Электронный журнал как инструмент мониторинга и оценки качественных изменений образовательного процесса.
Электронный журнал как инструмент мониторинга и оценки качественных изменений образовательного процесса.
с 1 сентября 2010 года приоритетным направлением становится развития Информатизации школы. "Национальная инициатива «Наша новая школа» предусматривает переход к самым эффективным образовательным технологиям. Современное информационное общество, вооруженное компьютерными и интернет технологиями, высоким уровнем развития мультимедийных сервисов предъявляет чрезвычайно высокие требования к организации образовательного процесса.
Стратегия гуманизации современного образования, предполагающая учет личностных интересов и потребностей ребенка, связанные с этим сложности в моделировании учебного процесса и составлении расписания, сохранение персональной информации об успеваемости ребенка и удобная организация информационного рабочего пространства педагога – это далеко не полный перечень всех преимуществ, которые предоставляет школе электронный документооборот.
Одной из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы было совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства. Это пространство и необходимо было создать прежде всего нам в гимназии. Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением является самой эффективной моделью по соотношению средств, необходимых на ее реализацию, и влияния ее результата на всех участников образовательного процесса в школе. Вместе с тем, это самое проблемное направление инновационных процессов в современной школе.
В Решении Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года №185-р указывается, что внедрение электронных форм отчетности в образовательную деятельность предусматривает практическое использование систем электронных журналов и дневников в большинстве школ страны, что должно обеспечить рост качества и повышение эффективности системы образования Российской Федерации в целом.
Электронный школьный журнал – лучший способ решения каждодневных вопросов, связанных с учебным процессом – как для школ, так и для родителей и учеников. Цель электронного журнала - способствовать своевременному выявлению учебных и других проблем учащихся средних школ; их ликвидации посредством целенаправленных действий; прогнозированию дальнейшей деятельности учителя и ученика по повышению уровня предметной грамотности.
При введении электронных дневников и журналов администрация школы должна ответить на целый ряд вопросов:
- с какой целью вводятся электронный дневник и журнал?- для кого он вводится (ученики, родители, учителя, администрация)?- какую пользу их введение принесет педагогическому коллективу, ученикам, родителям?- кто, прежде всего, заинтересован в их введении?- какие локальные акты должны быть созданы в школе?- в какие локальные акты необходимо внести изменения?- кто будет осуществлять техническое сопровождение проекта?- какие коррективы будут внесены в служебные обязанности учителя, классного руководителя и других работников, задействованных при реализации этого проекта?- как мотивировать учителя заниматься новым видом деятельности?- какой вариант занесения оценок выбрать: непосредственно на уроке, раз в неделю и др.?- кто будет заносить оценки в электронные дневники и журналы: учитель, классный руководитель, технический специалист или вместе?
Введение электронного документооборота, в том числе электронных дневников и журналов в систему российского образования – важная и необходимая работа. Но, администрация школы должна понимать, что без обеспечения финансовых, правовых, технических, педагогических условий вводить электронные дневники и журналы нельзя. Иначе это будет профанация хорошего и полезного дела. Это будет делаться для галочки и при этом за счет учителя.
Ведение электронного журнала и дневника в нашей гимназии началось еще с 2011года. Сначала на сайте гимназии на платформе Классна. Ком, а с 2012 года на Дневник.ру. В середине этого учебного года нам предложили перейти на Уфа нэт, но это не реально в середине учебного года менять электронный ресурс, да и нет необходимости. И на сегодняшний день существует достаточно большое количество различных компаний предлагающих ведение электронного журнала и дневника, а также другие функциональные возможности. У каждой есть свои плюсы и, здесь же мне хотелось остановиться на основных возможностях и решениях для образовательного процесса, который предлагает Система Дневник. ру, в которой мы работаем. Начать работать на дневнике, было не сложно, имеющаяся база с программы АРМАШ дала возможность загрузить данные, а опыт работы с АРМАШ и эл. журналом Классна ком - возможность быстрой адаптации. В августе 2012 мы ввели базу данных в дневник и в сентябре уже начали работать, раздав коды доступа. Конечно не все так было гладко, проблемы общепринятые – не высокое желание работы учителей в эл.журнале, двойная работа, но все приходит со временем, главное систематически требовать это от учителей. С начала мы конечно стимулировали эту работу.
Введение электронного журнала и дневника позволяет повысить открытость системы образования, оперативность обмена информацией между всеми участниками образовательного процесса.
Следующее на чем хотелось бы остановиться, это на основных инструментах для школы, для учителя, ученика и родителя. Эта схема использования инструментов похожа во всех системах Электронных дневников.
Электронный журнал учителя. Возможность выставления оценок, посещаемости (есть возможность указать опоздал учащийся на урок, пропустил по болезни или просто прогулял), выдачи домашнего задания, как всему классу, так и отдельным группам учащихся. При этом есть возможность прикрепить файл с заданием или с дидактическим материалом. В свою очередь учащиеся также имеют возможность отправить файл с выполненным заданием, увидеть статус задания: проверено или отправлено на доработку, а также задать учителю вопросы по выполнению задания, получить консультацию. Также в электронном журнале педагог имеет возможность оставить комментарии для родителей по тому, как работал ученик на уроке.
