«Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования»
Комитет по образованию и делам молодежи администрации города Алейска Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования Центр детского творчества города Алейска
«Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования»
(Методические рекомендации )
Разработала:
Савельева О.Л.
зам. директора УМР
Алейск
2016
Данная рекомендация составлена заместителем директора по учебно-методической работе МБУ ДО ЦДТ города Алейска, О. Л. Савельевой в целях оказания помощи при организации различных форм контроля и составлении отчетов.
2
СОДЕРЖАНИЕ
Методическое пояснение………………………………………………………………….4
Учащиеся как объект мониторинга……………………………………………………….5
Объект мониторинга - профессиональное мастерство педагогов………………………6
Родители как объект педагогического мониторинга……………………………………7
Объект мониторинга - социум…………………………………………………………….8
Взаимосвязь результатов образования………………………………………………..….9
Заключение………………………………………………………………………………...10
Литература …………………………………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………………………………...12
3
Методическое пояснение.
Эффективное управление МБУ ДО «Центром детского творчества» и прогнозирование его возможных изменений возможны только на основе непрерывного потока информации, анализа его состояния и тех процессов, которые обеспечивают динамическое равновесие системы или угрожают его нарушить, поэтому для осознания процессов, происходящих в образовательной среде Центра, для реального управления ими необходимо непрерывное слежение за состоянием системы образовательной деятельности.
Сегодня социальная ситуация выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, то есть личность, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, личность социально компетентную.
В процессе становления такой личности значительная роль может быть отведена дополнительному образованию, вооружающему человека, по мнению В.А.Горского, не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности. А такую свободу самоопределения может обеспечить только хорошее, качественное образование. В этой связи вопрос качества образования, его результативности приобретает особую значимость. Наиболее действенным механизмом управления качеством образования является педагогический мониторинг.
При рассмотрении вопроса «Педагогический мониторинг как механизм управления качеством образования» возникает ряд проблем:
1. Нет четкого толкования понятия «качество образования».
2. Не определено, что может являться результатом образования в учреждении дополнительного образования?
3. Нет методик оценки качества образования и его результатов.
Таким образом, перед нами встает задача создания собственной системы педагогического мониторинга для учреждения дополнительного образования. Объектом педагогического мониторинга в образовании являются результаты образовательного процесса и средства, которые используются для их достижения, т.е. образовательный мониторинг - процесс непрерывного наблюдения за состоянием и развитием педагогического процесса.
Мониторинговая карта ЦДТ отражает работу по 5 направлениям:
- учащиеся;
- педагоги;
- родители;
- методическое обеспечение образовательного процесса;
- социум.
4
Учащиеся как объект мониторинга.
Здесь мы рассматриваем следующие показатели:
1. Количественные - анализируемые три раза в течение учебного года.
Контрольными точками являются 15 сентября, 25 декабря, 15 мая. Анализируется количество учащихся, возрастной состав, сохранность контингента учащихся, т.е. анализ по годам обучения, количество мальчиков и девочек, распределение по школам, количество учебных групп.
2. Результаты учебно-воспитательной деятельности отслеживаются путем проведения нулевого, промежуточного и итогового этапов аттестации учащихся.
Нулевой этап проводится в течение двух недель в конце сентября (когда закончился набор учащихся в учебные группы и объединения).
Его цель - определение уровня подготовки учащихся в начале цикла обучения, т.е. начальное диагностирование. В ходе проведения нулевого этапа аттестации педагог осуществляет:
- прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на дан ном этапе;
- выбор программы обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
Формы проведения нулевого этапа аттестации - это в основном тестирование, анкетирование, Срез. Организация проведения осуществляется педагогами. Результаты, анализ, выводы обсуждаются на заседаниях отделов и с учащимися.
Промежуточная аттестация проводится в ноябре-декабре. Ее цель - подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения учащихся.
Задачи:
- оценка успешности выбора технологии и методики;
- корректировка учебного процесса.
