Проблемно — ориентированный анализ работы методического объединения учителей начальных классов МБОУ гимназии №79 г. Ульяновска в 2015/2016 учебном году.
Проблемно-ориентированный анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2015/2016 учебный год
Формирование
требований социального заказа Фактические результаты
Положительные результаты
Недостаточные результаты
В гимназии должен быть сформирован высокий уровень профессионального мастерства
педагогов.
Анализ кадрового состава учителей начальных классов показал, что 9 учителей имеют высшее образование, 1 учитель средне – специальное образование, из них 7 имеют высшую квалификационную категорию: Подложнюк Н.В., Лёвкина О.И., Зайцева А.В., Корнилова Г.В., Матюхина Н.В., Чабанова Т.А., Чекуряева Г.Н., первую квалификационную категорию – Джорджевич Л.П., 2 учителя – разряд Васянина К.О., Пивненко О.В.
Педагогический стаж от 23 до 35 лет, средний возраст педагогов МО – 49 лет.
Имеют награды следующие учителя: Лёвкина О.И. – Отличник образования РФ, Зайцева А.В., Подложнюк Н.В. – почётные работники ОО РФ, Чабанова Т.А. - Почётная грамота МО РФ, Матюхина Н.В., Чекуряева Г.Н. грамоты Управления образования мэрии г. Ульяновска. Всё это свидетельствует о высоком уровне профессионального мастерства членов МО учителей начальных классов. Имеют разряд Васянина К.О., Пивненко О.В.
В гимназии должна вестись работа по усовершенствованию педагогического мастерства: изучение и внедрение передового педагогического опыта, повышение квалификации в УИПК ПРО и других курсах, участие в семинарах, конференциях и других формах методической работы на уровне школы, города, области.
В МО велась работа по усовершенствованию педагогического мастерства учителей. По сравнению с прошлым годом активизировалась работа МО по участию учителей в городских, областных и международных семинарах и конференциях.
Лёвкина О.И., Подложнюк Н.В., Чекуряева Г.Н. представили свой опыт на шестой творческой лаборатории в рамках деятельности Ассоциации «Лучшие школы Ульяновской области», на которой учителя провели мастер – классы для коллег города и области. Лёвкина О.И., Подложнюк Н.В., получили дипломы второй степени.
Чекуряева Г.Н., Подложнюк Н.В. обобщили свой опыт работы по организации проектно – исследовательской деятельности с младшими школьниками на всероссийском уровне – приняли участие в конференции «Организация исследовательской деятельности обучающихся». Подготовили статью в сборник материалов конференции «Субъект-субъектное взаимодействие при организации проетно-исследовательской деятельности младших школьников».
Подложнюк Н.В. приняла участие в международном конкурсе «Учу учиться» (заняла 2 место).
Лёвкина О.И., Подложнюк Н.В. приняли участие в Международной выставке – ярмарке инновационных образовательных проектов - 2016 как участники коллективного проекта «Внутренняя система оценки качества образования: механизмы, методический инструментарий». Но следует отметить недостаточно активное участие учителей в различных профессиональных конкурсах педагогического мастерства: Интернет - конкурсах, «Мой лучший урок», «Современный урок», «Академический успех», «Мастерская гения».
МО учителей начальных классов работало над методической темой «Совершенствование содержания и технологий гимназического образования учащихся с позиции компетентностного подхода». Своё профессиональное мастерство совершенствовалось через открытые уроки, мастер-классы, методические учёбы, участие в проведении стажировочных площадок.
19 ноября 2015г. стажировочная площадка (практическая часть) для учителей начальных классов Мелекесского района и слушателей курсов повышения квалификации «Реализация надпредметного курса «Мир деятельности» в урочной и внеурочной деятельности». Подложнюк Н.В., Лёвкина О.И., Чекуряева Г.Н., Зайцева А.В. провели открытые уроки и занятия по курсу «Мир деятельности» уроки во 1-4 классах.
3 марта 2016г. научно-методический семинар для воспитателей, методистов ДОУ и учителей начальных классов «Организация учебного процесса по формированию предметных и метапредметных УУД у учащихся 1 классов» для методистов и воспитателей ДОУ, учителей начальных классов дали уроки Подложнюк Н.В., Лёвкина О.И.
