Методическое пособие: Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувениров из природного и нетрадиционного материала
-22288598425«Жаснатуралистерстанциясы» КҚМК
Қосымша білім педагогы Смирнова Ю.В.
ГККП «Станция юных натуралистов»
Педагог дополнительного образования Смирнова Ю.В.
«Оқушылардың зейінді шығармашылық қабілеттері барысында табиғи және дәстүрлі емес материалдан кәдесыйлар дайындау»
әдістемелік құрал
«Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувениров из природного и нетрадиционного материала»
методическое пособие
Жас натуралистер станциясының 2015 ж. 12 ақпандағы әдістемелік кеңесінде бекітілген, хаттама № 7
Утверждена на методическом совете станции юных натуралистов
12 февраля 2015 года, протокол № 7
Петропавл қ., 2015ж.
г. Петропавловск, 2015г.
Аннотация
Методическое пособие освещает вопросы изготовленияпредметов ДПИ на занятиях кружка «Цветоводство» станции юннатовг. Петропавловска Северо-Казахстанской области.
Посвещенно изучению возможности использования природного и нетрадиционного материала при изготовлении предметов декора интерьера. Направлено на развитие эстетического чувства, экологического сознания, а так же любви к родному краю, его природе.
Методическое пособие носит, прежде всего, практический характер. Предназначено педагогам дополнительного образования и учителям технологии в качестве пособия по организации практических занятий.
Методическое пособие разработано Смирновой Юлией Владимировной – педагогом дополнительного образования ГККП «Станция юннатов» г. Петропавловска. Контактный телефон:
+7 777 276-48-00
Содержание
Введение4
1.Подходы к понятию творческих способностей и их развития6
1.1. Понятия творчества и творческие способности6
1.2. Компоненты творческих способностей7
2. Развитие творческих способностей детей в процессе изготовления сувениров8
2.1. Значение развития творческих способностей в процессе изготовления сувениров8
2.2. Технология изготовления сувениров10
3. Характеристика основных материалов, используемых в работе13
3.1. Природный материал14
3.2. Нетрадиционный материал16
Заключение19 Используемая и рекомендуемая литература 20Приложения21
Введение
Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,
способностей, наклонностей;
невозможно утверждение самоуважения…
В. А. Сухомлинский
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Поэтому образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека, а именно это является приоритетным направлением в системе дополнительного образования (5).Практика показывает, что для педагога задача развития творческих способностей обучающихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. Нужно для каждого создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения, помогают педагогу определить ту возможную меру включенности обучающихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.
Одним из видов творческой деятельности детей является изготовление сувениров, так как сувенир - это нечто обязательно связанное с мыслями и эмоциями, взаимоотношениями людей и возможность выразить свое «я». В процессе изготовления сувенира нет шаблонов и строгих правил, и ребенок может проявить свою изобретательность, фантазию, вкус в полной мере, при умелом руководстве педагога. Именно творчески работающий педагог может помочь развиться творческому потенциалу ребенка (4).
Творчество - процесс многофункциональный. Оно может формироваться и развиваться в любом виде искусства, работ. В дополнительном образовании широкий простор для развития творческих способностей. Сама функция и цель дополнительного образования – развитие творчества с учетом склонностей и способностей каждого ребенка. Наиболее большой простор для их развития, выхода фантазии и неповторимых идей в декоративно-прикладном искусстве. Произведения декоративно-прикладного искусства многообразны. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую детей, и взрослых (2).
В данном методическом пособии представлен опыт работы по изготовлению сувениров из природного и нетрадиционного материала. Каждый раз, создавая изделие, ребенок вносит что-то новое в узор, эскиз, оформление, создает новые варианты своих произведений, что способствует формированию и развитию творческих способностей детей, учит эмоциональному восприятию окружающего мира, чувству гармонии. Методическое пособие является логическим продолжением многоплановой, обширной программы по декоративно-прикладному творчеству, которая в свою очередь ориентирована на детей среднего школьного возраста и рассчитана на 2 года обучения. Методическое пособие по созданию сувенирной продукции, гармонично вписывается в один из ее разделов второго года обучения: «Работа с природным материалом».
Предлагаемый методический материал позволяет расширить кругозор учащихся и сформировать дополнительные знания по пройденному материалу, как на уроках природоведения и биологии в школе, так и на занятиях в кружке (согласно нашей программе у нас есть темы по заготовке, обработке и хранению растительного материала, а также использованию сухоцветов при составлении различных композиций).
