Конспект урока географии «Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут» с использованием ЭОР
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Природа Антарктиды или, Почему пингвины в Антарктиде живут
(Тема урока)
ФИО (полностью): Белавина Надежда Юрьевна
Место работы: МБОУ-ООШ с. Золотая Степь Советского района Саратовской области
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 7
Тема и номер урока в теме: раздел 3 «Материки и океаны», тема 4 «Антарктида», урок 2 «Природа Антарктиды».
Базовый учебник: География. Материки, океаны, народы и страны. И.В.Душина, В.А.Коринская, В.А.Щенев 8. Цель урока: сформировать знания о природе Антарктиды
9.Задачи:
Предметные: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой темеМетапредметные: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
- развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;
- формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.
Личностные: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя;
-осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы
10. Планируемые результаты:
Регулятивные (учебно-организационные):
-ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников;
-поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий
Познавательные (учебно-логические):
-выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами;
Коммуникативные
- выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
11. Тип урока: комбинированный
12. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
13. Необходимое техническое оборудование: компьютер с подключением к Интернету, мультимедийный проектор
14. Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организационный этап Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Психологически готовит учащихся к общению.
Проверяют наличие учебников, карт и материалов для работы на уроке. 1 мин
2 Проверка домашнего задания 1. История открытия и исследования
(ЭОР1)
2. Географическое положение Антарктиды (ЭОР3)
Проверяет знаний с помощью модулей ЭОР по теме «История открытия и исследования Антарктиды. Географическое положение материка». Выявление пробелов в их усвоении. Демонстрируют самоподготовку к уроку. Сообщают о проблемах, возникших при выполнении отдельных заданий. 8 мин.
3 Актуализация знаний учащихся Демонстрация слайдов из мультимедийной презентации Задает вопрос «А почему пингвины живут в Антарктиде?». Какие задачи нам нужно решить, чтобы ответить на этот вопрос? Что будет являться темой нашего урока? Делают предположения о суровости природы материка. Самостоятельно определяют тему урока и ставят задачи 2 мин
4 Изучение нового материала Демонстрация слайдов из мультимедийной презентации: карта подледного рельефа материка, климатической карты в сопровождении картин ледников, Антарктических гор, пейзажей на слайдах текст с главными выдержками текста для лучшего усвоения.
ЭОР4Организует внимание учащихся с помощью проблемных вопросов, решить которые можно при работы с картами:
1. Рассмотрите подледный рельеф материка, выявите и нанесите основные формы на к/карту.
2. Найдите из текста учебника информацию о толщине ледникового покрова и предположите, что будет, если Антарктида растает; 3. Поработайте с климатическими картами материка и дайте характеристику климата; 4. Теперь вы можете ответить на вопрос, почему пингвины живут в Антарктиде? При этом
обеспечивает осмысление методов исследования изучаемой темы, знаний, способов и средств, которые привели к определённым выводам Активно включаются в решение проблемных вопросов.
В парах работают с картами по презентации, в атласах, обозначают нужные объекты на карте. Делают вывод о суровости климата материка, что является основным ответом на поставленный проблемный вопрос.
Затем, опираясь на знания биологии, на этапе «мозгового штурма», дают характеристику черт приспособления пингвинов и других животных к жизни в Антарктиде 20 мин
5 Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности ЭОР 4,5
Организует работу групп учеников с разным уровнем знаний. предлагает решить и обсудить тестовые задания упрощенного и продвинутого уровней. Организует взаимопроверку. Класс делится на две подгруппы и решает тестовые задания, отвечает на вопросы, выдвигая свою точку зрения 4 мин
6 Этап закрепления новых знаний и способов деятельности ЭОР6,7 Поверяет полноту и осознанность усвоения изученного. Ликвидирует неясности осмысления учащимися нового материала. Демонстрируют применение полученных знаний при решении практических заданий и контрольной работы 5 мин
7 Коррекция Мультимедийная презентация С помощью рефлексии подтверждает или корректирует ответы. учит детей рассуждать и делать самооценку и самостоятельные выводы Отвечают на вопросы «Я сегодня на уроке научился…узнал…закрепил свои знания. Мне было непонятно….Я хотел бы узнать…» 3 мин
8 Информация о домашнем задании Мультимедийная презентация Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания, которое имеет дифференцированный характер
Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.
Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания. Воспринимают полученную информацию и записывает задание. 2
9 Подведение итогов Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.Оценивает результаты - как работы класса, так и общие результаты. Выслушивают оценку и объективный комментарий учителя за работу на уроке. 1
Приложение к плану-конспекту урока
Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Открытие Антарктиды русскими мореплавателями ЭОР 1. Практика Модуль позволяет учащимся закрепить знания о кругосветном путешествии Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева (1819-1821) и об открытии Антарктиды. Практическое задание построено на основе интерактивной карты. От учащегося требуется поэтапно восстановить маршрут следования российских кораблей. Это дает возможность сформировать представление о сложности стоявшей перед экспедицией задачи http://fcior.edu.ru/card/13012/praktika-krugosvetnoe-plavanie-f-f-bellinsgauzena-i-m-p-lazareva-na-shlyupah-vostok-i-mirnyy-1819-18.html
2 Географическое положение Антарктиды ЭОР2. Информационный ЭОР содержит карту Антарктиды, отражающую все характерные черты ГП материка http://school-collection.edu.ru/catalog/res/25d375c2-c73c-4b90-b4e9-e1b9c33acf25/3 Основные черты природы Антарктиды ЭОР3. Информационный Содержит видеофрагменты, отражающие основные черты природв Антарктиды 4 Природа Антарктиды ЭОР4.Контроль (упрощенный вариант) Данный модуль содержит тестовые задания для проверки знаний об истории открытия Антарктиды, о географическом положении материка, о его крайней точке и некоторых особенностях природы базового уровня усвоения знаний. http://fcior.edu.ru/card/11092/kontrol-antarktida-uproshennyy-variant.html5 Природа Антарктиды ЭОР5.Контроль (усложненный вариант) Данный модуль предназначен для углубленного изучения материала по теме «Антарктида». Он содержит тестовые задания для проверки знаний об истории открытия материка, о его природе и особенностях. http://fcior.edu.ru/card/7382/kontrol-antarktida-ch-1-uglublennoe-izuchenie.html6 Природа и история исследования Антарктиды ЭОР6. Практикум(упрощенный вариант) Содержит тестовые задания базового уровня усвоения знаний http://fcior.edu.ru/card/9504/antarktida-ledyanoy-kontinent-priroda-antarktidy-p1.html7 Антарктида-ледяной континент ЭОР7. Контрольная работа (усложненный вариант) Содержит тестовые задания продвинутого уровня усвоения знаний http://fcior.edu.ru/card/9520/antarktida-ledyanoy-kontinent-tematicheskaya-kontrolnaya-rabota-k1.html