Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс Хорошо ли ты знаешь окружающий мир


Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс
(«Окружающий мир» О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой)

Тема
Хорошо ли ты знаешь окружающий мир.

Цель урока

Повторить и закрепить знания учащихся о воде и воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека.


Задачи урока
Развивать речь, наблюдательность, мышление детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: уметь задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий
Личностные:
Проявлять любовь к окружающему миру и чувство ответственности; в сотрудничестве.
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.


Планируемый результат
Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Основные понятия
Воздух, «шестой океан», ветер, осадки.

Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1.
- Рабочая тетрадь № 1 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.
- Хрестоматия

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах

Тип урока:

Повторение и закрепление изученного материала.



Этап урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты





Личностные
Метапредметные
Предметные

1. Организацион-ный момент
Организовать направленное внимание на начало урока.
Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи!
Тихо сядут мальчики, а сейчас девочки.

Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.


Дарят улыбки, желают удачи.

Садятся.
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
-

2. Актуализация знаний
Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий.
Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость доказать и подтвердить свои знания, умения.
Миша и Маша поспорили на тему: Хорошо ли вы знаете окружающий мир.
Миша сказал, что да! А Маша сказала, что не согласна
А вы как считаете?
Можно это доказать?






Можно.
(предположения детей)

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).

Умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.


Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Постановка цели урока
Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Откройте учебник с.123., ч.2

Сформулируйте тему урока.
Задает вопрос относительно того, чему будет посвящен сегодняшний урок.
Ученики самостоятельно пытаются сформулировать тему и цель урока:
«Хорошо ли ты знаешь окружающий мир».
Повторить и закрепить знания учащихся о воде и воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности.
Выделение и формулирование познавательной цели с помощью учителя.

Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

4. Знакомство с алгоритмом проведения конкурса.
Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям.


Алгоритм проведения игры:
1.Класс делится на две команды.
2.Капитанытянут жребий.
3.Игра состоит из двух раундов – синий и красный (раунд 15 мин.)
4.между раундами (музыкальная пауза)
5. Подведение итога. Рефлексия.
Знакомятся с алгоритмом проведения конкурса. Задают вопросы.


Проявление самостоятельности в разных видах детской деятельности
Работа с разными видами информации.


Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

5. Повторение и закрепление (начало игры)

Сформировать навыки работы в сотрудничестве
Синий раунд
Приложение №1
Красный раунд
Приложение №2
Таблица учёта суммы баллов для команд
Приложение №3

Рассматривают таблицы. Выбирают вопросы и отвечают на них. Жюри следит за временем, подсчитывает количество баллов.






Осознание ответственности за общее дело.

Понимание и следование в деятельности нормам эстетики.
Высказывание своего мнения.

Аргументация своего мнения.

Выполнение действий по заданному алгоритму.

Контроль деятельности по ходу выполнения задания.

осознанно строить речевое высказывание в устной форме.


6. Динамическая пауза (этап физической разрядки)
Смена вида деятельности

Дети проводят самостоятельно подготовленную физминутку.
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация в реальном поведении
Выполнение действий по образцу.
-

7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД
Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.
Задаёт вопросы.
Следит за выполнением требований.
Отвечают на вопросы.
Анализируют предложенные варианты.

Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.





Проверка
Взаимодействие со сверстниками.

Анализ, синтез, сравнение и обобщение.
Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

8. Рефлексия деятельности
Сформировать личную ответственность за результаты деятельности
Подводит итоги совместной деятельности учеников


Закончите высказывание, оцените себя.

Считает баллы, награждает победителей.
Оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

Было трудно
Я смог
У меня получилось
Самооценка:
Я поставил себе «5», потому что

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Самооценка на основе критерия успешности


Рефлексия способов и условий действия.
Оценка своей деятельности на уроке.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.
-

9 Домашнее задание.

Принести У; ч№2, Т – 2.


















Синий раунд
Три состояния воды
Свойства воды
Круговорот воды в природе
Осадки
Охрана воды

10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50
10
20
30
40
50




Красный раунд
Свойства воздуха
Воздух – это смесь газов
Океан, которого нет на карте и глобусе
Движение воздуха
Температура воздуха

20
40
60
80
100
20
40
60
80
100
20
40
60
80
100
20
40
60
80
100
20
40
60
80
100




Таблица учёта суммы баллов для команд
Первая команда
« Мечтатели»
Вторая команда
« Знайки»











Самоанализ урока

Тема
Хорошо ли ты знаешь окружающий мир.

Цель урока

Повторить и закрепить знания учащихся о воде и воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека.


Задачи урока
Развивать речь, наблюдательность, мышление детей.
Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: уметь задавать вопросы, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своих действий
Личностные:
Проявлять любовь к окружающему миру и чувство ответственности; в сотрудничестве.
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело.


Планируемый результат
Научатся выделять необходимую информацию, осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Основные понятия
Воздух, «шестой океан», ветер, осадки.

Межпредметные связи
Окружающий мир, литературное чтение

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
- О.Н. Федотовой, Г.В.Трафимовой Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1.
- Рабочая тетрадь № 1 для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.
- Хрестоматия

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в группах


Тип урока: Повторение и закрепление изученного материала.

Результаты урока.
Урок построен в соответствии с программными требованиями.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется познавательный интерес учащихся, а учитель является лишь катализатором, который приблизит этот интерес к формированию познавательной активности. Именно поэтому данный урок проведён в форме игры.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
Для достижения цели урока использовала различные методы.
В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации одной из главных задач обучения: развитие речевых умений и навыков учащихся. На уроке использованы:
словесные методы объяснение, свободные высказывания;
наглядные методы: различные слайды – опоры.
репродуктивные
частично-поисковые
методы контроля, самоконтроля и самооценки.
Методы обучения являлись инструментом развития активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
В ходе выполнения продуктивных заданий проверялся усвоенный материал. Постаралась задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
Создание проблемной ситуации позволило заинтересовать учащихся, убедила в необходимости сотрудничества.
Для решения проблемной ситуации была организована командная работа работа, работа с карточками.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
коллективная (во время проверки раннее изученного материала)
групповая (во время получения новых знаний)
индивидуальная (ролевые игры).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся:
высокий интерес к изучению данного предмета
развитые на достаточном уровне общеучебные умения и навыки.
достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась технологией проблемного обучения.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Реализована воспитательная функция урока.
Урок прошёл в темпоритме, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Части урока логически связаны друг с другом, требовала от учащихся полных доказательных ответов.
Домашнее задание дала творческое.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем. Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.













15