Как и любой вид творчества, работа с природным материалом, способствует развитию мелкой моторики детей (уровень развития мелкой моторики пальцев и координации движений рук - это один из главных показателей интеллектуального развития, готовности ребенка к последующему обучению). Ребенок, который имеет хороший уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно хорошо развиты память и внимание, связная речь.
На сегодняшний день, пособий по изготовлению сувенирной продукции достаточно много, однако, отличительная особенность этого заключается в том, что оно показывает педагогам, как научить детей видеть красоту в окружающем их мире природы. Дети сами учатся садить и ухаживать за растениями, производить их сбор, сушку, учатся консервировать и обрабатывать их различными методами и способами. А затем они узнают, как можно использовать красоту природы в своих работах по декоративно-прикладному творчеству. По сути дела, пособие показывает, как научить ребенка дать новую жизнь уже увядшему растению. К тому же, оно может быть использовано как предмет профориентации и развития предпринимательских качеств ребенка. Не секрет, что именно развитие малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением в программе индустриально-инновационного развития Казахстана на 2015-2019 годы. А сувениры являются завсегдатаями ярмарок и выставок хендмейдеров и охотно раскупаются их посетителями.
Подход к понятию творческих способностей и их развития
1.1 Понятия творчества и творческие способности Проблема развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Для рассмотрения вопроса развития творческих способностей необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности».
Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Они связаны с нашей памятью и их сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения.
Другие поступки (действия) можно назвать творческим. Результатом их является не воспроизведение бывших в опыте впечатлений или действий, а создание новых. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
1.2. Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Человек рождается со способностями, но творчество необходимо целенаправленно развивать.
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
Способность видеть проблему там, где ее не видят другие.
Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретенные при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод о том, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
2.Развитие творческих способностей детейв процессе изготовления сувениров
2.1. Значение развития творческих способностей в процессе изготовления сувениров
Система дополнительного образования является частью системы образования, при этом смысл его заключается в создании условий для интеллектуального, духовного и творческого развития ребенка.
Творчество – это деятельность, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, процесс, в результате которого создается нечто новое. Воспитание творческой личности предполагает развитие у детей направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка. Педагог должен помочь ребенку сохранить уверенность в своей значимости, в интересности своих идей, в том, что самостоятельные пробы и поиски – это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности. Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Творческие занятия не только развивают фантазию, но и дают ребенку множество практических навыков.Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница в конкретном материале творчества, в масштабах достижений и их общественной значимости.
Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно суметь раскрыть их и развить и этому способствуют занятия по изготовлению сувениров.
Педагогически очень важно с малых лет пробудить в детях желание самостоятельно, своими руками сделать что-нибудь красивое и необычное в подарок родителям, своим друзьям к празднику или ко дню рождения.
Таким хорошим подарком может стать сувенир. Понятие «сувенир» определяется как художественное изделие, какой-либо предмет, выполняющий роль напоминания о посещении страны, города, музея, выставки и т.д. Сувенир может напоминать о той или иной личности, например, книга или что-то другое с автографом известного писателя, поэта, музыканта, спортсмена.
К этому значению слова «сувенир» присоединяется и распространенное в быту понятие сувенира как подарка и как материального воплощения сопричастности с определенным событием. Сопричастными могут быть тот, кто дарит, тот, кому дарят, и оба эти человека.
Таким образом, сувенир – это нечто обязательно связанное с мыслями и эмоциями, взаимоотношениями людей. Поэтому при формировании у детей культуры отношения к сувениру очень важно обращать внимание и на то, как отражаются в ситуациях с ним те или иные взаимоотношения людей.
Главное в том, что подарок олицетворяет отношение, он служит средством выразить уважение, внимание или любовь к тому, кому его дарят, а также сопричастность, сопереживание с конкретным событием жизни получателя подарка.
Изготовление сувенира – это возможность выразить свое «Я» в явной адресной форме. Понимание этого побуждает вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность, другие личностные характеристики в изготовленное изделие и «послать сообщение» об этом определенному адресату.
Участие ребенка в изготовлении сувениров, в ситуациях (или церемониале) дарения – это часть социализации, вхождения в обычаи, традиции сообщества семьи, другой социальной группы (причем социализации, имеющей позитивный, гуманистический смысл).
