 2-3 раза.
Работа над техникой чтения
Работа над техникой чтения включает в себя:
- работу со слогами, словами, предложениями: от простого к сложному;
- чтение со звуками, помехами; чтение с простукиванием ритма; чтение под счет метронома;
- работа над развитием памяти и воображением;
- основной упор делается на осознание детьми того, что они читают, ибо понимание и осознанность чтения - это главные, ведущие стороны в овладении детьми навыков чтения;
- работа и над выразительным и эмоциональным чтением, соблюдением пауз при знаках препинания.
При чтении у детей возникает ряд проблем.
При чтении текста «про себя» они артикулируют, проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго. Большинство учеников при чтении больше опираются на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
Большинство детей имеет малое поле зрения. Во время чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени.
Как повысить скорость чтения?
Сознательно заставлять детей читать быстрее, даже с дефектами. Постоянно читать с высокой скоростью, пока это не войдет в привычку. Не смущаться, если первое время не все прочитанное будет понятно.
Избавиться от привычки произносить про себя читаемый текст.
Прочертить посредине газетной колонки линию сверху вниз. Глядя только на линию, попытаться прочитать колонку, используя «боковое зрение» с тем, чтобы увидеть дальние края строк.
Пользоваться рукой. Передвигать палец, отчеркивая одну, затем две или три строчки.
Чтобы не допускать движения взгляда вверх по странице, закрывать то, что уже прочитано, листом плотной бумаги, передвигая его вниз страницы по мере прочтения.
Отмечать скорость чтения, думая об увеличении скорости.
Чаще надо проводить выборочное чтение.
Не надо торопить детей при чтении. Нужно учитывать возможности каждого ребёнка.
Нельзя задавать на дом большие тексты. Дома надо читать то, что было отработано на уроках: нельзя переутомлять детей.
Всегда работать творчески: пусть дети высказывают своё мнение о героях, рассказывают о том, как бы они поступили сами.
Со 2 полугодия 1 класса учащиеся должны читать библиотечные книги. С 1 класса все мои ученики ведут читательские дневники, в которых ежедневно фиксируют число прочитанных страниц. Родители своей подписью обязательно должны подтвердить информацию о прочитанном. Регулярно проверяю читательские дневники и выставляю оценки.
Каждый день провожу 5-минутки чтения. У каждого на парте лежит художественная книга с закладкой. И любой урок - будь то чтение, русский язык, математика, труд начинаю с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом делают пометку, до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идёт обычный урок.
Регулярно практикую Жужжащее чтение. Жужжащее чтение - это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса.
Стараюсь чаще проводить конкурсы чтецов и литературные викторины.
Родители должны помогать учителю в развитии техники чтения детей, проверяя осознанность чтения. Для этого дома после прочтения задают детям вопросы по тексту и требуют простых ответов (подробный пересказ не нужен). Прошу родителей читать детям рассказы о жизни животных (Сладкова, Чарушина.) Почему нужно читать о животных? Детям легче описывать животных. Дети с удовольствием рассказывают о прочитанном классу. К тому же, чтение перед сном очень полезно. Дело в том, последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Игры по обучению чтению
1. Помоги слову найти последнюю букву.
Учитель пишет на доске в два столбика начала слов и их последние буквы.
СЛОЗГЛАМ
СТОКГРОН
КРИЛ
ПЛОБ
ГРИВУченик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитает получившееся слово.
2. Слог или слово.
Учитель записывает на доске трёхбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.
Например: САД – МАК - РОТ - СОН - ШУМ - КРО – ЛУЧ - ШКИ – НИТ.
3. Каждому слову - свой слог.
Учитель называет слово, дети определяют первый слог, составляют его или находят в кассе букв соответствующую карточку и показывают её.
4. Поймай выделенное слово.
На доске в столбик написаны 4-5 слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово и находит его среди тех, что размещены за чертой и подчёркивает его или обводит кружочком.
Например:
ЛИСАлипа, лиса, лира, лиса, киса
ЛАКлук, лак, сук, мак, рак, лак
ЛАПАлипа, лапа, папа, лиса
5. Слово или не слово?
Оборудование: слоговые схемы слов, карточки со словарным материалом.
Учитель показывает карточку с написанным на ней словом или бессмысленным наборов слогов. Дети читают материал, представленный на карточке, и либо кричат “Слово”, если на карточке окажется слово, либо кричат “Не слово”, если буквенное сочетание на карточке не является словом.
6. Дежурная буква.
Учитель показывает букву, дети хором читают её. По сигналу учителя все записывают печатными буквами слова, которые начинаются с указанной буквы. Через 2-3 минуты учитель подаёт сигнал о завершении работы. Выигрывает тот, кто больше написал слова на заданную букву.
7. Найди слово.
На доске написаны три столбика слов. Вызванный к доске ученик должен найти в указанном столбике слово, названное учителем.
8. Подбери слова.
Оборудование: карточки слов.
На наборном полотне установлены два столбика слов, в первом - имена существительные, во втором – имена прилагательные. Нужно составить словосочетания из подходящих по смыслу слов.