18 февраля 2016г. методическая учёба по теме «Современный урок в условиях реализации ФГОС НОО и ООО» для учителей гимназии (Подложнюк Н.В.).
В течение учебного года проведено 5 открытых уроков в целях обмена опыта: Джорджевич Л.П., Васянина К.О., Матюхина Н.В., Пивненко О.В., Чабанова Т.А.
Таким образом, проведено 11 открытых уроков и 2 мастер-класса.
Перед МО в 2015/2016 учебном году стояли следующие задачи:
Направить педагогический поиск на достижение высокого качества и эффективности обучения через интеграцию инновационного и образовательного процессов.
Продолжить работу по внедрению ФГОС (2009).
Продолжить работу по совершенствованию образования, внедрению педагогических технологий (ИКТ, технология деятельностного метода обучения – ТДМО, оптимальное чтение).
Продолжить поиск оптимальных, здоровьесберегающих форм организации учебного процесса в начальных классах.
Продолжить работу по реализации преемственности между ДОУ и начальной школой, а также между начальной и основной ступенями образования.
В связи с этими задачами и строилась работа МО.
В течение года было проведено 5 заседаний МО, на которых изучались нормативные документы и методические рекомендации по реализации ФГОС (2009), выпущенные УИПК ПРО, документы Министерства образования РФ, обсуждались результаты тематических проверок и контрольной диагностики по итогам четверти, согласовывалась корректировка КТП в связи с морозными днями, а также согласовывались рабочие программы по предметам с учетом формирования планируемых результатов предметных, метапредметных и личностных, обсуждались следующие вопросы:
Эффективные формы работы с одаренными детьми: проблемы и перспективы.
Работа классного руководителя по совершенствованию форм работы духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Проблемы оценивания младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Регулярно проводилась взаимопроверка тетрадей. Наметилась тенденция к взаимопосещению уроков.
Не всегда методически грамотно были разработаны рабочие программы по предметам, календарно – тематическое планирование. В работе МО использовались следующие формы работы:
мастер – классы,
методическая учёба,
доклады (выступления),
открытые занятия (уроки) по избранной методической проблеме,
работа в группах по изучению документов с последующим выступлением,
презентации опыта учителей,
творческие отчеты по темам самообразования.
Темами самообразования учителей является «Формирование УУД средствами предметных уроков». Недостаточно активное участие учителей в различных профессиональных конкурсах: Интернет - конкурсах, «Мой лучший урок», «Современный урок», «Учитель года» и др. и почти нет трансляции своего педагогического опыта в периодической печати.
Не приступили к формированию УМК ученика, хотя есть уже опыт такой работы.
Необходимо активизировать такую форму, как ролевые игры.
Шире использовать методическую учёбу как форму повышения профессионального мастерства.
В гимназии на высоком уровне должно быть освоение современных технологий. В своей работе учителя в зависимости от класса и задач ведут преподавание на деятельностной основе, используют элементы эффективных технологий: развивающее обучение, проблемное обучение, игровые, проектные, исследовательские.
Основными объектами исследования в ходе подготовки проектов и исследований является по литературному чтению творчество писателей, поэтов, их биография, по окружающему миру – объекты природы, вопросы обществознания, истории государства. Зачастую работа над проектом начинается на уроках, а продолжается во внеурочное время. Очень хорошо идёт работа по формированию проектно – исследовательских навыков у учащихся 1 Б, 1 В, 2 А, 2 Б, 2 В, 3 А классов под руководством Подложнюк Н.В., Лёвкиной О.И, Чекуряевой Г.Н. Корниловой Г.В. Джорджевич Л.П., Матюхиной Н.В., Зайцевой А.В., Пивненко О.В., Васянина К.О. осваивают методику организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников. Но, необходимо более точно следовать методике проектно – исследовательской деятельности младших школьников, вести взаимообмен творческих находок, оптимальных вариантов решения выявленных проблем.
Все учителя активно используют на уроках ИКТ, готовят в течение года электронный продукт с разработанными электронными материалами к урокам, используют CD-диски, методические пособия. Но, к сожалению, пока не составлен каталог разработанных электронных материалов по учебным предметам. Имеющиеся наработки этого года позволяют составить «Методическую копилку» МО. Недостаточно активно применяется ТДМ, технология проектной деятельности в обучении младших школьников.
