Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Как человек воспринимает окружающий мир» (4 класс).
Урок «Как человек воспринимает окружающий мир» 4 класс
Тема: «Как человек воспринимает окружающий мир? (орган зрения)» Тип: повторение изученного и приобретение новых знаний о зрении человека
Цель: объяснить значение органов зрения для жизнедеятельности человека и сформировать представление о механизме их работы.
Задачи:
формирование навыков гигиены зрения.
способствовать развитию у учащихся речи, логического мышления, умения сравнивать, анализировать и обобщать, делать собственные выводы, умозаключения, умение планировать и оценивать собственную деятельность.
формирование представлений учащихся о значении органа зрения в познании окружающего мира.
Планируемые результаты
Предметные:
Выполнить кроссворд на ранее изученные темы.
Освоить информацию про строение органа зрения.
Самостоятельно составить памятку о том, как надо беречь наши глаза.
Метапредметные:
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.
Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала. Личностные:
Проявлять интерес к изучению окружающего мира
Выявлять успешность или неуспешность изучения темы
Межпредметные связи: чтение.
Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир» 1 часть, 4 класс. Презентация на smart доске. Нарисованный кроссворд на доске.
Ход урока
Содержание деятельности учителя: Содержание деятельности обучающихся:
Мотивация познавательной деятельности и актуализация необходимых знаний
Приветствует учеников, поясняет то, что тот, кто будет хорошо работать на уроке получит призовые фишки и если собрать 6 таких фишек, то можно получить пятерку в журнал.
Предлагает ребятам разгадать кроссворд (на изученные темы), нарисованный на доске. Благодаря ему они и узнают тему урока (слово посередине кроссворда)
-благодаря какому органу мы можем видеть, слышать, говорить, думать? (МОЗГ)
-как называется жидкость, которая движется по нашим сосудам? (КРОВЬ)
-главный орган кровеносной системы? (СЕРДЦЕ)
-самый тяжелый орган нашего организма? (ПЕЧЕНЬ)
-главный орган выделения? (ПОЧКИ)
-куда поступает воздух при вдохе? (ЛЕГКИЕ) Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Разгадывают тему урока.
Организация познавательной деятельности
Учитель предлагает ребятам открыть учебник на с. 34-35 и убедиться действительно ли это наша тема.
Спрашивает у ребят кто бы хотел прочитать стихотворение на с. 34
Цените слух, цените зренье,
Любите зелень, синеву-
Всё, что дано нам во владенье
Двумя словами: я живу
Почему поэт связывает слова «я живу» с органами чувств человека?
Предлагает ребятам провести небольшой опыт
(Ребята, сначала закройте глаза, в моих руках будет лежать предмет, что вы сможете сказать про него, если у вас закрыты глаза?) Согласны ли вы, что глаза-это наши «окна» в мир?
Да, мы не сможем ничего сказать про этот предмет, если наши глаза закрыты, и мы не можем его понюхать или потрогать. Именно поэтому нам и нужны наши органы чувств!
Сегодня мы поговорим о зрении, о наших глазах.
Предлагает ребятам обратить внимание на доску (на доске появляется слайд с изображением глаз, затем переключается на слайд со схемой строения глаза человека)
На лице видна небольшая передняя часть глаза. Большую часть природа поместила в специальные углубления на черепе – глазницы. Глаз круглый, как яблоко, поэтому его и называют глазное яблоко. Спереди глазное яблоко покрыто прозрачной оболочкой - роговицей. Она защищает глаз от инфекции. Под ней мы видим радужную оболочку. Радужка. Почему она так называется? (Радужная – радуга – цветная.) У разных людей она разная. Посмотрите друг другу в глаза. Какого цвета ваша радужная оболочка?
В самом центре радужной оболочки находится зрачок. А как вы думаете, какую роль он играет? Это отверстие, через которое в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета. Благодаря специальным мышцам зрачок в темноте расширяется, а при свете – сужается. Как в фотоаппарате! Так регулируется поток света.
Внутри глазное яблоко заполнено стекловидным телом, похожим на желе. Роговица переходит в склеру – защитную оболочку. За зрачком находится особое образование, похожее на линзу – это хрусталик. Хрусталик крепится на специальных мышцах и может меняться: быть вогнутым, выпуклым, плоским. Он даёт нам резкость изображения, и мы отчётливо видим то, на что смотрим. Но, когда глаза устают, мышцы ослабевают, становится плохо, не чётко видно.
Кто ответит, где роговица, радужка и зрачок?
