Статья «Тест как форма оценки повышения качества образовательного процесса»

ТЕСТ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

В последнее время в нашей стране происходят серьёзные изменения, которые затрагивают систему образования.
Основными задачами обновления образования являются достижения уровня качества, который должен соответствовать перспективным потребностям личности и государства в подготовке разносторонне развитой личности, которая в свою очередь, способна к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию, самосовершенствованию и началу трудовой деятельности.
Гарантом решения поставленных задач является педагог.
Каждое учебное заведение должно стремиться к формированию правильных индивидуальных структур знаний, в которых не было бы пробелов, и на этой основе повышать уровень подготовки.
Уровень знаний в значительной степени зависит от личных усилий и способностей обучающихся.
Высокий уровень знаний, мышления, профессиональной культуры, умственного и нравственного развития личности может сформировать лишь качественное образование.
Повышению качества образования способствует обучение, которое основывается на разработке и внедрению в практическую деятельность системы тестов.
Тестовые задания делятся на следующие виды:
Задания с выбором одного правильного ответа;
Задания на установления соответствия;
Задания с выбором нескольких правильных ответов;
Задания на определение последовательности;
Задания со свободным ответом.
Мною разработана методика, которая позволяет использовать тесты как на любом этапе контроля: предварительном, текущем, итоговом так и на различных этапах занятия: актуализации знаний, закреплении, обобщении.
Систематическое использование тестовой технологии на занятиях по биологии позволяет прогнозировать и контролировать результаты деятельности обучающихся и оптимизировать процесс повышения качества образования. И как следствие, соответствует теме самообразования: «Изучение тестовых методик при контроле и коррекции знаний », над которой я работаю. Контроль знаний и умений обучающихся является обязательным условием результативного учебного процесса. А если есть результат, то можно говорить о качестве образовательного процесса.
Кроме того, данная методика обоснована необходимостью постепенной подготовкой обучающихся к сдаче ЕГЭ, который проводится с использованием тестов. Именно в связи с этим преподавателю необходимо готовить обучающихся по различным направлениям: необходимо акцентировать внимание обучающихся на понимание самого теста, на рациональное распределение времени при ответе на тест и на рациональное использование того объёма информации, которым обучающийся владеет. Вот почему в настоящее время возрастает интерес к тестовой методике.
Тест – это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности обучающихся.
Уровень знаний выявляется при анализе ответов каждого обучающегося на все задания теста. Чем больше правильных ответов, тем выше индивидуальный тестовый балл обучающихся.
Структура знаний оценивается на основе последовательности правильных и неправильных ответов на задания возрастающей трудности.
Каждый обучающийся выполняет тест индивидуально. При этом я обязательно учитываю разную скорость выполнения предложенной тестовой работы. Поэтому в целях индивидуального подхода к обучению обучающихся разработаны задания разного уровня сложности.
Тестовые задания должны обладать как минимум двумя качествами: доступностью (под доступностью обычно понимают сложность заданий) и селективностью (способность дифференцировать обучающихся по степени успеваемости).
Использование тестовых работ на занятиях по биологии мне даёт возможность управлять процессом обучения, т.е. по результатам тестирования можно проследить динамику обученности обучающихся по предмету и сделать вывод о соответствии уровня тестирования возможностям обучающегося.
Разработанные тестовые задания различных форм открытого и закрытого типов отражают в полном соответствии содержание всех разделов курса биологии и составлены в соответствии со стандартом Российской Федерации.
Тесты обычно учитывают лишь отдельные элементы знаний, умений, навыков, но зато они являются объективными измерителями этих элементов, на основании которых можно составить определённое мнение о знаниях обучающихся в целом.


15