В современных условиях, как известно, далеко не все черты социальной жизни позитивны, и присвоение их подрастающим поколением, т.е. социализация, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых.
Готовясь к возможности одаривать других на основе умений и знаний, приобретаемых при работе с сувениром, ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость другим.
Событие, когда ребенок изготовил своими руками, какую-нибудь поделку, имеет большое значение для семьи: родители рассказывают знакомым, близким, родным о любви к ним, проявляемой в такой эстетически привлекательной форме.
Для педагога в этой ситуации важно то, что изготовление поделки является средством воспитания у детей высокого вкуса, бережного отношения к материалу, из которого изготавливается сувенир, а также стремления учиться делать еще более красивые вещи.
Надо отметить, что подобная работа, способствует не только творческому развитию ребенка, раскрытию его креативных способностей, индивидуальности, но так же в силу используемых методов, приемов и форм обучения (индивидуальная работа, работа в парах, микрогруппах и пр.), воспитывает умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения, быть коммуникабельным, отзывчивым, способствует социальной адаптации.
2.2. Технология изготовления сувениров
При работе с сувениром дети обучаются основным приемам шитья, работы с клеевыми материалами, началам выполнения технического рисунка, работе с лекалом. Обучающиеся осваивают элементы лоскутной техники, аппликации, работу со шнурами, тесьмой, веревкой, лентами, шпатлевкой, лаками, красками, мешковиной, бумагой и пр. Знакомятся с основами цветосочетания, композиции, учатся пользоваться инструментами (иголкой, ножницами, термо-пистолетом, пробойниками, щипцами для люверсов, круглогубцами, крючком, и т.д.).
Кроме этого, важным моментом деятельности является самостоятельный выбор темы работы, видов и способов ее оформления, что способствует развитию творческой личности, помогает выражать самые сокровенные его мысли, чувства и состояния.
При выборе темы, обучающиеся непроизвольно проявляют свои, часто скрытые, интересы, раскрывая себя с самой неожиданной стороны. Несомненным достоинством создания творческой работы является возможность непосредственно наблюдать плоды своего труда, как на промежуточных стадиях работы, так и в окончательном виде.
При создании эскиза рисунка, его выборе развиваются творческие способности, такие как оригинальность, продуктивность. При выборе элементов композиции и их сборке развиваются гибкость в выборе способов обработки, способность усовершенствовать объект, добавляя детали. И самое удивительное то, что обучающиеся, не умеющие рисовать, начинают составлять композиции из отдельных фрагментов, они начинают интуитивно подбирать цветовые гаммы, сочетать различные текстуры и в результате получают неповторимое изделие. Именно здесь и раскрываются творческие способности учащихся, их творческий потенциал.
За время практики при изготовлении сувениров, мы пришли к выводу, что наиболее приемлемой для нас является работа с природным и нетрадиционным материалами. Наиболее частым и приемлемым способом оформления сувениров является аппликация и композиция.
Аппликация является самым распространенным видом деятельности. Она успешно используется при изучении самых разнообразных материалов, помогает ребенку познакомиться с основными понятиями цветоведения и законами композиции.
Так что же такое аппликация? Слово аппликация произошло от латинского прикладывать – это вид декоративно-прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.
Оформление в технике аппликация используется на самых разнообразных материалах. Ими украшают изделия из ткани и кожи, предметы быта и стены домов, одежду, обувь, с успехом используют для оформления интерьера, при изготовлении сувениров.
Классификация видов аппликации:
По используемым материалам:
из бумаги;
из ткани, ниток, веревок, тесьмы;
из природных материалов: листьев, цветов, семян, соломки, веточек, скорлупы, крупы, пуха, перьев, кожи и т. д.; из нетрадиционных материалов: гофр картона, пластиковых упаковок, коробок, флаконов, пробок, проволоки, упаковочной бумаги и др.
По видам:
предметная аппликация (изображает различные отдельные предметы, людей или животных);
сюжетная (выполняется по сказке, песне, рассказу, стихам);
декоративная (орнамент, узор с изображением стилизованных цветов, птиц, животных).
3. По изображению:
плоскостная (все детали аппликации полностью наклеиваются на фон);
объемная (детали не полностью наклеиваются на фон и за счет этого создается объемное изображение).
4. По способам выполнения:
мозаика (изображение состоит из небольших кусочков разного цвета, которые выкладывают в виде нужной композиции);
аппликация обрыванием (детали выполняются обрыванием бумаги).
