Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления образовательным учреждением
Ершова Наталья Олеговна,
заместитель директора по УР
МБОУ СОШ №20
г. Минеральные Воды Ставропольского края
Мониторинг эффективности образовательного процесса как ресурс управления образовательным учреждением
Уважаемые коллеги, общеобразовательная школа сегодня многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач, первостепенной из которых является задача достижения нового, современного качества образования.
Сегодняшней России нужен новый человек – человек-лидер. Поэтому школа должна стать таким социокультурным пространством, где возможно воспитание лидера, а качество образования является приоритетом управленческой деятельности администрации школы.
Каждому образовательному учреждению интересна и значима оценка со стороны, отводимая ему внешними потребителями. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, самостоятельно и объективно оценивать качество образования, предоставляемое учебным заведением, а во-вторых – управлять изменением этого качества.
Для эффективного управления, принятия обоснованных решений необходимо обладать надежной и достоверной информацией о ходе образовательного процесса в школе, что возможно при осуществлении мониторинга.
В связи с этим создание системы педагогического мониторинга с целью изучения результативности образовательно-воспитательного процесса становится важнейшей задачей управленческой деятельности каждой школы, в том числе и нашей.
Создавая мониторинг своей школы, мы постепенно формировали представление о его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности, рассматривали его как механизм отслеживания и контроля за качеством образования.
Основным объектом мониторинга в школе является педагогическая система, которую условно можно разбить на блоки. Кроме того в качестве объекта может выступать социум и родители.
Организация и проведение мониторинга регламентируется в нашей школе Положением о мониторинге качества образования.
Мы работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности:
1. Уровня успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся2. Организации процесса обучения (посещаемость учебных занятий,
использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися и др.)
3. Уровня воспитанности учащихся.
4. Уровня работы по сохранению здоровья детей.
5. Уровня профессионального мастерства педагогов.
Эти данные используются при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.
Кредо нашей школы - «Дать возможность каждому ребенку развиваться в соответствии с собственной скоростью…». Поэтому очень важным становится мониторинг, направленный на развитие личности учащихся, в частности, успешности их достижений. Анализ основных показателей школы за последние 3 года наглядно показывает положительную динамику качества образования:
Учебный год % качества % обученности
2013-2014 43,2 99,5
2014-2015 45,7 99,6
2015-2016 49,9 99,8
Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.
Изучение результативности обучения «резерва» учащихся с одной тройкой или одной четверкой показало, что педагоги школы недостаточно внимания уделяют реализации принципов личностно-ориентированного подхода. Поэтому администрацией школы были запланированы и проведены тематический контроль по предметам, методический семинар. В результате в этом году % таких уч-ся стал ниже.
Наряду с использованием педагогического мониторинга в режиме «учитель-ученик» «учитель-учитель», важным звеном является работа «заместитель директора – учитель», целью которого является совершенствование учебно-воспитательного процесса. При этом осуществляется совместная аналитическая деятельность, отслеживаются закономерности обученности учащихся различных групп: когда и почему наблюдаются «спады» и «взлеты». Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, совещаниях при директоре, зам. директора, ШМО, родительских собраниях, классных часах.
Проведение данного мониторинга позволяет создавать ситуацию успеха, добиваться того, что и учитель, и ученик изменяются, взаимодействуют и вместе участвуют в обновлении школьной жизни, при этом их сотрудничество становится более осмысленным и эффективным.
Мониторинг посещаемости учащимися учебных занятий позволяет нам получать актуальную информацию об учащихся, допускающих пропуски занятий без уважительной причины. Данный контроль осуществляется нами ежедневно с опорой на информацию, предоставляемую классными руководителями. В зону внимания попадают учащиеся, пропустившие 3 и более дня без уважительной причины. Мы выясняем причины пропусков, принимаем управленческие решенияв зависимости от каждого конкретного случая. В результате такого мониторинга за последние несколько лет в школе отсутствует отсев учащихся, школа работает без неуспевающих учащихся.
Одним из основных показателей работы школы являются результаты ГИА, которые имеют огромное значение как для педагогического коллектива, так и для самих учащихся. Проводя мониторинг результатов ЕГЭ, администрация школы большое внимание уделяет работе педагогического коллектива в этом направлении.Если результаты ЕГЭ по русскому языку достаточно неплохие, то анализ результатов ЕГЭ по другим предметам показал более низкий результат в сравнении с годовой отметкой, что заставило нас внести существенные коррективы по всем направлениям педагогической деятельности: учитель – ученик –родители. С педагогическим коллективом работа ведется через педагогический совет, методический совет, ШМО, на которых анализируются результаты итоговой аттестации за предыдущий период, рассматриваются вопросы качества образования, а также вопросы, связанные непосредственно с проведением ЕГЭ.Учителя-предметники отслеживают успехи выпускников не только по классам, но и ведут учет знаний каждого ученика, анализируют ошибки, дают рекомендации по ликвидации пробелов. Педагоги школы активно принимают участие в различных семинарах по вопросам подготовки и проведения ГИА, делятся опытом работы. В итоге в прослеживается положительная динамика по результатам сдачи ЕГЭ.