Формы проведения, показатели, критерии оценки разрабатывают педагоги. Анализ осуществляется методической службой, выводы также обсуждаются на заседаниях МС.
Цель проведения итогового этапа аттестации - подведение итогов завершающегося года обучения.
Задачи, решаемые при про ведении итоговой аттестации:
- анализ результатов обучения;
5
- оценка успешности усвоения учащимися учебных программ;
- анализ действий педагога.
Итоговая аттестация проводится в апреле-мае. Форма ми проведения итоговой аттестации являются:
- отчетный концерт (музыкальные и хореографические объединения);
- конкурсные и игровые программы («КВД»);
- урок-концерт (вокальная студия);
- выставка работ (объединения декоративно-прикладного отдела и начально-технического);
- научно-практическая конференция («Детские организации»);
- творческие конкурсы;
- спектакль музыкально-драматического театра;
- творческие конкурсы (юные поэты, композиторы, постановщики танцев).
Результаты итоговой аттестации, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
3. Результаты исследования развития учащихся.
Здесь психологами и педагогами отслеживаются такие показатели:
- уровень развития познавательных способностей;
- эмоциональных качеств личности;
- креативности.
Итоги исследования раз вития учащихся также обсуждаются на педагогическом совете.
Объект мониторинга - профессиональное мастерство педагогов.
Цель - повышение профессионального мастерства педагогов, мотивация педагогов к саморазвитию и творчеству.
Проводится мониторинг по следующим показателям:
- освоение программы;
- сохранность контингента учащихся;
6
- промежуточная и итоговая аттестация учащихся;
- проведение открытых занятий и мероприятий;
- интересные нестандартные формы занятий;
- участие в семинарах, педсоветах, школе передового опыта, педагогических чтениях;
- повышение квалификации;
- организация воспитательной работы в коллективе;
- участие в опытно-экспериментальной работе;
- взаимопосещение занятий;
- работа с родителями.
Вся полученная информация по данным показателям обрабатывается методической службой и администрацией ЦДТ и обсуждается на педсовете, производственных совещаниях, заседаниях МС, в индивидуальных беседах с педагогами.
Мониторинг профессионального мастерства ставит педагога в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым. Такой переход от анализа результатов к анализу действий позволяет обеспечить креативно-поисковый режим деятельности ЦДТ: свободу творчества, профессиональный рост педагогов, их личные успехи, совместную продуктивную деятельность.
Вместе с тем нельзя не отметить, что в результате деятельности по мониторингу профессионального мастерства педагогов возник ряд проблем.
Во-первых, соотнесение результатов своего труда с общими показателями иногда приводит педагогов к неудовлетворенности своим трудом, к поиску виноватых в невысокой оценке своей деятельности. Для некоторых педагогов осознание недостаточной профессиональной подготовки оказывается трудно преодолимым препятствием. В связи с этим администрация ЦДТ составляет и реализует план индивидуальной работы с такими педагогами, учитывая их личностные качества.
И еще одна из проблем состоит в том, что диагностическая информация служит в редких случаях источником межличностного конфликта, и здесь главная задача администрации - правильное ее использование. То есть, необходимо постоянно следить за тем, чтобы информация о данных мониторинга была убедительной для педагога.
Родители как объект педагогического мониторинга.
Работа с семьей в ЦДТ ведется в 5 направлениях:
- консультативное (консультации для педагогов, родителей, детей по вопросам семейных взаимоотношений);
7
- коррекционно-развивающее (родительские конференции, собрания,);
- организация семейного досуга;
- подготовка детей к семейной жизни;
- диагностическое. Анализ проводится по двум показателям:
- исследование «Моя семья» (диагностика взаимоотношений в семье, уровня коммуникативных умений, тревожности, притязаний и т.д.);
- исследования потребностей семьи. Методическое обеспечение образовательного процесса. Включает в себя следующие показатели:
- методическое обеспечение учебных программ;
- программное обеспечение образовательного процесса.
Эта работа приобретает большую актуальность в связи с недостатком типовых программ дополнительного образования.
Объект мониторинга - социум.
