Разработка урока по литературному чтению на тему: Г. Снегирёв. Скворец. (УМК Начальная школа 21 века. 1 класс)
Разработка урока литературного чтения
Составитель: Устименко Елена Валерьевна, учитель МБОУ гимназии №45
г. Владикавказа РСО-Алания
Тема: Геннадий Снегирёв « Скворец».
Класс: 1
УМК «Начальная школа 21 века»
Технология продуктивного чтения.
Цели: формировать навыки правильного, осознанного чтения; способствовать развитию связной речи, творческого воображения, наглядно-образного мышления; прививать интерес к чтению; воспитывать бережное отношение к природе, сочувствие к окружающим, способность прийти на помощь в трудную минуту.
Личностные результаты:
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложений);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст.
Предметные результаты:
воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
осмысленно, правильно читать;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Ход урока:
Орг. момент:
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели.
Мы на доску посмотрели.
И открыли поскорей
Очень много «Букварей».
Проверка домашнего задания.
а) Чтение сказки Д. Хармса «Лиса и заяц» ( первая часть - цепочкой, вторая часть – по ролям).
б) Вопросы:
- В каком жанре написано это произведение? (Это сказка.)
- Докажите. (Зачин «Жили – были…»; концовка; главные герои (животные) разговаривают, ходят друг к другу в гости, а в реальной жизни заяц никогда не пойдет в гости к лисе, так как она его съест.)
- Определите тематику этой сказки. (Сказка о животных.)
- Чем данная сказка отличается от других? (Автор разделил её на 2 части. Первая часть написана в прозе, а вторая – в стихотворной форме.)
в) Инсценировка диалога.
- Что такое диалог?
- А как мы назовём речь одного человека? (Монолог.)
- Когда мы читали по ролям, участвовало 3 человека: Лиса, Заяц и автор. Сколько человек потребуется для инсценировки? (Потребуется 2 человека. Слова автора можно заменить действиями.)
Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний.
– А сейчас, ребята, я вам предлагаю из мира животных отправиться в мир птиц. А проводит нас туда писатель Геннадий Снегирёв. Вспомните, знакомы ли мы с ним? (Читали рассказ «Медвежата».)
- Угадайте, с кем на этот раз познакомит нас автор?
Прилетел в резной дворец
Серый в крапинку певец.
А зовут его…СКВОРЕЦ!!!
- Собираясь в гости, мы всегда как-то готовимся к встрече. Давайте и сейчас вспомним, что мы знаем о скворцах из уроков окружающего мира? (Это перелётные птицы. Они осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.)
2) Работа с презентацией. (Текст каждого слайда заранее был предложен отдельным ученикам для заучивания.)
Слайд 1. (Изображение скворца.)
Некрупная птица, длина которой около 230 мм, а вес 75 г.
Чёрное оперение с металлическим блеском с белыми крапинками.
Тело у птицы массивное.
Шея короткая.
Слайд 2. (Изображение ног, клюва и хвоста скворца.)
На ногах по 4 пальца с изогнутыми когтями.
Острый, тонкий, длинный клюв.
Хвост короткий, почти прямой на конце.
Слайд 3. (Изображение гнезда скворца и кладки яиц.)
Зимуют скворцы на юге нашей страны.
Самцы прилетают первыми в середине марта. Несколько дней после прилёта они держатся в стаях. Потом устраивают гнёзда в дуплах, под крышами домов, охотно селятся в сделанных человеком скворечниках.
Слайд 4.
Воспитанные человеком скворцы без труда обучаются произносить отдельные слова и несложные предложения и развлекают хозяев то телефонным звонком, то дверным скрипом, то собачьим лаем.
3) Прослушивание записи с голосом скворца.
4) Работа с иллюстрацией в учебнике.
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике. Не показалось ли вам что-то странным? (Зимний пейзаж. На ветке дерева сидит скворец. Он почему-то не улетел в тёплые края.)
- Предположите, по какой причине скворец мог остаться? (Жил у кого-то дома и улетел случайно Отстал от стаи.. Был ранен. Заболел. И так далее…)
- Как узнать истинную причину? (Нужно прочитать произведение.)
Физминутка.
Продолжение работы над текстом.
1) Словарная работа.
Деревья от мороза трещат.
Ёлки стоят и не шелохнутся.
Мама комнату проветривала.
Перья распушил.
Валенки на крыльце чистила от снега.
Закрыла на щеколду.
2) Чтение начала текста учителем, а потом продолжение чтения учениками.
3) Ответы на вопросы.
- Что еще ждал автор от девочки?
- Что она могла бы ему сказать?
- Почему, по-вашему, девочка не поблагодарила мужчину?
- Назовите главных героев.
- Подтвердились ли наши предположения?
4) Определение жанра и тематики произведения.
Рефлексия. Тестирование (+/-)
1. События, описанные в рассказе, происходят осенью.
2. Гуляя в лесу, автор встретил маленькую девочку.
3. Девочка искала под снегом грибы.
4. Автор решил помочь девочке в поисках.
5. Скворец сидел на ветке, распушил перья и одним глазом смотрел на девочку.
6. Автор снял птицу с дерева и передал девочке.
7. Девочка поблагодарила своего помощника и ушла домой.
Ответы: - + - + + - -
Взаимопроверка.
Итог урока.
- Вам понравилась девочка? Почему?
- Чему мы можем научиться у девочки, а у автора? Есть ли сходство между ними? (Не оставили в беде.)
- Какова основная мысль рассказа? (Нельзя проходить мимо чужого горя. Надо помогать.)
Хоровое исполнение учениками песни «Дорогою добра».
.