Одно из приоритетных направлений работы школы – работа по созданию условий для работы с одаренными и высокомотивированными учащимися.
Школой накоплен достаточный опыт по данному направлению: создан банк данных учащихся, проявляющих способности в разных сферах деятельности, работает научное общество, ежегодно мы проводим «День науки и творчества» с целью показать школьникам значимость научных знаний.Учащиеся принимают активное участие в различных олимпиадах и конкурсах, в том числе дистанционных. Школа всегда в числе 5 лучших школ города и района по результатам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, среди наших учащихся есть не только участники, но и призеры краевого этапа. И если еще несколько лет назад работа с одаренными детьми заключалась в основном проведением только предметной олимпиады, то сегодня наши учащиеся – победители и призеры таких многопредметных олимпиад, как «Молодежный чемпионат», «Олимпус», «Пегас», «Золотое руно», «Британский бульдог», предметных олимпиад центра поддержки талантливой молодежи идругих. И самое главное то, что, получив колоссальный опыт участия в подобных олимпиадах, наши выпускники продолжают радовать нас и дальше: Валуйский Михаил – выпускник 2009г, участник краевого этапа олимпиады по информатике, сегодня студент Южного Федерального университета, в 2013г. стал победителем форума информационных технологий в г.Тольятти (ATI-технологии) и победителем летней практики для молодых лидеров, проводимой Амеиркано-Российским фондом развития экономики (его бизнес-проект выполнен в 3D панораме), Конев Роман, выпускник 2010г., призер краевого этапа по физической культуре в 2010г, в этом году стал чемпионом России по пожарно-прикладному спорту.Мы помогаем нашим детям раскрыть свои таланты. Среди наших выпускников – артисты, большинство – студенты элитных вузов страны, победительница международного конкурса красоты для детей младшего возраста «Маленькая мисс мира-2008», победитель международного фестиваля «Короли сцены - 2011», дипломант всероссийского поэтического конкурса имени Н.Рубцова для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В этом учебном году под руководством Машуковой С.А старшеклассники стали лауреатами краевого конкурса «Кавказ – наш общий дом». Этот список можно было бы продолжить еще и еще, и мы надеемся, что это только начало, большие победы у наших учеников еще впереди.
Конечно же, все эти достижения школьников не возможны без учителя. Руководство профессиональным ростом педагогов, забота о повышении их профессионального мастерства, своевременное оказание грамотной методической помощи каждому педагогу – одна из ведущих управленческих проблем в школе.Поэтому научно-методическую работу мы нацелили на повышение профессионального мастерства и успешную самореализацию педагогов.
В соответствии с решением педагогического совета по теме «Компетентностный подход в образовании» методическим советом школы были разработаны и внедрены диагностики по определению уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов. Проведение мониторинга условий достижения образовательных результатов используется нами для того, чтобы накапливать не "досье недостатков" учителя, а "досье успехов", способствовать распределению направлений и перспектив профессионального роста.
Наблюдение, анкетирование и собеседования, проводимые в ходе мониторинга, позволяют выявить "слабые места" отдельных учителей. В зависимости от этого они проходят курсы повышения квалификации определенной направленности, в том числе и по инклюзивному образованию. В этом учебном году успешно апробировано дистанционное обучение для 6 школьников.
Не лишним будет сказать, что наша школа является опорной по вопросам методической работы. Учителя принимают участие в методических семинарах не только муниципального уровня, но и краевого фестиваля педагогического мастерства «Талант» в г.Невинномысске 10 участников, фестиваля педагогических идей г.Лермонтове – 9 участников). А в 2012 году наша школа стала инициатором проведения муниципального фестиваля педагогических идей, в работе которого за 4 года приняли участие более 100 педагогических работников школ города и района, из них 27 педагогов нашей школы. Работа в этом направлении будет продолжена.
Для профессионального роста педагогов, развития творчества учащихсяследует создать необходимые условия.
В частности, особую значимость для этого имеет мониторинг материально-технического и методического обеспечения образовательного процесса (уровень обеспеченности учащихся учебниками, оснащение учебных кабинетов техническими средствами обучения, учебным оборудованием, оснащение библиотеки программной, справочной и энциклопедической литературой).
Учащимся и педагогам школы обеспечен доступ к информационным ресурсам школы, работает медиатека, насчитывающая порядка 300 дисков, есть доступ в сеть Интернет.
13 кабинетов начальной школы и 12 кабинетов средней и старшей школ оснащены АРМ-учителя. В рамках модернизации получены кабинеты химии, биологии, физики, планируется расширение локальной школьной сети, как следствие, модернизация системы мониторинга.
Поскольку школа выполняет социальный заказ, ежегодно в сентябре проводится анкетирование учащихся и родителей на предмет востребованности дополнительного образования в школе. На базе школы работают 34 кружка различной направленности. Большинство учащихся 10-х-11-х классов и их родители высказали пожелание увеличить количество часов по отдельным предметам с целью повышения качества подготовки к ЕГЭ. В связи с этим учителями школы были разработаны и утверждены авторские программы по математике, физике, химии истории, английскому языку, которые включены в учебный план школы.
Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Точнее сказать, мониторинг является одним из основных инструментов способствующих эффективности управления школой.