Включает в себя социокультурные связи ЦДТ. Здесь диагностике и анализу подвергаются связи объединений, учащихся, педагогов за пределами ЦДТ.
Влияние педагогического мониторинга на результативность образовательного процесса в ЦДТ
Любые результаты образования можно различать по способу и возможности их определения и измерения. Так, можно выделить три их группы.
1. Количественные результаты, т.е. результаты, выраженные в конечной форме достигнутого итога. Для ЦДТ как учреждения дополни тельного образования это такие показатели, как количество учебных групп, количество детей, процент посещаемости занятий, сохранность контингента учащихся, количество участников конкурсов, соревнований, фестивалей, смотров и количество победителей в них.
2. Результаты образования, которые можно определить лишь качественно, описательно, либо в виде балльной шкалы, где какому-либо баллу соответствует определенный уровень проявления качества. Это уровень воспитанности учащихся, уровень развития личностных качеств, состояние микроклимата в объединениях, взаимоотношения в системах педагог - ребенок, педагог - педагог, педагог - родитель, ребенок - родитель, администратор - педагог, профессиональный рост педагогов.
3. Результаты образования, которые вообще невозможно определить, так как они не видны внешне, потому что относятся к каким-то внутренним переживаниям детей или пролонгированы во времени. Схематически результаты образования в ЦДТ можно представить так:
8
Показатели результативности образовательного процесса в ЦДТ
Качество обучения: Качество воспитания: Развитие учащихся: Профессиональная компетентность педагогов:
- качество преподавания;
- стабильность работы объединений;
- уровень методической работы;
- уровень познавательной мотивации учащихся. - уровень воспитывающей деятельности коллективов ЦДТ;
- микроклимат в объединениях;
взаимодействие с родителями;
- воспитывающее
воздействие
педагога - уровень развития познавательных способностей, эмоциональных качеств личности, креативности, самооценки. - развитие мотивационной сферы педагогов;
- итоги аттестации кадров;
- уровень квалификации;
- освоение новых педагогических технологий.
Взаимосвязь результатов образования.
Как видно из схемы, результаты образования разносторонни, сложны и взаимосвязаны друг с другом. Эту взаимосвязь результатов образования и влияние на них мониторинга мы постарались уложить в простую схему, своеобразный цикл.
Взаимосвязь результатов образования и влияние на них педагогического мониторинга
Потребность педагога в признании, Потребность в самовыражении,
положительной оценке т.е. стремлении реализовать
(диагностике, анализе, контроле) собственный потенциал
(личностный и профессиональный рост
Успехи учащихся педагога)
Рост качества преподавания
Повышение уровня Создание комфортных условий
образования детей пребывание в коллективе
Рост посещаемости
Так, одним из основных модулей образовательной программы ЦДТ является «Мониторинг образования». В нем отражены основные моменты деятельности.
9
Цель - создание оптимальной системы непрерывного слежения за конечными результатами образовательной деятельности по развитию у обучающихся мотивации к познанию и творчеству.
Условия успешной реализации цели:
- овладение субъектами образовательного процесса приемами самоанализа;
- формирование у педагогов способности к рефлексии собственной деятельности, что будет обеспечиваться посредством единой для всех педагогов системы анализа;
- овладение педагогами инновационными педагогическими технологиями обучения и воспитания, современными методиками диагностики;
- обеспечение информационного сопровождения педагогического мониторинга;
- создание комфортных условий успешности деятельности каждого педагога и учащегося;
- обеспечение технологичности основных элементов педагогического мониторинга;
Показателем реализации цели должна стать оптимальная, воспроизводимая система отслеживания результатов образования.
Заключение
Управление качеством образования - проблема большая, требующая своего решения постоянно. Хотя существуют общие для всех образовательных учреждений управленческие позиции и показатели качества образования, тем не менее во многом они всегда специфичны. Поэтому очень трудно увидеть четкий гарантированный результат.
Прежде всего, он, наверное, в изменении позиции педагогов, их взглядов на педагогический мониторинг. Сегодня практически все педагоги считают педагогический мониторинг неотъемлемой частью учебного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический мониторинг является действенным механизмом управления качеством образования, важным элементом системы управленческих и педагогических решений.
10
Литература.
Астраханцева С.В. Комплексный мониторинг качества обучения народному художественному творчеству в системе ДОД // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 3 (89).
Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Методика определения результативности образовательной деятельности детей // Дополнительное образование. – 2004. – № 12.
Гаврилычева Г.Ф. Вначале было детство: Сборник диагностических методик для изучения личности младшего школьника. М.: Б.и., 1993.
Золотарева А.В. Проблема оценивания и отслеживания результата деятельности учреждения дополнительного образования детей // Материалы научно-практической конференции. Ярославль, 1997.
Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (научно-методический аспект). – Ярославль: Б.и., 2000.
Каргина З.А. Некоторые подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детского объединения дополнительного образования // Внешкольник. – 2006. – № 11.
Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей: (Опыт Государственного образовательного учреждения Ярославской области Центр детей и юношества) // Приложение к журналу «Внешкольник» (Ярославль). – 2005. – № 2.
Педагогический мониторинг в детском объединении дополнительного образования. Серия «Дополнительное образование детей: Мастерство и творчество» Сб. № 4 / Ред.-сост. З.А. Каргина. – М.: СОУО ДОМ, 2005.
11
Приложение1
Мониторинг системы дополнительного образования сегодня рассматривается как элемент, не только обеспечивающий ее сохранение, но прежде всего - ее развитие, являющееся главным залогом конкурентоспособности.
КАРТА МОНИТОРИНГА
деятельности педагогов дополнительного образования детей
Объединение_________________________________________________________
Педагог_____________________________________________________________
Численный состав воспитанников
Учебный год Количество групп Количество воспитанников
20_/_ 1.1. Численный состав с учетом пола и сроков обучения
Воспитанники детских объединений 20-_/_ УЧ. г. 20__/__ уч. г. 20__/_ уч. г.
Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики
Занимающиеся 1-й год Занимающиеся 2-й год Занимающиеся 3-й год и более 2. Краткая характеристика учащихся
2.1. Социальный состав объединения (в таблице указываются общее количество детей по соответствующим графам; в отдельном приложении к данной таблице - списочный состав)
Учебный год Многодетные семьи Неполные семьи Дети-сироты Дети-инвалиды Дети под опекой
20_/_ 2.2. Возрастная характеристика учащихся
Учебный год Дошкольники 1-4 класс 5-9 класс 10-11 класс До 18 лет
Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
20_/_ 2.3. Сохранение контингента
Учебный год Обучаются 1-й год Обучаются 2-й год Обучаются 3-й год и более
12
Анализ причин отказа от занятий в системе дополнительного образования:.
2.4. Поведение детей (общее число указывается в таблице; списочный состав - в отдельном приложении)
Учебный год Проблемы дезадаптации Девиантное поведение Агрессивное поведение Склонны к негативным проявлениям
20_/_ Качество образования
3.1. Результативность обучения по годам - через степень соответствия реальных ЗУНов детей заложенным в программу ожидаемым результатам:
3.2. Результативность воспитательной работы в объединении образования через систему отношений обучающихся
Отношение обучающихся
К занятиям, социальным акциям К товарищам (общение в коллективе, отношение к коллективу) К себе самим (самооценка)
3.3. Влияние занятий в объединении на социальную адаптацию обучающихся (социальная активность, развитие личностных качеств, приобретение профессиональных навыков):
Выпускники объединения
Год выпуска Количество выпускников Портрет выпускника (самостоятельность, саморазвитие, заинтересованность, стремление к профессиональному образованию и т. д.)
20_/_ 3.5. Цифровые показатели по количеству пед. часов и групп обучающихся
Учебный год Кол-во часов в неделю Из них
1-й год 2-й год 3-й год Инд. часы Концертмейстер
20 / 3.6. Выполнение плана сети
Учебный год Выполнение плана сети Сохранность контингента
№ группы Кол-во часов на 01.10 Кол-во часов на 01.06 1-й год 2-й год 3-й год Более 3 лет
20_/_ 4. Учебный план детского объединения
4.1. На основании каких нормативных документов составлен?
