Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования
Педагогический мониторинг как средство управления качеством образования
На основе анализа научной литературы раскрываются разные подходы к созданию системы педагогического мониторинга. Показаны его роль и значение повышения качества высшего образования.
В последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для более эффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность как вид деятельности перестала быть прерогативой только технических профессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие, социологические, психологические и педагогические профессиональные области.
Проанализировав подходы к пониманию сущности, структуры и результаты педагогического мониторинга, представленные в работах В.А. Болотова, B.C. Безруковой, Н.В. Борисовой, В.И. Гинецинского, А.Н. Дахина, В.М. Монахова, A.M. Новикова, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, В.И. Слободчикова, Н.О. Яковлевой, стало очевидным, что в современной педагогической науке и практике еще не сложилось системного подхода к мониторингу, что значительно снижает, с одной стороны, практическую направленность научно-исследовательской деятельности, а с другой — теоретическую обоснованность практической педагогической деятельности.
Современный специалист, практически в любой сфере деятельности должен уметь проектировать и создавать хотя бы не сложные базы данных. Это поможет автоматизировать и ускорить процесс решения многих рутинных задач.
Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Это понятие стали использовать в педагогике, рассматривающей мониторинг как систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовании для проведения научного исследования или организации управленческого контроля (набора методик оценки состояния системы). В любой сфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики без осознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Появилась возможность определить рейтинг учебных заведений, обозначить направления, нуждающиеся в особом внимании преподавателей. Вместе с тем проявились и значительные трудности. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной, чтобы можно было сразу организовать такой мониторинг, который позволил бы объективно судить о состоянии дел.
На разных уровнях образования предпринимаются попытки создания системы педагогического мониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромном интересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи. Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующих точек зрения позволяют исследователю действовать в режиме поиска, инноваций. Этим определяется и цель многочисленных трудов и разработок ученых: обобщить и систематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическую модель, которая может показать свою эффективность или неэффективность в процессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышение качества образования. Однако это возможно только при условии совершенствования процесса на основе собранной объективной информации. Таким образом, о повышении качества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторинга станут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов) образовательного процесса.
В рамках мониторинга его субъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получает сведения об образовательном учреждении. На основании этой информации формируется общественное мнение. Изучив его, студент вбирает это учреждение и т.д.
В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня.
Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
На уровне образовательной программы объектами мониторинга могут быть:
процесс освоения программы, предмета;
интеграционные процессы в обучении;
процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;
качество образовательного процесса и т.д.
Процессу внедрения разработанной системы педагогического мониторинга должны предшествовать обсуждение и корректировка.
Мониторинг является одним из важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационное пространство, так как повышается оперативность, объективность и доступность информации. Поэтому цель мониторинга - оперативно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.
При организации системы педагогического мониторинга могут возникать как объективные, так и субъективные трудности, препятствия.
Необходимо учитывать: качество используемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствования их профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимо минимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.
Мониторинг как педагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, но и может стать действенным механизмом материального поощрения эффективно работающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.
Существующая на данный момент некоторая неопределенность в плане оценки деятельности того или иного субъекта образовательного процесса открывает больше возможности для обобщения и инноваций. Еще больше возможностей предоставляет теория воспитания, поскольку понятие «воспитание» является многоаспектным, трудно поддающимся количественным измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с понятием «компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системы действий, методики работы. Принцип непрерывности образования предполагает активное участие учреждений среднего профессионального образования в этом процессе [7].
Несомненным достоинством предлагаемой модели педагогического мониторинга является ее универсальность, адаптированность к системе среднего профессионального образования, валидность в условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании, объективность получаемых сведений — необходимые условия мониторинга. Однако нельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен стать одним из критериев оценки эффективности действующей модели. Экономическое положение того или иного региона, требования, которые предъявляет к специалисту общество, будут основаниями для подготовки выпускника и определения политики учебного заведения в области качества образования.
Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества, социальный заказ, насколько эффективны и педагогически оправданны избранные методы и технологии, насколько объективной, независимой и систематической будет экспертиза деятельности образовательного учреждения. Современная система оценки качества образования — это еще один шаг на пути к вхождению России в общеевропейское и общемировое образовательное пространство [6]. Обобщенной целью педагогического мониторинга является педагогическая информация, отражающая его деятельностную сущность. Педагогической информацией считается информация, которая имеет диагностико-прогностический, личностно-целесообразный, педагогически-коммуникативный, интегративный, социально-нормативно обусловленный характер и оказывает воспитательное влияние на субъектов на основе актуализации личностных, групповых или организационных смыслов их образовательной деятельности.
