Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов


«Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья учащихся и педагогов»
Цель: ознакомить участников семинара с проблемой психологической безопасности образовательной среды, проанализировать состояние психологического здоровья присутствующих педагогов, используя полученную информацию на практике.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятиями: «образовательная среда», «безопасность», «психологическая безопасность», «психологическое здоровье»;
- рассмотреть состояние психологического здоровья педагогов;
- сделать вывод о состоянии психологической безопасности образовательного процесса .Категория участников: педагогический коллектив
Форма проведения: семинар-практикум.
Методы работы:
- метод работы в группах;
- метод проектов;
- метод групповой дискуссии.
Принципы работы:
- принцип активности;
- принцип партнерского общения;
- принцип концентрации присутствия.
Используемый материал:
- небольшие листочки бумаги;
- листы ватмана (по количеству образованных групп);
- ручки, карандаши, фломастеры;
- магниты.
Структура:
1. Организационный момент (деление участников семинара на группы, ритуал приветствия);
2. Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу (использование «упражнения-активизатора»);
3. Теоретическая часть (ознакомление педагогов с новой информацией);
4. Практическая часть (работа в группах по трем различным направлениям, создание проектов, выступление и защита);
5. Практическая часть (использование проективной методики, анализ собственных работ);
6. Рефлексия (подведение итогов проведенного мероприятия через использование упражнения «Премия»);
7. Ритуал прощания.
Ход педагогического совета.
I.Ритуал встречи и приветствия.
Время проведения: 10 минут.
* (этот временной промежуток не включен в общее время педагогического совета).
Всем педагогам на входе в назначенную аудиторию раздаются небольшие карточки с изображе-ниями людей. Это позволит в дальней работе сформировать педагогические группы. Используется пять видов карточек, на которых варьируется количество людей (от одного до пятерых). Заранее заготавливается определенное количество карточек. В аудитории из имеющихся столов (парт) также заранее формируются пять «рабочих зон».
II.Деление участников на группы.
Время проведения: 2 минуты.
Ведущий (психолог) просит присутствующих учителей посмотреть на полученные карточки и распределиться по «секторам» согласно количеству людей, изображенных на картинках. Принцип распределения учителей: педагоги, имеющие карточки с изображением одного человечка – собираются в одну группу; педагоги, имеющие карточки с изображением двух человечков – собираются в другую группу и т.д.
III.Упражнение «Я приветствую Вас».
Время проведения: 4 минуты.
Ведущий (психолог) обращается с фразой «Я приветствую …» к членам первой группы (например: «Я приветствую Вас – мудрых и активных педагогов, сидящих за этим столом). Члены первой группы обращаются теперь к представителям второй группы (например: «Мы приветствуем Вас – креативных и инициативных членов нашего общества). Далее члены второй группы обращаются к представителям третьей группы и т.д. Члены последней группы приветствуют ведущего.
IV. Эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.
Упражнение-активизатор «Ассоциация».
Время проведения: 5 минут.
Каждой из групп предлагается свое «понятие»: «школа», «ребенок», «здоровье», «женщина», «безопасность». Задача участников (в своих группах), начиная с ключевого слова, по кругу называть ассоциации к последующим словам. Например: «школа – учитель – урок – дисциплина – тишина – и т.д.»; «ребенок - мама – кухня – ужин – и т.д.»; «здоровье – силы – заботы – дети – семья – и т.д.»; «женщина – мужчина – свадьба - любовь – и т.д.»; «безопасность - спокойствие – жизнь – работа – и т.д.». По завершению работы в группах, озвучиваются первое и последнее слово из цепочки озвученного ассоциативного ряда.V. Теоретическая часть.
Время работы: 15 минут.
В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных
Т.о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Психологическая безопасность - это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».
Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей - до 75% - озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.
Факторами риска в образовательной среде могут быть:
- недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы,
- низкая активность учащихся и педагогов,
- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие - склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:
- доброжелательную атмосферу,
- высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,
- повышение родительского и общественного участия,
- поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,
- уважительное отношение и др.
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.
Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. В процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе формируется система отношений, черты характера учащихся.