5. По цветовому решению:
монохромные (выполненные в одном цветовом сочетании);
полихромные (многоцветные).
6. По способам закрепления деталей на фоне:
с помощью клея;
с помощью ручных и машинных швов;
с помощью клеевой паутинки;
Приступая к выполнению аппликации, необходимо вспомнить о композиции, цвете и колорите. Эти знания необходимы при изготовлении любой художественной работы.
Латинский термин композиция означает составление, расположение, сочинение. Поэтому, обозначив тему композиции, необходимо составить эскиз будущей работы, выбрать правильное композиционное решение.
В декоративной работе композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое. От того, удачна композиция или нет, будет зависеть, как воспримет зритель художественное произведение.
Работу над композицией надо начинать с эскиза. Не всегда можно достигнуть хороших результатов с первого рисунка, иногда их надо сделать несколько, выбрав потом лучший.
Говоря о композиции, следует подчеркнуть, что главное в ней – гармоническое единство целого и частей. Важно определить место и форму каждой детали, объединив их общим замыслом. Лучший способ выделить особенности деталей – сопоставить их по принципу контрастов форм и цветов. Рядом с высокой деталью поставить низкую, с округлой – угловатую, использовать противоположные по тону, насыщенности и светлоте цвета. Следует помнить, что самыми яркими и выразительными должны быть главные детали, а слишком маленькие – потеряются на большом листе.
Основной закон композиции – продолжение всех линий должно сходиться в одной точке (центр композиции), тогда будет ощущаться гармония. Линия – одно из выразительных важнейших средств пластических искусств, след движущейся точки. С помощью линий можно задать динамичность композиции, составить схему будущего изделия.
Горизонтальная линия в композиции дает ощущение покоя, вертикальная – ускорения. Наклонные линии, поднимающиеся слева направо и вверх, воздействуют активно, вызывают радость; падающие вниз – создают ощущение печали.
Композиция может быть симметричной и ассиметричной. Залогом целостной композиции являются:
правильное расположение всех частей, их соподчинение друг другу и целому;
четкость, выразительность линий;
простота и легкость композиции;
гармония цветовых сочетаний;
соблюдение масштаба и таких выразительных средств композиции, как пропорции, равновесие, контраст, акцент.
экономное использование основного и вспомогательного материала.
В работе с композицией и аппликацией большое значение имеет выбор фона. Для выбора сочетания фона и цвета крупных основных деталей можно использовать следующую таблицу.
Таблица № 1
Сочетание цвета фона и основных фигур
Цвет фона Цвет основных фигур
Красный Черный, белый, синий, розовый, желтый
Оранжевый Зеленый, коричневый, синий
Желтый Черный, коричневый, красный, синий
Синий Красный, белый, голубой, серый, малиновый, розовый, оранжевый
Голубой Белый, розовый, красный
Коричневый Желтый, салатовый, зеленый, розовый, белый
Черный Салатовый, желтый, розовый, голубой
Характеристика основных материалов, используемых в работе
Как уже было отмечено ранее в классификации – сувениры можно выполнять из различных материалов, однако мы свой выбор остановили на двух из них: природном и нетрадиционном материале.Уникальность этих двух материалов для нас определяется следующим:
доступность (поскольку мы являемся станцией юннатов, то выращивание и заготовка природного материала является неотъемлемой частью нашей работы с детьми. На теоретических и практических занятиях дети изучают способы посадки различных культур, выращивание рассады, ее пикировку, высадку в открытый грунт, ухаживание за ней в течение вегетационного периода. Затем под руководством педагогов производят заготовку сырья, которое будут использовать в своих поделках. Чаще всего это семена, цветы, листья, плоды, веточки и прочие части растений. Далее на занятиях рассматриваются способы обработки, консервации, сушки и хранения сырья. Нетрадиционный материал, такой как гофрокартон, крафт-бумага, обрезки ткани, остатки мешковины, льняного и джутового шпагата, тесьмы, ленты, является частью нашей повседневной жизни);простота использования (не требуют сложных инструментов и оборудование для своей обработки. Все может с лёгкостью перерабатываться в условиях учебных кабинетов);экологичность (материал абсолютно не вреден для здоровья обучающихся).
3.1. Природный материал
Работа с природным материалом сближает ребенка с родной природой – это очень увлекательное и приятное занятие. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные природные формы, развивает наблюдательность, фантазию, дети больше узнают об окружающем их мире. Изделия из природного материала требуют от ребенка ловких действий, способствует развитию согласованности в работе глаза и руки. Совершенствуют координацию движений.