Принципы мониторинга.
Для того чтобы в результате мониторинга была получена педагогическая информация, он должен проводиться на основе следующей системы принципов:
диагностико-прогностической направленности;
личностной целесообразности;
педагогической коммуникативности;
информационной интегративности;
социально-нормативной обусловленности;
научности;
непрерывности;
целостности;
преемственности.
При этом необходимо подчеркнуть, что принципы диагностико-прогностической направленности, личностной целесообразности, педагогической коммуникативности, информационной интегративности, социально-нормативной обусловленности непосредственно обеспечивают реализацию педагогических функций информации. Принцип научности отражает систему научных форм, методов и средств получения педагогической информации. На принципах непрерывности, целостности и преемственности необходимо разрабатывать технологию мониторинга. [1]
Методы разработки технологий педагогического мониторинга.
К числу основных методов, которые можно эффективно использовать в процессе разработки технологий педагогического мониторинга, относят следующие эмпирические и теоретические методы:
наблюдение;
опрос (интервью, анкетирование);
Беседа;
естественный и диагностический эксперименты;
моделирование.
При этом они должны использоваться в квалиметрическом контексте, обеспечивающем необходимый уровень валидности получаемых результатов.
Практика показывает, что в ходе педагогического мониторинга характера взаимоотношений между субъектами образовательной деятельности в вузе наиболее целесообразен метод анкетного опроса субъектов. Разработка анкет должна проводиться на основе шкалы взаимоотношений, а получение результатов - в ходе обработки матрицы взаимоотношений [3]. Отслеживание развития личности и групп необходимо осуществлять, используя нормативно-поисковые модели деятельности обучаемых, профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого состава, курса и учебной группы [2]. Алгоритм педагогического мониторинга должен состоять из двух периодов.
Первый период - опытно-поисковый. Основной его целью является теоретическое обоснование, практическая реализация и доказательство
педагогической значимости или эффективности основных мониторинговых процедур. Опытно-поисковый компонент, как правило, включает следующие этапы: подготовительный, адаптационный, исходно- диагностический, содержательно-технологический, итогово-диагностический.
Второй период - конструктивно-организационный. Цель этого периода обеспечить реализацию педагогически значимых и эффективных мониторинговых процедур в практике образовательной деятельности вуза. Он состоит из следующих этапов:
нормативного;
организационного;
научно-методического.
В ходе нормативного этапа разрабатываются положения и инструкции по реализации технологии педагогического мониторинга в образовательном процессе.
Критерии эффективности мониторинга.
В основу определения уровня эффективности педагогического мониторинга мы положили результаты субъективно-рефлексивной оценки участниками мониторинга значимости получаемой информации.
В качестве показателей эффективности принимают следующие требования принципов педагогического мониторинга:
информация этически выдержана и не нарушает личностных прав индивида;
информация способствует конкретизации личностных и групповых целей образовательной деятельности индивида;
информация помогает лучше оценивать уровень профессиональной подготовки и определять наиболее эффективные пути профессионального самосовершенствования индивида;
информация мотивирует индивида к повышению своего профессионального уровня и стимулирует личностное саморазвитие;
информация способствует конструктивному диалогу между участниками образовательной деятельности;
информация создает условия для рационального разрешения проблем, возникающих в моей профессиональной группе;
благодаря получаемой информации улучшается взаимопонимание между участниками образовательной деятельности;
информация носит не агрессивный характер и в достаточной степени доступна индивиду;
информация способствует повышению культуры общения;
информация помогает оценить качество реализации в образовательном процессе требований Государственного образовательного стандарта.
Таким образом, представленная методология педагогического мониторинга является теоретической основой разработки конкретных мониторинговых технологий. Уникальность каждой технологии будет определяться объектом и предметом педагогического мониторинга, формами, методами, приемами и средствами получения педагогической информации и субъектами, принимающими участие в педагогическом мониторинге [4].
Комплексный мониторинг образовательного процесса структур образования, включает в себя:
мониторинг удовлетворенности выпускников качеством образования;
мониторинг удовлетворенности потребителей и заказчиков;
мониторинг удовлетворенности преподавателей работой над реализацией программ образования;
мониторинг качества профессорско-преподавательского состава. Кроме того, в состав комплексного мониторинга входит исследование мотивации слушателей и социальных ожиданий заказчиков при повышении квалификации, профессиональной переподготовке, получении второго высшего и дополнительного образования, а также оценка системы менеджмента качества по девяти критериям, аналогичным модели конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов».