Учитель может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся:
- возможность выслушать с уважением друг друга,
- выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы,
- узнать различные точки зрения,
- рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт,
- умение справляться с чувствами.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
Психологическое здоровье - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Здоровье ребенка можно трактовать как интегрирующую часть заказа на качественное современ-ное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления.
Существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:
Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими со-стояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками школьной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.
И стоит сказать: «Ничто не стоит педагогическому коллективу так дешево и не ценится так дорого, как психологическая безопасность детей».
VI. Практическая часть.
Упражнение «Модель образовательного гимназического пространства».
Время проведения: 40 минут.
Ведущий (психолог) раздает группам листы ватмана с заготовками изображений: платформы; двух вертикальных цилиндров; большого треугольника; круга.
*Из этих заготовок при защите проектов будет «сконструирован» дом.
Участникам каждой из групп предлагается в течение 10 минут в ходе коллективного обсуждения разработать (зафиксировать на предложенных листах ватмана):
1 группе – модель образовательной среды (в целом);
2 группе – модель психологического здоровья учащихся (в целом);
3 группе – модель психологического здоровья педагогов (в целом);
4 группе - модель психологической безопасности образовательного процесса (в целом).
5 группе - модель психологической безопасности гимназического пространства (актуальное состояние данной проблемы в гимназии).
По завершению работы, проекты вывешиваются на всеобщее обозрение, и в течение 5 минут представитель от каждой из групп озвучивает коллективное видение обозначенного аспекта в виде конкретных рекомендаций.
После этого ведущий (психолог) спрашивает педагогов, является ли данная композиция завершенной; чего в ней не хватает? Предположительно, что учителя выскажут идею о том, что в этом здании не хватает главной фигуры – «человека». Тогда по одному представителю от каждой группы просят подойти к доске и «сконструировать» человечка из предложенных заго-товок (возле доски лежат вырезанные из бумаги: круги, треугольники, квадраты; прямоугольни-ки). Собранного из геометрических фигур «человечка» располагают в центре «дома».
В завершении работы ведущий (психолог) говорит о том, что все, о чем сегодня говорилось, имеет прямое отношение к человеку; человек является центром личностных, семейных, общественных, педагогических взаимоотношений. И для того, чтобы эти взаимоотношения были гармоничными, необходимо иметь «внутреннее равновесие», т.е. человек должен быть «психологически здоров».
*И с целью определения состояния собственного психологического здоровья педагогам предлага-ется следующее упражнение.
VII. Практическая часть.
Проективная методика «Автопортрет».
Время проведения: 7 минут.
Ведущий (психолог) предлагает участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобразить:
- вместо глаз – то, на что они любят смотреть;
- вместо носа – то, что они любят нюхать;
- вместо рта – то, что они любят произносить;
- вместо ушей – то, что они любят слушать;
- вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.
По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о состоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру.
VIII. Рефлексия.
Упражнение «Премия».
Время проведения: 10 минут.
Ведущий (психолог) раздает участникам небольшие чистые листочки бумаги, озвучив, что у каждого из присутствующих имеется «10 премиальных баллов». Задача педагогов оценить долю участия и вовлеченности каждого из присутствующих в работу педагогического совета, «разделить» эти баллы и «подарить» трем людям, находящимся в аудитории. Баллы записываются на листочках и вручаются тем людям, которым они предназначены. По завершению работы каждый из участников подсчитывает количество «премиальных» баллов и озвучиваются победители, набравшие наибольшее количество баллов. Присутствующие «награждают» победителей аплодисментами.
IX. Ритуал прощания.
Время проведения: 2 минуты.
Ведущий (психолог) благодарит всех присутствующих педагогов за максимальную вовлеченность в практическую проработку предложенного вопроса, и надеется на использование учителями полученной теоретической информации в собственной практической деятельности.
Используемая литература:
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. – СПб.: «Союз», 2002.
1. Баева И., Лактионова Е. Психологическая безопасность образования глазами учителя // Народное образование. – 2009. – № 9.
2. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / под ред. И. В. Дубровиной.— М.: «Академия», 1995.