Экспериментируя с выращиванием и использованием различного природного материала на мы пришли к выводу, что наиболее приемлемым для нас в работе являются следующий:
рис.1
13335-3810Статица (кермек, лимониум) (рис.1) –сухоцвет, в наших условиях выращивается рассадным способом в качестве однолетника. Очень неприхотлив. Необычайное разнообразие окрасок соцветий (белые, кремовые, фиолетовые, сиреневые, розовые) позволяет использовать его в различных композициях. На наш взгляд преимуществом этого сухоцвета является так же то, что он имеет мелкие цветки (в диаметре в среднем 5-7 мм), собранные в соцветия, а это в свою очередь очень удобно для создания работ небольшого размера. При правильной сборке и сушке сухоцвет сохраняет свой первоначальный вид не менее 2-х лет.
рис. 2
41910124460Гелихризум (бессмертник) (рис.2) – так же как и статица выращивается у нас рассадным способом. Диаметр цветка приблизительно 3 см. Неприхотлив в выращивании, любит солнечные места, но при использовании в композициях есть один недостаток: если гелихризум собран в стадии зрелости, то спустя непродолжительное время корзинка цветка раскрывается, и сердцевина с семенами выступает наружу, придавая не всегда эстетичный вид цветку. Поэтому рекомендуется срезать цветки для использования в композициях и поделках, когда они еще находятся в состоянии бутона или раскрыты на треть. Хранится в композициях до 3-5 лет, в зависимости от условии.
рис. 3
4191086360Заячий хвост (лагурус) (рис.3) – однолетние злаковое растение, сухоцвет. Рассадный способ выращивания. Для вызревания полноценных колосков, используемых в декоративно-прикладном творчестве, требует хорошую освещенность. Для сушки соцветия срезают вскоре после выколашивания. Свою декоративность высушенные соцветия сохраняют много лет. Единственным недостатком является то, что со временем колоски приобретают желтоватую окраску. Однако, используя пищевые красители, мы с легкостью меняем ее на ту, которая нужна в работе. Окраску производим в течение суток в растворе краски, в которую добавляем в качестве закрепителя небольшое количества уксуса. При окрашивании внимание нужно обратить на то, что первоначальный раствор не должен быть холодным (примерно 60˚С), а растение погружено в него полностью (из-за своей «пушистости» оно очень трудно пропитывается жидкостью и постоянно всплывает на поверхность).
41910154940
рис. 4
Мох или мхи (бриофиты) (рис. 4) – это целая группа многолетних растений. Размеры их колеблется, как правило, от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров. Мхи неприхотливы и им не нужен специальный уход, они могут расти на бедном питательными веществами субстрате (камнях, бетонных сооружениях) и не нуждаются в специальных удобрениях. Специально на станции не выращиваются, но являются наилюбимейшим материалом для поделок. Мхи, как правило, мы заготавливаем в летний и осенний период в лесных массивах. Лучшим для использования в декоративно-прикладном творчестве, произрастающим в нашей местности, является кукушкин лен. Собирать его стоит, снимая пластами с субстрата, желательно не нарушая целостность природной композиции. Как правило, это поверхности больших камней, нижняя стволовая часть деревьев. Сушить его стоит, как и любое растительное сырье в темных, хорошо проветриваемых помещениях. В отличие от цветковых растении, которые сушат небольшими пучками в подвешенном состоянии, мох следует сушить на стеллажах или полках, разложенным тонким слоем. Неудобством в использовании мха является тот факт, что, как и любое растительное сырье, со временем, он теряет былую окраску. Но в отличие от других растений ее очень легко восстановить, даже на готовых работах. Для этого мы используем насыщенный раствор зеленой краски, которым с помощью кисти пропитываем мох. Из-за своей гигроскопичности он хорошо распределяет раствор внутри себя, не деформируя саму работу. Краску стоит использовать нескольких тонов, чтобы добиться эффекта естественности.