Необходимо отметить, что кроме данных мониторинговых исследований оценка качества подготовки на образовательном маршруте строится на самостоятельном всеобъемлющем и регулярном анализе деятельности в комплексе показателей по внешним и внутренним параметрам [6].
К внешним параметрам относятся:
информация о направлениях повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, реализуемых в образовательном учреждении или подразделении образования;
критерием, контингент и выпуск слушателей, их распределение по формам и обучение;
информация по источникам финансирования образовательных программ;
структура профессорско-преподавательского состава и их квалификационные характеристики;
информационное и научно-методическое обеспечение системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров;
Данные об учебной успешности слушателей;
инновационный потенциал системы непрерывного педагогического образования;
информация об используемых современных технологиях обучения; используемых электронных средствах обучения, оснащенность курсов электронными продуктами обучения.
К внутренним параметрам относятся: информация о сформированности каждого из компонентов готовности к профессиональной деятельности (по уровню и объем соответственно)
информация об изменении показателей сформированности готовности по результатам обучения ( по уровню и объему).
Источники информации по параметрам подразделяются на субъективные и объективные.
Таким образом, опираясь на данные комплексного мониторинга качества подготовки на образовательном маршруте, оценку изменений показателей сформированности готовности к профессиональной де-ятельности по результатам обучения, на анализ полученных результатов, строится концептуальная модель управления качеством в сфере дополнительного профессионального образования учебного заведения, планируется и реализуется контроль за качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг [5].
Кафедрам важен, в первую очередь, результат мониторинга по содержанию. Они получают полную информацию об усвоении каждой структурной единицы. На основе таких данных из года в год выявляются некоторые структурные единицы, которые вызывают затруднения, что позволяет разрабатывать методические рекомендации по преодолению этих трудностей.
Система педагогического мониторинга позволяет отслеживать уровень обученности, выявлять динамику, оценивать качество преподавания конкретным преподавателем своих предметов, активизировать методическую работу по актуальным проблемам содержания образования и на основе данных педагогического мониторинга осуществлять его корректировку.
Объективная, валидная, дифференцированная система контроля, осуществляемая на протяжении всех лет обучения, гарантирует высокие результаты освоения знаний, умений и навыков.
В настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике в двух аспектах. Во-первых, как педагогическая технология образовательного процесса, способствующая решению актуальных образовательных задач. Во-вторых, как средство получения информации в процессе проведения научных исследований или управленческого контроля.
Подводя итог значению вышеперечисленных принципов, следует подчеркнуть, что они составляют специфическую основу мониторингового анализа, костяк его концептуального аппарата. Выступая руководящей идеей, основным правилом исследовательской деятельности, эти принципы задают общую ориентацию исследования, позволяя не только собирать, обрабатывать и анализировать интересующую информацию, но и оценивать ее, корректировать дальнейшую работу, что и составляет в конечном итоге сущность педагогического мониторинга.
Владение методом педагогического мониторинга является одним из слагаемых овладения методологической педагогической культурой, а также формирования конструктивно-деятельностной позиции педагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе от рецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному подходу в научной и образовательной деятельности на современном этапе развития педагогической науки и практики. Все это, в свою очередь, является непременным условием профессионального самоопределения каждого педагога. Условием того, что, став носителем такой культуры и стоя на такой платформе, преподаватель сможет не только концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельно создавать технологии обучения, отвечающие современным целям подготовки.
Список литературы
Бардовский Г.А., Нестеров А.А. Управление качеством образовательного процесса. СПб, 2001.
Горб В.Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. 387 с.
3.Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 5. С. 33-37 .
4.Горб В.Г. Технологические аспекты педагогического мониторинга взаимоотношений субъектов образовательной деятельности в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 2. С. 46-52.
5. Казакова Н.Е. , Валеева И.А. Оценка качества подготовки учителя в системе непрерывного образования // Современные диагностические и оценочные средства для аттестации качества образования и применение компьютерно-информационных технологий. М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов.2006.
Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. М. 2000.
Стратегия и тактика управленя качеством образования / В.Н. Нуждин [и др.]. Иваново. 2003.