Статья по психологии на тему: К проблеме психологической безопасности образовательной среды и характеру общения ее участников
Статья по психологии на тему «К проблеме психологической безопасности образовательной среды и характеру общения ее участников»
Автор – Воронова Анна Павловна, учитель начальных классов и английского языка, магистрант по направлению «психолого-педагогическое образование».
Научный руководитель – Поляшова Наталья Владимировна, к.б.н. САФУ им. М.В.Ломоносова.
Свою статью мы бы хотели посвятить одной из актуальнейших на сегодняшний день проблем современного общества - психологической безопасности образовательной среды и характеру общения ее участников. В данной работе мы бы хотели познакомить читателей с одним из этапов психолого-педагогического эксперимента, проводимого на базе МБОУ СШ №30.
Хотелось бы начать с определения ключевого понятия. Рассматривая понятие безопасности, мы использовали различные источники. Так, например, исследователи, компетентные в области основ безопасной жизнедеятельности (ОБЖ), понятие «безопасность» соотносят с состоянием общественных отношений, гарантирующих защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Обратившись к толковому словарю С.И. Ожегова, видим, что понятие «безопасность» определяется как состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности.
То есть, понятие "безопасность" связывают с внешними человеческими проявлениями ("с отсутствием угрозы).
В связи с переходом к информационному обществу (информационной цивилизации) и информационной среде многократно усиливается ее влияние на психику человека, а темпы этого влияния стремительно возрастают. В связи с этим особенно актуально говорить о современном понимании безопасности в контексте учета оптимального соотношения интересов личности, общества и государства, а именно рассмотрения нового аспекта этой проблемы — психологической безопасности.
В исследованиях известных психологов А. Маслоу, Б. Боулби, Д. В. Винникота, Г. С. Никифорова, Э. Эриксона показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.
Один из современных исследователей, Т.С. Кабаченко предлагает рассматривать под психологической безопасностью "такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)".
Образовательные учреждения, представляя собой, важнейший социальный институт общества, образуют систему обеспечения психологической безопасности, поэтому именно на них возлагается огромная ответственность за воспитание психологически здорового поколения. Итак, что же создает психологически безопасную среду в образовательной среде?
По мнению ряда исследователей, наиболее важными условиями образовательной среды, создающими и обеспечивающими психологическую безопасность, являются:
доброжелательные взаимоотношения (включают в себя доверие друг к другу, внимание и уважение, психологическую поддержку, заботу о безопасности каждого члена коллектива и др.);
дисциплина.
То есть, такие характеристики, как доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей повышают безопасность образовательной среды. Интерес детей и молодежи к учебе (желание посещать занятия и учиться, слушать учителя) возникает при наличии личностно-ориентированного обучения и доброжелательных взаимоотношений (индивидуальном подходе и неформальном общении с учителями, одноклассниками, взаимопомощи и поддержке), а также нагрузках, соответствующих возрастным и интеллектуальным возможностям учеников.
В связи со всем вышесказанным, возникает закономерный вопрос о показателях эффективности, какие факторы будут свидетельствовать о том, что образовательная среда психологически безопасна?
Показателями эффективности психологической безопасности, по мнению Бадьиной Н.П., будут следующие факторы:
1.интенсивность образовательной среды (объем, сложность учебных заданий, требования к качеству их выполнения);
2.эмоционально-психологический климат (степень психологического комфорта участников образовательного процесса, их взаимоотношения, настроение в коллективе);
3.демократичность (демократичность администрации, возможность участвовать в управлении школой, принимать решения);
4.содействие формированию познавательной мотивации (степень педагогического содействия у детей мотивации, интересов, активности);
5.удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых учреждением (оценка уровня преподавания).
Эксперимент, проводимый нами в рамках диссертационного исследования, направлен на оптимизацию эмоционально-психологического климата как одного из условий формирования психологической безопасности образовательной среды. Временные рамки констатирующего этапа (направлен на выявление проблемных областей): октябрь 2013 года – апрель 2014 года. В исследовании приняли участие учащиеся 2 (3) в класса МБОУ СШ № 30 г. Архангельска в возрасте 9-10 лет.
При проведении исследования использовался следующий инструментарий: диагностика психологических условий школьной образовательной среды (по Бадьиной Н.П.), методика изучения мотивации Гинзбурга М.Р., методика «Лица» (Лукьянченко Н.В., Ядрышникова Т.Л.), мотивационная анкета для учащихся, опросник «мои чувства в школе», социометрия.