рис. 5
Эхиноцистис (бешеный огурец) (рис. 5) – однолетние травянистое растение. Сеется ранней весной в открытый грунт. Имеет лазающие разветвленные стебли длинной до 6 метров. Наиболее ценным материалом для нас являются его плоды и семена. Семена, как и у всех тыквенных имеют достаточно большой размер и характерную для них форму. Длина семени до 1,5 см. Окрас от бледно коричневого до почти черного цвета в зависимости от степени зрелости плода. В плодах наиболее ценной является скелетизированная «коробочка», которую мы получаем, закладывая тыквины на зиму под слой снега. Весной материал собирается, промывается, просушивается и в таком виде он готов к использованию.
Помимо представленного материала мы пользуемся так же: семенами тыквы, хурмы, различных видов перца, чечевицы, кофе, гречки, лука, берестой, оберточными листьями кукурузных початков, веточками девичьего винограда и других пород деревьев и кустарников, а так же камышом, пшеницей, просом и пр.Нетрадиционный материал
Нетрадиционный материал совершенствует у детей пространственные представления, их умение видеть в окружающих предметах те или иные объемные геометрические формы. Представлять взаимное расположение деталей их положение в пространстве.
Работая с этими материалами, мы также воспитываем у детей бережное и рациональное отношению к окружающей среде.
К наиболее часто используемым нами нетрадиционным материалам относятся: гофрокартон, крафт-бумага, газеты, журналы, тетра-пакеты, обрезки текстильного сырья, пластик, акриловая шпатлевка по дереву. Остановимся на характеристики некоторых из них.
рис. 1
1333567310Гофрокартон (рис. 1) – используемый в промышленности упаковочный материал, отличающийся не только малым весом и дешевизной, но и высокими физическими параметрами. Является одним из наиболее распространённых материалов в мире для использования в качестве упаковки. Особенностью производства гофрокартона является возможность использовать бумагу и картон, полученные из макулатуры, что положительно с точки зрения экономии ресурсов и защиты окружающей среды. Недостатком гофрокартона является его низкая влагостойкость. Данный материал наиболее приемлем для нас, потому как является доступным (коробки из него можно приобрести в любом магазине города) и легок для моделирования. Из него, как правило, изготавливается основа для будущих поделок, либо вырезаются какие-то элементы декора.
рис. 2
13335111125Крафт-бумага (рис. 2) – высокопрочная оберточная бумага из слабопроваренной длинноволокнистой сульфатной целлюлозы. Используется для упаковочных целей, а также изготовления бумажных изделий, обязанных быть прочными и износостойкими — гофрокартона, крафт-мешков, пакетов, конвертов, бумажных шпагатов и т.п. Обычно крафт-бумага производится коричневого цвета, однако может быть и отбеленной. До недавнего времени она была легкодоступным для нас сырьем, поскольку являлась упаковкой посылок печатной продукции, которую доставляют к нам на станцию. Достаточно прочная для того, чтобы ей обклеивать какие-то детали изделий и саму ее использовать для получения, к примеру, гофры, конвертов, лент для изготовления и плетения коробок и пр.
рис. 3
38106350Акриловая шпатлевка по дереву (рис. 3) – мы так же относим ее к нетрадиционным материалам, часто используемым нами, хотя она является в большей степени строительным материалом нежели тем, которым используют в творчестве. Однако некоторые ее свойства делают ее просто незаменимой для нас. При нанесении на поверхность работы она дает достаточно прочный, водостойкий быстросохнущий слой и к тому же ей можно придать желаемую текстуру.
Это далеко не полный перечь материалов, который мы используем для своих работ, тем не менее, он создает примерный образ того направления в котором мы работам. Примеры работ, выполненных из природных и нетрадиционных материалов, приведены в Приложении 1.
С техникой работы с природным и нетрадиционным материалами можно ознакомиться в Приложении 2. В нем представлен подробный сценарии мастер-класса по изготовлению сувениров «Магниты на холодильник». Приложение 3 демонстрирует, как педагогом организуется работа детей по изготовлению сувенирных магнитов, а затем участие детей с этими сувенирами в выставках и ярмарках.
В качестве доказательства того, что работа с природным и нетрадиционным материалом способствует творческому развитию учащихся, в Приложении 4 приведен график, отображающий по годам рост количества призовых мест на общегородских, областных, республиканских и международных выставках и конкурсах, а в Приложении 5 - дипломы, грамоты и сертификаты достижений учащихся.
Заключение
Детское творчество – это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня. Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения и накопления опыта поколений, дети способны освоить этот опыт и привнести в него свое творчество, свои идеи, и представленный материал способствует этому прогрессу.
