Исследовательская работа ученика по теме Очерк


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное образование «Кобяйский улус»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – Куокуйская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов.
Очерк как жанр журналистики
Выполнили: Новгородова Элина ученица 9-го класса,
Дьяконова Валя ученица 10-го класса
Руководители: Игнатьева В.М. –
учитель русского языка и литературы,
Унарова С.Н. –
учитель якутского языка и литературы.
c. Аргас, 2015 год
Содержание.
Введение ………………………………………………………………………….. 1 стр.
Глава Жанровое многообразие публицистики ……………… 3 – 6 стр.
Глава Очерк как художественно-публицистический жанр
2.1. Виды очерка……………………………………………………...…………………. 6- 9 стр.
а)портретный очерк…………………………………………… ….8 – 9 стр.
б) проблемный очерк…………………………………………….. 9 – 10 стр.
в) путевой очерк.……………………………………………….... 10 – 11 стр.
2.2. Журналисты Кобяйского улуса.…………………………………………………..11 – 13 стр.
а) В.И.Иванов – яркий представитель жанра очерк.
глава.
Тематика очерков В.И.Иванова.………………………...14 – 17 стр.
4 глава
4.1. …………………………………………………17 – 18 стр.
Заключение………………………………………………………..………………...18 стр.
Использованная литература………………………………………………………..19 стр.
Актуальность: Перед каждым выпускником стоит проблема выбора будущей профессии. Мы интересуемся профессией журналиста. Кто такой журналист? Журналист всегда находится в курсе событий, реально описывает происходящее, общается со многими людьми, выявляя самые острые проблемы общества и освещая это в своих работах.
Мы гордимся, что наша землячка Ф.П.Егорова, выпускница Московского Государственного Университета отделения журналистики, первая женщина-журналист в Якутии. И с нашего поселка есть успешные журналисты, есть на кого равняться: В.И.Иванов - писатель, журналист, В.Г.Павлова является лауреатом республиканской премии журналистов; молодая, но подающая большие надежды Айна Винокурова.
Всем хочется быть успешным профессионалом, поэтому еще в стенах родной школы готовим себя к будущей профессии. Поэтому мы решили работать над темой «Очерк как жанр журналистики".
Цель: Изучить очерк как жанр журналистики на примере творчества В.И.Иванова
Задачи:
Изучение литературы;
Анализ, обобщение, сравнение материалов;
Оформление работы в виде доклада;
Объект: Жанры журналистики
Предмет: Очерк как жанр журналистики
Гипотеза: Если заранее заниматься тем делом, который тебе по душе, то будет легче определиться с выбором своей будущей профессии.
Глава 1
1.1.Жанровое многообразие публицистикиПублицистика. Существует множество точек зрения на этот вопрос. Большой энциклопедический словарь содержит такое определение публицистики: род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Жанр - исторически сложившаяся литературно-публицистическая форма, обладающая определенными устойчивыми признаками. Это - одна из форм отражения объекта, жизненной ситуации, факта, одна из форм воплощения определенной идеи, мысли. При этом творческая личность в рамках определенного жанра всегда накладывает на публицистический материал свою неповторимую индивидуальность.
Формирование жанров было вызвано практической потребностью. Когда появилась первая печатная газета "Ведомости", то ее назначение - сообщать самые свежие новости - определило и жанровое ее своеобразие - информационность. Некоторые из материалов сообщали известия в краткой форме (заметка), другие содержали развернутое описание произошедшего (отчет) или более эмоционально передавали наиболее важные детали события (репортаж). Аналитических материалов в "Ведомостях" еще не было, - они сформировались из более поздней потребности разобраться в причинах происходящего.
Круг общественных проблем, оказывая влияние на формирование жанрового многообразия публицистических материалов, диктует и перемены в уже сложившихся жанрах. Жанры не стоят на месте, они постоянно развиваются и обогащаются.
Можно выделить три основных родовых группы.
