Сетевое взаимодействие образовательных учреждений на примере МБОУ г.Астрахани СОШ №32 как фактор, влияющий на развитие творческих способностей обучающихся
Фокин Денис Юрьевич
Учитель информатики МБОУ г. Астрахани «СОШ №32»
Е-mail: denisfokin2@gmail.com
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений на примере МБОУ г. Астрахани «СОШ №32» как фактор, влияющий на развитие творческих способностей обучающихся
«От того как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»
/В.А.Сухомлинский/
По определению Н.С. Бугровой, сетевое взаимодействие - это новая культура совместной деятельности, предполагающая готовность к партнерству при сохранении своей уникальности, невоспроизводимости стержневых профессиональных компетенций, направленная на взаимовыгодность и реальный экономический и социальный эффект от сотрудничества заинтересованных сторон [1].
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок и идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом [2].
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений представляет собой их совместную деятельность, которая обеспечивает возможность обучающемуся осваивать образовательную программу с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений. Для сетевого взаимодействия как вида совместной деятельности характерны признаки высокого уровня культуры отношений, которые выражены в следующих принципах: доверие между партнерами, общие цели и ценности, добровольность и долговременность партнерских отношений, а также признание взаимной ответственности субъектов взаимодействия за результат их совместной деятельности. В сетевом взаимодействии субъекты могут преследовать разные интересы, однако каждый из них заинтересован в партнерских отношениях (синергетический эффект).
На современном этапе принцип сетевого взаимодействия позволяет обеспечить максимальное использование ресурсного потенциала субъектов образования и создание консолидированной базы интеллектуальных ресурсов. Создание сетевого объединения позволяет интегрировать уникальный опыт, возможности и знания участников, объединяющихся в сеть для того, что не может быть выполнено каждым из партнеров в отдельности. [3].
Актуальность реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений подтверждается в статье 15 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации», стандартами ФГОС второго поколения и профессиональным стандартом педагога.
Начиная с 2010 года, МБОУ г. Астрахани «СОШ №32» является активным участником сетевого взаимодействия образовательных учреждений, принимая участие в различных сетевых проектах разного уровня: ГлобалЛаб, INTEL «Путь к успеху», региональный школьный технопарк и многих других.
В ГлобалЛаб наша школа принимает участие уже около 5 лет (в основном по естественно-научному направлению). Значение данного проекта для развития творческих способностей детей велико. Дети, постигая основы исследовательской работы, привыкают к такой форме обучения, в которой они играют активную роль, перестают быть объектом, получающим готовое задание, и становятся непосредственными участниками конструирования знания, т.е. фактически становятся юными учеными-исследователями, которые сами создают свои проекты. После участия в этом проекте многие ребята, основываясь на своих исследованиях, выбрали себе профессию, которой они хотят в будущем заниматься, т.е. сформировали свои жизненные приоритеты.
INTEL «Путь к успеху» как проект имеет важную роль для развития информационной грамотности детей. Он имел массовое развитие в основном в 2006-2013 годах, сейчас он используется на начальной стадии обучения детей основам компьютерной грамотности. Наша школа принимала участие в этом проекте в период с 2009 по 2013 год. За это время ребята, участвовавшие в проекте, не только научились работать с компьютерными программами, но и смогли сформироваться как целеустремленные личности способные работать как соло, так и в команде.
Региональный школьный технопарк проводит ежегодные проекты, в которых по различным направлениям участвуют дети разного возраста. Наша школа вот уже несколько лет принимает участие в проектах по направлениям: микроэлектроника, программирование и робототехника, формируя команды участников 5-10 классов. Благодаря поддержке со стороны опытных преподавателей как школы, так и технопарка, наличию доступа к новейшему оборудованию, дети получают возможность воплощения собственных идей на практике, что позволяет развить у детей интерес к этим направлениям информатики и желание дальше заниматься выбранным любимым делом.
В настоящее время школа находится в тесной взаимосвязи не только с образовательными, но и с культурными, спортивными и военизированными учреждениями (см. рис. 1). Данная модель предполагает активное участие всех участников социального партнерства: педагогов, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения и т.д.
Основными принципами сотрудничества являются:
Установление интересов каждого из партнеров.
Совместное формирование целей и задач деятельности.
Осознание своей роли, статуса в обществе, оценка своих возможностей по решению проблем.
Выработка четких правил действий в процессе сотрудничества.
Значимость социального партнерства для каждой из сторон.
Благодаря взаимодействию с учреждениями культуры, в детях воспитываются эстетические чувства, многие ребята активно увлекаются, в том числе и на профессиональном уровне, рисованием как красками на холсте, так и на компьютере в специализированных программах, активно участвуют в разнообразных конкурсах по рисованию, лепке и вязанию, ряд учащихся получает дополнительное образование в художественной школе. Часть ребят активно увлечена музыкальной культурой. Среди наших учеников и выпускников, есть ребята, обучающиеся в музыкальных школах, создавшие свои группы или поющие сольно.
Благодаря взаимодействию с спортивными школами, многие ребята всерьез увлеклись различными видами спорта. Среди них нередки уже победители всевозможных спортивных соревнований как личных, так и командных. Некоторые ребята уже имеют взрослые разряды по выбранным ими видам спорта (гребля, художественная гимнастика, бокс, дзюдо и т.д.) и планируют продолжать спортивную карьеру и после окончания школы.
В школе регулярно проводятся мероприятия, посвященные правилам дорожного движения (ПДД), безопасности на дороге, для родителей и учеников регулярно проводятся консультации и собеседования с сотрудниками прокуратуры, полиции и наркодиспансера.
Рисунок 1. Модель сетевого взаимодействия МБОУ г. Астрахани «СОШ №32»
В результате сотрудничества школы с социальными партнерами созданы условия повышающие культуру и творческую активность всех участников социального партнерства
Список использованной литературы:
Бугрова Н.С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. на соискание уч. степени канд.пед.наук. [Электронный ресурс] - Омск, 2009 - 178 с. http://www.dissercat.com/content/setevoe-vzaimodeistvie-v-sisteme-povysheniya-kvalifikatsii-pedagogicheskikh-kadrov
Доклад «Сетевое взаимодействие инновационных образовательных учреждений» [Электронный ресурс]. – http://wiki.soiro.ru/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4_%22%D0%A1%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%83%D1%87%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%22 .
Женина В.С. Сетевое взаимодействие вузов как инновационный тип отношений образовательных учреждений [Электронный ресурс] – http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/97-conference-internet-2014-april/part4/728-4-6