Цель исследования – оценить выраженность в образовательной среде конкретного учебного заведения следующих психологических факторов: 1.интенсивность; 2.эмоционально-психологический климат; 3.демократичность; 4.содействие формированию познавательной мотивации, развитию познавательных интересов; 5.удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением; выявить уровень мотивации, определить ведущие мотивы, выявить преобладающие настроения в коллективе, уровень эмоционального отношения к школьной жизни.
Участникам образовательного процесса (родителям, учащимся, педагогам) были предложены анкеты и ситуации. Ученики отвечали на вопросы под руководством учителя, который разъяснял смысл формулировок. Родители, как и учителя, опрашивались в заочной форме.
Анализ анкет родителей показал, что все заявленные психологические факторы они оценивают на среднем уровне.
По оценке учащихся интенсивность и демократичность образовательной среды находятся на среднем уровне. Испытуемые полностью удовлетворены качеством образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением. По фактору «эмоционально-психологический климат» была выявлена интересная тенденция: значительная часть опрошенных удовлетворены эмоционально-психологическим климатом, но большая часть оценили данный фактор на среднем и низком уровне. Методика «чувства в школе» показала, что ниже среднего эмоциональное состояние у трех человек (ниже 1), а два человека находятся в пограничном состоянии (уровень эмоционального отношения к школьной жизни 1,4). Отрицательные чувства преобладают у четырех учащихся (выделено более 4), а 3 – 4 отрицательных чувства – у семерых. Анализируя результаты социометрии (был задан вопрос «кого бы ты пригласил на день рождения») видим, что в обследуемом классном коллективе есть учащиеся, которых не выбрал никто – 3 человека, наименьшее число выборов у 4х человек, наибольшее у 3х.
Рассматривая фактор содействия формированию познавательной мотивации, видим, что мнения детей и родителей сошлись: выявлен средний уровень. Необходимо отметить то, что ответы детей показали следующее – половина испытуемых оценили данный фактор на высоком уровне, а вторая половина – на среднем и низком. Обобщение полученных результатов дополнительного изучения мотивации (с помощью мотивационной анкеты и методики изучения мотивации по Гинзбургу М.Р.) определили преобладание высокого уровня, при этом ведущие мотивы – позиционный, учебный, социальный, лишь у незначительной части учащихся – внешний и игровой.
Таким образом, обобщая результаты констатирующего этапа эксперимента, мы выявили следующие проблемные области – эмоционально-психологический климат: взаимоотношения в коллективе, настроения, эмоциональное отношение к школьной жизни. Определились следующие группы учащихся:
1. преобладание отрицательных чувств, неудовлетворенность эмоционально-психологическим климатом, незначительное число выборов – 5 человек;
2. преобладание отрицательных чувств, неудовлетворенность эмоционально-психологическим климатом, среднее число выборов – 3 человека;
3. преобладание положительных чувств, удовлетворенность эмоционально-психологическим климатом, отсутствие выборов – 1 человек;
4. преобладание отрицательных чувств, неудовлетворенность эмоционально-психологическим климатом, нет выборов – 1 человек;
5. преобладание положительных чувств, неудовлетворенность эмоционально-психологическим климатом, среднее число выборов – 1 человек.
Следующий, формирующий, этап эксперимента будет направлен на реализацию программы по оптимизации эмоционально-психологического климата как одного из эффективных факторов формирования психологической безопасности.
Решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, согласно исследованиям зарубежных психологов, может осуществляться через работу над улучшением межличностного взаимодействия и социальных навыков. При обучении социальным навыкам нужно работать с характеристиками группы, так как они рождают межличностные проблемы, и увеличением мотивации (желания) эффективно справляться с такими проблемами.
Среди важных социальных навыков можно выделить следующие: понимание (оценивание) ситуации, признание и понимание индивидуальных различий людей, их ценности, осознание и умение управлять эмоциями, знание возможных вариантов решения и выбор стратегии поведения, формирование умений сотрудничать, развития терпимости к другим людям, тренировка навыков саморегуляции и самоконтроля.
Ученые считают, что также необходимо обучать участников образовательной среды решать конфликтные ситуации, используя ненасильственные средства (без оскорблений, кулаков или применения оружия). Такими средствами могут быть: возможность выслушать с уважением друг друга; возможность выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы; возможность узнать различные точки зрения; рассмотрение в группе трудных ситуаций, прошлого опыта; умение справляться с чувствами, проигрывая ситуации и получая обратную связь от членов группы; возможность свободного выражения чувств, не причиняющих вред другим людям, акцентирование внимания на поступках и ответственности, а не на личности.
Таким образом, психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой. Создание и обеспечение психологической безопасности в образовательной среде может способствовать профессиональному развитию ее участников и выступать профилактикой асоциального и уголовного поведения.