Используемая и рекомендуемая литература
Акинина Г.С. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе изготовления сувенира // Методическое пособие. Тайга, 2014 г.
Лахман, Т. Н. Изделия из старой кожи [Текст] // Школа и производство. – 2002. - №8. – С. 48.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"/ М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 144 с. : ил. - (Изобразительное искусcтво).
«Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Иинструктивно-методическое письмо [Текст]. Астана, 2014г.
Пантелеева, Р., Гайнулина, В. Изготовление сувениров, как возможность выразить свое «Я» [Текст] // Воспитание школьников. – 2004. - №4. – С. 27-32.
http://www.kgasu.ru/sved/structure/ieus/ef/keps/4272/http://marrietta.ru/post292400989/?updhttp://nashydetky.com/razvitie-rebenka-2/chto-i-dlya-chego-razvivaet-melkuyu-motorikuhttp://russianpoetry.ru/blogs/dyhanie-oseni/kraski-oseni.htmlПриложения
Приложение 1
Работы, детей, обучающихся в кружке «Цветоводство, выполненные с использованием природного и нетрадиционного материала
1213485101600
Фото 1
Панно «Сказочная поляна», выполнила Бегишева Виктория
1746250266065
Фото 2
Шкатулка-сувенир «Сказочный домик», выполнила Гомонова Татьяна
Фото 3
Панно «Рождественские ясли», выполнила Шайкенова Мадина
1575435158750
Фото 4
Сувенир «Мельница», выполнила Скакун Екатерина
Приложение 2
Сценарий мастер-класса по изготовлению сувениров из
природного и нетрадиционного материала
«Магниты на холодильник»
А теперь немного лирики и практики.
Вот и осень наступила. Пора сбора урожая овощных и плодовых культур, семян цветов и зимних заготовок, а также время - подводить итогисделанному за короткий летний период. Еще так много хочется успеть до зимних стуж, но так мало тепла нам остается. Самое же главное, во всей этой кутерьме – не упустить время, остановиться на миг – другой и полюбоваться неповторимой красотой природы.
Сколько красок у осени разных -Алых, пурпурных и золотых,И красуются яркие клёныВ разноцветных нарядах своих.Золотою монистой берёзаУкрашает белую грудь,А осинки зарделись румянцемИ дрожат, стоит ветру вздохнуть.И в коралловых бусах рябиныВ хороводе весёлом стоят,Поправляют оборки и фижмы,Как к лицу им осенний наряд!Серым цветом раскрашены тучи,И прозрачные струи дождяСлёзы льют в почерневшие лужи,И окрашена бурым трава.И осколки лазурного небаСреди туч улыбаются мне.Самый лучший художник – природа,Создаёт красоту на Земле!
Елена ПархомчукПоскольку у меня и моих учеников есть любимая тема – декоративных магнитов и небольшое количество летнее-осенних заготовок материала, нас не очень долго мучил вопрос, о том, как, хотя бы в малом – сохранить кусочек этой красоты и по возможности – поделиться им с другими.
И так, приступим!
Начнем с изготовления заготовки для будущего магнита.
Нам понадобились:
-38109525
гофрокартон;
крафт-бумага;
канцелярский клей ПВА;
акриловая художественная краска двух цветов: белая и коричневая (у нас белила титановые и жженая умбра);
кисточки: щетина № 14 плоская и белка № 4;
термо-пистолет для декоративно-прикладного творчества;
шпатлевка водно-дисперсионная акриловая по дереву;
лак акриловый (у нас пропиточный антисептический для наружных и внутренних работ);
магнит (у нас школьный, со сломанным корпусом).
А теперь сама последовательность изготовления.
С Интернета распечатали контур груши с листочком:
Обвели и вырезали из гофрокартона две детальки от будущего магнита:
20059653810
Следующий этап – склеили детали между собой в «двухслойный пирог». Это необходимо для придания объема композиции:
43815113665
Затем обрисовалиполучившуюся заготовку на крафт-бумаге:
2198370195580-47625174625
Вырезали нашу грушу из крафт-бумаги с отступом от линии обрисовки примерно на 1,5 – 2 см:
-83820122555
-207010889000Сделали насечки ножницами от края к центру по всему периметру с расстоянием между собой примерно в 5-7 мм:
121920222885
Промазали внутреннюю часть клеем ПВА и приклеили на нее заготовку из картона:
-3810121285
3749040700405Следующим шагом было подклеивание разрезанных концов крафт-бумаги на картонную заготовку груши:
-660401498601813560267970На этом этапе изготовление заготовки самой груши практически закончено, осталось только подрезать верхнююполосочку крафт-бумаги, чтобы в дальнейшем удобнее было приклеивать черешок с листочком. Дали высохнуть клею ПВА.
