Календарно — тематическое планирование. В.В. Пасечник. Биология. Бактерии. грибы. растения. 5 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии Пасечника В.В. «биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс». к учебнику «Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс»// В.В. Пасечник. М, дрофа, 2013 год.
Общая характеристика курса
Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном; на уровне требований к результатам освоения содержания предметной программы.

Глобальными целями биологического образования являются:
социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе
развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ 5 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).
Курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир» на ступени начального общего образования, который является по отношению к курсу биологии пропедевтическим.
Требования к результатам обучения

Требования к результатам обучения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения биологии:
воспитывание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
формирование личностных представлений о целостности природы,
формирование толерантности и миролюбия;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Метапредметные результаты обучения биологии:
учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Предметными результатами обучения биологии в 5 класе являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
5. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Учебно - методическое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК .
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Рабочая тетрадь / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, любое издание после 2012 г.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.


Содержание программы «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 5 класс
Введение
Биология  наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Раздел 2. Царство Бактерии. Царство Грибы
Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

Раздел 3. Царство Растения
Растения. Ботаника  наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.


















ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Общее количество часов 34, в неделю 1час.
№п\п
Дата
Тема урока
Основы
учебно-исследовательской деятельности


Планируемые сроки
Скорректированные сроки



1
1.09-2.09


Биология наука о живой природе



2

5.09-9.09


Методы исследования в биологии




3

12.09-16.09


Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого



4

19.09-23.09


Среды обитания живых организмов



5

26.09-30.09


Экологические факторы и их влияние на живые организмы



6

3.10-7.10

Устройство увеличительных приборов
Лабораторная работа №1. «Устройство увеличительных приборов

7

10.10-14.10


Строение клетки


8

17.10-21.10


Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука
Лабораторная работа № 2. «Строение клеток кожицы чешуи лука»

9

24.10-28.10


Пластиды



10

7.11-11.11


Химический состав клетки: неорганические
и органические вещества



11

14.11- 18.11


Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)
Лабораторная работа№3
Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

12

21.1125.11


Жизнедеятельность клетки: рост, развитие Деление клетки


13

28.11-2.12


Ткани



14

5.12-9.12


Обобщающий урок по теме: «Клеточное строение организма»



15


12.12-16.12


Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность



16

19.12- 23.12


Роль бактерий в природе и жизни человека



17

16.01-20.01


Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека



18

23.01-27.01


Шляпочные грибы



19

30.01-3.02


Плесневые грибы и дрожжи

Лабораторная работа №4
Особенности строения мукора и дрожжей

20

6.02-10.02


Грибы-паразиты



21

13.02-17.02


Обобщающий урок» Царство грибы»



22

20.02-24.02


Ботаника  наука о растениях



23

27.02-3.03


Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания



24

6.03 – 10.03


Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей



25

13.03-17.03


Лишайники



26

20.03 -24.03


Мхи.



27

3.04 – 7.04


Папоротники, хвощи, плауны



28

10.04 – 14.04


Папоротники, хвощи, плауны



29

17.04 – 21.04


Голосеменные растения

Лабораторная работа№5
Строение хвои и шишек хвойных

30
24.04 – 28.04


Покрытосеменные растения

Лабораторная работа №6
Строение цветкового растения

31

8.05-12.05


Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира



32
15.05-19.05


Обобщающий урок « Царство Растений»


33-34
22.05-30.05


Резервный урок














15