И если бумажный вариант дневника можно забыть, потерять или спрятать, то доступ к электронному дневнику открыт 24 часа в сутки семь дней в неделю. И так любимая фраза учеников: а нам ничего не задано! Может быть легко проверена, стоит лишь иметь компьютер с доступом к сети Интернет.
Контроль качества. По мере выставления оценок автоматически вычисляется успеваемость и качество знаний в среднем по каждому предмету, по каждому учащемуся, и в целом по классу. Каждый родитель имеет возможность также видеть накопляемость оценок у ребенка по каждому предмету, а также, какой средний балл выходит за отчетный период (надо отметить, что родитель имеет возможность видеть информацию, которая касается только его детей). Все это позволяет оперативно реагировать и педагогу и родителям на складывающуюся ситуацию, скорректировать учебный процесс, правильно расставить акценты.
Отчетность. Система позволяет автоматически формировать отчеты, содержащие списки учащихся и сотрудников учреждения, движения учеников (поступление в школу, перевод из одного класса в другой, выбытие из школы). автоматически формируются ежечетвертные отчеты, которые содержат информацию по успеваемости (неуспевающие, хорошисты и отличники) по каждому классу для классного руководителя и для учителя-предметника. Кроме этого можно получить информацию по посещаемости в целом по школе и в отдельных классах, а также отследить сетевую активность по ведению и использованию электронного журнала.
Сайт школы. Каждое образовательное учреждение должно иметь сайт в сети Интернет, который должен систематически обновляться. Для этого есть возможность создания любого количества необходимых страниц, содержащих историческую справку, актуальную и полезную информацию, виртуальную экскурсию по школе и т.д. Кроме этого возможность использования форума, размещения объявлений делает сайт интерактивным и «живым». Раздел файлы позволяет загрузить необходимые документы, положения и отчеты.
Электронное портфолио каждого педагога и учащегося. На сегодня очень актуальным становится создание в сети Интернет своего портфолио как для учащегося, так и для педагога. Файловое хранилище дает возможность разместить основную информацию об успехах и достижениях, поделиться накопленным опытом в блоге и обсудить волнующие вопросы на форуме.
Родительская. В системе есть виртуальная территория, на которой родители могут общаться, совещаться, задавать вопросы и принимать решения.
Приложения
Для учеников
- Он лайн англ.яз- Репититов- ЕГЭ
- Библиотека
- Словари
- Медиатека
Для учителей
- Курсы
-Индигос- Началка инфо
-Teach Pro
Для родителей
- Где ты на карте?
- СМС и Email подписки
Конкурсы: также здесь можно поучаствовать в различных сетевых олимпиадах, конкурсах и проектах, создать группу по интересам, где обсудить наболевшие вопросы, поделиться информацией, материалами, да просто пообщаться с интересными людьми. В заключении хотелось бы отметить основные эффекты, которые мы видим от участия в данном проекте.
Позитивные эффекты от реализации проекта:
Для школы:
· Повышение информированности социума о деятельности школы
· Расширение сферы взаимодействия субъектов образовательного процесса.
· Повышение внимания общественности к проблемам образования.
· Расширение форм общественного самоуправления и партнерства в образовании.
· Постоянный мониторинг успеваемости и качества знаний по предметам, мониторинг накопляемости оценок по предметам
· Возможность использовать страницу образовательного учреждения в проекте, как интерактивное дополнение к сайту школы
Для учителей:
· Постоянный мониторинг качества знаний и успеваемости как в среднем по предмету, так и в среднем у каждого учащегося
· Повышение ИКТ грамотности
· Обмен опытом
· Возможность для профессиональной реализации
· Быстрая информированность учащихся и их родителей
· Проведение дистанционных консультаций, как учащихся, так и родителей
· Возможность организации обсуждений по актуальным вопросам в форумах
· Возможность оставить комментарии к уроку для каждого ученика
· Возможность выбрать как тип текущего урока, так и вид контролирующей работы
· Возможность выдать и проверить индивидуальное домашнее задание в электронном виде не используя для этого дополнительные электронные носители (флешки, диск и т.п.)
· Размещение электронного портфолио учителя в сети
Для своего гимназии мы решили, что будем продолжать работать в сети. И с сентября 2013 года перешли на использование только электронного журнала в начальной школе.
Конечно, возникает вопрос, правомерно ли это и как будет обстоять дела с хранением журналов. Но и эти вопросы разрешимы: введение электронного журнала находиться в компетенции образовательной организации, и документ на который все ссылаются - Приказ Министерства просвещения СССР от 27.12.1974 № 167 «Об утверждении инструкции ведения школьной документации» гласит « Все записи в классном журнале должны вестись четко и аккуратно чернилами в соответствии с установленной формой». Но ведь в далеком 1974 году о компьютерах и знать не знали. В том же документе, кстати, говориться `Школьные документы должны оформляться своевременно, четко, разборчиво, без подчисток, помарок, вызывающих сомнения в правильности внесенных данных. Записи в документах ведутся чернилами или на пишущей машинке`. А принтер - это и есть пишущая машинка. И как раз электронный журнал дает возможность заполнять понятно, разборчиво и без исправлений.
Так же Дневник. ру дает возможность распечатывать отчеты по журналу и итоговые ведомости, которые можно прошивать, заверять печатью и подписью директора гимназии и хранить.