Информационные - заметка, интервью, отчет, репортаж – объединяет между собой событийный повод для выступления. Они, как правило, оперируют простой, первичной информацией и идут по горячим следам события. Поэтому главная их цель - оперативно сообщить о факте, событии, явлении. В числе определяющих признаков информационных жанров, прежде всего, выделяется новизна.
Аналитические: статья, корреспонденция, версия, комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение, обзор печати, рецензия - объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов.
Художественно-публицистическим: зарисовке, беседе, исповеди, очерку, фельетону, памфлету, пародии, эпиграмме, публицистической сказке, публицистическому рассказу - свойственны образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над фактом.
Таким образом, мы можем сказать, что информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную действительность.
1.2.Жанры
ЗаметкаМы открываем газету, включаем радио или садимся у экрана телевизора в первую очередь для того, чтобы удовлетворить свое любопытство: а что же сегодня произошло? И внимательно следим за мыслью журналистов, пытающихся нам об этом рассказать. Один из них нам нравится больше, другой - меньше. И даже не столько из-за внешности или манеры одеваться, сколько из-за умения удовлетворить наше любопытство.
Вот тут на помощь журналисту и приходит заметка - простейший из информационных жанров. Ее назначение - оперативно сообщать общественно значимые, заслуживающие внимания факты, четко сбалансировав сенсационность с тем, что может помочь в социальной ориентации. А потому ее характеризуют, прежде всего, новизна и краткость.
Интервью
Само слово «интервью» в переводе с английского языка означает «беседа». Так в журналистике называют и метод, и жанр. О методе мы уже говорили, когда рассматривали методологию журналистского творчества. Теперь настала пора поговорить о жанре и его специфических особенностях.
Интервью может носить не только информационный характер. Оно бывает необходимо и для создания портрета собеседника, - через его речь, например, или особенности поведения в ходе интервью. Но даже такую разновидность жанра мы можем отнести к информационной подгруппе. Ведь тут сам журналист выступает как информатор, сообщая новые интересные факты о личности собеседника.
Отчет
Этот жанр уже давно обосновался на страницах российских газет. Еще петровские "Ведомости" активно использовали его как привычную форму сообщений о проходивших мероприятиях. Ведь и до появления печати отчет существовал в устной форме: каждое утро царю докладывали важные сообщения из жизни общества.
Такие отчеты состояли из информационных блоков, расположение которых создавало определенный контекст звучания каждой новости в отдельности. Так, порою абсолютно без специального замысла, возникал анализ-синтез в информационных жанрах. Может быть, потому сегодняшние теоретики публицистики выделяют два вида отчета - информационный и аналитический.
Репортаж
Репортаж - это информационный жанр, который достоверно, выразительно и динамично рисует картину события через непосредственное восприятие автора, обязательно присутствующего на месте действия и создающего "эффект присутствия" для читателей. В основе репортажа всегда лежит новизна события.
В самом деле, часто бывает недостаточно просто сообщить о факте, - необходимо показать его, передать атмосферу события. Наглядность - лучший помощник в активном восприятии. А оперативный репортаж как раз и позволяет развернуть общую панораму происходящего. Это рассказ очевидца, точный, документальный, объективный, строго придерживающийся естественного хода событий, чем-то напоминающий серию картинок с натуры, сменяющих друг друга.
В какой-то степени это напоминает документальные рассказы или повести, героем которых становится сама жизнь. Точнее сказать, репортаж - это новость в движении.
КорреспонденцияЭто один из древнейших газетных жанров. Само его название в переводе с латинского означает "осведомлять" и в точности соответствует главному предназначению корреспонденции.
В информационной корреспонденции автор подробно рассказывает о происходящих процессах, стремясь сгруппировать факты, объединить их общей темой. Ее задача - привлечь внимание к событию и показать тенденции его развития. Разумеется, что и в информационной корреспонденции присутствует анализ происходящих событий, но гораздо в меньшем количестве, чем в аналитической корреспонденции, которая теоретиками журналистики выделяется как второй вид.