БантвысокоеРекасинийКнигаглубокая
ДеревоинтереснаяВызванный к доске ученик выставляет очередную пару слов: синий бант, глубокая река, интересная книга, высокое дерево.
9. Что изменилось?
На доске попарно записаны слова, которые отличаются друг от друга порядком слогов или букв (например: кони-кино, сон-нос, липа-пила) или буквенным составом (слон-стон, рак-мак, раки-руки). Вызванный ученик читает пару слов и объясняет, что во втором слове изменилось по сравнению с первым.
10. Найдём ошибку.
Описание игры: на наборном полотне составлены предложения о том, как подают голос животные, но названия действий перепутаны: “Корова лает”, “Собака мяукает”, “Кот кукарекает”, “Петух мычит” и.т.п. вызванный ученик исправляет ошибку в одном предложении. Правильно составленное предложение класс читает хором. Работу по исправлению ошибок продолжает другой ученик.
11. Читатель “молния”.
Описание игры: на доске написаны в столбик 4-5 слов, которые закрыты ширмой. Учитель на 4-5 секунд открывает ширму и снова закрывает её. Учащиеся должны назвать слова прочитанного столбика в той последовательности, в которой они были записаны на доске.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений.
Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
Упражнения для совершенствования техники чтения
1. Звуковая разминка, куда входит работа над артикуляцией:
гласные: А, О, У, Ы, И,Э;
сочетания: А - У, А - О, Ы - И, Э - А, И - О;
согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С;
согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ;
скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат разминкой перед чтением.
2. “Фотоглаз”: за отведённое время ученик должен “сфотографировать” столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нём данное слово.
Например:
урокгород
переменалес
школадорога
книгакрасивыйручкабогатство
учительавтомобиль
обучениеиграть
3. Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
4. Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд ИездЛувр люфт лязг матч мозг
Нерп порт корт пунш РижтФакт финт фунт
Шурф щедр
Акт акр барс болт Вахш винт
Герб горд горн ГОСТ гурт дерн
Зонд зонт корт лифт лярд морж
Пуст путч ринг ромб рост сорт
Фонд форт цинк шарф шест шёлк
5. «Мнимое слово»:
Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
6. Фразы для чтения
Морж мёрз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.
Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.
Он вёл коня, потом въехал во дворец.
Наша съёмка объекта была изъята.
Найди лишнее слово.
Берёза, цветы, одуванчик, осина, опушка, трава, портфель.
Нож, вилка, ложка, тарелка, блюдце, корова, чашка
Использование этого приёма помогает ученикам научиться читать целыми словами.
7. Чтение “Спринт”.
На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе чтения плотно сжимать губы и зубы.
Цель упражнения: тренировка в скорочтении.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.
Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:
1 раз медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;
2 раз повторное прочтение без учителя;
3 раз плавное, слитное чтение слов;
4 раз чтение в темпе разговорной речи;
5, 6, 7 – раз предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;
8, 9, 10 - раз темп чтения доводится до уровня скороговорки.
Отработка дикции
Полезным начать работу с одной скороговорки и на каждом занятии добавлять новую.
От топота копыт пыль по полю летит.
Водовоз вез воду из-под водопада.
Говори, говори, да не заговаривайся.
На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
Наш дуда и туда и сюда.
Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
Поиск заданного слова.
Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.
Тренинг внимания.
Ученик читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать. Расширение поля чтения.
Ученик читает вслух простой, незнакомый текст. Я даю команду закрыть глаза. Ученик с закрытыми глазами проговаривает те слова, которые он успел увидеть до того момента, когда прозвучала команда.
Перевернутый текст.
Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.
Результаты
Из 33 обучающихся 2 класса к концу 2 четверти выполнили норму техники чтения 32 человека (99%).
Читают выше нормы 25 человек (83%), что на 6% больше, чем в I четверти.
  1 класс 2 класс
  1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
норма 25-30 слов 30-40 слов 40-50 слов 50-60 слов
сред.знач.   28 43 54 62 68    
min 11-16 сл. 22-24 сл. 31-37 сл. 34-48 сл. 39-42 сл. 42-56 сл.    
max 69-74 сл. 70-80 сл. 85-90 сл. 88-100 сл. 80-111 сл. 85-118 сл.    
Если проанализировать успеваемость учеников 2 «А» класса, можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце 2 четверти имели скорость чтения в пределах 80-120 слов в минуту. В среднем примерно 90 -95 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 60 до 70 слов в минуту. В среднем это 65 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 40-50 слов в минуту – приблизительно, конечно.
К середине 3 класса буду стараться вывести большую часть детей на уровень 120 слов в минуту.
Буду продолжать сотрудничать с родителями для повышения техники чтения у обучающихся. Во 2-3 классах родители должны читать кроме детских книг еще и статьи из журналов, газет и обсуждать их вместе с детьми.
В 3 классе продолжу работу в этом направлении, буду практиковать и дальше чтение хором, парами, по одному
Выводы
От скорости чтения зависит процесс развития детей. Необходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большинство учеников имели скорость чтения не ниже 110-120 слов в минуту. Но при этом читали осознанно, правильно, выразительно.
Быстро читают обычно те ученики, которые читают много.
В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания учащихся. От этого зависит умственная работоспособность.