Внутришкольный мониторинг как инструмент оценки достижений планируемых результатов
Внутришкольный мониторинг как инструмент оценки достижений планируемых результатов
Подготовила учитель Ковалик М.Н.
Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки, как предметных умений, так и процесса универсальных учебных действий, по мнению учёных, является мониторинг.
Мониторинг - это постоянное организованное наблюдение за каким-либо процессом с целью сопоставления наличного состояния (точнее, постоянно сменяющих друг друга состояний) с ожидаемыми результатами, постоянное отслеживание хода каких-либо процессов по четко определенным показателям.
Естественно, приоритетным для нас является педагогический мониторинг. Это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.
Мониторинг педагогический – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата. Он представляет собой систему диагностических процедур, проводимых в различные возрастные периоды детей с целью управления качеством образования.
Мониторинг в школе может быть представлен двумя уровнями. Мониторинг первого уровня (индивидуальный) осуществляет сам учитель. Это наблюдения, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определённым направлениям.
Мониторинг второго уровня (внутришкольный) осуществляет администрация школы.
В практической деятельности могут быть использованы различные виды педагогического мониторинга.
Мониторинг осуществляется в несколько этапов:
- разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;
- первичная диагностика учащихся;
- повторная диагностика учащихся;
- сравнительный анализ результатов диагностики.
Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам, подлежащие формированию и оценке в данном классе.
В своей работе мы используем индивидуальный мониторинг по достижению предметных результатов. Готовых КИМов для учащихся нашей школы на сегодняшний день нет. Контрольные работы для диагностики мы вынуждены разрабатывать сами. Прежде чем подобрать материал для контроля, на уроках русского языка это тексты контрольного диктанта и грамматические задания к ним, мы анализируем планируемые результаты, которых учащиеся должны достигнуть к моменту контроля.
Например, при разработке контрольной работы на начало года, изучаю требования к предметным результатам (знаниям и умениям по программе В.В. Воронковой) за предыдущий год. Составила для этого таблицы следующего содержания:
6 класс
Орфограммы ПунктограммыБезударная гласная в корне Постановка знаков препинания в конце предложения.
Звонкие-глухие согласные в корне Разделительный и смягчающий Ь Правописание приставок. Приставка и предлог. Правописание падежных окончаний им. сущ-х единственного числа Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Разделительный Ъ Ь после шипящих. ПО ОКОНЧАН. 5 КЛАССА должны знать – основные части речи, должны уметь разбирать несложные слова, простые предложения по составу
-3683077343000Учитывая данные результаты, подбираю текст диктанта и составляю соответствующие грамматические задания к нему. Например в 6 классе в начале учебного года учащиеся пишут диктант «Утренняя зарядка» и выполняют задания по разбору простого предложения по составу и частям речи, разбирают по составу несложные однокоренные слова.Утренняя зарядка.
Осенью я гостил у бабушки Нины в деревне. У неё живёт пушистый кот. Пушок всегда весёлый, ловкий и с хорошим аппетитом. Мы вместе играли. Я бросал мяч, а котик его будто мышь догонял.
Однажды утром я наблюдал за Пушком. Кот вытянул задние лапки, выгнул спинку. Потом поводил хвостиком и распушил усы. Бабушка объяснила, что так кот делает зарядку. Вот почему он такой бодрый!
Теперь я тоже делаю утреннюю зарядку.
ЗАДАНИЯ.
1. Найди предложение по схеме: , .
Выпишите, разберите по составу, по частям речи.
(Кот вытянул задние лапки, выгнул спинку.)
2. Найди в тексте однокоренные слова, выпиши, разбери их по составу.
(пушистый, Пушок, распушил; кот, котик)
Для того, чтобы данный материал для контроля стал инструментом мониторинга, необходимо продумать систему оценивания. Первая часть работы – диктант – оценивается на основе требований и норм, представленных в программе В.В. Воронковой. Где прописаны какое количество ошибок допустимо для выставления той или иной отметки за письменные работы, какие ошибки и как следует классифицировать.
Например,
Критерии оценки диктанта:
«5» - диктант написан аккуратно и без ошибок. Допускается 1 негрубая ошибка или описка. Каллиграфия и аккуратность оцениваются относительно индивидуальным особенностям обучающихся.
