Открытый урок по биологии на тему Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции.
Тема урока: "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Цель урока: формирование понятия о составе внутренней среды, крови и ее составе, функциях.
Задачи:
1. Образовательные:
раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями; роль свертывания в защите организма от потери крови; роль фагоцитоза;
2. Развивающие:
развивать творческое мышление школьников и активизировать их познавательную деятельность через тестовые задания, биологические задачи;
3. Воспитательные:
воспитывать культуру речи;
бережное отношение к своему здоровью
Методы обучения:
Словесные: элементы объяснения, описания и беседы.
Словесно-наглядные: работа с текстом, фрагментом кинофильма, таблицами, слайдами презентацией
Планируемые результаты: учащиеся узнают состав внутренней среды, особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.
Оборудование:
Компьютер, проектор, кинофрагмент
I. Организационный момент: (готовность класса к уроку)
II. Проверка знаний, умений, навыков.
Работа с классом (фронтальная беседа)
Что называют внешней средой?
Что называют внутренней средой организма?
Каков состав внутренней среды?
Какое значение имеет внутренняя среда организма?
III. Изучение нового материала.
Долгое время за кровью признавали могучую силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”; древние греки приносили кровь в жертву своим богам.
Некоторые философы Древней Греции считали кровь носителем души. С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови.
Кровь – жидкая соединительная ткань.
Функции крови
Дыхательная (перенос кислорода)
Питательная (доставляет питательные вещества в клетки)
Терморегуляторная (регулирует температуру тела)
Защитная (вырабатывает в-ва необходимые для борьбы с микроорг-ми)
Гуморальная (перенос в-в и связь органов в систему)
Первые открытия. Плавающие в крови тельца впервые обнаружил итал. анатом и врач Марчелло Мальпиги. Эти включения он принял за жировые шарики, а не за клетки. Некоторые из первых исследователей принимали клетки крови за воздушные шарики, другие – за животных, якобы разумных существ. Только Антоний Левенгук назвал их кровяными шариками. Впоследствии их стали называть кровяными клетками.
Плазма крови. Имеет относительно постоянный состав. 90% состоит из воды и 10% – белки, жиры, глюкоза, минеральные соли (около 0,9% плазмы приходится на поваренную соль). Среди белков имеется фибриноген, который принимает участие в свертывании крови.
IV. Закрепление
Самостоятельная работа с учебником по группам
I группа – эритроциты, стр. 84-85.
II группа – лейкоциты, стр. 86.
III группа – тромбоциты, стр. 86-87
Заполняем таблицу: “Клетки крови и их значение”.
Название клеток Количество (в 1 мм3) Функция Где образуются
Эритроциты (красные кровяные клетки) 4,5-5млн.- муж. 4 – 4,5 млн. – жен. Транспорт кислорода Красный костный мозг
Лейкоциты (белые кровяные тельца) 4 – 8 тыс. Распознавание, уничтожение чужеродных тел Лимфатические узлы,тимус, красный костный мозг
Тромбоциты (кровяные пластинки) Свертывание крови Красный костный мозг
Работа с понятиями: фагоциты, Фагоцитоз, лимфоциты, антигены, антитела.
Фагоциты – вид лейкоцитов способных к амебоидному движению.
Фагоцитоз – поглощение инородных тел фагоцитами.
Антигены – чужеродные образования.
Антитела – особые химические вещества, вырабатываемые лимфоцитами для уничтожения антигенов.
Взаимодействие между антителом и антигеном называется иммунной реакцией.
Краткая историческая справка.
Илья Ильич Мечников (1845-1916), биолог и патолог, открыл явление фагоцитоза. В своем знаменитом труде “Невосприимчивость в инфекционных болезнях” изложил фагоцитозную теорию иммунитета. Удостоен в 1908 г. Нобелевской премии.
В среднем у здорового человека в 5.4 л. Крови содержится 25 трлн. эритроцитов, 50 млрд. лейкоцитов и около 2 трлн. тромбоцитов.
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.
СОЭ – скорость оседания эритроцитов. При наличии воспаления СОЭ увеличивается. Норма СОЭ для мужчин – 2-10 мм/ч, для женщин – 2-15 мм/ч.
При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
Кроветворение – форменные элементы образуются в красном костном мозге. Однако дозревание многих лимфоцитов происходит в тимусе (вилочковая железа) и лимфотических узлах. Продолжительность элементов крови небольшая. Лейкоциты живут до 3-5 суток, эритроциты – 120-130 суток, тромбоциты – 5-7 суток.
Тест
1.Где вырабатываются эритроциты?
а) печень
б) красный костный мозг
в) селезёнка
2.Где разрушаются эритроциты?
а) печень
б) красный костный мозг
в) селезёнка
3.Где образуются лейкоциты?
а) печень
б) красный костный мозг
в) селезёнка
г) лимфатические узлы
4.Какие форменные элементы крови имеют в клетках ядро?
а) эритроциты
б) лейкоциты
в) тромбоциты
5. Какие форменные элементы крови участвуют в её свёртывании?
а) эритроциты
б) тромбоциты
в) лейкоциты
Подведение итогов, оценки за урок.
V. Подведение итогов, оценки за урок.
VI . Домашнее задание:§14, подготовиться к лабораторной работе (сравнение крови человека с кровью лягушки на с. 72 учебника)