СтатьяСтатья - жанр аналитический. Аналитическая журналистика, как мы помним, представляет факты в их причинно-следственной взаимосвязи, дает им развернутую трактовку, оценку, обосновывает прогноз развития явлений, рисует план действий, связанный с отображаемым предметом. Поэтому статья носит масштабный, научно-теоретический характер. Она обычно обобщает широкий фактический материал в широких временных рамках. Для этого жанра характерны научная постановка темы, решение важных общественных проблем современности, глубокая аргументированность.
Название "статья" произошло от латинского слова, обозначающего "часть целого". Поэтому в журналистской практике отдельную публикацию, часть всего текста газетного номера, тоже называют статьей. Хотя жанр этой публикации может совершенно не подходить под определение статьи.
КомментарийКак жанр комментарий окончательно определился лишь в нашем столетии. Хотя еще в прошлом веке он появляется на страницах печати в виде краткого аналитического сообщения. Комментарии толкуют мотивы отдельных событий, явлений, ситуаций, выступлений. Собственно в переводе с латинского это слово и обозначает - "объяснение".
Для современных средств массовой коммуникации оперативный комментарий - уже ставшая традиционной форма реакции на любое событие общественной, политической и экономической жизни.
ВерсияВерсию относят к специфическому жанру, одновременно включающему в себя признаки аналитической журналистики и литературно-художественного творчества. Она базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора, исключая категоричность выводов и заключений. Основным ее методом исследования действительности становится домысел.
Часто журналисты путают понятия "домысел" и "вымысел", ставя их в единый синонимический ряд. На самом деле между ними лежит огромнейшая пропасть.
Вымысел - способность писателя представить, вообразить то, что могло быть в жизни, но могло и не быть. На основе своего жизненного опыта писатель представляет себе героя, воплощающего в себе черты времени, и воображает такие обстоятельства, в которых может лучше всего проявиться характер его героя.
Журналистское расследованиеЭтот жанр тесно взаимосвязан с жанром версии. Выдвигая предположения о причинах происходящего, сопоставляя факты, журналист пытается определить истину. И для этого он использует множество источников информации: люди, документы, личное наблюдение и многое другое, - при сборе фактов чрезвычайно важны тщательность, аккуратность, осмотрительность. Так как небрежность при журналистском расследовании способствует распространению дезинформации, которая, в свою очередь, может привести к неверным прогнозам и дальнейшим действиям.
Важно помнить, что целью журналистского расследования становится желание автора непременно установить скрытые причины определенного явления, процесса, ситуации. Поэтому материал и отвечает на вопросы "почему" и "как".
ПисьмоЭпистолярный жанр в публицистике используется давно. Это специфическое выступление, обращение автора к адресату с призывом, предложениями, мыслями и чувствами. Возникло оно в результате насыщения форм личной и деловой переписки элементами социально-политической литературы. Да и привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, сыграло свою роль в становлении письма как самостоятельного жанра журналистики.
ОбозрениеОбозрение - это одновременное наблюдение, анализ и выявление сущности событий, процессов, явлений общественной жизни. Главный, определяющий признак обозрения - единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. И, соответственно, его предметом становятся общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, а также идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы.
Обзор печатиОбзор печати - аналитический жанр. Его название возникло в те времена, когда еще не было ни радио, ни телевидения. Сегодня правильнее было бы называть его обзором средств массовой коммуникации. Ведь он предназначен для анализа, рассмотрения определенных явлений и ситуаций, связанных со всеми видами средств массовой коммуникации, их оценки и конкретных рекомендаций.
Этот жанр отличается использованием большого количества цитат из обозреваемых изданий, радио- и телепередач. Ведь обзор должен обладать силой доказательности, развернутой аргументацией и убедительными выводами, а все это можно достичь только с помощью извлечений из анализируемых текстов.
РецензияСамо слово "рецензия" пришло к нам из латыни. В переводе оно означает - "просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо". Жанр, получивший это название, - критический анализ, оценка отражения в произведениях литературы, искусства и науки реальной действительности.
ЭссеЭссе - прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Это глубоко личностный персонифицированный литературно-публицистический жанр, требующий самостоятельности и оригинальности мышления, некоего опыта в той области, которой посвящены раздумья. Собственно, в переводе с французского его название и обозначает - "опыт".