Методика организации проектно-исследовательской деятельности недостаточно освоена.
Малый охват учащихся в реализации творческого потенциала.
В гимназии дается качественное образование. Сделан третий выпуск учащихся начальных классов, которые обучались в условиях ФГОС второго поколения. Впервые выпускники выполняли Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру. Результаты по русскому языку успеваемость 100%, качество 97,3%; по математике успеваемость 100%, качество 97,3; по окружающему миру успеваемость 100%, качество 92,3%.
Продолжаем вести корректировку используемого учебно-методического инструментария (рабочие программы, планирование, КДМ с поэлементным анализом), а также ведём отбор эффективных учебных программ особенно по математике и для занятий внеурочной деятельностью.
Продолжаем ведение занятий надпредметного курса «Мир деятельности» во всех классах, кроме 4 А.
Продолжаем осваивать новую программу по внеклассному чтению «Вдумчивое чтение», которая органично «влилась» в рабочую программу по литературному чтению Э.Кац УМК «Планета знаний». Программа очень интересная, помогает приобщить к художественной детской литературе не только детей, но и их родителей. Учащиеся читают с большим интересом все произведения, предусмотренные программой, активно посещают библиотеки, участвуют в творческих конкурсах, в разработке проектов и исследовательской деятельности. Детям очень нравится выполнять развивающие задания в рабочей тетради, особенно выражать своё читательское мнение о книге. Значительно расширился читательский кругозор. Уровень сформированности смыслового чтения значительно улучшился. В среднем 1,5 – 2 раза увеличилось количество слов в минуту. Но, в связи изменением учебного плана в 4-х классах (стало 3 урока в неделю) в полной мере реализовать программу не можем, только фрагментарно. Учителя старались в течение учебного года контролировать внеклассное чтение. Мы воспользовались примерным перечнем литературы для 1 – 4 классов, рекомендованным
Во внеурочной деятельности используем программы по развитию познавательных способностей: «Занимательный русский язык», «Школа развития речи», «Умники и умницы», «Учусь создавать проект». До сих пор ещё отмечаются недоработки в Рабочих программах и КТП.
Неполный охват учащихся, занимающихся по программе МиД.
В гимназии на высоком уровне должна быть организована и проводится
работа с учащимися. Учителя МО работают над развитием у учащихся устойчивого познавательного интереса к предмету и творческих способностей. Наши ученики участвовали в различных творческих конкурсах разного уровня.
Результаты Всероссийских предметны олимпиад Центра поддержки талантливой молодёжи в этом году удовлетворяют нас частично. Порадовали первоклассники. По русскому языку победители: Зинченко Настя, Новичков Иван (1 В), Епикурова Ксения, Чухлебова Дарья (4 В), призёры: Васильева Катя, Гущина Арина (1 Г), Стародуб Арина (1 В), Титов Артём (1 Б). По математике победители: Горбунова Виктория, Зинченко Анастасия, Новичков Иван, Стародуб Арина (1 В), Ефремова Софья (1 А), Терёхин Александр (4 Б); призёр: Лукьянов Илья (4 В). По литературному чтению победитель: Власова Алеся (2 А), призёр: Лоушкина Анастасия (2 Б). По окружающему миру победитель Табанин Никита (2 Б). В викторине «Эрудит» победителей нет, но есть призёр Горбунова Виктория (1 В).
В конкурсах ССИТ количество участников снизилось. 3 учащихся приняли участие в конкурсах. Новичков Иван (1 В), Горбунова Виктория (1 В) победители Всероссийских литературных конкурсов на уровне РФ, Глеметдинова Амина (1 В) победитель на уровне ПФО. Победителей подготовила Подложнюк Н.В. Таким образом, гимназия пока занимает в рейтинге по РФ 38-ю позицию.
Сабирзанов Тимур (руководитель Лёвкина О.И.) принял участие в городском конкурсе исследовательских работ «Малая академия».