4.2. В какой мере содержание учебного плана ориентирует на подготовку детей к реальной жизни?_______________________________________________________
4.3. В каком объеме реализован учебный план?________________________________
13
5. Системность оценки усвоения обучающимися образовательных программ
5.1. Как фиксируется выполнение образовательной программы педагогом? ____________________
5.2. Методика оценки усвоения программы:_______________________________________________
5.3. Форма оценки усвоения программы:__________________________________________________
6. Достижения воспитанников объединения
6.1. Коллективные достижения
Уровень конкурса Название онкурса Количество участников Вид достижений
Лауреат Дипломант
Окружной Городской Федеральный Международный 6.2. Персональные достижения
Учебный год Количество воспитанников Приняли участие
Лауреатов Дипломантов Разрядников в фестивалях, конкурсах в конференциях в выставках
20_/_ 6.3. Количество учащихся, принявших участие в различных конкурсах Центра детского творчества
Учебный год Название конкурса, фестиваля Количество участников
20__/_ 7. Участие воспитанников объединения в творческих делах Центра детского творчества, социальных акциях края, округа, города
ГОД Название мероприятия Количество участников
8. Методическое обеспечение реализации образовательной программы
8.1. Авторские методики:
собственные инновации (новшества), внедрение новых технологий, использование апробированных (своих или других педагогов) методик:___________
подбор материала из опыта работы, его оформление:_
подбор учебно-иллюстративного материала (слайды, видеоматериалы, схемы и т. п.):___________
14
• изготовление выставочных экспозиции:_________________________________________________
8.2. Обобщение и распространение опыта работы: ____________________________
• выступление на семинарах
Уровень Дата проведения Тема Участники Документальное подтверждение
• творческие мастерские Уровень Дата проведения Тема Участники Документальное подтверждение
• мастер-классы
Уровень Дата проведения Тема Участники Документальное подтверждение
• открытые занятия
Уровень Дата проведения Тема Участники Документальное
подтверждение
• конференции
Уровень Дата проведения Тема Участники Документальное
подтверждение
• педагогические советы
Уровень Дата проведения Тема Участники Документальное
подтверждение
• публикации
Название публикации Наименование издания Выходные данные
9. Взаимодействие детского объединения с социумом
9.1. Связи и контакты с учреждениями и организациями:
школами, училищами и др.ОУ:
высшими учебными заведениями:
научными учреждениями:
творческими союзами:
культурными центрами:
• другими организациями:__________________________
15
10. Система работы с родителями
Основные направления Формы взаимодействия Участники Организатор
10.1. Создан ли и функционирует родительский комитет? Какие вопросы решает?
10.2. Проводятся ли:
родительские собрания (сколько раз в год, обсуждаемые вопросы):_________________________
консультации для родителей:
• открытые занятия:_____________________________________________________________
• родительский лекторий, другие формы педагогического просвещения:______________________
11. Допрофессиональная и профессиональная подготовка обучающихся
Учебный год Количество обучающихся, получивших свидетельства ЦДТ Продолжают обучение по профилю
Названия учебных заведений Ф. И. 0. выпускников
20 _/20 _ 12. Результативность деятельности педагога
12.1. Степень выполнения педагогом образовательной программы:__________________________
Динамика повышения профессионального мастерства (продолжение профессионального образования, в т. ч. на курсах повышения квалификации, повышение квалификационной категории, самообразование):
Участие в экспериментальной деятельности:
Работа в методических объединениях города, округа, района, Центра детского творчества (выступление на конференциях, семинарах, педагогических советах):
Увеличение числа воспитанников и стабильность детского коллектива: _________________
Участие педагога в реализации международных, федеральных, городских, окружных и районных образовательных программ:
Организация исследовательской работы с детьми:
13. Правила техники безопасности
13.1. Проведение инструктажа:
с педагогом:
детьми:
13.2. Инструкция по технике безопасности
• наличие на рабочем месте (в кабинете):______________________________________________
16
• знание требований по технике безопасности детьми, педагогом:_________________________
14. Предложения по совершенствованию работы педагогического коллектива ЦДТ
Организация процесса обучения:
Содержание образования:
Методическая помощь в реализации образовательной программы:
Повышение методического и профессионального мастерства (курсы повышения квалификации):
Разработка и апробирование экспериментальных программ;
14.6. Работа с родителями:___________________________________________________
17
Приложение2
АНКЕТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ
ВОСПИТАННИКОВ ЗАНЯТИЯМИ В ОБЪЕДИНЕНИИ
Уважаемые ребята!