Глава 2 Очерк как художественно-публицистический жанр
Очерк - это художественно-публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепции человека или общественной жизни. Так гласит научное определение жанра. Что же оно обозначает?
Прежде всего то, что очеркист художественно воплощает в слове реальные исторические лица и события, составляя о них мнение на основании системного исследования объекта. Суждение достигается путем анализа, а заключение и вывод являются логическим его завершением.
Словом, очерк - одновременно и документально-научное осмысление действительности, и эстетическое освоение мира. Не случайно же очерк сравнивают с художественными произведениями и даже с живописью, подчеркивая: если рассказ - живописная картина, то очерк – графический рисунок или эскиз к картине. Он как бы на грани между документом и обобщенным художественным образом. Если бы историки сегодня не имели других источников, кроме очерковой литературы, то и в этом случае они смогли бы верно представить себе минувшую жизнь: русский очерк содержит огромный художественно-познавательный материал, отражающий многие важные моменты развития страны на протяжении ряда десятилетий.
Ведь очерк в истории русской публицистики известен с конца 18 века. И отличался он не только широтой охвата и тематическим многообразием, но и постановкой волнующих, актуальных проблем современности. Поэтому познавательная ценность русской очерковой литературы неотделима от ее активной роли в истории освободительного движения. На протяжении всей своей истории - от появления до современного развития - очерк стремится знакомить читателя с новыми, рождающимися формами жизни и ее повседневным ходом, пробуждать общественное мнение и формировать понимание права выдвигать и отстаивать передовые мысли, сочетая объективную оценку действительности с субъективным мнением, сравнениями и параллелями между ними. Только тогда, когда публицист проявляет себя как компетентный исследователь, тонкий аналитик, он может убедить читателя в верности своих оценок и суждений.
2.1. Виды очерка
А) Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли. И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.
Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя.
Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя.
Б) Проблемный очерк включает в себя ряд подвидов: экономический, социологический, философский, экологический, судебный, полемический и другие. Здесь в роли публициста выступает специалист в определенной области. Предметом его исследования и художественно-публицистического отражения становится актуальная проблема, вставшая перед обществом в конкретный текущий момент. Это концептуальный авторский монолог, просвеченный индивидуальным видением человека и ситуации, в которой он действует.
Очеркист - проблемник не просто разрабатывает тему с помощью эмоционально-образных выразительно-изобразительных средств, а создает образ ситуации. На первый план выходит уже не показ конкретной личности, а научно-публицистическое исследование проблемы. Роль автора здесь всегда активная, - он вступает в прямой разговор с читателем, свободно оперируя знаниями по истории вопроса, цифрами, статистическими данными.
Такой вид очерка не частый гость на страницах газет. Создавая развернутый образ ситуации, он значительно объемнее проблемно-аналитических жанров - корреспонденции и статьи. Поэтому проблемный очерк - форма журнальной или даже книжной публицистики.
В) Путевой очерк - один из самых старых видов. Его особенности заключаются в том, что объект изучения развертывается для автора постепенно. Действительно, путешествуя, публицист всматривается в людей, в ситуации, фиксирует факты и события, отражая их через призму индивидуальных наблюдений. В передаче личных впечатлений от возникающих перед глазами очеркиста форм жизни, обычаев, нравов, социальных контрастов и заключается специфика путевого очерка. В нем сочетаются элементы портретного и проблемного очерков.
Это не случайно: сами истоки русского очерка следует искать именно здесь, в этом виде жанра. Обострение социальных противоречий в России 18 века поставило перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Новое отношение к действительности сочеталось с поиском новых форм ее отражения. Так появились "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н.Радищева и "Письма русского путешественника" Н.М.Карамзина.
Нередко путевые очерки публикуются с продолжениями, создавая иллюзию совместного путешествия автора и читателей. Очеркист становится глазами своей аудитории, используя для этого репортажные приемы.