Махаева Олеся (руководитель Чекуряева Г.Н.), Самигулин Эрик (руководитель Корнилова Г.В.) приняли участие в заочном этапе конкурса «Аленький цветочек», но в очный тур не вышли. Зато на всероссийском уровне наши учащиеся одерживают победы. В конкурсе «Педагогика. 21 век» победила Махаева Олеся (2 В), в конкурсе «Гордость России» призёром стала Зинченко Анастасия (1В).
В этом учебном году первый раз приняли участие в конкурсе «Симбирский эрудит». Новичков Иван (1 В) стал победителем на муниципальном уровне и 5-ым в региональном рейтинге. Исаков Артур (2 А) - призёр на муниципальном уровне. Совсем немного не хватило до победы Дудкину Максиму (3 Б) и Першиной Ладе (4 Б).
В интеллектуальном марафоне одержали победу по русскому языку Епикурова Ксения (4 В), по математике Печников Аркадий (4 Б). Победителей подготовили Зайцева А.В., Матюхина Н.В.
Традиционно проводим в гимназии конкурсы проектно – исследовательских работ «Я – исследователь», «Жизнь и открытия». К сожалению, снизилось количество учащихся, занимающихся проектно – исследовательской деятельностью с 32 учащихся в прошлом году до 20 учащихся в этом году. Победителей подготовили Лёвкина О.И., Подложнюк Н.В., Чекуряева Г.Н. Учащиеся 3 Б, 3 В, 4 А классов совсем не вовлечены в проектно – исследовательскую деятельность по причине не владения классными руководителями этих классов методикой организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников. Учащиеся 1 А, 1 Г только начинают заниматься.
Продолжена традиция проведения декад творчества детских писателей: Дж. Родари, А.Л. Барто. Такая форма работы с детской книгой себя оправдывает.
По – прежнему, наши ученики активно участвуют в конкурсах - играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кленовичок». В этом учебном году было 187 участников развивающей олимпиады «Кленовичок». Надо отметить, что не все классы активно участвуют в подобных конкурсах. Чаще всего это классы, в которых классные руководители – учителя-предметники.
Насыщенно прошли предметные недели в рамках Анфилады. Недостаточная профессиональная компетенция в организации работы над проектом и исследованием.
Недостаточно активное участие учителей и учащихся в творческих конкурсах различных уровней.
Оснащенность образовательного процесса. В МО 13 учебных кабинетов. Все кабинеты оснащены необходимой мебелью, компьютерами, телевизорами, в 3 – х кабинетах (142, 242, 244) интерактивными досками, принтерами в 242, 243, 244, 332. Но, бывая в классных комнатах, отмечается не соблюдение СанПиНа в части регулировки мебели (столов и стульев) в учебных кабинетах №144, 241, 335. Не во всех классных комнатах мебель отрегулирована в соответствии с СанПиНом (сохранность, недокомплектование, маркировка, регулировка в соответствии с ростом учащихся).
Таким образом, проанализировав работу МО учителей начальных классов за 2015/2016 учебный год, можно сделать вывод, что в этом учебном году:
недостаточно широко используется технология деятельностного метода обучения Л.Г.Петерсон как один из путей формирования универсальных учебных действий;
не все члены МО овладели методикой организации проектной и исследовательской деятельности;
недостаточно активное участие учителей в различных профессиональных конкурсах: Интернет - конкурсах, «Мой лучший урок», «Современный урок», «Академический успех», «Мастерская гения»;
снизилась эффективность работы с одарёнными учащимися;
недостаточно грамотно разработаны рабочие программы по учебным предметам;
недостаточно широко распространяют свой педагогический опыт.
Задачи на 2016/2017 учебный год:
Направить усилия на эффективность работы с одарёнными учащимися через индивидуальную работу и обеспечение участия в различных конкурсах.
Овладеть в полной мере методикой организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
Принять активное участие в распространении своего педагогического опыта через публикации и участие в различных конкурсах педагогического мастерства.
Провести корректировку рабочих программ по учебным предметам в соответствии с новыми требованиями Департамента государственной политики в сфере образования Минобрнауки России.
Начать процедуру ведения внутренней системы оценки качества образования по учебным предметам с использованием возможностей «Сетевой город. Образование».
Руководитель ШМО Подложнюк Н.В.