«4» - диктант написан относительно аккуратно с 1-3 ошибками.
«3» - диктант написан относительно аккуратно с 4-6 ошибками. При относительной неаккуратности при написании диктанта оценка «3» ставится и при 3 ошибках.
«2» - диктант написан более чем с 6-ю ошибками.
Примечание: Учитывая индивидуальные особенности в отклонении развития учащихся с особыми образовательными потребностями, за одну ошибку в диктанте следует считать все логопатические ошибки (связанные с заменой, пропуском букв и пр.), ошибки в одном и том же слове, в том числе и в разных его формах (но не в однокоренных словах).
Критерии оценивания задания разработаны на основе бальной системы.
Критерии оценки заданий:
Задания оцениваются в бальной системе, затем баллы переводятся в оценку.
Первое задание:
Предложение найдено и выписано – 3 балла
Предложение разобрано по членам предложения – 4 балла (Правильно найдено подлежащее – 1 балл, сказуемые – 2 балла, второстепенные члены предложения – 1 балл).
Указано какой частью речи выражено каждое слово – 3 балла (Правильно указаны самостоятельные части речи 1-2 балла, указаны служебные части речи – 1 балл).
Второе задание:
Найдены и правильно выписаны слова – 10 баллов (по 2 балла за каждое слово).
Правильно разобраны выписанные слова – 5 баллов.
Максимально: 25 баллов.
«5» - от 23 до 25 баллов.
«4» - от 17 до 22 баллов.
«3» - от 9 до 16 баллов.
«2» - менее 9 баллов.
Данная система упорядочивает систему оценки, позволяет более объективно оценить результат работы каждого учащегося.
Следующим этапом индивидуального мониторинга является собственно проведение контрольной работы.
Третьим этапом – проверка выполненных работ и анализ результатов. Анализ мы делаем в виде таблиц и диаграмм, которые затем легко диагностировать, сравнивать полученные результаты, корректировать работу, определяя приоритетные задачи.
Пример таблицы для анализа диктанта.
ФИ учащегосяБезуд. гласн.
в корне, провер. Словарные слова Звонкие и глухие согласные Непроизносимые согласные Гласные после шипящих Ь смягчающий
(чк, чн) Разделительный Ь Разделительный Ъ Ь на конце сущ. после шипящих Правописание пристав Приставки и предлоги Падежные окончания сущ. ед.ч. Удвоенные согласные Имена сущ. собственные. Знаки преп. в конце предложения Запятая при однор. чл. пр. Правила переноса слов Логопатические ошибки Оценка за диктант
- - - - - - - - 1 - - - - - - - - - «4»
- - - - - - - 1 1 - - - - 1 - 1 - ++ «3»
- - - - - - - - - - - - - - - 2 - + «4»
1 2 1 - 1 - - 1 2 - - - - 1 3 - - + «2»
- 1 1 - 1 - - - - - - 1 - - - - - - «3»
- - 1 - - - - - 1 - - - - - - - - + «4»
Всего допустили ошибки (уч-ся) 1 3 1 3 5 0 0 0 1 3 1 0 1 1 0 1 8 Качество выполнения диктанта учащимися (%)20510502540000
Анализ выполнения грамматических заданий к диктанту учащимися 6 класса
ФИ учащегося 1 задание 2 задание Всего баллов
(макс.25) % выпол-
нения задания оценка
Нахождение простого предложения с однородными
по схеме
(3 балла) Разбор по членам предложения
(4 балла) Разбор по частям речи
(3 балла) Нахождение однокоренных слов
(10 баллов) Разбор слов по составу
(5 баллов) 3 4 3 10 5 25 100% «5»
3 4 3 10 5 25 100% «5»
3 3 1 10 3 20 80 % «4»
3 0 1 7 1 12 48% «3»
3 4 3 8 4 22 88% «5»
3 2 1 8 3 17 68 % «4»
116713011747500Качество выполнения грамматического задания учащимися (%)Таким образом, в решении задач, поставленных перед современной школой стандартами второго поколения, большое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного систематического отслеживания качества знаний и результатов воздействия воспитательно – образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы и определить пути её дальнейшего развития.