Стилистическая языковая структура очерка полностью соответствует цели, поставленной автором, и виду очерка, избранному им для художественно-публицистического осмысления действительности. Краткость, лаконизм, умение в сжатой форме сказать о многом, создать многогранную картину - один из основных признаков высокого профессионального мастерства очеркиста.
Особую роль в очерке играют пейзажи. Описание природы помогает раскрыть и обстановку, в которой происходит действие, и эмоционально-психологическое состояние героев очерка или самого очеркиста. В выявлении существенных признаков природных явлений, показе их взаимосвязи с главной идеей очерка, выразительных подробностей и детализации очеркист может достичь необычайной глубины проникновения в самую суть описываемого.
Однако в практике начинающих журналистов глубина осмысления пережитого и увиденного часто подменяется однообразием тематики, иллюстративным скольжением по поверхности жизни, сухостью изложения мысли, бедностью лексического запаса, - очерком здесь называют всякое описание факта, события, человека.
Поэтому еще раз заметим, что русская очерковая публицистика прежде всего стремится к активному вторжению в жизнь, к проблемности, к новизне, к раскрытию фактов большой социальной значимости. А яркая, образная манера повествования, острые индивидуальные речевые характеристики, метафоры, сравнения, гиперболы способствуют большей выразительности и художественно-публицистическому отображению действительности.
Одним из эффективных методов построения очерка является ассоциативный способ изложения, типичным проявлением которого служат авторские размышления. Авторские ассоциации, как правило, углубляют образно-психологическую разработку основной идеи повествования.
Очень важно, чтобы все ситуации, факты, события, ассоциации представляли единое целое, подчинялись единой цели - разработке темы, избранной очеркистом. Вместе с тем, только полностью изучив материал, факты, обстоятельства, людей, можно окончательно решить, какой поворот придать очерку, какую проблему выдвинуть в нем, поэтому, работая над очерком, журналист фиксирует в своем блокноте и в памяти все: общие сведения, данные, цифры, имена и фамилии, должности, конкретные эпизоды, ситуации, раскрывающие человека в действии, чтобы потом суметь раскрыть характерное, поучительное, впечатляющее. Ведь композиция жанра требует непременного соединения, столкновения многих фактов, эпизодов, размышлений.
2.2. В.И.Иванов – яркий представитель жанра очерк
Иванов Василий Иннокентьевич прозаик, член союза писателей СССР с 1978 года родился в Куокуйском наслеге Кобяйского улуса после окончания средней школы служил в рядах советской армии. 1973 году окончил Якутский Государственный Университет. Был назначен врачом хирургом в Покровскую больницу Хангаласского улуса. Работал в родном Кобяйском улусе наркологом, журналистом газеты «Саха сирэ» свои первые рассказы написал еще в школьные годы. Рассказ солнечное утро был помещён в стенной газете. Читатели республики впервые познакомились с Василием Ивановым в 1964 г. на страницах газеты «Бэлэм буол» в 1971 году в сборник молодых авторов вошли семь рассказов писателя. Первая книга «Кун уотун туттум» («Поймал луч солнца») вышла в 1975 г.
Герой рассказов и новелл В.Иванова – дети трудных военных лет, которые провожают своих отцов и братьев на Великую Отечественную войну, ждут их возвращения. В повести «Кырдьа5астар уонна эдэрдэр» («Старики и молодые») рассказывается о трудовых и семейных отношениях двух поколений, на фоне которых ставится проблема нравственного и эстетического воспитания молодежи.
Произведения
Кун уотун туттум: Новеллалар.- Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1975-71 с.
Лунха ырыалара.-Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1978-40 с.
Кырдьа5астар уонна эдэрдэр: Сэьэн. – Дьокуускай: кинигэ изд-вота, 1982-88 с.
2.3. Портретные очерки Василия Иванова
Мною рассмотрено 76 статей журналиста Василия Иванова. Из них портретные очерки – 25 статей. Василий Иннокентьевич раскрывает внутренний мир героя своего очерка. В очерках нашего земляка мы видим яркую картину социально-психологической мотивации его поступков, умело раскрывается индивидуальное и типическое в характере. Он ищет в нашей реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли. Например, писатели, медики, учителя, передовики производства.