Вы посещаете ЦДТ и занимаетесь в _______________________________
Просим Вас ответить на некоторые наши вопросы:
Занятия в Центре детского творчества для меня это:
Возможность удовлетворить свой интерес;
Ступенька к выбору будущей профессии;
Интересное общение;
Возможность самосовершенствования;
Что-то другое (допишите) __________________________________________________________
Мне нравится, когда на занятиях:
Есть творческие задания,
Есть игровые моменты,
Есть возможность импровизировать, фантазировать,
Меня видят и замечают,
Удается выполнить самое сложное, новое,
Узнаю что-то новенькое,
Еще что-то (допишите) ____________________________________
Все, что делается в объединении:
Вдохновляет меня,
Помогает стать индивидуальностью,
Способствует развитию способностей,
Творчески развивает меня,
Не совсем удовлетворяет меня, мои интересы.
Педагог для меня:
Это пример для подражания
Авторитет
Приятный собеседник
Загадочный человек
Доброжелательный наставник
Что-то другое (допишите) _________________________________
18
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ОТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
Наш коллектив очень дружный, у нас принято помогать друг другу без напоминаний.
Наш коллектив дружный, мы помогаем своим близким друзьям.
Мы не ссоримся, но каждый занимается в коллективе сам по себе, если попросят – помогаем друг другу.
У нас иногда бывает ссоры, мы не активно занимаемся общими делами, только если заставляют.
Наш коллектив недружный, друг другу не помогаем.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Объединение ____________________________________________.
Как, по-вашему, ребенок относится к занятиям в кружковом объединении?
Положительно; Нейтрально; Отрицательно;
Что нравиться вам в работе кружкового объединения?
Все;
Отношения между воспитанниками;
Отношения с педагогами;
Организация занятий;
Не знаю.
Какое состояние у Вашего ребенка после занятия?
Подавленность;
Усталость;
Удовлетворенность;
Безразличие;
Чувство уверенности;
Радость.
Где еще занимается Ваш ребенок?
Кружки____________________________________________
Секции____________________________________________
Инд.занятия_______________________________________
Соблюдает ли ребенок режим дня?
Да; Нет; Не знаю.
Чем любит заниматься Ваш ребенок в свободное время? _____________
СПАСИБО!
19
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Поставьте напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий Вашей точке зрения:
4 – совершенно не согласен
3 – согласен
2 – трудно сказать
1 – не согласен
0 – совершенно не согласен
я удовлетворен (а) своей учебной нагрузкой, расписанием занятий –
мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратиться рационально –
меня устраивает работа подразделения______________________ и мое участие в нем –
у меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности –
я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать –
мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами ЦДТ –
мне нравиться, что в ЦДТ идет работа над созданием единого воспитательного пространства –
у меня сложились с коллегами Центра неконфликтные отношения –
я ощущаю в работе поддержку своих коллег –
мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы –
я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации –
я комфортно чувствую себя в среде воспитанников –
в большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями воспитанников –
мне нравиться мой кабинет, оборудование и условия работы в нем –
меня устраивает сложившийся нравственно – психологический климат в ЦДТ –
на мой взгляд созданная в ЦДТ система научно – методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства -
20