Для изготовления черешка с листочком нам понадобилось 2 одинаковых листочка крафт-бумаги и 2 отрезка бумажного шпагата длиной 5 и 10 см соответственно:
2220595-7239036830-72390
Последовательность выполнения действий показана на следующих фото.
Изготовление заготовки под листочек:
273431070485-22352085090
271780084455-23812596520
После полного высыхания заготовки приступили к изготовлению собственно самого листочка:
2684780-9525-81915-67310
2596515374650-263525288925
Изготовление черешка:
2600325340360-203200323850
278193546355-21463073025
А теперь совместили:
2757170276225-217170269240
-167005335280
Следующим шагом было присоединение лепесточка с черешком к груше. Последовательность действий была такова: вначале шилом проделали отверстие в груше под черешок:
159512080010-23558574930
Залили в него клей из термо-пистолета и вставили черешок с лепесточком:
1652905162560-227330146685
Теперь приступили к декору боковой поверхности и листочка груши. Мы решили это сделать в технике сухой кисти двумя красками: в самом начале коричневой – цвета жженная умбра, а затем поверх белой – титановые белила. Весь процесс показан на следующей серии снимков:
2505710206375-259715207010
246316547625-21336047625
2501265224155
-1670057620
247269046990-25844543815
Очень важен следующий этап, когда необходимо на свободную лицевую поверхность заготовки нанести фигурно слой акриловой шпатлевки по дереву:
2696210685808128073660
31051588900
Дали шпатлевке высохнуть в течение часа – полутора, а затем покрыли ее слоем белой акриловой краски. И вновь дали заготовке просохнуть.
60960-454025
Осталось с обратной стороны прикрепить магнит (на термо-клей) и приступить к декору:
2044702032003134360200660
180340201930
Декорируя заготовку,мы учитывали несколько общих правил:
Любая, созданная нами композиция должна производить эмоциональное воздействие.
Композиция должна быть равновесной (различные формы, которые мы хотим разместить на плоскости основы, должны быть уравновешены, т. е. расположены так, чтобы не возникало чувство неудобства, желание что-то сдвинуть, изменить размер некоторых мотивов, каждая формадолжна находиться в состоянии устойчивого равновесия по отношению к другим формам, а весь набор форм — по отношению к основе).
При создании композиции учитывали принцип доминанты: внимание можно сосредоточить на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятии остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работает на него. Возможно также виденье композиции в целом, без выделения отдельного предмета, при этом отдельные детали подчиняются целому, утрачивают свою самостоятельность. В такой композиции нет ни главного, ни второстепенного – это единый ансамбль.
А теперь наш замысел... Нам очень хотелось подчеркнуть красоту природы. Поэтому родилась идея создать коллекцию, которая будет называться: «Времена года».
-175260773430Итак, наши заготовки для декора:
2196465410845
-137160322643521964653810-118110-5715
Все работы по декорированию мы производили на термо-пистолет.
И вот, наконец, наш результат:
471106523812530727652406651367790235585-327660245745
Осталось только все покрыть акриловым лаком, чтобы придать композициям блеск и дополнительную прочность.
-25019029845
Приложение 3
Фотоотчет об изготовлении сувенирных магнитов и использовании их на конкурсах, выставках,благотворительной ярмарке
1051560168275
Фото 1
Выставка к Международному дню защиты детей, 2014 г.,
ул. Конституции Казахстана
1051560252095
Фото 2
Благотворительная акция «Белый цветок», июнь 2014 г.
ул. Конституции Казахстана
1261110175260
Фото 3
Областной музей изобразительных искусств,
выставка «Пасхальная радость», 2014 г.
313753568580-39624068580Фото 4Фото 5
Фото 4,5. Мастер-класс в школе-лицее «Дарын», 2014 г.
«Магниты из природного материала своими руками».
Приложение 4
165735714375Мониторинг дипломов и сертификатов учащихся, посещающих кружок «Цветоводство» за период 2011-2015 гг.
Рис. 1
Приложение 5
Достижения учащихся
709295238125
21945602501265319659022796534925273177040678102960370320421047656753860804851400