В результате создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.
Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя. Журналист Василий Иванов очень умело анализирует психологию героя.
Портретный очерк
№ Пример
1 временные - по историческим личностям СолгоБайбалтордо-ууьа, удьуора
Куокуйнэьилиэгинкинээстэрэ, чаччыыналара
«Котор» быьах
«Киьи дьыл5ата»
- в советское время (20-30 гг.) - ВОВ 1. Мэкээт
2. Петров Михаил Николаевич
3. Гуляев Тимофей Егорович
- современники 1. Ботуруоптэр
2. Саабыстар
2 по профессиям - медики О5о кото5ооччу
- учителя Кини сирдээ5и дьоло
- писатели 1. СомокоНьукулай – олонхоьут, сээркээнсэьэнньит
2. Сурэхпэрсибэккитылынна
3. Суруйааччыбуолуохтаахэтэ
4. Бэйэмтуспунанбэйэм
5.ДаадарКэбээйигэ
6.Иван Петров уоннаЭллэй
- юристы Бастакы урдук уорэхтээх юрист, судьуйа
-историки Бастакы историк-архивист
-инженеры Бастакы сибээс инженерэ
3 передовики производства - труженики -сенокосцы 1.Афанасий Егорович Тихонов - Ордуулаах Охонооьой
-коневоды 2. Улэ – дьол диир буолара
- доярки 1.Винокурова Татьяна Прокопьевна - бастыннартан - бастын ыанньыксыт
2. Кэтириинэ эмээхсин
-рыбаки Солобуойап баьылайдаах
- бригадиры, строители 1.Биригэдьиир
2.Дьаакып
3 По нравственным качествам - добрые 1.Аатынкурдук эйэ5эс киьиэтэ
2.Дьэрэмиэй – масс курдук коно киьи
3. Аанньал тэнэ киьи
4. Миэхэ баар учугэй а5абыттан
2.4. Проблемный очерк
№ Проблема Название статьи Тема
1 Социальная Олох тордо – чол олох Алкоголизм и наркомания
Сахалар уьун уйэлээх этибит Здоровье мужчин
Манан халаты кэппит эрэ барыта аанньал буоллбат Врачебная этика
Куйууру сахалар эрэ баьылаабыттара Сохранение народных промыслов рыболовства
Кун сырдыга ба5алааах Близорукость
Чол олох бэйэбит илиибитигэр Демографическая
Суруйааччыга билинни кэм ирдэбилэ Писатель и его время
Уйэ уьуннаах суол Борьба с зарождениями болезни
Ус саха уоскээтин, туорт саха тороотун Демографическая
Норуот кэскилэ – о5о Демографическая
\
Прсихическэй доруобуйа диэн тугуй? Психическое здоровье будущей психотрии как науки Якутов
Ыраастанарга, хомунарга уп суох Экология
Алмаастаах кыраайга олонхо иьиллибэт Промышленные города
Чол олохтоох сана колуонэни иитиэ5ин Алкоголизм, занятость населения
Тыыннаах хаалар со5отох суол Алкоголизм
Кэбээйи да собото мунур уьуктаах Рыболовство
Саха ытын чолугэр туьэрэ кыахтанныбыт Возрождение собак
Сэллик нвмтыырыгар эрэллээхпит Туберкулез
Изучив статьи В.И Иванова с 2003 по сегодняшний день напечатанные в газете «Дабаан» и «Саха Сирэ» я пришла к выводу, Василий Иннокентьевич по профессии врач и за годы работы в газете «Саха Сирэ» вел рубрику «Саха ыала» где освещал тему здорового образа жизни. В статье «Олох тордо – чол олох», «Кыынньар кымыьы дэлэтиэххэ», «Сахалар уьун уйэлээх этибит», «Манан халаты кэппит эрэ барыта аанньал буолбат», «Куйууру сахалар эрж баьылаабыттара», «Кун сырдыга ба5алаах», «Чол олох бэйэбит