А теперь давайте ответим на пару вопросов (слайды переключаются):
- -Для чего вокруг глаз ресницы? (Ресницы защищают глаза от попадания в них соринок).
- Для чего мы моргаем? (Моргаем мы для того, чтобы периодически смазывать слезами роговицу, когда боимся попадания чего – либо в глаз).
- Для чего закрываются веки, когда мы засыпаем? (Веки глаз на время сна закрываются, чтобы отдохнули мышцы век, отдыхал мозг – к нему не поступает новая информация от глаз).
- Почему мы плачем, когда режем лук? (Сок лука, а также некоторые другие резко пахнущие вещества: ацетон, лак – являются раздражителями глаз, вызывая обильное слезотечение. Глаз пытается быстрее смыть со своей поверхности молекулы этих веществ) (доска выключается)
Видите, ребята, природа позаботилась о том, чтобы защитить наши глаза, но не стоит забывать, что мы тоже должны беречь наши глаза. (Предлагает ребятам провести физминутку)
Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
Поглаживай в течение 1 минуты веки кончиками пальцев.
Делай круговые движения глазами: Налево - вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повтори 10 раз.
Вытяни вперёд руку. Следи за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом отодвигай обратно. Повтори 5 раз.
Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд.
Давайте и мы попробуем перечислить правила, которые нужно соблюдать, чтобы сберечь наши глаза.
На с. 36-37 как раз даны эти правила, давайте проверим себя, все ли мы перечислили? Один ученик читает стихотворение, остальные должны будут ответить на вопрос. (ответы учеников)
(ответы учеников)
-ЗРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
(ответы учеников)
(ответы учеников)
(ответы учеников)
(ответы учеников)
(ответы учеников)
Проделывают физмин. под диктовку учителя
Подведение итогов
Предлагает ученикам сыграть в игру «верю-не верю»
(Учитель задает ученикам вопрос, если на этот вопрос можно ответить «да», то ученики хлопают в ладоши, если «нет», то ученики тихо поднимают руки вверх)
-Правда ли, что реснички защищают глаза от попадания в них пыли? (да)
-Правда ли, что мы моргам очень редко? (нет)
-Правда ли, что мы можем узнать цвет предмета, если наши глаза закрыты? (нет)
-Правда ли, что природа хорошо позаботилась о том, чтобы сберечь наши глаза? (да)
-Правда ли, что через наш зрачок проходят лучи света? (да)
Подсчет фишек, выставление оценок.
Ребята, спасибо большое за урок! Вы все были молодцами и хорошо поработали сегодня. До свидания!
(ответы учеников)
Анализируют результаты своей деятельности, подсчитывают фишки.
Дополнительный материал: (если урок будет идти быстро)
Интересно, а животные видят так же как мы?
Лягушка видит только движущиеся предметы. Чтобы рассмотреть неподвижный предмет, ей самой необходимо начать двигаться.
У раков глаза расположены на специальных стебельках, которые могут выдвигаться вперед и вращаться подобно антеннам, когда животное неподвижно. И еще у рака есть особенный глаз на хвосте, который помогает раку ориентироваться, когда тот пятится назад.
А вот у морских звезд есть по одному глазу на конце каждого луча.
А пчелы — пятиглазые насекомые: они имеют по два больших и по три маленьких глаза. Кроме того, пчелы необычно воспринимают цвета. Например, они не опыляют красные цветы, так как красный цвет они воспринимают так же, как человек воспринимает черный цвет.
У стрекозы глаза имеют своеобразное строение. Нижней частью глаз стрекоза хорошо различает цвета, верхняя же часть - цвета не различает. Зато этой частью глаз стрекоза легко различает на фоне неба мошек, которыми питается.
У пауков-скакунов восемь глаз: два больших и шесть маленьких. Большие снабжены мышцами и позволяют пауку следить за добычей, оставаясь неподвижным. А маленькие расположены так, что паук замечает все происходящее сзади и сверху.
У орла очень высокая острота зрения. Он может увидеть зайца с высоты 3 километров.
У совы и у филина глаза большие, но неподвижные, зато голова вращается вокруг своей оси по полному кругу. К тому же, эти животные хорошо видят в темноте.
У кого самые большие глаза? У самого большого в мире животного - голубого кита. Они у него величиной с футбольный мяч – около 23 см в поперечнике.
Диагностика достижения планируемых результатов: Проведение игры «верю-не верю» с вопросами, которые ребята изучили по ходу урока; подсчет фишек и выставление оценок.
Дополнительные творческие задания: -.
Самоанализ
Достижения: Сложности: Предложения: